Jump to content

Проект 5-100

Логотип проекта 5-100

Проект 5-100 представлял собой специальную государственную программу развития крупнейших российских университетов. Программа была запущена Минобрнауки России в 2013 году. Она была направлена ​​на повышение престижа российского высшего образования и включение не менее пяти университетов из числа участников проекта в 100 лучших университетов мира по версии тройки наиболее авторитетные мировые рейтинги: Academic Ranking of World Universities (ARWU), Times Higher Education (THE) и Quacquarelli Symonds (QS) к 2020 году. Однако эта цель так и не была достигнута.

Проект 5-100 сыграл значительную роль в повышении заметности и статуса российского высшего образования и науки в мировом научно-образовательном пространстве. По итогам анализа результатов Счетная палата России пришла к выводу, что программа в целом соответствует многим тенденциям, обозначающим инициативы академического превосходства в ведущих экономиках, включая стимулирование конкуренции между университетами, интернационализацию всех сфер деятельности и повышение научного потенциала.

Реализация проекта 5-100 якобы привела к значительным позитивным системным изменениям.

Это заметно укрепило университетскую науку, без которой продвижение в мировых рейтингах было бы невозможно. Число российских вузов в международных институциональных рейтингах ARWU, THE и QS увеличилось более чем в три раза — с 15 до 51. МГУ стал единственным, кто вошел в первые 100 позиций в ARWU и QS к 2020 году; однако некоторые вузы добились успехов в предметных рейтингах: восемь университетов, участвующих в программе, вошли в топ-100 мировых предметных рейтингов, заняв 16 позиций. Сообщается, что в развитии российской системы высшего образования и науки в целом произошел значительный качественный сдвиг. Университеты Проекта 5-100 также сформировали современную инфраструктуру для решения различных научных задач. В стенах учебных заведений были созданы новые исследовательские лаборатории мирового уровня, работу в которых возглавили ведущие российские и зарубежные учёные. Студенты, магистранты и аспиранты привлекаются к работе в новых лабораториях для проведения исследований по актуальным научным направлениям. [1] [2] [3]

Участвующие университеты

[ редактировать ]

21 участник Проекта 5-100, которые получат государственную поддержку, были выбраны в два этапа. О первом этапе было объявлено 8 мая 2013 года. Из 54 заявок для участия было выбрано 36, из них успешно прошли только 15. [4] [5] В октябре 2015 года совет добавил в эту группу еще 6 университетов. [6]

Всего в этих университетах было зачислено более 390 000 студентов и трудоустроено 12 нобелевских лауреатов. Проект не ограничивался только этими выбранными университетами, дополнительные университеты могли быть добавлены из группы региональных университетов в зависимости от их развития и бюджета программы. [ нужна ссылка ]

МГУ и СПбГУ в программе не участвуют, поскольку финансируются раздельно (2 млрд руб. на 2014–2016 годы). [ нужна ссылка ]

Проект курировал «Совет по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов» среди «Глобальных научно-образовательных центров». Совет был создан весной 2013 года по решению правительства. Совет рассмотрел отчеты университетов, решил, сколько необходимо для последующих действий, и передал свои выводы «Министерству образования и науки», чтобы определить, будет ли каждый из выбранных университетов программы получать дальнейшую поддержку. [ нужна ссылка ]

Членами Международного совета были:

Председателем стала Ольга Голодец , которая на тот момент была вице-премьером по социальным вопросам. [ нужна ссылка ] Заместителем председателя стала Ольга Васильева , которая в то время была министром образования и науки. [7]

Ниже приведены конкретные цели и ключевые показатели эффективности университетов:

  • Увеличить исследовательский потенциал
  • Производить интеллектуальные продукты и образовательные программы мирового уровня.
  • Интегрировать инновации в высшее образование, развивать общее и внеклассное образование, популяризировать науку среди детей и молодежи, стимулировать их к творческой деятельности.
  • Иметь среди сотрудников не менее 10% иностранных профессоров и не менее 15% иностранных студентов. [8]

Кроме того, все вузы, даже не участвующие в проекте, должны стремиться повысить индекс научного цитирования своих сотрудников . [ нужна ссылка ]

Финансирование

[ редактировать ]

В 2013 году правительство выпустило постановление, в котором говорилось, что бюджет до 2017 года составит 57,1 млрд рублей: в 2013 году — 9 млрд, в 2014 году — 10,5 млрд, в 2015 году — 12 млрд, в 2016 году — 12,5 млрд, в 2016 году — 13,1 млрд руб. [2] В ноябре 2015 года Дмитрий Медведев подписал постановление, которое продлевает программу до 2020 года, а также увеличивает финансирование вузов до 14,5 миллиардов долларов (2 и 1,4 миллиарда соответственно) на 2016 и 2017 годы. Таким образом, бюджет проекта на 2013-2017 годы складывался из всего 60,5 млрд руб. [ нужна ссылка ]

Увеличение финансирования произошло в основном за счет включения в программу еще шести вузов. Совет рассматривал возможности расширить список еще на 10-15 университетов: поскольку в нынешнем списке нет представителей университетов в сфере сельского хозяйства или транспорта. [ нужна ссылка ]

Распределение субсидий

Ежегодно Министерство образования распределяет средства между вузами на основе оценки реализации ими программы повышения конкурентоспособности «Дорожная карта» и текущего положения в различных мировых рейтингах. [ нужна ссылка ] С середины 2015 года лидерами проекта и лучшими вузами страны стали: ВШЭ, Университет ИТМО, Томский политехнический университет и Томский государственный университет. Каждый ежегодно получал субсидии в размере одного миллиарда рублей. НГУ стабильно развивался. В 2013 году он получил 592,4 млн рублей, в 2014 году — 775 млн, в 2015 году — 761 млн рублей. В 2016 году Совет одобрил финансирование в размере $900 млн следующим вузам: КФУ, МФТИ, МИСиС, ВШЭ, МИФИ, НГУ и Университету ИТМО. [ нужна ссылка ]

Напротив, в сентябре 2014 года Совет не утвердил «Дорожную карту» ЛЭТУ , посчитав ее непривлекательной для иностранных студентов и запретив использовать бюджет в 600-700 миллионов рублей, выделенный в 2013 году на первый этап. [9] Университет по-прежнему участвовал в проекте, однако через два года «Дорожная карта» была пересмотрена.

Экономическая политика Министерства образования и науки

В конце 2014 года правительство планировало резко сократить финансирование программы, однако Дмитрий Ливанов предложил сохранить объем господдержки на том же уровне, который был до экономического кризиса. Его уведомили, что дополнительного финансирования выделено не будет и министерству придется покрыть разницу из собственного бюджета. [ нужна ссылка ]

Критика проекта

Инициатива Минэкономразвития в сфере образования вызвала много критики. [10] Экономист Сергей Гуриев , который в то время был ректором Российской экономической школы (РЭШ), считал, что правительство должно субсидировать студенческие кредиты, поскольку оно несет ответственность за высокие процентные ставки. [ нужна ссылка ]

Заместитель главы комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов направил запрос в Счетную палату с просьбой проверить полное расходование средств, выделенных Минобразованию на программу, поскольку, по его мнению, имел место ряд нарушений траты. Например, отправка денег непосредственно организаторам рейтинга, крупные суммы тратятся организаторами и участниками на проживание в гостиницах (около полумиллиарда рублей), авиаперелеты (более 4 миллионов рублей), банкеты (2,6 миллионов рублей) и встречи (более более 2 млн руб.). Партия Бурматова « Единая Россия » даже поднимала вопрос, следует ли исключить Ливанова из партии за «неспособность реформировать вузы и бардак в системе образования», но глава партии Дмитрий Медведев это предложение отверг. [11] Андрей Ростовцев, физик и основатель проекта «Диссернет» , поддержал утверждения Бурматова. По его мнению, чтобы вызвать доверие к российским университетам, необходимо восстановить репутацию как самих университетов, так и их сотрудников. Министерство образования сочло это утверждение необоснованным и сослалось на регулярные отчеты о проделанной работе участвующих университетов. [ нужна ссылка ]

Российские вузы и международные рейтинги

[ редактировать ]

Наиболее авторитетные мировые рейтинги учебных заведений публикуют: журнал Times Higher Education (THE), британская компания Quacquarelli Symonds (QS) и Шанхайский университет Цзяо Тонг (ARWU).

Эти международные рейтинговые агентства оценивают университеты на основе определенных критериев. В качестве примеров можно привести следующие: публичность и цитируемость (индекс Хирша, оценивающий вклад ученого в науку), количество нобелевских лауреатов и мнение академического сообщества и работодателей. [ нужна ссылка ]

Целью инициативы было вывести не менее пяти университетов из числа участников проекта в 100 лучших университетов мира по данным рейтингов. Однако Московский государственный университет оказался единственным вузом, который соответствовал этим критериям к концу проекта в 2020 году. В таблице ниже показано количество российских вузов, вошедших в топ-100 позиций в международных рейтингах университетов на момент начала проекта (2013 г.) и по итогам (2020 г.): [12] [13] [14] [15]

Количество российских вузов в топ100
2013 2020
ARWU 1 1
КО 0 1
ТО 0 0
Высшее образование Таймс

Лишь два российских вуза попали в рейтинг университетов THE Education World University Rankings: МГУ на 25-м месте после нахождения в группе 51-60 и Санкт-Петербургский государственный университет, находившийся в группе 71-80. [ нужна ссылка ]

В области биотехнологий и астрофизики российские вузы не могут конкурировать с зарубежными вузами, и это было учтено при составлении рейтинга[32]. Но помимо общих мировых рейтингов существуют и рейтинги по конкретным категориям. Продвигаясь в этих конкретных категориях, университеты могут достичь целей проекта. [ нужна ссылка ]

Еще одна система рейтинга университетов — THE BRICS & Emerging Economies Rankings (рейтинг университетов стран БРИКС и правительств развивающихся экономик). В 2014 году в список вошли только два российских вуза (МГУ и СПбГУ), однако в результате дополнительного финансирования в 2015 году в список вошли 7 российских вузов, включая часть участников Проекта 5-100. : МИФИ (13 место), НГУ (34), МФТИ (69) и МГТУ (90). БРИКС сформировал постоянно обновляемый рейтинг за 2016 год, в котором в программе участвует больше вузов: СПБПУ (18), ТПУ (20), МИФИ (до 26), КФУ (31), НГУ (34), МГТУ ( до 57), ТГУ (87), МФТИ (93), МИСиС (99) и ННГУ (193), в списках фигурируют впервые. [16]

Квакварелли Саймондс

В дальнейшем рейтинги QS столкнулись с некоторыми субъективными проблемами. Все университеты, участвовавшие в проекте, оказались далеко не в первой сотне рейтинга QS World University Rankings. НГУ и МГТУ были в списке 300-400, а остальные и того дальше. Тем не менее, по версии QS, НГУ и МФТИ теперь вошли в десятку лучших университетов развивающихся стран Европы и Центральной Азии 2015/2016. [17] [18]

Академический рейтинг университетов мира

Академический рейтинг университетов мира (ARWU) основан в основном на университетах, выпускники или сотрудники которых являются лауреатами Нобелевской премии или получили медаль Филдса , а также на том, насколько часто исследователи университета цитируются другими. В 2015 году МГУ оказался на 86-м месте, войдя в сотню лучших. [19]

Другие показатели

[ редактировать ]

Round University Ranking (RUR) также является рейтингом университетов, но не упоминается в заявлении президента Путина. По данным медиа-компании Thomson Reuters , десять российских вузов вошли в топ-200 по лучшему качеству преподавания. Из них более половины стали участниками проекта: МГТУ (106 место), РУДН (112), ТГУ (131), ННГУ (135), МФТИ (143) и ТПУ (179). [ нужна ссылка ]

Хотя университеты были еще далеки от своей цели, было очевидно, что с момента запуска проекта в 2013 году в рейтингах произошли сдвиги. За два года количество публикаций в двух международных базах данных Web of Science и Scopus удвоилось, а количество цитирований увеличилось на 160%. Вице-премьер Ольга Голодец считает, что российские вузы входят в число лидеров мирового образования по интенсивности и развитию. [20] Бен Саутер, руководитель исследовательского отдела QS, также высоко оценил усилия, приложенные российскими университетами в 2014 году. [18]

Дорожная карта и достижения университета

[ редактировать ]
  1. Привлечение молодых исследователей и преподавателей, имеющих опыт работы в научно-исследовательской и преподавательской сферах в ведущих международных и российских университетах и ​​научных организациях.
  2. Создание совместных образовательных программ с ведущими международными и российскими университетами и научными организациями.
  3. Привлечение иностранных студентов для обучения в российских вузах, в том числе посредством совместных образовательных программ с международными университетами.
  4. Проведение фундаментальных и прикладных научных исследований совместно с российскими и международными научными организациями.

На сайте проекта опубликована «Дорожная карта», на основе которой из университетов могут подготовить собственные планы развития. [21]

Одной из важных задач участвующих университетов было привлечение иностранных студентов и преподавателей (не менее 15% и 10% соответственно). Процент иностранных студентов может существенно различаться даже в университетах одного и того же региона. Например, в Томском политехническом университете было около 25% иностранных студентов, а в Томском государственном университете — только 9%. В основном это студенты из бывших советских республик. По данным на 2014 год, в Университете ИТМО обучалось более 900 иностранных студентов – около 6,5% от общего числа студентов. [ нужна ссылка ]

Университеты участвовали в программах обмена студентами и преподавателями. Некоторые из них финансировались Центром международной мобильности и DAAD. Например, ИТМО входит в Ассоциацию европейских университетов и сеть университетов региона Балтийского моря (BSRUN). В Вышке около 30 программ двойных дипломов и около 70 университетов-партнеров по всему миру. Томские вузы заключили контракты на работу с вьетнамцами: ТГУ – с Вьетнамским национальным университетом в Ханое, ТГУАБ – с Национальным исследовательским университетом гражданского строительства и ТПУ – с Ханойским университетом науки и технологий. [ нужна ссылка ]

Чтобы привлечь иностранных студентов, Новосибирский государственный университет запустил магистерские программы на английском языке. Он разработал свои механический и математический факультеты, а также факультет информационных технологий. УрФУ получил около 760 миллионов рублей в виде государственных субсидий, значительную часть которых потратил на стажировки и продолжение сотрудничества с Кембриджским центром. Внимание также было уделено развитию английских образовательных программ, в частности магистерских программ, а деньги были потрачены на гранты для иностранных студентов и магистров. [ нужна ссылка ]

Университеты пытались интегрироваться в системы онлайн-образования. В ноябре 2015 года четыре российских вуза (МФл, МИСиС, ИТМО и УрФУ) присоединились к международному образовательному проекту edX, созданному Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом . [ нужна ссылка ]

Университеты, участвовавшие в программе, могли бы создать кафедры на базе институтов Российской академии наук. Был создан консорциум, объединивший Школу естественных наук со Школой биомедицины Дальневосточного университета с Научными институтами Дальневосточного филиала РАН. [ нужна ссылка ]

Проект также помог построить и открыть новые кампусы, например, в НГУ и ТПУ. [ нужна ссылка ]

Идея создания для бизнесменов резерва управляющих вузов была озвучена на ПМЭФ-2015. Ее поддержал Владимир Путин, призвав сотрудничать с вузами и участвовать в разработке их учебных программ. [ нужна ссылка ]

Кроме того, внимание университетов было сосредоточено и на школьном образовании, в результате чего во многих университетах появились подготовительные курсы. Около 65% детей школьного возраста в России охвачены внеклассным образованием, которое полностью финансируется государством. В проекте 5-100 особое внимание уделялось областям, связанным с техникой и технологиями. [ нужна ссылка ]

Участие в мероприятиях

[ редактировать ]

Мероприятия были организованы с целью дать университетам-участникам возможность получить важную информацию, необходимую для достижения поставленных целей, пообщаться с ведущими профессионалами и найти новых партнеров, обсудить текущие вопросы, связанные с проектом, и поделиться своим опытом. [ нужна ссылка ]

В 2015 году состоялось более десятка мероприятий в России и за рубежом с участием участников проекта. Из них были особенно значимые международные события:

  • Международная конференция «Образование и глобальные города: перспективы БРИКС»
  • Международный форум «Академический фандрайзинг»
  • Международная выставка образовательных возможностей (AULA) в Мадриде
  • Ежегодная конференция Европейской ассоциации международного образования (EAIE)
  • NAFSA: Конференции и выставки Ассоциации международных педагогов
  • Проект 5-100 на Красноярском экономическом форуме
  • Проект 5-100 и Всемирный семинар-конференция QS в ННГУ (совместно с QS Asia)
  1. ^ "Указ № 2006-р "Об утверждении плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров" " [Decree № 2006-r "On approval of the action plan for the development of leading universities, providing for increasing their competitiveness among the world's leading scientific and educational centers"] (in Russian). Ministry of Education and Science (Russia) . 29 October 2012. Archived from the original on 7 February 2016 . Retrieved 27 March 2016 .
  2. ^ Перейти обратно: а б "Указ № 211 "О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров" " [Decree № 211 "On measures of state support for leading universities of the Russian Federation in order to increase their competitiveness among the world's leading scientific and educational centers"] (in Russian). Ministry of Education and Science (Russia). 23 March 2013. Archived from the original on 20 August 2013 . Retrieved 25 June 2022 .
  3. ^ "Указ № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" " [Decree № 599 | "On measures to implement state policy in the field of education and science"] (in Russian). Vladimir Putin . 7 May 2012.
  4. ^ "Три сибирских университета получат субсидии на продвижение в рейтингах" [Three Siberian universities will receive subsidies for advancement in rankings]. Kommersant (in Russian). 9 July 2013.
  5. ^ "Минобрнауки: высшее образование в РФ будет конкурентоспособным" [Ministry of Education and Science: higher education in the Russian Federation will be competitive] (in Russian). Rossiya Segodnya (English: Russia Today). RIA Novosti (РИА). 11 October 2015.
  6. ^ Марш, Натали (30 октября 2015 г.). «Шесть вузов присоединяются к российскому проекту 5-100» . Новости PIE (Профессионалы в области международного образования).
  7. ^ «Проект 5-100 | Российский проект академического превосходства | Совет» . Министерство науки и высшего образования (Россия) Проект 5-100 .
  8. ^ «В России принята концепция развития образования до 2020 года» . Вестник Кавказа. 8 января 2015 г.
  9. ^ "Минобрнауки отобрал у знаменитого питерского вуза 600 млн руб" [The Ministry of Education and Science took 600 million rubles from the famous St. Petersburg university] (in Russian). RBK Group . 9 September 2014 . Retrieved 5 July 2022 .
  10. ^ Юдкевич, Мария (2 декабря 2015 г.). «Плюсы и минусы российского проекта 5-100» . Мировой рейтинг университетов Times Higher Education . Высшее образование Таймс . Проверено 5 июля 2022 г.
  11. ^ "В Госдуме просят Счетную палату разобраться, на что Минобрнауки потратил 30 млрд рублей" [The State Duma asks the Accounts Chamber to figure out what the Ministry of Education and Science spent 30 billion rubles on] (in Russian). TASS. 16 November 2015 . Retrieved 5 July 2022 .
  12. ^ «Мировой рейтинг университетов» . Высшее образование Times (THE) . 19 сентября 2018 года . Проверено 28 августа 2022 г.
  13. ^ «Мировой рейтинг университетов QS: лучшие университеты мира» . Лучшие университеты . Проверено 28 августа 2022 г.
  14. ^ «UniversityRankings.ch» . UniversityRankings.ch . Проверено 28 августа 2022 г.
  15. ^ «Академический рейтинг университетов мира» .
  16. ^ «Мировой рейтинг университетов» . 19 сентября 2018 года . Проверено 5 июля 2022 г.
  17. ^ «Мировой рейтинг университетов и бизнес-школ QS» . Проверено 5 июля 2022 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Бриджсток, Лаура (17 декабря 2014 г.). «100 лучших университетов в развивающихся странах Европы и Центральной Азии» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года.
  19. ^ «Академический рейтинг университетов мира» . Проверено 5 июля 2022 г.
  20. ^ "Девять вузов России вошли в международный рейтинг RUR по качеству преподавания" [Nine Russian universities are included in the RUR international ranking for the quality of teaching]. Kommersant (in Russian). 7 April 2016.
  21. ^ «Подробнее о программе» . Проект 5-100.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 824ecb1ed59b80724d43e2a8885677cb__1720895340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/cb/824ecb1ed59b80724d43e2a8885677cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Project 5-100 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)