Абу аль-Маали аль-Хазири
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( июль 2023 г. ) |
Абу аль-Маали Саад ибн Али аль-Хазири , часто известный как Даллал аль-Кутуб («Торговец книгами») (ок. двенадцатый век нашей эры), был книготорговцем, писцом и литератором из Ирака. Он известен тем, что составил первый известный арабский текст, полностью посвященный загадкам, - « Китаб аль-иджаз фи л-ахаджи ва-л-алгаз» («Неподражаемая книга викторин и загадок»).
Жизнь
[ редактировать ]Эпитет аль-Хазири указывает на место его рождения, деревню аль-Хазира , к северу от Багдада. В начале своей жизни он переехал в Багдад. [ 1 ] : 251 Туда он приехал, чтобы открыть книжный магазин в Баб-Бадре на книжном рынке Багдада, который стал настолько узловым пунктом в интеллектуальной жизни города, что стал местом проведения аль-Макама аль-Баддадия аль -Вахрани (ум. 575/1179). ); в этой работе говорится о «магазине шейха Абу ль-Маали (…) Он — сад эрудиции, архив арабов (…) он участвует в каждой отрасли знания». [ 1 ] : 252
В то или иное время аль-Хазири путешествовал в Сирию, а оттуда совершал хадж в Медину и Мекку, но в остальном, похоже, базировался в Багдаде. [ 1 ] : 252
Среди учителей аль-Хазири были аль-Джавалики (ум. 539/1144–45), Ибн аль-Шаджари (ум. 542/1147–48), а в его широкую сеть соратников входил проповедник Абу Мансур аль-Аббади. (491-547/1098-1152-53), аскет Абу Абдаллах аль-Фарики (ум. 564/1168-69), известный поэт Ибн Афлах (ум. 535-37/1141-43), писец Имад ад - Дин аль-Исбахани (519–97/1125–1201), врач аль-Хаким аль-Магриби (ум. 549/1154) и грамматист Ибн аль-Хашшаб (492–567/1099–1172). [ 1 ] : 251–52 Среди его покровителей были халифы аль-Муктафи (годы правления 530-55/1136-60) и аль-Мустанджид (годы правления 555-66/1160-70). [ 1 ] : 251
Работает
[ редактировать ]Сообщается, что в честь письма своего друга Абу Мансура аль-Аббади аль-Хасири составил сборник ан-Нур аль-бади мин калам аль-Аббади вместе с аль-Калимом аль-Фарикийя фи аль-килам аль-Илахийа в честь Абу Абдаллах аль-Фарики. Халифу аль-Муктафи он посвятил работу « Лумах аль-мулах» («Искорки острот»), антологию, в которой основное внимание уделяется примерам парономазии как в стихах, так и в прозе. Почти полностью утрачен также его «Зинат ад-дар ва-Асрат ахль аль-Аср» («Украшение века» и «Лучшее из произведений современников»), но известно, что он оказал влияние на « аль-Исбахани » Хариду . Сохранилось двадцать частных посланий, стиль которых также характеризуется парономазией, а также ряд стихотворений, в основном эпиграмм (и особенно любовных эпиграмм). [ 1 ] : 252–53
Однако одна работа Аль-Хазири сохранилась полностью: его «Китаб аль-иджаз фи л-ахаджи ва-л-алгаз би-расм аль-амир Каймаз» («Неподражаемая книга викторин и загадок, составленная для эмира Каймаза»), написанная по заказу и посвящен эмиру Муджахид ад-Дину Каймаз аз-Зайни (ум. 595/1198-99), из которых известны четыре рукописи:
- Мешхед, Библиотека святыни Имама Резы, Адабият (15), № 2
- Дар аль-Кутуб аль-Мисрия, Адаб No. 498 (215 листов). Восьмой век хиджры
- Дар аль-Кутуб аль-Мисрия, Балага Таймур No. 71. 1299 г. хиджры/1881–82 гг. н.э.
- аль-Казимийя, Багдад, библиотека доктора Хусейна Али Махфуха. Копия Махфуха из рукописи Мешхеда.
Судя по всему, он был составлен во время правления халифа аль-Муктафи (1136–60 гг. н.э.). Хотя некоторые стихи из него были напечатаны, по состоянию на 2019 год произведение целиком ни разу не редактировалось. Согласно предисловию, «по возвращении из хаджа Муджахид ад-Дин Каймаз, который во время своего путешествия развлекался загадками, в то время как его попутчики жадно участвовали в состязаниях по загадкам, искал книгу на эту тему и не нашел ее. поручил аль-Хазири написать эту работу».
В рукописи Адаб № 498 книга начинается с эссе о загадках на шестнадцати листах, за которым следует антология загадок, насчитывающая около двухсот листов. [ 1 ] : 253–54 Во вступительном эссе обсуждается критика формы загадок, примеры из хадисной литературы, показывающие законность загадок, классификация аль-Хазири различных типов загадок и арабская терминология, с помощью которой называются загадки. Это первое сохранившееся существенное обсуждение загадок на арабском языке. [ 1 ] : 254–61
Сама антология в «Адабе» № 498 содержит 863 загадки (823 в стихах, всего около 3300 строк, и 40 в прозе), из которых 600 приписаны названным авторам; Названы 94 разных автора и решателя. Около 640 загадок, похоже, нигде больше не записаны. Аль-Хазири обычно дает объяснения каждого из них, обычно свои собственные (но цитирует 18 стихов-решений и 11 прозаических объяснений других), а также комментарии по их качеству; сорок четыре загадки остались неразгаданными. Большинство загадок являются настоящими загадками (основанными только на метафорах), но 111 из них являются муаммаятами (загадками, основанными на раскрытии букв, составляющих решение). [ 1 ] : 261–64
В антологии широко представлены следующие авторы: [ 1 ] : 264–66
- Зур-Румма (3 стихотворения; 715 г. н. э.)
- Абу Нувас (7 стихотворений; 814 г. н. э.)
- Ибн аль-Мутаз (4 стихотворения, 3 из которых включены анонимно; ум. 908)
- Абу ль-Фадл Ибн аль-Амид (3 стихотворения; ум. 970)
- Ас-Сари ар-Раффа ( 10 стихотворений; ум. 973)
- Абу Талиб аль-Маммуни (24 стихотворения; ум. 993)
- ас-Сахиб Ибн Аббад (4 стихотворения; ум. 995)
- Бади аз-Заман аль-Хаманани (22 стихотворения; ум. 1007)
- Абу Хилал аль-Аскари (29 стихотворений; ум. 1010)
- Михьяр ад-Дайлами (16 стихотворений; ум. 1037)
- Абу аль-Аббас ад-Хабби (9 стихотворений; около 1000 г.)
- Абу аль-Хасан аль-Джухруми (20 стихотворений; ум. 1042)
- Абу аль-Касим ибн аль-Мутарриз (19 стихотворений; ум. 1047-48)
- Абу аль-Ала аль-Маарри (112 стихотворений; ум. 1057)
- Абу Амр аль-Хасан ибн Али (74 стихотворения и десять прозаических загадок; вторая половина одиннадцатого века)
- Абу Али ибн Шибл (11 стихотворений; ум. 1080-82)
- Ибн Накия (10 стихотворений; ум. 1092)
- Ибн ат-Тилмид (5 стихотворений; ум. 1165)