Окончательный конец
Этика конечной цели, морального убеждения или убеждения — это концепция моральной философии Макса Вебера , согласно которой люди действуют верным, а не рациональным образом.
Мы должны четко осознавать тот факт, что любое этически ориентированное поведение может руководствоваться одной из двух фундаментально различных и непримиримо противоположных максим: поведение может быть ориентировано на «этику конечных целей» или на « этику ответственности ». Это не означает, что этика конечных целей идентична безответственности или что этика ответственности идентична беспринципному оппортунизму . Естественно, никто этого не говорит. Однако существует ужасный контраст между поведением, которое следует максиме этики конечных целей (то есть, выражаясь религиозным языком, «христианин поступает правильно и оставляет результаты Господу»), и поведением, которое следует максиме этики конечных целей. ответственности, и в этом случае человек должен дать отчет о предвидимых результатах своих действий». [1]
— Из книги «Политика как призвание» , Макс Вебер, 1918. [2]
«Окончательный конец» не в руках актера. Пока он/она действует морально , любые плохие результаты или негативные последствия не являются ответственностью действующего лица и, в конечном счете, являются результатом воли Бога или других сил.
Приложения
[ редактировать ]В науке Вебер утверждал, что открытие законов не является концом научных исследований, подходы сделали их иррациональными поскольку индуктивистский и дедуктивистский . [3] Мыслитель считал, что открытие причин и причин этих законов является конечной целью. Конечная цель также выражается в сфере разработки политики, когда решения не руководствуются моральными ценностями тех, кто их принимает. Политики, например, иногда вынуждены использовать необычные и аморальные средства для достижения определенных целей, поскольку альтернативный метод, основанный на этике, не часто учитывает реалии повседневной жизни. [4] По мнению Вебера, политика предполагает постоянную борьбу между носителями различных рационально непримиримых ценностей , и успешное продвижение любой ценности зависит не от этики, а от реальности власти. [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Политика как призвание» (PDF) .
- ^ Первоначально речь в Мюнхенском университете, 1918 г. Опубликовано как «Политика как профессия» (Мюнхен: Duncker & Humblodt, 1919). Позже у Макса Вебера, Сборник политических сочинений (Мюнхен, 1921), 396–450. На английском языке: Х. Х. Герт и К. Райт Миллс, пер. и ред., Макс Вебер: Очерки социологии (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1946), 77–128.
- ^ Кошул, Басит Билал (2014). Макс Вебер и Чарльз Пирс: на перекрестке науки, философии и культуры . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. п. 42. ИСБН 9780739178003 .
- ^ Зигон, Джарретт (2008). Мораль: антропологическая перспектива . Оксфорд: Берг. п. 39. ИСБН 9781845206598 .
- ^ Тернер, Стивен П.; Фактор, Реджис А. (2007). Макс Вебер и спор о разуме и ценности . Оксон: Рутледж. п. 2. ISBN 9780415402132 .