Инструкция воображения
![]() | |
Автор | Дэниел Дор |
---|---|
Язык | Английский |
Издатель | Издательство Оксфордского университета |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 280 |
ISBN | 9780190256623 |
«Инструкция воображения: язык как технология социальной коммуникации» — книга Дэниела Дора , вышедшая в 2015 году . В ней Дор предлагает новую теоретическую характеристику языка как технологии социальной коммуникации, коллективно созданной для конкретной функции обучения воображению. Он приводит четыре основополагающих аргумента:
- Язык социален : это свойство социальной сети и продукт коллективного процесса изобретения и развития. Оно находится между говорящими, а не внутри них, на уровне организации и сложности, превосходящем индивидуальный разум.
- Язык — это коммуникационная технология : он развивается, распространяется и меняется, как и другие коммуникационные технологии, изобретенные людьми, такие как книги, факсы, телефоны и социальные сети. Его образ действий лучше всего анализировать с технологической точки зрения.
- Язык предназначен для конкретной функции обучения воображению : в отличие от других систем общения, язык позволяет говорящим инструктировать своих собеседников в процессе воображения предполагаемого опыта.
- Язык коллективно конструируется посредством непрерывного процесса эмпирической взаимной идентификации языка : в этом процессе люди систематически изолируют и выделяют точки сходства между своим опытом, формально отмечают их и разрабатывают взаимоотождествляемые предписывающие нормы для их использования в качестве инструкций для воображения. .
Краткое содержание
[ редактировать ]Первые три главы книги посвящены дефиниционному изложению теории. В главе 1 Дор представляет основные предпосылки теории и помещает ее в более широкий контекст постхомской лингвистики , обсуждая также историю социальной концепции языка. В главе 2 Дор определяет конкретную функциональную стратегию языка как коммуникационной технологии обучения воображению и показывает, чем она отличается от эмпирических стратегий, используемых всеми другими коммуникативными системами. В главе 3 Дор представляет техническое описание языка – его составных частей, их социального устройства, того, как они сочетаются и как функционируют вместе.
Главы 4 и 5 посвящены вопросам значения . В главе 4 обсуждается лексическая семантика : от взлета и падения дефиниционно-компонентного подхода, появления теории прототипов до современных исследований полисемии . В главе 5 Дор представляет новую интерпретацию вопроса лингвистической относительности как вопроса о диалектическом влиянии технологии на ее пользователей.
Глава 6 содержит более подробное обсуждение процессов, связанных с производством и пониманием языковых высказываний. В главе 7 Дор обсуждает, как его теория справляется с синтаксической сложностью, утверждая, что синтаксическая сложность сконструирована социально и специально подходит для обучения воображению.
Глава 8 посвящена лингвистическому разнообразию и показывает, как теория переосмысливает универсальность языка как основополагающий социальный факт – в отличие от когнитивного. В главе 9 Дор утверждает, что овладение языком, по сути, является коллективным предприятием, принимая в качестве важных тематических исследований изобретение языков жестов, таких как никарагуанский язык жестов и язык жестов бедуинов Аль-Сайид .
В главе 10 представлено новое гипотетическое объяснение эволюции языка как коллективно созданной коммуникационной технологии. Основываясь на своей работе с Евой Яблонькой , Дор предлагает культурно-ориентированный процесс коэволюции генов и культур , в ходе которого коллективно была изобретена специфическая функция обучения воображению.
Центральные концепции
[ редактировать ]Опытное и поучительное общение
[ редактировать ]Теория языка Дора основана на предположении, что опыт животных (включая людей) существенно отличается друг от друга и что он по сути является личным. Различия между личным опытом порождают то, что Дор называет эмпирическими разрывами. Он определяет намеренную коммуникацию как попытку преодолеть этот разрыв.
Дор утверждает, что, за исключением языка, все системы интенциональной коммуникации являются эмпирическими: коммуникатор переводит свое коммуникативное намерение в ощутимый результат, который собеседник переживает непосредственно. Другими словами, эти системы полагаются на общий опыт, а эмпирическое общение остается ограниченным здесь и сейчас.
Язык использует другую стратегию: коммуникатор предоставляет получателю закодированный набор инструкций для воображения, который получатель должен использовать в качестве основы для представления опыта коммуникатора. Получатель, анализируя код и рекомбинируя свой прошлый опыт, создает новый, воображаемый опыт. Таким образом, говорящие могут делиться опытом за пределами «здесь и сейчас» — вещами, которые произошли, которые предположительно могли произойти, внутренними мыслями и эмоциями, а также откровенной ложью. Именно эта уникальная стратегия, утверждает Дор, выделяет язык среди других и делает его чрезвычайно мощной коммуникационной технологией.
Экспериментальная взаимная идентификация
[ редактировать ]Язык создается посредством повторяющегося социального процесса, называемого эмпирической взаимной идентификацией. По своей сути этот коммуникативный процесс можно использовать для сокращения пробелов в опыте. Если, например, А воспринимает объект в своем окружении, который, по его мнению, Б тоже должен заметить, он может указывать на этот объект до тех пор, пока Б не заметит - теперь оба знают об этом, и разрыв в опыте меньше.
Тот же процесс можно использовать и с предварительным использованием символов. Элементарным примером взаимного отождествления языка является ситуация, когда ребенок указывает на что-то, желая, чтобы родители это заметили, и называет это по имени. Фактически ребенок пытается согласовать свой опыт с опытом своих родителей и убедиться, что они одинаково переводят этот опыт на язык. Люди участвуют в актах взаимной идентификации на протяжении всей своей жизни, постоянно проверяя и подтверждая способы, которыми их опыт переводится на язык.
Символический пейзаж
[ редактировать ]Дор определяет символический ландшафт как семантическую сеть, сформированную из прошлых языковых событий, моделирующую в своей внутренней динамике мир частного опыта, только в более упрощенном, нормативном виде. Каждая лексическая единица в символическом ландшафте является дискретным наставником воображения и семантически связана с другими лексическими единицами в ландшафте.
Частный опыт, утверждает Дор, никогда полностью не совпадает с символическим ландшафтом, а вместо этого они постоянно влияют друг на друга. Хотя частный опыт в некоторой степени ориентирован на языковое выражение, некоторые его аспекты неизбежно остаются невыразимыми. Это неотъемлемое несоответствие между ними означает, что работа по взаимной идентификации языка никогда не заканчивается, и частично объясняет навязчивую потребность людей делиться своим опытом.
Миметическое происхождение языка
[ редактировать ]Дор основывается на теории миметического общения Мерлина Дональда , гипотетического предшественника языка, который включал мануальные, мимические, голосовые и телесные жесты, которые были как преднамеренными, так и репрезентативными, но не были композиционными или произвольными. Эта форма общения, утверждает Дор, развивалась вместе с растущей взаимозависимостью людей, которые становились все более зависимыми от социального обучения и совместной деятельности (изготовление инструментов, охота и собирательство, а также воспитание детей ). Крайне важно, что миметическое общение и повышенная просоциальность позволили бы более часто и тщательно взаимную идентификацию. Дор предполагает, что эти разработки в конечном итоге положат начало эволюционной спирали: новые формы совместного поведения будут постоянно требовать обновлений коммуникационных технологий, эти обновления сделают возможным новое совместное поведение и повысят взаимозависимость, что потребует дальнейших коммуникативных обновлений и так далее. Предполагается, что этот фон послужил основой для новой коммуникационной технологии, основанной на поучительной, а не экспериментальной стратегии и позволяющей людям общаться о вещах, находящихся за пределами их общей экспериментальной среды.
Культурно-ориентированная эволюция языка
[ редактировать ]Дор вместе с Евой Яблонка на основе эволюционной биологии развития разработал теорию эволюции языка, в которой предполагается, что культурное обучение и изобретения предшествовали и направляли изменения в геноме и эпигеноме. Как описал Вест-Эберхард , адаптивная эволюция новшеств может быть инициирована пластической фенотипической реакцией организма на новое воздействие окружающей среды. Если воздействие окружающей среды повторяется, можно выбрать субпопуляцию, способную на него реагировать, то есть выбирается адаптивное изменение регуляции, формы или побочных эффектов пластического признака в процессе, также известном как генетическая аккомодация. Как пишет Уэст-Эберхард, этот способ эволюции «сначала фенотип» отличается от стандартного неодарвинистского подхода тем, что гены являются последователями, а не лидерами в эволюции. Что касается языковой эволюции, Дор и Яблонка предполагают, что она могла возникнуть в результате коллективных исследований новой коммуникативной стратегии (поучительной, творческой). Его постепенное распространение в человеческом обществе создало бы селективную среду, в которой развивались бы пластические черты, позволяющие изучать язык. Дор предполагает процесс, в котором люди постоянно пытались догнать свои новые коммуникационные технологии, и утверждает, что врожденные способности, которыми в настоящее время обладают люди, являются производными, возникающими, изменчивыми и частичными. Дор суммирует этот аргумент так: «Сначала мы изобрели язык. Потом язык изменил нас».
Прием
[ редактировать ]Рецензии на книгу были в основном положительными: некоторые отмечали широкий спектр последствий теории Дора, в то время как критика книги предполагала, что в ней недооценивается роль игры и используется чрезмерно эссенциалистский подход к языку.
Дэниел Деннетт писал:
Замечательная книга Дэниела Дора [...] анализирует язык как «технологию социальной коммуникации», изгоняя большинство догм Хомского о врожденности и заменяя их обратной разработкой культурно передаваемых привычек и предрасположенностей [...] Дор игнорирует теорию мемов и не Он не полагается настолько, насколько следовало бы, на эволюционные процессы (и свободно плавающие обоснования), но он ясно изложил переосмысленный набор характеристик языка, дополнив многие детали, лишь смутно предложенные в моем отрывочном описании. Я рекомендую ее всем, кто серьезно задумывается о явлениях языка. [ 1 ]
Брайан Бойд дал положительную рецензию на книгу, написав:
Она [теория Дора] обещает не только изменить облик наук о языке, но также иметь глубокие последствия для антропологии, биологии, культурологии, литературоведения, философии, политики и религии, а также для нашего понимания человеческого опыта [. ..] Дор предлагает большую часть своей теории вкратце: одну смелую гипотезу с восемью смелыми подгипотезами, каждая из которых бросает вызов опровержению и тем самым стимулирует, как я предсказываю, десятилетия новых аргументов, исследований и открытий. [ 2 ]
Гурпиндер Лалли, рецензируя книгу для Британского общества литературы и науки, также написал:
Книга Дора потенциально может заложить новую основу для коммуникативной, социально-ориентированной лингвистической теории. Дор предлагает основу для объединения двух сторон лингвистики, которые обычно образуют психолингвистику и социолингвистику, а книга посвящена раскрытию противоречий между когнитивно-социальным разрывом, которые, можно сказать, играют роль в попытках теоретизировать новые конструкции. [ 3 ]
Анджей Павелец писал, что книга Дора бросила вызов когнитивному взгляду на язык «беспрецедентным образом», вызов, который со временем приведет к смене парадигмы. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Деннетт, Дэниел (2020). "Комментарий к теме "Могут ли мемы объяснить рождение понимания?" " . Авант . 11 (2). дои : 10.26913/авант.2020.02.13 .
- ^ Бойд, Брайан (2017). «Язык, опыт и воображение: изобретение и эволюция языка». Эволюционные исследования образной культуры . 1 (2). Издательство академических исследований: 105. doi : 10.26613/esic.1.2.52 . ISSN 2472-9884 . S2CID 150340979 .
- ^ «Британское общество литературы и науки · Дэниел Дор, Обучение воображению: язык как технология социальной коммуникации» .
- ^ Павелец, Эндрю (2017). «Изменение игрового поля: «социальный поворот» в изучении языка?» . университета Лингвистические исследования Краковского 134 (3). Ягеллонский университет - Видавниктский Ягеллонский университет: 273–279. дои : 10.4467/20834624sl.17.019.7093 . ISSN 1897-1059 .