Я говорю на языке
Я | |
---|---|
Заар | |
залив Заар | |
Родной для | Нигерия |
Область | Штат Баучи , Штат Плато , Штат Кадуна , Штат Нассарава , Штат Коги , Штат Нигер , Абуджа |
Носители языка | 300,000 (2013) [1] |
Диалекты |
|
Коды языков | |
ИСО 639-3 | say |
глоттолог | saya1246 |
ЭЛП |
Сая (Саянчи, Заар) — чадских диалектов Нигерии группа .
Диалекты
[ редактировать ]Диалекты по данным Ethnologue :
- Сигиди (Сегидди, Сигди, Сугуди)
- Изображения (Leere, Kal, Lusa, Vigzar, Vikzar Images)
Бленч (2019) также называет имя Гус , [2]
Этимология
[ редактировать ]Термин «Саява» был именем, данным им носителями хауса. «Сая» на английском языке означает «покупать», поэтому Саява на языке хауса означает «покупатели». Когда Саява мигрировал из Чада на свое нынешнее место, они были богаты в культурном отношении, были самостоятельными в сельском хозяйстве и обмене товарами и услугами. Всякий раз, когда говорящие на языке хауса хотят продать товары, они обычно говорят: «Давайте обратимся к «саява» или «покупателям». Конечно, они не подведут, когда дело доходит до покупки. Так появилось имя Саява. Для говорящих на языке саява «Заар» - это их настоящее имя от Чада до их нынешнего местоположения. Заар означает «Человек земли», что буквально означает «человек, полагающийся на сельское хозяйство».
История Саявы
[ редактировать ]Говорят, что саява пришли далеко с востока в нынешнюю Республику Чад между 9 и 13 веками. Считается, что они мигрировали вместе с Джарава, Варджава в районе местного самоуправления Нинги, Фамава, Ангасава, Сурава, Мвагавул и Мупун в штате Плато, Кутумбава в штате Кано, Бабур/Бурра, Марги и Килба в штатах Борно и Адамава. Есть большое сходство языка с Варджавой, Бабуром/Бурой, Килбой , Марги и Теравой. Язык саява — один из чадских языков. Также считается, что между Саявой и Гобиром ( Хауса ) существовала прочная связь из-за сходства племенных знаков.
Заар (жена) ушла со своими родственниками, а именно: Джарава, Варджава, Фемауэй, Брак, Сурава, Мвагхавул, Мупун, Кутумбава, Бабур/Бура. (Гунн, 1956:22), Марги и Килба (Мик, 1931-137 и 181) в разные места, но сначала ненадолго остановились в Биу, в дикой местности, ныне известной как область Дугури или Янкари. Тогда этот район включал в себя недавнюю территорию местного самоуправления Алкалери и некоторые части территории местного самоуправления Баучи (районы Зунгур и Галамби), а также Совет местного самоуправления Канам в штате Плато . Именно из этой области саява разделились на различные группы и перешли к своим нынешним постоянным поселениям в районах местного самоуправления Тафава Балева и Богоро.
Согласно интервью Маллама Умару Санда с Бараяном Баучи в январе 1980 года, саява раньше жили на различных холмах, прежде чем спустились на низменности во время джихада в результате мирного договора с джихадистами. Первая группа отправилась к холмам Мвари/Богоро; второй - на холмы Дазара; третий - в Санг/Марти-Хиллз; четвертый - Вади/Сара Хиллз; пятый - Луса/Сур/Дунгах-Хиллз; шестой - на холмы Кулунг/Гамбар; седьмой - Кундум/Вур-Хиллз; восемь до холмов Зари / Квабти и последний до холмов Бой. Почти в каждом поселении на холмах насчитывалось более десяти родов (Дриберг, 1931: 123).
В состав первого поселения входили Богоро, Мвари, Гваранга, Биджим, Гамбар Зугум, Бар, Курум, Бом, Тудун Вадан-Гьяра, Гоббия, Йола, Бадагари, Мингил, Рагами, части Басанши, Дунга, Малар, Дашем СонгСонг и Ванди. .
Второе поселение, Дазара, состоит из 16 деревень в деревне Бой и деревень Динки в деревне Богоро.
К третьему поселению относятся Санг, Марти, Зуя, Ябра, Тафаре, Гоше, Лим-Хамлетс, Занго, Тафаре, Малима, Рафава и др.
Четвертое поселение, Вади/Сара, включает деревни Вади и Сара, а также часть Рафавы, Лафиян-Сара и т. д.
Пятое поселение, Луса/Сур/Дунга, включает в себя Луса, Дунгах, Малар, Сур (Тапшин), Гваска, Ндит, Гизаки, Унгувар Галадима, Джигава и т. д. Саява называют Тапшин Сур, потому что Сур — их первоначальное имя и большая часть они мигрировали оттуда. Есть еще один сур, очень близкий к Лусе и считается, что их потомками являются люди Тапшина.
Шестое поселение, Кулунг/Гамар, включает Гамбар Лере и все деревни вокруг Гамбара, а также некоторые части Биджима и Сабонлайи.
Седьмое поселение, Кундум/Вур, включает все деревни Кундум и Вур, включая Саяву.говорящие районы, окружающие холмы. Вур означает холм на языке Саянчи (язык Саява); имя Вур,следовательно, обозначает жителей горы.
Восьмое поселение, Зари/Квабти, включает в себя все окружающие деревни, также известные как Барава. Барава — это еще одно название Саявы на языке Джарава, поэтому вся этническая группа Саява известна как Барава. Также соседи из южных частей, то есть Ангас, называют Саяву «Морги». Настоящее название этнической группы - «Заар», хауса называют их Саява, джарава называют их «Барава», а анга называют их «Морги». Среди других жителей восьмого поселения - Квабти, Зари Бабба и т. Д. Зари - единственный город Савая, который носит название общины, а также ее деревни.
Девятое поселение, Бой, включает оставшихся говорящих на языке саява в деревне Бой, за исключением деревень Дазара. Другие включают части Дашем Сонгсонг, Малар Гиджи и Малар Даджи.
Позже было основано множество других поселений.
Большая часть традиций и культурного наследия Саява формируется во время фестивалей, церемоний бракосочетания и погребений.
Известные люди Саява
[ редактировать ]- Якубу Догара , бывший спикер Палаты представителей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сая в Ethnologue (18-е изд., 2015 г.) (требуется подписка)
- ^ Бленч, Роджер (2019). Атлас нигерийских языков (4-е изд.). Кембридж: Образовательный фонд Кей Уильямсон.