Династия Чикуламайембе
Чикуламайембе, король королей Тумбуки | |
---|---|
Чикуламембе, король королей Тумбука Саул | |
Провинциальный | |
Действующий президент | |
Джозеф Бонгололо Гондве с 30 апреля 2022 г. | |
Подробности | |
Стиль | его величество |
Наследник | Быть выдвинутым от Палаты Чикуламасинды после смерти действующего президента. |
Первый монарх | Они избили его |
Формирование | 1805 |
Резиденция | Болеро , Румфи |
Веб-сайт | Н/Д |

Чикуламайембе — династия королей, основанная среди народа Тумбука в районе Нхаманга-Хенга на севере Малави . Чикуламайембе первоначально правили примерно с 1805 года, становясь слабее с 1830-х годов и теряя власть к 1870-м годам, а их династия была восстановлена в 1907 году. [ 1 ]
Происхождение Чикуламайембе
[ редактировать ]Народ Тумбука
[ редактировать ]Народ тумбука, вероятно, проник на территорию между долиной Луангва и северным озером Малави в 15 веке. В начале 18 века они образовали ряд групп, большинство из которых жили в подворьях, выращивая пальчатое просо и пася коз и овец. Они были разбросаны по плато между долиной Луангва и озером Малави небольшими независимыми общинами с ограниченной центральной организацией. Одна группа, Хенга, заняла долину Хенга к северу от Румфи ; другой, Фока жили к югу от плато Ньика . [ 2 ] В 18 веке в долине Луангва, на равнинах к югу от плато Ньика и в долине Хенга проживали значительные популяции слонов, а у народа хенга и фока в этих районах были местные вожди со статусом, но с ограниченной властью. [ 3 ] [ 4 ]
Прибытие Мловоки
[ редактировать ]В 18 веке растущий спрос на слоновую кость в Европе привел к расширению торговли слоновой костью в Восточной и Центральной Африке, финансируемой купцами из Килва-Кисивани и Занзибара . К середине 18 века торговцы, одетые как арабы, хотя и были выходцами из региона Уньямвези на территории современной Танзании, занимались торговлей слоновой костью вплоть до долины Луангва. [ 5 ] Одна такая группа, состоящая из торговцев и, возможно, охотников на слонов под руководством лидера по имени Мловока, что означает «тот, кто пересек (озеро)», прибыла в поисках слоновой кости среди людей, для которых слоновая кость не имела особой ценности. [ 6 ] Традиционно предполагалось, что Мловока высадился в Чилумбе на берегу озера и двинулся вглубь страны, в район к западу от плато Ньика. [ 7 ] Неизвестно, собирались ли эти торговцы осесть, но их контроль над товарами, обмениваемыми на слоновую кость, давал им экономическую власть. Они заключили брачные союзы с местными вождями хенга, и, чтобы обеспечить монополию на местную торговлю слоновой костью, Мловока основал своих ведущих последователей в стратегических точках на маршрутах из богатых слонами районов между хенга и фока к берегу озера Малави. Сегодня Мловока смешались с Тумбука так, что их невозможно отличить как отдельное племя, однако названия кланов от первоначального Мловока сохранились, например, «Гондве». Среди тех, кто пересекся с Мловокой на одной «доске», были Катумби, Кабундули, Мвахенга, Кюнгу, Чипофья и Мвамлоу.
Династия 19 века.
[ редактировать ]Говорят, что сын Мловоки по имени Гонапамуханья/Халапамуханья, который также был (по материнской линии) племянником ведущего главы клана Тумбука, стал верховным вождем или королем территорий к западу и югу от плато Ньика около 1805 года и основал династию Чикуламайембе. [ 8 ] Однако оно имело лишь слабый контроль над федерацией небольших подчиненных вождеств, и то, что оно контролировало, было не территориальным государством, а скорее торговым путем слоновой кости. Даже вождества, основанные последователями Мловоки из Уньямвези, были практически независимыми. К 1830-м годам династия Чикуламайембе пришла в упадок, поскольку торговцы суахили рабами и слоновой костью вошли в этот район и захватили ее торговую систему, доведя ее до состояния политической дезорганизации, а ее существование было прекращено вторжениями Нгони в 1860-х и 1870-х годах. на. [ 9 ] [ 10 ] Когда государство Чикуламайембе прекратило свое существование, его жители либо бежали, либо оставались несвободными сельскохозяйственными рабочими , либо записывались в полки Нгони. [ 11 ]
Возрождение
[ редактировать ]Выбор темы
[ редактировать ]Северные нгони наконец приняли британское правление в 1904 году, и народ тумбука перестал быть их вассалом или вернулся оттуда, где нашел убежище. Европейские миссионеры обнаружили, что тумбука готовы принять западное образование, и поддержали их желание иметь собственного верховного вождя. Претензии Чикуламайембе на вождь на обширной территории были подтверждены историей Тумбука, написанной в 1909 году Саулосом Ньирендой и переведенной в 1931 году миссионером, которая сильно преувеличивала мощь Чикуламайембе в 19 веке. Эта версия истории Тумбука была принята колониальными властями. [ 12 ]
Было несколько кандидатов, желающих стать верховным вождем, все они были потомками Гонапамуханьи, но колониальная администрация выбрала Мбавуво Мгонанджерва Гондве, который был вестернизированным, и в 1907 году дала ему титул Темба (вождь) Чикуламайембе. Это сделало его верховным вождем народа Тумбука. Ему подчинялись и другие начальники района. [ 13 ]
Силы Тембы
[ редактировать ]Поначалу роль Тембы Чикуламайембе была в основном церемониальной, но в 1913 году ему была поручена роль помощника местного окружного комиссара. Однако в 1920-х годах колониальная администрация выступила за введение непрямого правления и предложила разделить север Малави на три округа, в каждом из которых преобладает одна этническая группа, и в каждом из них есть верховный вождь. Когда в 1933 году был принят Постановление о местной власти, Темба Чикуламайембе стал местной властью над всем Тумбукалендом со своим собственным бюджетом. Местные суды были также учреждены после принятия Постановления о местных судах 1933 года, наделившего Тембу апелляционной юрисдикцией в отношении дел его заместителей. [ 14 ]
Первый Темба умер в 1931 году, ему наследовал его сын Зиванге, широко известный как Джон Харди Гондве, который правил с 1932 года до своей смерти в 1977 году, когда ему наследовал его сын Уолтер Гондве. В конце ноября 2018 года Уолтер Гондве умер после двухнедельной болезни, и на посту Тембы ему наследовал его сын. [ 15 ]
Список правителей королевства Нхаманга Тумбука
[ редактировать ]Срок | Действующий президент | Примечания |
---|---|---|
в. 1795 г. | Фонд Соединенных Штатов | |
? к ? | Гонапамуханья (она же Нхалапамуханья) , [ 16 ] Идет дождь | |
? к ? | Кампунгу , Чикуламайембе | |
? к ? | Питамкуса , Чикуламайембе | |
? к ? | Бвати I , Чикуламайембе | Первоначально Кайека |
? к ? | Бвати II , Чикуламайембе | |
? к ? | Баманта , Чикуламайембе | |
18?? до 1855 г. | Мкувайира , Чикуламайембе | |
1855 по 18?? | Междуцарствие | |
18?? К 1880 г. | Муджума , Чикуламайембе | |
1880–1907 гг. | Междуцарствие | |
1907-1931 гг. | Чилонгози (Мбагуво Мгонанджерва Гондве) | Темба ла Матемба, верховный вождь всего Тумбукаленда. Он был первым колониальным Чикуламайембе после восстановления династии. Свидетелями коронации были Майелеле Гондве, Хунга Бонгололо Гондве, Магомеро Чаула, Читупила Гондве и Джуваунини Гондве, а также окружной комиссар Коронги. [ 17 ] |
1932 по 1977 год | Званге (Джон Харди Гондве) [ 18 ] | |
с 1977 по 2019 год | Уолтер Гондве [ 19 ] | |
с 2019 по 2021 год | Мтима Гондве [ 20 ] | Актерское мастерство. Претензии должны быть законным преемником Уолтера Гондве. |
с 2022 года по настоящее время | Джозеф Бонгололо Гондве [ 21 ] | Официальное правление могло начаться ранее в 2019 году. |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чирембо, (1993), стр. 1–14
- ^ Дуглас, стр. 52–3.
- ^ Моррис, (2006), с. 11
- ^ Чондока и Бота, (2015)
- ^ Маккракен, (2012), стр. 22, 26.
- ^ Моррис, (2006), с. 11
- ^ Чирембо, (1993). п. 4
- ^ Чирембо, (1993), стр. 5–6
- ^ Маккракен, (2012), с. 22
- ^ Моррис, (2006), с. 12
- ^ Томпсон, (1981), стр. 19–22.
- ^ Вейл, (1972), стр. 158–63.
- ^ Чирембо, (1993), стр. 8–10
- ^ Чирембо, (1993), стр. 13–14
- ^ Чирембо, (1993), с. 15
- ^ Шадрек Билли Чирембо (1993). «Колониализм и преобразование династии Чикуламайембе 1904–1953». Журнал Общества Малави . 46 (2): 1–24. JSTOR 29778687 .
- ^ Шадрек Билли Чирембо (1993). «Колониализм и преобразование династии Чикуламайембе 1904–1953». Журнал Общества Малави . 46 (2): 1–24. JSTOR 29778687 .
- ^ Шадрек Билли Чирембо (1993). «Колониализм и преобразование династии Чикуламайембе 1904–1953». Журнал Общества Малави . 46 (2): 1–24. JSTOR 29778687 .
- ^ Шадрек Билли Чирембо (1993). «Колониализм и преобразование династии Чикуламайембе 1904–1953». Журнал Общества Малави . 46 (2): 1–24. JSTOR 29778687 .
- ^ Джудит Мойо (13 апреля 2021 г.). «Суд отстраняет Мтиму Гондве от должности вождя Чикуламайембе» . Ньяса Таймс . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Оуэн Хамула (30 апреля 2022 г.). «Чаквера назначает нового короля Чикуламайембе королевства Нхаманга среди хаотичных сцен» . Ньяса Таймс . Проверено 13 мая 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- С.Б. Чирембо, (1993). Колониализм и преобразование династии Чикуламайембе 1904–1953, Журнал Общества Малави, Vol. 46, с. 1–14.
- Ю.А. Чондока и Ф.Т. Бота, (2015). История революции 1400–1900 гг., Блумингтон, XLibris Corporation, ISBN 978-1-4990-9627-9 . [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- М. Дуглас (1950). Народы региона озера Ньяса: Восточно-Центральная Африка, Часть 1 , Лондонский международный африканский институт.
- Дж. Маккракен (2012). История Малави, 1859–1966 , Вудбридж, Джеймс Карри. ISBN 978-1-84701-050-6 .
- Б. Моррис (2006). Торговля слоновой костью и вождества в доколониальной Малави, Журнал Общества Малави, Vol. 59, № 2, стр. 6–23.
- Ти Джей Томпсон (1981). Происхождение, миграция и расселение северных нгони, Журнал Общества Малави, Vol. 34, № 1, стр. 6–35.
- Х.Л. Вейл, (1972). Предложения по переосмыслению истории Тумбука. В Б. Пачаи (ред.). Ранняя история Малави. Лондон: Лонгман