Сходство (психология)
Сходство относится к психологической степени идентичности двух ментальных представлений . Это фундаментальное значение для человеческого познания, поскольку оно обеспечивает основу для категоризации сущностей по видам и для различных других когнитивных процессов. [1] Он лежит в основе нашей способности взаимодействовать с неизвестными объектами, предсказывая, как они будут вести себя, на основе их сходства с объектами, с которыми мы знакомы. [2] Исследования в области когнитивной психологии использовали ряд подходов к понятию сходства. Каждый из них связан с определенным набором предположений о представлении знаний .
Когнитивно-психологические подходы
[ редактировать ]Подходы на ментальной дистанции
[ редактировать ]Подходы, основанные на ментальной дистанции ( Shepard 1962 ), предполагают, что ментальные репрезентации можно концептуализировать как своего рода ментальное пространство. Концепты представлены в виде точек внутри пространства. Сходство между понятиями является функцией расстояния между понятиями в пространстве. Концепции, представленные точками, близкими друг к другу, психологически более сходны, чем точки, концептуально удаленные. Сильная сторона этого подхода заключается в том, что существует множество математических методов для получения пространств из данных, таких как многомерное масштабирование ( Шепард, 1962 ) и скрытый семантический анализ ( Ландауэр и Дюмэ, 1997 ).
Особенности подходов
[ редактировать ]Функциональные подходы ( Tversky 1977 ) были разработаны для устранения ограничений подходов, основанных на ментальном расстоянии. Например, пространства симметричны. Расстояние между двумя точками одинаково, независимо от того, с какой точки вы начинаете. Однако психологическое сходство не симметрично. Например, мы часто предпочитаем констатировать сходство в одном направлении. Например, более естественно сказать, что 101 похоже на 100, чем сказать, что 100 похоже на 101. Более того, многие метафоры также являются направленными. Сказать: «Этот хирург — мясник» означает нечто совершенно иное, чем сказать: «Этот мясник — хирург».
Функциональные подходы предполагали, что люди представляют понятия в виде списков признаков, описывающих свойства предметов. Сравнение сходства включает в себя сравнение списков функций, представляющих концепции. Функции, которые являются общими в списках функций, являются общими для пары, а функции, которые содержатся в одном наборе функций, но не содержатся в другом, являются различиями пары. Можно объяснить интуицию людей или оценки сходства между понятиями, предполагая, что суждения о сходстве увеличиваются с увеличением количества общих черт (взвешенных по значимости этих сходств) и уменьшаются с количеством различий (взвешенных по заметности этих общих понятий). различия).
Структурные подходы
[ редактировать ]Структурные подходы к сходству ( Gentner & Markman 1997 ) были разработаны для устранения ограничений описания признаков. В частности, функциональный подход предполагает, что сходства и различия независимы друг от друга. Однако сходства и различия не являются психологически независимыми. На самом деле, чтобы определить различия между парой, необходимо найти общие черты. Рассмотрим сравнение автомобиля и мотоцикла. У обоих есть колеса. Это общность. Однако у автомобилей четыре колеса, а у мотоциклов — два. В этом разница. Поскольку для этого различия необходимо сначала найти общее между парой, оно называется выравниваемым различием . Согласуемые различия контрастируют с несогласуемыми различиями , которые представляют собой аспекты одного понятия, не имеющие соответствия в другом. Например, в автомобилях есть ремни безопасности, а в мотоциклах — нет. Исследования показывают, что выравниваемые различия оказывают большее влияние на суждения людей о сходстве, чем несогласуемые различия. Таким образом, связь между сходством пары и различиями важна для понимания оценок сходства людьми. Структурные подходы к сходству возникли в результате исследований аналогия .
Трансформационные подходы
[ редактировать ]Трансформационные теории сходства ( Hahn, Chater & Richardson 2003 ) были разработаны для оценки сходства независимо от типа ментального представления. С этой точки зрения любое ментальное представление может быть преобразовано в другое ментальное представление посредством ряда шагов. Для любой системы представлений и набора преобразований можно определить кратчайший набор шагов (т. е. кратчайшую программу), который преобразует одно представление в другое. Чем короче эта минимальная программа, тем больше сходства у пары понятий. Ларки и Маркман (2005) нашли некоторые доказательства против этой точки зрения, показав, что количество шагов по преобразованию цветов и форм геометрических объектов не предсказывает суждения людей о сходстве этих объектов.
Социально-психологические подходы
[ редактировать ]В социальной психологии большое количество эмпирических данных указывает на то, что сходство порождает симпатию; это известно как эффект сходства. [3] Сходство относится к личности, взглядам, ценностям, интересам, [4] и влечение, разделяемое между отдельными людьми. [3] Сходство тесно связано с моделью межличностного влечения, предложенной Брайном в социальной психологии (1961), которая определяется четырьмя переменными: близостью (как наше окружение и ситуация играют роль в определении того, как часто и в какой степени мы вступаем в контакт), потребностью в принадлежности, явные характеристики стимула (относятся к наблюдаемым качествам человека, которые служат для получения положительных или отрицательных реакций от других) и сходство. [3] [5] [6] Короче говоря, мы определяем наше влечение или симпатию к другому человеку с помощью положительных и отрицательных подкреплений и наших эмоций по этому поводу. [7] Когда индивидуум А получает положительное подкрепление от индивидуума Б, влечение А к Б усиливается, верно и обратное. [7] Было также обнаружено, что сходство взглядов служит прочной основой для длительной дружбы. [8] Друзья, которые разделяют одинаковый интерес к занятиям, чаще воспринимают сходство и симпатию, чем те, кто разделяет схожие взгляды. [8] Было доказано, что воспринимаемое сходство человека с другим показывает потенциал для романтических отношений, хотя фактическое сходство было низким. [3] Эти результаты объясняют, что людей с большей вероятностью будут привлекать те, кто, по их мнению, разделяет схожие занятия, такие как род занятий и хобби. [8] Близость также объясняет взаимосвязь между симпатиями и занятиями: люди со схожими интересами склонны помещать себя в одинаковые условия, увеличивая свои шансы на взаимодействие. [3] [5] [8] По мере увеличения частоты взаимодействия между двумя или более людьми степень воспринимаемого сходства и симпатии друг к другу увеличивается, что в конечном итоге приводит к длительным отношениям. [6]
Было предложено несколько объяснений того, каким образом сходство увеличивает межличностное влечение ( подобный-предпочитает подобное ). [9] Во-первых, люди со схожими интересами склонны помещать себя в схожие условия. Например, два человека, интересующиеся литературой, скорее всего, встретятся друг с другом в библиотеке и завяжут отношения (с использованием эффекта близости ). [10] Другое объяснение состоит в том, что мы замечаем похожих людей и ожидаем, что отношения будут межличностными и полезными из-за схожих взглядов, поведения и ценностей. [9] [11] Люди склонны выносить негативные суждения о тех, кто находится «вне группы», а не «в группе» в социальном, поведенческом отношении или имеет иную мораль и ценности. [12] В частности, измерения черт личности «Большой пятерки» ( экстраверсия и интроверсия , доброжелательность и неприятность, открытость и закрытость, добросовестность и апатия , а также психическая устойчивость и невротизм ) представляют собой поведенческие черты, часто используемые для оценки сходства или несходства в отношениях. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коулинг, Сэм (2017). «Сходство» . Философский компас . 12 (4): е12401. дои : 10.1111/phc3.12401 .
- ^ Холиоук, К.; Моррисон, Б. (2005). «2. Сходство». Кембриджский справочник по мышлению и рассуждению . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и Монтойя, Р. Мэтью; Хортон, Роберт С.; Киршнер, Джеффри (декабрь 2008 г.). «Необходимо ли фактическое сходство для привлечения? Метаанализ фактического и воспринимаемого сходства». Журнал социальных и личных отношений . 25 (6): 889–922. дои : 10.1177/0265407508096700 . ISSN 0265-4075 . S2CID 145590102 .
- ^ Бирн, Донн; Нельсон, Дон (январь 1964 г.). «Привлечение как функция сходства-несходства отношений: эффект важности темы» . Психономическая наука . 1 (1–12): 93–94. дои : 10.3758/bf03342806 . ISSN 0033-3131 .
- ^ Jump up to: а б Рэнд, Томас М.; Уэксли, Кеннет Н. (апрель 1975 г.). «Демонстрация эффекта «Похоже на меня» в симулированных собеседованиях при приеме на работу». Психологические отчеты . 36 (2): 535–544. дои : 10.2466/pr0.1975.36.2.535 . ISSN 0033-2941 . S2CID 145715659 .
- ^ Jump up to: а б Ньюкомб, Теодор М. (1956). «Предсказание межличностного влечения». Американский психолог . 11 (11): 575–586. дои : 10.1037/h0046141 . ISSN 0003-066X .
- ^ Jump up to: а б Бирн, Донн; Клор, Джеральд Л. младший; Уорчел, Филип (1966). «Влияние экономического сходства-несходства на межличностное влечение». Журнал личности и социальной психологии . 4 (2): 220–224. дои : 10.1037/h0023559 . ISSN 0022-3514 .
- ^ Jump up to: а б с д Вернер, Кэрол; Пармели, Пэт (март 1979 г.). «Сходство предпочтений в деятельности друзей: те, кто играет вместе, остаются вместе». Социальная психология Ежеквартально . 42 (1): 62. дои : 10.2307/3033874 . ISSN 0190-2725 . JSTOR 3033874 .
- ^ Jump up to: а б Лайдон, Джон Э.; Джеймисон, Дэвид В.; Занна, Марк П. (1 декабря 1988 г.). «Межличностное сходство и социальные и интеллектуальные аспекты первых впечатлений» . Социальное познание . 6 (4): 269–286. дои : 10.1521/soco.1988.6.4.269 . ISSN 0278-016X .
- ^ Либерман, Зоя; Шоу, Алекс (01 августа 2019 г.). «Дети используют сходство, близость и лояльность, чтобы предсказать, кто из людей станет другом». Журнал экспериментальной детской психологии . 184 : 1–17. дои : 10.1016/j.jecp.2019.03.002 . ISSN 1096-0457 . ПМИД 30974289 . S2CID 109941102 .
- ^ Монтойя, Р. Мэтью; Кершоу, Кристина; Проссер, Джули Л. (июль 2018 г.). «Метааналитическое исследование связи между межличностным влечением и разыгрываемым поведением» . Психологический вестник . 144 (7): 673–709. дои : 10.1037/bul0000148 . ISSN 1939-1455 . ПМИД 29733622 . S2CID 13685509 .
- ^ Маркес, Хосе М.; Робало, Элизабет М.; Роча, Сусана А. (июль 1992 г.). «Ингрупповая предвзятость и эффект «паршивой овцы»: оценка влияния социальной идентификации и воспринимаемой изменчивости на групповые суждения» . Европейский журнал социальной психологии . 22 (4): 331–352. дои : 10.1002/ejsp.2420220403 .
- ^ Бюкер, Сюзанна; Мэйс, Марлис; Дениссен, Яап Дж.А.; Луманн, Майке (январь 2020 г.). «Одиночество и большая пятерка личностных качеств: метаанализ» . Европейский журнал личности . 34 (1): 8–28. дои : 10.1002/per.2229 . ISSN 0890-2070 . S2CID 214301960 .
- Гентнер, Дедре; Маркман, Артур Б. (1997). «Отображение структуры по аналогии и подобию» (PDF) . Американский психолог . 52 (1): 45–56. CiteSeerX 10.1.1.87.5696 . дои : 10.1037/0003-066X.52.1.45 . Архивировано из оригинала 24 марта 2016 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Хан, Ульрика; Чейтер, Ник; Ричардсон, Люси Б. (2003). «Сходство как трансформация» (PDF) . Познание . 87 (1): 1–32. дои : 10.1016/S0010-0277(02)00184-1 . ПМИД 12499105 . S2CID 5743682 . Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Ландауэр, Томас К.; Дюмэ, Сьюзан Т. (1997). «Решение проблемы Платона: теория скрытого семантического анализа приобретения, индукции и представления знаний» (PDF) . Психологический обзор . 104 (2): 211–240. CiteSeerX 10.1.1.184.4759 . дои : 10.1037/0033-295X.104.2.211 . Архивировано из оригинала 06 апреля 2016 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Ларки, Леви Б.; Маркман, Артур Б. (2005). «Процессы оценки сходства». Когнитивная наука . 29 (6): 1061–1076. CiteSeerX 10.1.1.666.1693 . дои : 10.1207/s15516709cog0000_30 . ПМИД 21702803 .
- Шепард, Роджер Н. (1962). «Анализ близостей: многомерное масштабирование с неизвестной функцией расстояния. I.». Психометрика . 27 (2): 125–140. дои : 10.1007/BF02289630 . S2CID 186222646 .
- Тверски, Амос (1977). «Признаки сходства» (PDF) . Психологический обзор . 84 (4): 327–352. дои : 10.1037/0033-295X.84.4.327 . Архивировано из оригинала 6 мая 2016 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )