Lebed XII
Тип XII | |
---|---|
![]() | |
Роль | Самолет-разведчик |
Национальное происхождение | Россия |
Производитель | Lebed |
Первый полет | 28 декабря 1915 г. |
Основной пользователь | Императорские ВВС России |
Количество построенных | как 216 |
Лебедь XII — российский военный самолёт-разведчик, производившийся во время Первой мировой войны для Императорских ВВС России . Это был один из немногих самолетов отечественной разработки, которые производились в России во время войны, но он был основан на конструкциях и технологиях, полученных Лебедем в ходе восстановления трофейных немецких типов. Фюзеляж представлял собой фанерную конструкцию прямоугольного сечения с сиденьями пилота и наблюдателя в тандемных открытых кабинах. Крылья были построены на основе соснового лонжерона и обтянуты тканью, а оперение (хвостовое оперение) представляло собой сварную стальную трубу с полотняной обшивкой.
Разработка
[ редактировать ]Испытательные полеты начались 28 декабря 1915 года, но были прерваны из-за плохой погоды в Санкт-Петербурге , где располагался завод имени Лебедя. Поэтому испытания были перенесены в Киев , а затем на завод «Анатра» в Одессе 11–15 февраля 1916 года. Великий князь Александр Михайлович заказал 400 самолетов 23 февраля, но окончательный контракт от 19 апреля был на 225 самолетов и 245 комплектов запасных частей. и 10 статических планеров на общую сумму 5 153 500 руб.
Перед началом производства в конструкции был исправлен ряд отмеченных летчиками-испытателями трудностей в управлении, а также новый комплекс проблем, вызванных изменением силовой установки. Прототипы летали с двигателями мощностью 97 кВт (130 л.с.), но контракт на производство предусматривал в основном двигатели мощностью 112 кВт (150 л.с.), а также некоторые машины, оснащенные двигателями мощностью 104 кВт (140 л.с.) для обучения. Эти более тяжелые силовые установки сместили центр тяжести самолета, а крепления двигателя и системы охлаждения пришлось пересмотреть, прежде чем в октябре начнется последний этап испытаний. Серийное производство, наконец, началось в ноябре и вскоре после этого было доставлено в эскадрильи.
«Лебедь XII» начал массово появляться на передовой в начале 1917 года, но проблемы быстро стали очевидны. В частности, ряд возгораний двигателей и аварий из-за конструктивных дефектов привели к тому, что поставки этого типа были приостановлены к середине года на время проведения расследования. Армейские летчики-испытатели пришли к выводу, что версия с более мощным двигателем непригодна для службы на передовой, и рекомендовали использовать ее только для учебных целей, в то время как версия с меньшей мощностью считалась непригодной даже для тренировок. Лебедь оспорил полученные результаты, обвинив в плохих результатах неопытность летчиков-испытателей и плохую погоду во время проведения испытаний. Поэтому армия провела второе расследование. 2 октября 1917 года эта комиссия пришла к выводу, что этот тип устарел и непригоден к эксплуатации, и рекомендовала остановить производство и полностью снять этот тип. Однако из-за нехватки самолетов производство продолжалось до 1918 года, и в конечном итоге было поставлено 214 самолетов из первоначального заказа.
Операционная история
[ редактировать ]«Лебедь XII» ограниченно нес службу на северной и северо-западной частях фронта с Германией, оснащая четыре авиационные дивизии 38-го корпуса 5-й армии. Однако самолеты, поставленные во второй половине 1917 года, в основном достались учебным частям. В их число входили Императорское авиационное училище, Гатчинское военное авиационное училище, Одесское авиационное училище, Киевская школа летчиков и наблюдателей и Авиационная школа Кавказа. Только в школу воздушного боя ВМФ в Красном Селе поступило более 50 единиц .
Варианты
[ редактировать ]- Lebed XII - main production type
- Лебедь XII бис - два самолета, построенные с альтернативными двигателями - один с двигателем Hispano-Suiza, другой с двигателем Green.
- Лебедь XIII - высокоскоростная версия, рассчитанная на скорость 150 км/ч (94 мили в час). Запланирован на март 1916 г., но, возможно, не построен.
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Эстонии - только один самолет.
- Советские ВВС - перешли от Императорских ВВС России.
Технические характеристики
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: двое, пилот и наблюдатель.
- Длина: 7,96 м (26 футов 1 дюйм)
- Размах крыльев: 13,15 м (43 фута 2 дюйма)
- Высота: 3,25 м (10 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 42,0 м 2 (452 кв. фута)
- Вес пустого: 820 кг (1800 фунтов)
- Полная масса: 1350 кг (2970 фунтов)
- Силовая установка: водяного охлаждения Salmson мощностью 1 радиальный двигатель 115 кВт (150 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 135 км/ч (84 миль в час, 73 узла)
- Продолжительность: 3 часа 0 минут.
- Практический потолок: 3500 м (11 500 футов)
Вооружение
- 1 × пулемет на гибкой установке для наблюдателя
Ссылки
[ редактировать ]
- Тейлор, Майкл Дж. Х. (1989). Энциклопедия авиации Джейн . Лондон: Студийные издания. п. 570.
- Куликов, Виктор П. (2001). «Самолеты завода Лебедева». История авиации . 48 .
- Музей Российской Авиации
- Уголок неба