Проектное событие
Проектное событие (ПБЭ) – это постулируемое событие, используемое для установления приемлемых требований к эксплуатации конструкций, систем и компонентов, таких, чтобы атомная электростанция могла выдержать это событие и не ставить под угрозу здоровье или безопасность операторов станции или более широкую общественность. Аналогичными терминами являются проектная авария (ПБА) и максимально вероятная авария . [ 1 ] [ 2 ]
Подтипы DBE: [ 3 ]
- проектная критичность : «Авария, связанная с критичностью, которая является наиболее серьезной проектной аварией такого типа, применимой к рассматриваемой зоне».
- проектное землетрясение (DBE): «То землетрясение, для которого системы безопасности спроектированы так, чтобы оставаться функциональными как во время, так и после события, обеспечивая тем самым возможность отключения и поддержания безопасной конфигурации».
- проектный взрыв : «Взрыв, который является наиболее серьезной проектной аварией такого типа, применимой к рассматриваемой зоне».
- проектный пожар : «Пожар, который является наиболее серьезной проектной аварией данного типа. При постулировании такого пожара следует предполагать выход из строя автоматических и ручных средств пожаротушения, за исключением тех объектов или систем класса безопасности, которые специально предназначен для того, чтобы оставаться доступным (структурно или функционально) во время события».
- проектное наводнение : «Наводнение, которое является наиболее серьезной проектной аварией такого типа, применимой к рассматриваемой территории».
- проектный торнадо (DBT): «Торнадо, являющийся наиболее серьезной проектной аварией такого типа, применимой к рассматриваемому району».
Такие обстоятельства, как землетрясение и цунами в Тохоку в 2011 году , не учитывались при проектировании АЭС, и поэтому возникшие в результате ядерные аварии на Фукусиме-1 были описаны с использованием этой терминологии как «запроектные» или «непроектные». [ 4 ] Однако некоторые утверждают, что проектная основа цунами на Фукусиме была неверной. [ 5 ]
Аварии, вызванные плохим проектированием, несоблюдением перечисленных мер безопасности или другими формами человеческой ошибки , не считаются запроектными авариями. Однако терминология может быть неясной, поскольку плохо организованная проектная авария может привести к возникновению условий, выходящих за рамки того, что считалось вероятным, что приведет к запроектной аварии. [ 6 ] По этой причине некоторые отраслевые эксперты подвергли критике использование проектной терминологии. Авария на Три-Майл-Айленде и Чернобыльская катастрофа являются примерами того, как проектные аварии становятся непроектными из-за недостатков конструкции, недостаточной подготовки, процедур, неадекватных условиям (TMI), несоблюдения эксплуатационных процедур (Чернобыль) и недостатки конструкции диспетчерской. [ 7 ]
Запроектные мероприятия
[ редактировать ]Запроектные события могут снизить или исключить запас прочности конструкций, систем и элементов, что может привести к катастрофическому отказу. [ 8 ]
Ядерная катастрофа на Фукусиме -дайити была вызвана «запроектным событием»: цунами и связанные с ним землетрясения были более мощными, чем была рассчитана на электростанцию. Завод выдержал землетрясение, но цунами вышло из береговой дамбы. [ 9 ] С тех пор возможность непредвиденных запроектных событий стала серьезной проблемой для операторов АЭС. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «NRC: Глоссарий — Проектная авария» . Комиссия по ядерному регулированию США . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ «Проектная авария» . Европейское ядерное общество . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ «Исключительный ядерный словарь» . Nuclearglossary.com. Архивировано из оригинала 7 сентября 2017 года . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ «NRC: Глоссарий - Помимо проектных аварий» . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ Эктон, Джеймс М.; Хиббс, Марк (март 2012 г.). «Почему Фукусиму можно было предотвратить» (PDF) . Фонд Карнеги за международный мир .
- ^ Унгетюм, Дж.; Стоукс, доктор медицинских наук «Обзор управления запроектными авариями с особым упором на сценарии тяжелых аварий в немецких реакторах с водой под давлением» (PDF) . Институт Пола Шеррера . Архивировано из оригинала (PDF) 26 августа 2011 года . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ Роговин, Митчелл (1980). Три-Майл-Айленд: отчет для членов комиссии и общественности (PDF) . Том. 1. Вашингтон, округ Колумбия: Комиссия по ядерному регулированию США . п. 3 . Проверено 17 октября 2021 г.
Задолго до аварии на Три-Майл-Айленде в отрасли и ее регулирующих органах был распространен высокий уровень бравады. Процедуры лицензирования были не совсем адекватными, что привело к недостаткам в проектах некоторых станций. Обучение операторов было совершенно недостаточным для действий в чрезвычайных ситуациях и плохо контролировалось. Диспетчерские часто проектировались с очень небольшим вниманием к потребностям операторов. Уроки, извлеченные из сбоев и ошибок на атомных станциях как в нашей стране, так и за рубежом, никогда не были эффективно распространены внутри отрасли.
- ^ Тодреас, Нил Э. (1992). Ядерные системы: элементы теплогидравлического проектирования . Том. 2. ЦРК Пресс. п. 347.
- ^ Факлер, Мартин (1 июня 2011 г.). «Отчет показывает, что Япония недооценила опасность цунами» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Деклан Батлер (21 апреля 2011 г.). «Реакторы, жители и риск» . Природа . 472 (7344): 400–401. дои : 10.1038/472400a . ПМИД 21525903 . S2CID 4371109 .