Политические системы Империи Асанте
Политическая организация исторической Империи Асанте характеризовалась табуретами , обозначавшими «должности», связанные с определенной властью. Золотой Табурет был самым могущественным из всех, потому что это была резиденция короля Империи Асанте. Такие ученые, как Ян Вансина, описали управление Империей Асанте как федерацию , в которой государственные дела регулировались советом старейшин, возглавляемым королем, который был просто primus inter pares . [ 1 ]
Структура и организация
[ редактировать ]В целом государство Асанте было централизованным государством, состоящим из иерархии глав, начиная с « Абусуа Паньина», который был главой семьи или рода. Семья была основной политической единицей империи. Семья или род следовали за деревенской организацией, которую возглавлял Одикро . Затем все деревни были сгруппированы вместе, чтобы сформировать дивизии, возглавляемые главой дивизии по имени Охене . Различные подразделения были политически сгруппированы, чтобы сформировать государство, которое возглавлял оманхен или аманхен . Наконец, все государства Асанте образовали Империю Асанте, королем которой стал Асантехене. [ 2 ] Семьдесят семь законов Комфо Анокье, разработанные Окомфо Анокье , послужили кодифицированной конституцией Империи Асанте. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Золотой табурет
[ редактировать ]Золотой табурет был самым мощным из всех табуретов или «офисов» в Империи Асанте. Его занял Асантехене (король). Согласно устной традиции Асанте, Золотой табурет впервые появился примерно в конце 17 века. Он стал духовным центром Империи после того, как король Осей Туту объединил города-государства Асанте в одну империю. Согласно устному преданию, Окомфо Анокье, главный жрец и советник Осея Туту, спустил табуретку с неба на землю. Он потребовал, чтобы все руководители города-государства Асанте сдали свои табуреты и признали верховенство Золотой Табуретки. [ 6 ]
Асантеманьяму/Совет Котоко
[ редактировать ]Асантеманхьяму был советом , состоящим из вождей Аманхене , Кумаси и правителей провинций, который собирался один раз в год. [ 7 ] Асантеманхьяму переводится как «Великий Совет». [ 7 ] или «Национальное собрание». [ 8 ] [ 9 ] Некоторые ученые предполагают, что Асантеманьяму и совет Котоко были одним и тем же или похожим учреждением. [ 7 ] [ 10 ] Асантеманхьяму служил судебным и законодательным органом государства. [ 11 ]
Внутренний совет / Кумаси
[ редактировать ]В результате утомительной работы, которую пришлось пережить Асантеманхьяму, в восемнадцатом веке был сформирован еще один совет, возглавляемый королем, известный как Внутренний совет или Совет Кумаси. Этот Внутренний совет постепенно принял на себя административные обязанности Асантеманьяму в девятнадцатом веке. [ 12 ] [ 8 ] [ 7 ] Это привело к возникновению конфликта между Асантеманьяму и Внутренним советом. [ 7 ] Вместо этого Эдгертон называет Внутренний совет Советом Котоко. [ 13 ] в то время как Уилкс пишет, что Внутренний совет в конечном итоге стал известен как Совет Кумаси к 19 веку. [ 8 ] [ 14 ] Совет Внутреннего / Кумаси собирался каждый день в 19 веке, иногда собрания проводились до поздней ночи при свете факелов. Совет выполнял функции суда, правосудия и законодательства. [ 13 ] [ 14 ] Совет также проводил свои заседания в Прамакесесо . [ 14 ]
Политические фракции
[ редактировать ]называют партией мира и имперской/партией войны В девятнадцатом веке существовали две фракции, которые доминировали на политической сцене Асанте, которые современные историки . Вандерворт комментирует, что Партия мира выступала за торговую политику, свободное предпринимательство и недооценивала важность вооруженных сил. По словам Вандерворта, Имперская или Военная партия делала упор на государственную монополию в торговле, а также на поддержку сильной военной силы для сохранения империи и запугивания соседей Асанте. [ 15 ] На протяжении первой половины XIX века Партия мира доминировала в политике Асанте. [ 15 ] [ 16 ] В этот период наступила фаза, которую Вандерворт назвал « капиталистической революцией», которая привела к росту торговли орехами кола, золотом, пальмовым маслом и укрепила позиции торговцев, входивших в партию мира. [ 15 ] Имперская партия превзошла Партию мира как основное влияние в политике Асанте, начиная с 1870-х годов после ухудшения отношений с Британской империей. [ 15 ]
Босс
[ редактировать ]Мпаньимфо в Асанте представляло собой собрание старейших членов определенной территории, которые представляли жителей и выступали в качестве советников вождя по административным вопросам. [ 17 ] : 77
Исполнительный
[ редактировать ]Асантехене
[ редактировать ]Империя Асанте состояла из ряда государств, сгруппированных вместе и возглавляемых монархом. Асантехене primus inter считался pares . [ 18 ] Таким образом, он был высшей формой власти в империи и обладал большей властью, чем верховные вожди, известные как Аманхене , которые были лидерами государств Асанте, таких как Мампонг , Кокуфу, Эджису , Хуабен и Беквай . Но асантехены не пользовались абсолютным королевским правлением ; несколько проверок пресекли любое злоупотребление властью. Все власти Асанте, включая Асантехене, присягнули на верность Золотому табурету. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Асантехене был главным судьей, главным администратором и главнокомандующим армией Асанте . [ 2 ]
Завтра
[ редактировать ]Империя Асанте состояла из метрополий и провинциальных государств. Метрополии состояли из граждан Асанте, известных как аманфо . Провинциальные государства представляли собой другие королевства, поглощенные империей. Каждое столичное государство Асанте возглавлялось Аманхеном или верховным вождем. Каждый из этих верховных вождей был главным правителем своего государства, где он осуществлял исполнительную, законодательную и судебную власть. [ 18 ]
Король
[ редактировать ]Охене были начальниками дивизий под началом Аманхейна. Их основной функцией было консультирование Аманхейна. Начальники дивизий были высшим чином в различных подразделениях штата Асанте. Дивизии состояли из разных деревень, вместе взятых. Примерами начальников дивизий были Кронтихене, Нифахене, Бенкумхене, Адонтенхене и Кийдомхене. [ 18 ]
Одикур
[ редактировать ]В каждой деревне Асанте был вождь по имени Одикро, который был владельцем деревни. Одикро отвечал за поддержание правопорядка. Он также служил посредником между людьми своей юрисдикции, предком и богами. Как глава деревни, Одикро председательствовал в сельском совете. [ 18 ] [ 2 ]
Королева
[ редактировать ]Королева или Охенемаа была важной фигурой в политических системах Асанте. Она была самой могущественной женщиной в Империи. У нее было право консультироваться в процессе назначения вождя или короля, поскольку она играла важную роль в выдвижении кандидатур и выборе. Она разрешала споры с участием женщин и участвовала в принятии решений вместе с Советом старейшин и вождей. [ 18 ] Она не только участвовала в судебных и законодательных процессах, но также в развязывании и прекращении войны и распределении земли. [ 21 ]
Осей требует реформ
[ редактировать ]Офисы правительства и государственного управления в Асанте были полностью реорганизованы во время правления Асантехене Осей Квадво (годы правления 1764–1777) в результате крупной административной реформы. Он начал меритократическую систему назначения центральных чиновников в соответствии с их способностями, а не по рождению. [ 22 ] В политике Асанте возникла групповая классификация. [ нужна ссылка ]
Табуреты принцессы
[ редактировать ]Табуреты Адехьедва изначально были независимыми от короля офисами, то есть это были либо табуреты до Асанте, которые были включены в систему управления Асанте после основания королевства, либо это были табуреты, не относящиеся к Асанте, которые вступил в административную систему Асанте благодаря особой преданности и лояльности. Наследование власти в основном регулировалось материнским правом, за исключением табурета Асафо в Кумаси. Преемственность Матриклана означала, что преемник должности председателя Адехедвы определялся путем избрания дворянина, подходящего для этой должности в пределах кровного родства по материнской линии. [ нужна ссылка ]
Табуреты Подуодва
[ редактировать ]Табуреты Подуодвы представляли собой офисы, созданные королем и унаследованные определенным родом. Сюда входил табурет Бантама в Кумаси ( Бантамахене или Бантахене ). В Бантаме находился мавзолей королевской семьи. Бантахен был главным, однако власть над мавзолеем традиционно осуществляла Асанте Кронтихене (министр обороны). [ нужна ссылка ]
Табуреты Эсомдва (включая табуреты Ммаммадва)
[ редактировать ]Табуреты Эсомдва представляли собой офисы государственного управления («Эсом»), которые не являются частью табуретов Адехьева и Подуодва. Среди них были табуреты Ммамедва, преемственность которых была организована через систему «Фекув». Система Фекув представляла собой родственные отношения, возникшие по отцовской кровной линии. Однако король имел право вмешаться в наследование и самому назначить преемника. [ нужна ссылка ]
Все должностные лица трех упомянутых категорий должны были присягнуть королю. Эти «табуреты» (офисы) подчинялись самому высокому из всех табуретов, золотому табурету, который занимал асантехене. Поэтому они были строго отделены от группы стульев Абусуадвы, которые не подпадали под действие Золотого стула. [ нужна ссылка ]
Руководители региональной и надрегиональной государственной администрации имели в своем распоряжении Ахенфи , служившую местной дворцовой полицией, для осуществления государственной исполнительной власти. [ нужна ссылка ]
Табуреты Абусуадва
[ редактировать ]Табуреты Абусуадва представляли собой должности внутри семейного клана (определяемые по материнской линии), которые не выполняли никаких общественных функций и чьи функции, занятие и преемственность являются исключительно вопросом их соответствующих Абусуа по материнской линии. [ нужна ссылка ] Примером может служить Ойокохэне, глава клана Ойоко .
В результате административной реформы Квадво, среди прочего, Асоквафо , ранее представлявший собой отряд королевских трубачей, был преобразован в своего рода «кадровый резерв» для обучения и подготовки будущих правительственных чиновников. Затем король нанял своих чиновников из общины Асоквафо для выполнения самых разных административных задач. Главой Асоквафо был Батахене, который также отвечал за управление государственными торговыми организациями в Асанте. Например, должность Окьеме (представителя короля), недавно созданная при Квадво, была заполнена людьми из круга Асоквафо. Точно так же люди, связавшие европейцев с европейцами во время правления Осая Бонсу, ранее были членами Асоквафо. [ нужна ссылка ]
Финансовое управление
[ редактировать ]Гьяасене был главой национального казначея при дворе Асантехене. [ 23 ] [ 24 ] Он отвечал за исполнение общего финансового бюджета и контроль расходов Империи Асанте. Кроме того, Гьяасене председательствовал в налоговом суде . Ему в подчинении находились санахены , которые отвечали за рутинное управление Адака Кесие , то есть через которое осуществлялись все выплаты золотым песком из королевской казны. [ 25 ] Каждый заместитель вождя Асанте имел собственную местную казну, которой управлял санаахец. [ 26 ] Подчиненным Санахене (и, следовательно, также Гьяасене) был Фотосанахене , который возглавлял кассиров и весовщиков. [ 25 ] В национальной казне были отдельные отделения для монетного двора ( эбура ) и обработки денег ( данпонкесе ). [ 27 ] По словам Уилкса, более сотни рабочих, известных как Бурамфо , работали на монетном дворе для превращения слитков и самородков в золотой песок. Рабочие силы Бурамфо возглавлял Адвумфоэн который возглавлял гильдию ювелиров , . [ 28 ] Органом, ответственным за сбор доходов, было Атогье . Члены этого учреждения ездили по деревням, поселкам и городам империи для сбора налогов, дани и пошлин. [ 29 ]
Военная администрация
[ редактировать ]Среди аканов Золотого Берега Кронтихене (или Контихене) носит титул «лидера воинов», которого иногда также называли Сахене (военный лидер). Он олицетворял военного министра Империи Асанте и главнокомандующего армией Асанте в отсутствие короля. [ 30 ] Эджертон связывает процесс оправдания войны в Асанте с процессом Конгресса Соединенных Штатов . Хотя Асантехене был главнокомандующим армией, решение о начале войны принималось Национальным собранием и Внутренним советом. [ 31 ]
Бюрократия
[ редактировать ]Уилкс утверждает, что империя была бюрократической еще в 18 веке из-за реформ королей Асанте. Король Асанте назначал офицеров на основе заслуг и возлагал на них конкретные обязанности в администрации. Все руководители имели право назначать и увольнять персонал. Они также имели право создавать новые офисы или упразднять старые. [ 32 ]
Дипломатия
[ редактировать ]Историк Аджайе выделяет три типа профессиональных послов в Асанте. Он перечисляет послов по особым поручениям , странствующих послов и постоянных послов. Странствующие послы, такие как Охенеба Овусу Доум, путешествовали с места на место в политических целях. Кроме того, существовали временные или специальные послы, назначение которых истекало после завершения их миссий. [ 33 ] Обучение в основном осуществлялось посредством ученичества, поскольку молодые люди наблюдали за профессионалами в суде, чтобы получить опыт. Квалификация основывалась на заслугах. [ 33 ] Дипломатические миссии осуществлялись преимущественно устно или неписьменно. Несмотря на то, что Асанте не были грамотными, канцелярия Асанте в некоторой степени использовала письменность с девятнадцатого века как решение слабости устного дипломатического общения. Например, грамотные члены канцелярии получили образование у британцев. По оценкам Аджайе, количество дипломатических документов Асанте «могло превысить несколько тысяч» на основании остатков писем Асанте, найденных сегодня в архивных центрах Ганы, Великобритании, Гааги , Дании и Швейцарии. [ 33 ]
Канцелярия Асанте состояла из четырех окружных бюро. В их число входили голландское бюро, отвечавшее за поддержание отношений с голландцами, датское бюро, отвечавшее за дела Дании и юго-восточного Золотого Берега , арабское бюро, которое руководило связью с мусульманскими государствами в Северной Гане, и английское бюро, отвечавшее за дела Асанте. с англичанами и Фанте на побережье. [ 33 ] Иностранные послы, особенно с побережья, были остановлены на южных границах Асанте до тех пор, пока Асантехене не был готов их принять. Этот период ожидания мог длиться от дня-двух или даже нескольких недель. После того, как его пустили в Асанте, посланнику пришлось ждать, пока не будет назначена дата его приема в столице. Когда иностранного посланника пустили в Кумаси, его встретили большими церемониями. На протяжении всего пребывания в Кумаси посланникам предоставлялось бесплатное жилье, а также пособие на еду и напитки от правительства Асанте. [ 34 ]
Окьям (лингвист)
[ редактировать ]В Окьем работе Айзендштадта определяется как главный лингвист, выполнявший функции, аналогичные роли премьер -министра . [ 27 ] В каждом городе, районе или регионе Асанте был окьеме в качестве представителя в совете. Аджайе также заявляет, что в совокупности Акьеаме (множественное число) выполняло как бюрократические, так и судебные функции. Главой всего Акьеаме был Акьеамехене , который занимал должности министра иностранных дел и начальника протокола . [ 33 ]
Другой персонал
[ редактировать ]Нхенкваа . представляли собой корпус посланников, служивших Асантехене и всем главным вождям К 19 веку члены Нхенкваа были вовлечены в дипломатическую структуру Асанте. В отличие от окьеам, которые работали в посольствах в более отдаленных городах и иностранных государствах, нхенкваа в основном отправляли с миссиями в окрестностях митрополита Асанте. [ 33 ] Афенасоафо . приобрели известность с начала 19 века, когда они работали в качестве чиновников для отправки сообщений между Асанте и иностранными правительствами Помимо своей основной функции передатчика сообщений, Афенасоафо участвовали в переговорном процессе по установлению мира или возвращению беглецов. Они также обеспечивали дипломатический канал связи между иностранными посланниками и Асантехене. [ 33 ] Нсениефо , что переводится как глашатаи или глашатаи, обеспечивали соблюдение закона и порядка на собраниях Асантеманхьяму и всякий раз, когда Асантехене заседал. Нсениефо публиковал все новые указы и постановления по всей империи. Например, после ратификации Боудичского договора 1817 года Нсеньефо объездили все основные города и деревни, где собрали людей с помощью гонгов для объявления статуса договора. [ 33 ]
Выборы и импичмент
[ редактировать ]Выборы
[ редактировать ]исполнял роль Манпонхене, заместитель асантехена В период между смертью асантехена и избранием преемника регентом . [ 22 ] Эта политика была изменена только во время гражданской войны в конце 19 века, когда Квасафоманхьяму или сам управляющий совет правил в качестве регента. [ 22 ] Решение о преемственности было принято серией советов дворян Асанте и других членов королевской семьи. [ 22 ] Методы избрания вождя варьировались от одного вождества к другому. Для выборов Асантехене королева-мать выдвинула подходящих кандидатов-мужчин из королевской линии. Затем она проконсультировалась со старейшинами этой линии. Затем выбирается последний кандидат. Номинация была отправлена совету старейшин или создателей королей, которые представляют другие государства Асанте. [ 35 ] Нкванкваахене , представлявший простолюдинов, указал, получило ли широкое одобрение или неодобрение кандидата. Если простолюдины не одобряли кандидатуру, процесс возобновлялся. В случае избрания новый король был возведен в должность создателями королей. [ 36 ] [ 37 ]
Импичмент
[ редактировать ]Короли Империи Асанте, нарушившие любую из клятв, данных во время своего возведения в сан, были обезглавлены Создателями Королей. [ 38 ] Например, если бы король произвольно наказывал граждан или был разоблачен как коррумпированный, его бы лишили прав. Удаление стула повлекло за собой то, что создатели королей сняли с короля сандалии и трижды ударили его ягодицами по земле. После отстранения от должности его святость и, следовательно, почтение были потеряны, поскольку он не мог осуществлять какие-либо полномочия, которые он имел как король; сюда входят главный администратор, судья и военный командующий. Предыдущий король был лишен табурета, мечей и других регалий , которые символизировали его должность и власть. Он также потерял должность хранителя земли. Однако, даже если король был отстранен от должности, он оставался членом королевской семьи, из которой он был избран. [ 38 ] Один импичмент произошел во время правления Куси Ободома , вызванный неудавшимся вторжением в Дагомею . [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вансина (1962) , с. 333
- ^ Перейти обратно: а б с Сет Кордзо Гадзекпо (2005). История Ганы: Начиная с предыстории . Отличный паб. и Печать. стр. 91–92. ISBN 9988070810 . Получено 27 декабря 2020 г. - через Books.google.com.
- ^ Маккаски, ТК (1986). «Комфо Анокье из Асанте: значение, история и философия в африканском обществе». Журнал африканской истории . 27 (2): 315–339. дои : 10.1017/S0021853700036690 . JSTOR 181138 . S2CID 145530470 .
- ^ Классен, Генри Дж. М .; Восток, Ярих Герлоф (1996). Идеология и формирование ранних государств . Брилл . п. 89. ИСБН 9789027979049 .
- ^ Иреле, Абиола ; Чеюфу, Биодун (2010). Оксфордская энциклопедия африканской мысли, Том 1 . Издательство Оксфордского университета . п. 299. ИСБН 9780195334739 .
- ^ Перейти обратно: а б П.Х. Кутзи (1998). Читатель африканской философии . Психология Пресс . п. 405. ИСБН 9780415189057 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Айзенштадт, Абитболь и Хазан (1988) , стр. 83
- ^ Перейти обратно: а б с Айвор Уилкс (1989) , с. 392–397
- ^ TC Маккаски (2003) , с. 146
- ^ Айвор Уилкс (1989) , с. 391
- ^ Отвертка (1996) , с. 25
- ^ Отвертка (1996) , с. 26
- ^ Перейти обратно: а б Эдгертон (2010) , с. 32
- ^ Перейти обратно: а б с Айвор Уилкс (1989) , с. 403
- ^ Перейти обратно: а б с д Вандерворт (2015) , с. 86
- ^ Айвор Уилкс (1989) , с. 83
- ^ Рэттрей, Роберт Сазерленд (1929). Закон и Конституция Ашанти (PDF) . Оксфорд, Оксфордшир: Clarendon Press . OCLC 921009966 . Архивировано (PDF) из оригинала 2 марта 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Принц А. Куффур (2015). Краткие заметки по истории Африки и Ганы . Инвестиционные предприятия серии K4. стр. 205–206. ISBN 9789988159306 . Получено 16 декабря 2020 г. - через Books.google.com.
- ^ Тордофф, Уильям (ноябрь 1962 г.). «Конфедерация Ашанти1» . Журнал африканской истории . 3 (3): 399–417. дои : 10.1017/S0021853700003327 . ISSN 1469-5138 . S2CID 159479224 .
- ^ Айду, Агнес А. (1977). «Порядок и конфликт в империи Асанте: исследование отношений групп интересов». Обзор африканских исследований . 20 (1): 1–36. дои : 10.2307/523860 . ISSN 0002-0206 . JSTOR 523860 . S2CID 143436033 .
- ^ Архин, Кваме, «Политическая и военная роль женщин Акан», в книге Кристин Оппонг (редактор), «Женщины и мужчины в Западной Африке », Лондон: Аллен и Анвин, 1983.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шиллингтон, История Африки , с. 195.
- ^ Фадж, Джей Ди и Роланд Оливер (1975). Кембриджская история Африки: с ок. 1600 до ок. 1790, под редакцией Ричарда Грея . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 317. ИСБН 0521204135 .
- ^ Фрэнк К. Адамс (2010), с. 18
- ^ Перейти обратно: а б Уилкс (1966)
- ^ Афоса, Кваме (1985). «Финансовое управление древней империи Ашанти». Журнал историков бухгалтерского учета . 12 (2): 109–115. дои : 10.2308/0148-4184.12.2.109 . JSTOR 40697868 .
- ^ Перейти обратно: а б Айзенштадт, Абитболь и Хазан (1988) , стр. 81
- ^ Айвор Уилкс (1989) , с. 421
- ^ Айвор Уилкс (1989) , с. 423
- ^ Фрэнк К. Адамс (2010), с. 14
- ^ Эдгертон (2010) , с. 52
- ^ Фрэнк К. Адамс (2010), стр. 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Аджайе, Джозеф К. (1985). «Дипломатия коренных народов Африки: пример Асанте». Международный журнал африканских исторических исследований . 18 (3): 487–503. дои : 10.2307/218650 . JSTOR 179951 .
- ^ Ирвин, Грэм В. (1975). «Доколониальная африканская дипломатия: пример Асанте». Международный журнал африканских исторических исследований . 8 (1): 81–96. дои : 10.2307/217487 . JSTOR 217487 .
- ^ Тимо Каллинен (2018). Божественные правители в светском государстве . Совет директоров - Книги по запросу. стр. 32–33. ISBN 978-9522226822 . Получено 27 декабря 2020 г. - через Books.google.com.
- ^ Аптер Дэвид Э. (2015). Гана в переходный период . Издательство Принстонского университета. п. 112. ИСБН 9781400867028 .
- ^ Чиома, Унини (15 марта 2020 г.). «Исторические воспоминания: Великие империи былых времен (Часть 15), Майк Озехом, Сан-Франциско» . Нигерийский юрист . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Отвертка (1996) , с. 31–32
- ^ Пешо, стр. 449.
Библиография
[ редактировать ]- Вансина, Ян (1962). «Сравнение африканских королевств». Африка: Журнал Международного африканского института . 32 (4): 324–335. дои : 10.2307/1157437 . JSTOR 1157437 . S2CID 143572050 .
- Эммануэль Акьемпонг, Пашингтон Обенг: Духовность, пол и власть в истории Асанте. В: Международный журнал африканских исторических исследований. 28 (3), 1995, с. 481–508.
- Эдгертон, Роберт Б. (2010). Падение империи Асанте: Столетняя война за Золотой Берег Африки . Саймон и Шустер . ISBN 9781451603736 .
- Айзенштадт, Шмуэль Ной. ; Абитболь, Майкл; Чазан, Наоми (1988). Раннее государство в африканской перспективе: культура, власть и разделение труда . Брилл . ISBN 9004083553 .
- Айвор Уилкс (1989). Асанте в девятнадцатом веке: структура и эволюция политического порядка . Архив Кубка. ISBN 9780521379946 . Получено 29 декабря 2020 г. - через Books.google.com.
- Уилкс, Айвор (1966). «Аспекты бюрократизации в Ашанти в девятнадцатом веке». Журнал африканской истории . 7 (2): 215–232. дои : 10.1017/S0021853700006289 . JSTOR 179951 . S2CID 159872590 .
- Маргарет Пристли: Вопрос ашанти и британцы: истоки восемнадцатого века. В: Журнал африканской истории. 2 (1), 1961, с. 35–59.
- Обенг, Дж. Пашингтон (1996). Асанте католицизм; Религиозное и культурное воспроизводство среди акан Ганы . Том. 1. Брилл. ISBN 978-90-04-10631-4 .
- ТК Маккаски (2003). Государство и общество в доколониальном Асанте . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521894326 .
- Уильям Тордофф: Конфедерация Ашанти. В: Журнал африканской истории. 3 (3), 1962, с. 399–417.
- Джон К. Финн: Правление и времена Куси Ободума 1750-64 гг. В: Труды Исторического общества Ганы. 8, 1965, С. 24–32.
- Кевин Шиллингтон , 1995 (1989), История Африки , Нью-Йорк: St. Martin's Press.
- Фрэнк К. Адамс (2010). Одвира и Евангелие: исследование фестиваля Асанте Одвира и его значения для христианства в Гане . ОКМС. ISBN 9781870345590 .
- Пешо, Жерар (2003). Королевство Асанте (Гана): родство, власть, история, 17-20 вв . Париж: KARTHALA Editions. п. 582. ИСБН 2-84586-422-1 .
- Вандерворт, Брюс (2015). Имперские завоевательные войны . Рутледж. стр. 85–86. ISBN 978-1-13-422374-9 .