Теневой банкинг в Китае
Китайский теневой банкинг относится к подпольной финансовой деятельности, которая осуществляется за пределами традиционных банковских правил и систем. В Китае существует одна из крупнейших теневых банковских отраслей: около 40% непогашенных кредитов страны связано с теневой банковской деятельностью. [ 1 ] Теневое банковское дело в Китае возникло после того, как Народный банк Китая стал центральным банком в 1983 году. Это побудило коммерческие предприятия и частных инвесторов вкладывать больше своих денег в финансовые продукты, что привело к росту банковской отрасли. [ 2 ]

История
[ редактировать ]Установлено, что теневой банкинг в Китае впервые появился в конце 1990-х годов, однако его быстрый рост произошел только после периода GFC в 2007 году. [ 3 ] Документально подтверждено, что рост теневой банковской деятельности был обусловлен неспособностью традиционной банковской системы удовлетворить всплеск спроса на финансирование из-за жесткого регулирования кредитования. [ 4 ] [ 2 ] По оценкам, в период 2010–2012 годов объем нефинансовых посредников в Китае рос со скоростью 34% в год. [ 3 ]
Некоторые из ключевых причин, по которым отдельные лица и компании занимаются теневой банковской деятельностью, включают, помимо прочего:
- недостаточное предложение кредитов со стороны четырех крупнейших банков;
- нормативные ограничения в отношении рискованных кредитов и, наконец;
- неспособность регулирующих органов ограничить возможности регуляторного арбитража;
- исключение межбанковских взаимодействий из кредитного управления; и,
- контроль китайского правительства над процентными ставками. [ 5 ] [ 2 ] [ 3 ]
В прошлом были выявлены и другие причины, в том числе требование нормы резервирования в размере 75% для банков, кредитующих свои депозиты, а также нормативные препятствия для кредитования определенных отраслей.
Китайское теневое банковское дело отличается тем, что Китай имеет финансовую систему, в которой доминируют банки, и уникальные нормативные ограничения на кредитное кредитование. Это означает, что существует больше барьеров для доступа к кредитным линиям для китайских предприятий и частных лиц. [ 6 ] Банки также несут ответственность за выпуск финансовых продуктов и управление средствами и прибылью, связанными с ними. Кроме того, в первую очередь его движущей силой являются отечественные институты, а не иностранные инвестиции и организации, как это обычно бывает в теневой банковской деятельности в других странах. [ 5 ] В Китае, где банкам не рекомендуется кредитовать определенные отрасли промышленности и они обязаны предлагать удручающе низкие процентные ставки по депозитам, небанковские учреждения заполняют этот пробел. Около двух третей всех кредитов, выдаваемых теневыми банками в Китае, представляют собой «замаскированные банковские кредиты». [ 7 ] Одно из противоречий в этой отрасли заключается в том, что розничные инвесторы в значительной степени не уверены в том, какие риски они берут на себя, занимаясь теневой банковской деятельностью. [ 8 ] Связи между традиционными банками и теневой банковской системой еще больше затуманивают картину и в то же время способствуют увеличению рисков. [ 9 ]
Виды теневого банкинга
[ редактировать ]Теневое банковское дело в Китае включает в себя несколько различных форм кредитной деятельности, в некоторые из которых входят банки, а в другие - нет. В Китае наиболее распространенные формы теневого банкинга включают использование продуктов управления активами (WMP), других трастовых продуктов, доверенных кредитов, а также взаимосвязей финансовой системы, таких как передача прав бенефициара по трастовым счетам. [ 2 ]
Продукты для управления активами
[ редактировать ]Продукты управления активами (WMP) — это выпуски банков, трастов и компаний, занимающихся ценными бумагами, и представляют собой финансовые продукты, которые приносят более высокую денежную прибыль, чем внесение денег в банк. [ 2 ] Они разрабатываются и продаются финансовыми учреждениями как сберегательные продукты, но не фигурируют в балансах учреждений, а это означает, что на них не распространяются правила депозитов. [ 3 ] Их доход зависит от «производительности» или «стоимости» активов, на которых построен продукт. Они работают, предлагая фиксированную доходность, что более выгодно, чем традиционные депозиты. В Китае некоторые инвесторы ожидают, что банк, контролирующий их WMP, возьмет на себя связанный с ним кредитный риск. Число WMP по всему Китаю в последнее время неуклонно росло и примерно составило «менее 500 миллиардов йен в 2004 году до 9,5 триллионов йен к концу 2013 года». [ 4 ] [ 3 ]
Доверительные продукты
[ редактировать ]Трастовые продукты относятся к категории финансовых продуктов, включая трастовые кредиты, некотируемые акции компаний и торговлю активами или пакетами капитала. Они разработаны и выпущены «небанковскими финансовыми учреждениями, включая трасты, брокеров, страховые компании и фирмы, занимающиеся ценными бумагами». [ 3 ] Их используют как частные инвесторы, так и корпорации. [ 2 ] В Китае финансовые фирмы действуют как трастовые компании, главным образом управляя активами и инвестируя в интересах клиентов. В последнее десятилетие китайские нормативные меры пытались замедлить использование трастов банками, поскольку средства, собранные с помощью трастовых продуктов, часто направляются более рискованным заемщикам через трастовые кредиты. [ 4 ] В 2012 году трастовая индустрия стала вторым по величине подсектором финансовой индустрии Китая с общим оборотом более 7,47 триллиона йен, который, как сообщается, вырос до 12,48 трлн йен в июне 2014 года. [ 3 ]
Доверенные кредиты
[ редактировать ]Доверенные кредиты — это кредиты между компаниями, при которых банк выступает в качестве посредника. Основная причина доверительных кредитов заключается в том, что китайское законодательство запретило кредиты между компаниями. [ 2 ] Эти кредиты действуют исходя из предположения, что кредитный риск лежит на том, кто кредитует в рамках соглашения. В этом смысле кредит попадает на баланс банка, а не на баланс компании. [ 4 ] В 2013 году размер отрасли доверенных кредитов оценивался примерно в 8,551 триллиона йен. [ 3 ]
Альтернативное финансирование
[ редактировать ]Альтернативное финансирование в первую очередь связано с теневой банковской деятельностью, включающей более мелкие инвестиции и более мелких, часто сельских инвесторов и заемщиков. [ 3 ] Оно включает в себя одноранговое кредитование, микрофинансирование, ломбардное финансирование и финансовый лизинг. [ 4 ] [ 3 ]
Регулирующие органы
[ редактировать ]Основными органами, ответственными за регулирование теневой банковской деятельности в Китае, являются Народный банк (НБК), Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая , Комиссии по регулированию страхования Китая (CIRC) и Государственная администрация по валютному обмену . [ 10 ] В 2017 году Государственный совет Китая учредил Комитет финансовой стабильности и развития , чтобы улучшить координацию между финансовыми регуляторами и охватить области, которые не могли бы сделать более крупные органы. [ 11 ] На международном уровне Китай является участником Постоянного комитета ФСБ по надзору и нормативному сотрудничеству. [ 12 ] Согласно Закону Китайской Народной Республики, Народный банк Китая наделен полномочиями проводить денежно-кредитную политику , пытаться избежать финансовых рисков и поддерживать стабильность на финансовых рынках. Считается, что Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая и Комиссия по регулированию страхования Китая выполняют надзорные функции за финансовыми рынками внутри Китая, а не обладают законодательной властью. [ 13 ]
Регулирование
[ редактировать ]Китайская теневая банковская деятельность регулируется рядом внутренних и международных руководящих принципов и законодательных актов. Внутренние законы, которые регулируют практику теневого банкинга и контроль над ним в Китае, включают Закон Китайской Народной Республики о Народном банке Китая и Закон Китайской Народной Республики о коммерческих банках, принятый Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей . [ 14 ] Кроме того, Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая публикует заключения и уведомления по закону, касающемуся теневой банковской деятельности, включая Правила управления доверенными кредитами коммерческих банков и Уведомление Комиссии по регулированию банковской деятельности Китая о печатании и распространении административных мер по доверенным кредитам коммерческих банков. [ 13 ] На международном уровне Китай является участником Базельского комитета , который занимается установлением стандартов и надзором за международным регулированием, в последний раз в рамках Базельского соглашения III в 2017 году. [ 15 ] В январе 2018 года Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая опубликовала проект постановления, направленный на приведение Китая в соответствие со стандартами Базельского комитета по банковскому надзору в отношении крупных рисков коммерческих банков. [ 16 ] подверженность банков неидентифицированному риску контрагента в базовых активах структурированных инвестиций должна была быть снижена до уровня ниже 15% капитала банков первого уровня . В частности, это означало, что до конца 2018 года [ 17 ]
В рамках внутреннего регулирования существует несколько областей, связанных с теневой банковской деятельностью. Например, НБК контролирует процентные ставки в Китае, что считается одной из причин того, что малые и средние предприятия не могут найти финансирование в Китае. [ 5 ] Более того, Закон о коммерческих банках КНР запрещает компаниям давать взаймы деньги друг другу, что снова является документально подтвержденной причиной того, почему компании в Китае занимаются теневой банковской деятельностью в форме доверительных кредитов. [ 18 ] В последнее время в китайском регулировании теневого банкинга произошло несколько существенных изменений. Эти усилия привели к сокращению теневого банковского сектора Китая примерно на 16 триллионов йен с 2017 года. [ 19 ] Регулирующие органы Китая заявили, что они по-прежнему привержены снижению рисков, ограничению регулятивного арбитража и открытию обычных линий капитала для снижения теневой банковской деятельности в будущем. [ 19 ]
Отмена резервного коэффициента
[ редактировать ]Коэффициент резервирования был китайским законом о коммерческих банках, который предусматривал, что банки могут кредитовать не более 75% своих капитальных депозитов в любой момент времени. [ 20 ] Эта политика была принята в 1995 году и была разработана для предотвращения быстрого роста кредитного масштаба коммерческого банка с целью контроля рисков ликвидности. [ 20 ] Требования к норме резервирования определены как одна из ключевых причин, по которой финансовые учреждения занимаются теневой банковской деятельностью, чтобы выдавать взаймы деньги, превышающие предел в 75%, без того, чтобы эти кредиты отображались на их балансах. Отмена требования о резервном коэффициенте Всекитайским собранием народных представителей вступила в силу в октябре 2015 года. [ 20 ] Этот шаг рассматривался как попытка стимулировать экономический рост и уменьшить теневые банковские кредиты, позволив банкам выдавать взаймы остальную часть своего капитала обычными способами.
Усиление надзора
[ редактировать ]В январе 2018 года Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая заявила, что усилит надзор за теневой банковской и межбанковской деятельностью. [ 21 ] Кроме того, создание Комитета финансовой стабильности и развития в ноябре 2017 года стало дополнительным шагом на пути усиления надзора за теневой банковской деятельностью. Кроме того, после 19-й Коммунистической партии в конце октября 2017 года произошел значительный толчок к сокращению доли заемных средств в китайском финансовом секторе. В частности, Центральный банк выпустил новые руководящие принципы, ужесточающие правила управления активами в Китае. [ 22 ]
Криминализация кредитов с годовой процентной ставкой выше 36%
[ редактировать ]В октябре 2019 года правительство Китая ввело уголовную ответственность за кредитование по годовой процентной ставке выше 36%. Этот шаг был нацелен на теневой банковский сектор, поскольку возможность взимать более высокие процентные ставки является одной из основных причин, по которой финансовые учреждения предпочитают заниматься внебалансовыми кредитами как формой теневого банкинга. [ 23 ]
Меры по доверительным кредитам
[ редактировать ]В январе 2018 года Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая ужесточила правила для банков и других финансовых учреждений, предоставляющих доверенные кредиты. [ 24 ] Эти меры включали прекращение участия банков в принятии решений по кредиту, а также запрет им предоставлять какие-либо гарантии по самому финансированию. Этот шаг гарантировал, что сами корпорации должны были нести кредитный риск по доверенным кредитам. [ 24 ] Это стало ответом на связанные с этим риски быстрого роста этой отрасли как формы теневого банкинга. На тот момент сумма доверенных кредитов оценивалась в 13,9 триллиона йен. [ 25 ] Этот шаг также был направлен на то, чтобы вернуть кредит к традиционным каналам финансирования, таким как балансовые кредиты и облигации финансовых учреждений.
Изменения процентных ставок
[ редактировать ]В сентябре 2019 года Центральный банк Китая объявил о своем намерении снизить рыночные процентные ставки, чтобы поддержать экономический рост внутри Китая. [ 26 ] Частично это считается реакцией на торговую войну с Соединенными Штатами . В заявлении, опубликованном тогда комитетом по денежно-кредитной политике Народного банка, говорится:
Мы должны приложить все усилия для улучшения трансмиссии денежно-кредитной политики и настаивать на рыночных реформах, чтобы способствовать заметному снижению реальных процентных ставок... Мы должны гибко использовать многочисленные монетарные инструменты для поддержания достаточно достаточной ликвидности. В то же время [мы должны] углубить либерализацию процентных ставок, улучшить режим основной процентной ставки по кредитам и способствовать его использованию на практике. [ 26 ]
Этот шаг включал снижение основной ставки по кредиту (LPR), которая представляет собой среднюю процентную ставку, предлагаемую группой из 18 банков в Китае. Основная ставка по кредиту призвана служить ориентиром для всего кредитования. Отказ от LPR был назван одним из методов снижения теневой банковской деятельности, поскольку он позволяет большему количеству заемщиков получить доступ к линиям капитала. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Китай 2019 – Теневое банковское дело сегодня
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Линдгрен, Меган (2018). «Регулирование теневой банковской системы в Китае» (PDF) . Юридический факультет Чикагского университета . S2CID 85554712 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ласак, Петр (март 2016 г.). «Регулирующие меры реагирования на китайскую теневую банковскую деятельность» . Исследовательские ворота .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Боуман, Джоэл; Хак, Марк; Уоринг, Майлз (март 2018 г.). «Небанковское финансирование в Китае» (PDF) . Резервный банк Австралии.
- ^ Перейти обратно: а б с Элерс, Торстен; Конг, Стивен; Чжу, Фэн (февраль 2018 г.). «Картирование теневого банкинга в Китае: структура и динамика» (PDF) . Банк международных расчетов.
- ^ Сунь, Гофэн (ноябрь 2019 г.). «Теневое банковское дело Китая: теневое банковское дело и традиционное теневое банковское дело» (PDF) . Банк международных расчетов.
- ^ «Как работает теневой банкинг» . Экономист . ISSN 0013-0613 . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Азиатское банковское дело: теневого монстра Китая невозможно остановить» . Евроденьги . 6 октября 2016 г. Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ https://bankandcredit.nbp.pl/content/2019/04/BIK_04_2019_02.pdf .
- ^ Ляншэн, Чжэн (март 2015 г.). «Теневая банковская система Китая и международное сотрудничество в сфере регулирования» (PDF) . Новое мышление и новая серия G20 – через CIGI Online.
- ^ «Комитет финансовой стабильности и развития» . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Члены Постоянной комиссии по надзору и регулятивному сотрудничеству» . www.fsb.org . 20 мая 2020 г. Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Закон Китайской Народной Республики о банковском регулировании и надзоре» . www.cbrc.gov.cn. Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Банковские законы и правила | Китай | Законы и правила | GLI» . GLI-Global Legal InsightsМеждународные юридические бизнес-решения . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Сунь, Гофэн (08.11.2019). «Теневое банковское дело Китая: теневое банковское дело и традиционное теневое банковское дело» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «联系: [адрес электронной почты защищен] » . ov.cn. Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Райт, Крис (15 января 2018 г.). «Что новые базельские стандарты Китая будут означать для банков» . Евроденьги.
- ^ «Закон о коммерческих банках Китайской Народной Республики» . www.fdi.gov.cn. Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б 郭凯. «Китай движется к регулированию доверенных кредитов — Chinadaily.com.cn» . www.chinadaily.com.cn . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Китай снимает 75-процентный лимит на соотношение кредитов к депозитам» . Экономические времена . 29 августа 2015 г. Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Китай усилит банковский надзор в «трудной» борьбе с финансовыми рисками» . Рейтер . 14 января 2018 г. Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Магнус, Джордж (24 января 2018 г.). «Дата реального финансового сокращения доли заемных средств в Китае придется отложить» . Файнэншл Таймс . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Китай криминализирует кредиты с годовыми процентными ставками выше 36 процентов» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 22 октября 2019 г. Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая (CBRC) выпускает правила по доверительным кредитам | Гонконгский юрист» . www.hk-lawyer.org . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Китай поручил запрет на кредиты, чтобы положить конец популярной форме теневого финансирования» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 09.01.2018 . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Центральный банк Китая ожидает «заметного снижения» процентных ставок» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 29 сентября 2019 г. Проверено 5 июня 2020 г.