Jump to content

Сходство (психология)

(Перенаправлено из «Ментальное расстояние »)

Сходство относится к психологической степени идентичности двух ментальных представлений . Это фундаментальное значение для человеческого познания, поскольку оно обеспечивает основу для категоризации сущностей по видам и для различных других когнитивных процессов. [1] Он лежит в основе нашей способности взаимодействовать с неизвестными объектами, предсказывая, как они будут вести себя, на основе их сходства с объектами, с которыми мы знакомы. [2] Исследования в области когнитивной психологии использовали ряд подходов к понятию сходства. Каждый из них связан с определенным набором предположений о представлении знаний .

Когнитивно-психологические подходы

[ редактировать ]

Подходы на ментальной дистанции

[ редактировать ]

Подходы, основанные на ментальной дистанции ( Shepard 1962 ), предполагают, что ментальные репрезентации можно концептуализировать как своего рода ментальное пространство. Концепты представлены в виде точек внутри пространства. Сходство между понятиями является функцией расстояния между понятиями в пространстве. Концепции, представленные точками, близкими друг к другу, психологически более сходны, чем точки, концептуально удаленные. Сильная сторона этого подхода заключается в том, что существует множество математических методов для получения пространств из данных, таких как многомерное масштабирование ( Шепард, 1962 ) и скрытый семантический анализ ( Ландауэр и Дюмэ, 1997 ).

Особенности подходов

[ редактировать ]

Функциональные подходы ( Tversky 1977 ) были разработаны для устранения ограничений подходов, основанных на ментальном расстоянии. Например, пространства симметричны. Расстояние между двумя точками одинаково, независимо от того, с какой точки вы начинаете. Однако психологическое сходство не симметрично. Например, мы часто предпочитаем констатировать сходство в одном направлении. Например, более естественно сказать, что 101 похоже на 100, чем сказать, что 100 похоже на 101. Более того, многие метафоры также являются направленными. Сказать: «Этот хирург — мясник» означает нечто совершенно иное, чем сказать: «Этот мясник — хирург».

Функциональные подходы предполагали, что люди представляют понятия в виде списков признаков, описывающих свойства предметов. Сравнение сходства включает в себя сравнение списков функций, представляющих концепции. Функции, которые являются общими в списках функций, являются общими для пары, а функции, которые содержатся в одном наборе функций, но не содержатся в другом, являются различиями пары. Можно объяснить интуицию людей или оценки сходства между понятиями, предполагая, что суждения о сходстве увеличиваются с увеличением количества общих черт (взвешенных по значимости этих сходств) и уменьшаются с количеством различий (взвешенных по заметности этих общих понятий). различия).

Структурные подходы

[ редактировать ]

Структурные подходы к сходству ( Gentner & Markman 1997 ) были разработаны для устранения ограничений описания признаков. В частности, функциональный подход предполагает, что сходства и различия независимы друг от друга. Однако сходства и различия не являются психологически независимыми. На самом деле, чтобы определить различия между парой, необходимо найти общие черты. Рассмотрим сравнение автомобиля и мотоцикла. У обоих есть колеса. Это общность. Однако у автомобилей четыре колеса, а у мотоциклов — два. В этом разница. Поскольку для этого различия необходимо сначала найти общее между парой, оно называется выравниваемым различием . Согласуемые различия контрастируют с несогласуемыми различиями , которые представляют собой аспекты одного понятия, не имеющие соответствия в другом. Например, в автомобилях есть ремни безопасности, а в мотоциклах — нет. Исследования показывают, что выравниваемые различия оказывают большее влияние на суждения людей о сходстве, чем несогласуемые различия. Таким образом, связь между сходством пары и различиями важна для понимания оценок сходства людьми. Структурные подходы к сходству возникли в результате исследований аналогия .

Трансформационные подходы

[ редактировать ]

Трансформационные теории сходства ( Hahn, Chater & Richardson 2003 ) были разработаны для оценки сходства независимо от типа ментального представления. С этой точки зрения любое ментальное представление может быть преобразовано в другое ментальное представление посредством ряда шагов. Для любой системы представлений и набора преобразований можно определить кратчайший набор шагов (т. е. кратчайшую программу), который преобразует одно представление в другое. Чем короче эта минимальная программа, тем больше сходства у пары понятий. Ларки и Маркман (2005) нашли некоторые доказательства против этой точки зрения, показав, что количество шагов по преобразованию цветов и форм геометрических объектов не предсказывает суждения людей о сходстве этих объектов.

Социально-психологические подходы

[ редактировать ]

В социальной психологии большое количество эмпирических данных указывает на то, что сходство порождает симпатию; это известно как эффект сходства. [3] Сходство относится к личности, взглядам, ценностям, интересам, [4] и влечение, разделяемое между отдельными людьми. [3] Сходство тесно связано с моделью межличностного влечения, предложенной Брайном в социальной психологии (1961), которая определяется четырьмя переменными: близостью (как наше окружение и ситуация играют роль в определении того, как часто и в какой степени мы вступаем в контакт), потребностью в принадлежности, явные характеристики стимула (относятся к наблюдаемым качествам человека, которые служат для получения положительных или отрицательных реакций от других) и сходство. [3] [5] [6] Короче говоря, мы определяем наше влечение или симпатию к другому человеку с помощью положительных и отрицательных подкреплений и наших эмоций по этому поводу. [7] Когда индивидуум А получает положительное подкрепление от индивидуума Б, влечение А к Б усиливается, верно и обратное. [7] Было также обнаружено, что сходство взглядов служит прочной основой для длительной дружбы. [8] Друзья, которые разделяют одинаковый интерес к занятиям, чаще воспринимают сходство и симпатию, чем те, кто разделяет схожие взгляды. [8] Было доказано, что воспринимаемое сходство человека с другим показывает потенциал для романтических отношений, хотя фактическое сходство было низким. [3] Эти результаты объясняют, что людей с большей вероятностью будут привлекать те, кто, по их мнению, разделяет схожие занятия, такие как род занятий и хобби. [8] Близость также объясняет взаимосвязь между симпатиями и занятиями: люди со схожими интересами склонны помещать себя в одинаковые условия, увеличивая свои шансы на взаимодействие. [3] [5] [8] По мере увеличения частоты взаимодействия между двумя или более людьми степень воспринимаемого сходства и симпатии друг к другу увеличивается, что в конечном итоге приводит к длительным отношениям. [6]

Было предложено несколько объяснений того, каким образом сходство увеличивает межличностное влечение ( подобный-предпочитает подобное ). [9] Во-первых, люди со схожими интересами склонны помещать себя в схожие условия. Например, два человека, интересующиеся литературой, скорее всего, встретятся друг с другом в библиотеке и завяжут отношения (с использованием эффекта близости ). [10] Другое объяснение состоит в том, что мы замечаем похожих людей и ожидаем, что отношения будут межличностными и полезными из-за схожих взглядов, поведения и ценностей. [9] [11] Люди склонны выносить негативные суждения о тех, кто находится «вне группы», а не «в группе» в социальном, поведенческом отношении или имеет иную мораль и ценности. [12] В частности, измерения черт личности «Большой пятерки» ( экстраверсия и интроверсия , доброжелательность и неприятность, открытость и закрытость, добросовестность и апатия , а также психическая устойчивость и невротизм ) представляют собой поведенческие черты, часто используемые для оценки сходства или несходства в отношениях. [13]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Коулинг, Сэм (2017). «Сходство» . Философский компас . 12 (4): е12401. дои : 10.1111/phc3.12401 .
  2. ^ Холиоук, К.; Моррисон, Б. (2005). «2. Сходство». Кембриджский справочник по мышлению и рассуждению . Издательство Кембриджского университета.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Монтойя, Р. Мэтью; Хортон, Роберт С.; Киршнер, Джеффри (декабрь 2008 г.). «Необходимо ли фактическое сходство для привлечения? Метаанализ фактического и воспринимаемого сходства». Журнал социальных и личных отношений . 25 (6): 889–922. дои : 10.1177/0265407508096700 . ISSN   0265-4075 . S2CID   145590102 .
  4. ^ Бирн, Донн; Нельсон, Дон (январь 1964 г.). «Привлечение как функция сходства-несходства отношений: эффект важности темы» . Психономическая наука . 1 (1–12): 93–94. дои : 10.3758/bf03342806 . ISSN   0033-3131 .
  5. ^ Jump up to: а б Рэнд, Томас М.; Уэксли, Кеннет Н. (апрель 1975 г.). «Демонстрация эффекта «Похоже на меня» в симулированных собеседованиях при приеме на работу». Психологические отчеты . 36 (2): 535–544. дои : 10.2466/pr0.1975.36.2.535 . ISSN   0033-2941 . S2CID   145715659 .
  6. ^ Jump up to: а б Ньюкомб, Теодор М. (1956). «Предсказание межличностного влечения». Американский психолог . 11 (11): 575–586. дои : 10.1037/h0046141 . ISSN   0003-066X .
  7. ^ Jump up to: а б Бирн, Донн; Клор, Джеральд Л. младший; Уорчел, Филип (1966). «Влияние экономического сходства-несходства на межличностное влечение». Журнал личности и социальной психологии . 4 (2): 220–224. дои : 10.1037/h0023559 . ISSN   0022-3514 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Вернер, Кэрол; Пармели, Пэт (март 1979 г.). «Сходство предпочтений в деятельности друзей: те, кто играет вместе, остаются вместе». Социальная психология Ежеквартально . 42 (1): 62. дои : 10.2307/3033874 . ISSN   0190-2725 . JSTOR   3033874 .
  9. ^ Jump up to: а б Лайдон, Джон Э.; Джеймисон, Дэвид В.; Занна, Марк П. (1 декабря 1988 г.). «Межличностное сходство и социальные и интеллектуальные аспекты первых впечатлений» . Социальное познание . 6 (4): 269–286. дои : 10.1521/soco.1988.6.4.269 . ISSN   0278-016X .
  10. ^ Либерман, Зоя; Шоу, Алекс (01 августа 2019 г.). «Дети используют сходство, близость и лояльность, чтобы предсказать, кто из людей станет другом». Журнал экспериментальной детской психологии . 184 : 1–17. дои : 10.1016/j.jecp.2019.03.002 . ISSN   1096-0457 . ПМИД   30974289 . S2CID   109941102 .
  11. ^ Монтойя, Р. Мэтью; Кершоу, Кристина; Проссер, Джули Л. (июль 2018 г.). «Метааналитическое исследование связи между межличностным влечением и разыгрываемым поведением» . Психологический вестник . 144 (7): 673–709. дои : 10.1037/bul0000148 . ISSN   1939-1455 . ПМИД   29733622 . S2CID   13685509 .
  12. ^ Маркес, Хосе М.; Робало, Элизабет М.; Роча, Сусана А. (июль 1992 г.). «Ингрупповая предвзятость и эффект «паршивой овцы»: оценка влияния социальной идентификации и воспринимаемой изменчивости на групповые суждения» . Европейский журнал социальной психологии . 22 (4): 331–352. дои : 10.1002/ejsp.2420220403 .
  13. ^ Бюкер, Сюзанна; Мэйс, Марлис; Дениссен, Яап Дж.А.; Луманн, Майке (январь 2020 г.). «Одиночество и большая пятерка личностных качеств: метаанализ» . Европейский журнал личности . 34 (1): 8–28. дои : 10.1002/per.2229 . ISSN   0890-2070 . S2CID   214301960 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7ca3b1dbb1c459faa456dddea018a0a8__1717908420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/a8/7ca3b1dbb1c459faa456dddea018a0a8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Similarity (psychology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)