Jump to content

Мод (клетка)

Мод, сложенный вдоль, из Ланаркшира, Шотландия. Место производства неизвестно.

Мод ) — это шерстяное одеяло или плед , (также Lowland плед или Low Country плед сотканный в мелкую черно-белую клетку. [1] известный как бордюрный тартан , пастушья клетка, пастушья клетка [2] или Галашилс серый. Он широко использовался как предмет одежды в южных графствах Шотландии и северных графствах Англии до начала двадцатого века. [3]

Этимология

[ редактировать ]

Происхождение слова мод неясно. В 1894 году Рассел говорил, что оно произошло от гэльского maudal или maundal , поэтического синонима пледа . [4] Ее точка зрения, кажется, подкрепляется старым стихотворением на гэльском языке «Повесть о Коннале», записанным в Россшире в 1859 году, в котором есть строчка «И обернул мой маундал ». [5] Альтернативный источник заключается в том, что это слово происходит от слова «maldy» , что означает «грубая серая шерстяная ткань». [6] что, в свою очередь, происходит от слова medley , что означает «пестрая ткань», из-за неправильного произношения. [7] Однако считается верным и обратное: в начале 19 века «мальди» было существительным, обозначавшим пряжу и ткань, используемые для изготовления мод, как, например, в «мальди-плаще», где оно произносилось как «мали». [8]

Написание и произношение различаются в разных приграничных землях. Его писали maud или mawd на юге Шотландии и северной Англии, но также maad в некоторых частях Шотландии и Нортумберленда, mad в Ланкашире и maund в Западном Йоркшире. В развернутой форме ее называли пастушьей модой , в Нортумберленде — стадной модой . [9] а в некоторых частях юго-западной Шотландии - мод Моффата . [10]

Описание

[ редактировать ]

Мод — прямоугольное шерстяное одеяло с бахромой на концах. Его характерно ткут в небольшие клетки из темной и светлой шерсти; например, черный, синий или темно-коричневый, а также белый, кремовый или светло-серый. Самый распространенный узор часто называют пастушьей клеткой, но некоторые моды ткут узором « гусиные лапки» . Мод также обычно имеет кайму или вставку из более темной шерсти и от одной до шести полосок из более темной шерсти на концах. Анализ различных письменных и художественных произведений показывает размеры от 0,9 до 1,5 м в ширину и от 2,5 до 3,5 м в длину. В то время как моды коммерческого производства часто состоят из одного куска, многие старые и домашние моди, сотканные на меньших ткацких станках, состоят из двух узких отрезков, сшитых вдоль. При плетении для соединения каждая длина имеет границу только вдоль одной длины, как показано на рисунке выше.

Использовать

[ редактировать ]

Традиционное использование

[ редактировать ]
Картина Дэвида Аллана «Крейги Билд», 1786 год, изображающая пастухов Лотиана в модах.
Статуя Робби Бернса, Дамфрис, работа Амелии Хилл.

Преподобный Джордж Ганн впервые упоминает мод как пастушескую одежду. Опираясь на записи баронства Стихилл, Роксбург, 1655-1807 гг., он сказал: «Мод, или пастушья клетка, и синяя шляпка отличали крестьянскую одежду». (стр. 10). [11] Поддерживая мод, используемый простым народом, но в то же время отмечая его как мужскую одежду, преподобный Арчибальд Крейг в статье « Новый статистический отчет Шотландии по Роксбургширу» сказал: [12]

Крестьянская одежда опрятна и прилична. Клетка или модная кайма, состоящая из черно-белой или сине-белой клетки, почти универсальна среди мужчин, и они оформляют ее с большим вкусом.

Описание внешнего вида, возраста и использования мод лучше всего резюмировал Вальтер Скотт , когда он писал: [13]

Плед никогда не использовался у пограничников, то есть шотландский или клетчатый плед; но существовал и до сих пор используется плед в очень маленькую черно-серую клетку, который мы называем мод и который, я полагаю, был очень древним; это неизменная одежда пастуха, которую носят через одно плечо, а затем натягивают на человека, оставляя одну руку свободной.

В другой раз он описал ношение того, что, должно быть, было более длинной модой, написав: [14]

... плед Мод или Лоу Кантри. Это длинный кусок ткани шириной около ярда, свободно обернутый вокруг талии, как шарф, затем перекинутый через грудь, а конец переброшенный через левое плечо, где он свисает свободно, как испанский плащ. Он не из тартана, а из шерсти натурального цвета с очень маленькой черной клеткой, которая придает ему сероватый вид… Широкий пояс на талии также является частью его костюма – он служил для удержания одного конца Мод, а иногда и носить с собой большой нож или кинжал.

Таким образом, мод был верхней одеждой пастуха или простого человека. Он давал тепло среди холмов Пограничья, защищал от дождя и был его одеялом по ночам. Объемный характер завернутого мода также означал, что карманы или укромные уголки, известные как «мод неукс/нуикс», могли быть созданы для переноски «ярмарок» (еды), других продуктов и даже ягнят. [15]

Способ ношения мод диктовался его размером и, возможно, местными обычаями. Камберлендская овчарка , нарисованная Джошуа Кристаллом в 1816 году, изображает короткую моду, обернутую вокруг талии. «Возлюбленная пастуха» Томаса Брукса (1846 г.) и «Крейги Билд» (вверху) изображают мод средней длины, перекинутый через левое плечо и завязанный полуузлом на правом бедре. Первое описание Скотта выше, а также многие портреты и статуи Скотта, Джеймса Хогга и Робби Бернса показывают длинную моду, перекинутую через левое плечо, обернутую по диагонали вокруг тела и переброшенную через левое плечо, причем оба конца достигают высоты примерно талии. На некоторых изображениях мод такой же длины обернут таким же образом, но поверх правой руки, а не под ней, образуя своего рода мантию. Второе описание Скотта, приведенное выше, описывает ношение длинной мод, обернутой вокруг талии и проходящей по диагонали через грудь, чтобы попасть за левое плечо.

[ редактировать ]
Джеймс Хогг в моде, работа сэра Джона Ватсона Гордона, 1830 год.
Эдвин Во в моде через левое плечо, автор ( Уильям Перси , 1882 г.)

Мод приобрел популярность как символ шотландских границ с 1820 года благодаря упоминанию его модными приграничными шотландцами, такими как Вальтер Скотт , Джеймс Хогг и Генри Скотт Ридделл, и их ношению его публично. [16] Вместе с Робби Бернсом их можно увидеть в моде на портретах, гравюрах и статуях. Это романтическое возрождение, возможно, продлило использование мода и спасло его от исчезновения; В 1808 году Аллан Рамзи писал: «Широкое пальто и круглая шляпа часто заменяют серую клетчатую клетку или моду, а также широкую синюю шляпку с алой каймой»; (с. 396). [17]

Эдвин Во , выдающийся ланкастерский поэт и писатель XIX века, был известен по использованию пастушьей пледа или мода. [18]

Он трогал огромные палки, которых у него была огромная коллекция, и любил бросать пастушеский плед.через плечо... Он любил одеваться сам в честное домотканое платье самой толстой ткани и носить огромные, на широкой подошве, невинные сапоги.

Одежда также ассоциируется с трубками Нортумбрии . В 1857 году Уильям Грин играл на обеде Общества антикваров Ньюкасла-апон-Тайна : [19]

Нельзя также обойти вниманием и музыку, которая, как и полагается, была древней, оркестр, состоящий из пары волынок. Исполнителями выступали волынщики Перси — двое Зелёных, отец и сын, отец, волынщик вдовствующей герцогини Нортумберлендской, с серебряным полумесяцем на руке; и сын, волынщик герцога Нортумберлендского, одетый в ливрею и значок Его Светлости, с нортумбрийской модой.

Эту одежду до сих пор носят волынщики Нортумбрии, особенно герцогские волынщики, в торжественных случаях.

Современное использование

[ редактировать ]

Казалось бы, к концу XIX века использование мод на границе прекратилось, и сегодня ранние моды встречаются относительно редко. Одно из возможных объяснений состоит в том, что принятые в Англии законы 1666–1680 годов о захоронении в шерсти требовали, чтобы мертвых покрывали и хоронили в чистой английской шерсти. Законы действовали до 1814 года, поэтому сельские жители, похороненные в своих модах, могли быть причиной многих исчезновений. Два более вероятных объяснения заключались в том, что мод, как рабочая одежда, просто изнашивался; и что изменения в моде XIX века сделали мод устаревшим в пользу пальто, а затем и джемперов. В любом случае старые и ненужные моды наверняка были выброшены.

В последние десятилетия мод пережил скромное возрождение как часть традиционной одежды приграничных шотландцев и северной Англии . Мод часто носят нортумбрийские волынщики , и многие пограничники предпочитают носить брюки в своем клановом тартане, а не в хайлендском килте , и некоторые из них сочетают свои клетчатые брюки с клетчатым модом. [20] Еще очень немногих можно увидеть на собраниях в моде с западной одеждой. В любом случае, для проницательного наблюдателя мод является таким же элементом культурной идентичности, как и килт.

Лишь немногие фабрики сейчас ткут мод в регионе Бордерс. Один из них выпустил мод в нетрадиционных и модных цветах (таких как светло- и темно-оранжевый, нефритовый и красный), пытаясь привлечь современных покупателей, в то время как другой позиционировал свой продукт как традиционный предмет коллекционирования Нортумбрии.

См. также

[ редактировать ]
  • Полный плед — длинная плиссированная мантия из клетчатой ​​ткани, обернутая вокруг верхней части тела, а затем перекинутая через плечо.
  • Плед Fly , меньшая мантия из клетчатой ​​ткани, которую носят приколотой к левому плечу.
  • Плед с поясом или «большой килт», более ранняя форма килта, представлял собой большой плед (одеяло), сложенный вручную и подпоясанный вокруг талии.
  1. ^ Райт, Дж. (ред.). (1905) Словарь английского диалекта. Лондон: Фроуд
  2. ^ Шотландский реестр тартанов. https://www.tartanregister.gov.uk/tartanDetails.aspx?ref=3781
  3. ^ Моффат, А. (2015). Шотландия: история с древнейших времен. Эдинбург: Бирлинн.
  4. ^ Рассел. (1894). «Гэльский элемент в разговорном языке юга Шотландии». История Бервикширского клуба натуралистов, учрежденного 22 сентября 1831 г. , Vol. 14.
  5. ^ Уркарт, Х. (1859). «Сказка о Коннале». Популярные сказки Вест-Хайленда . Эдинбург: Эдмонстон и Дуглас.
  6. ^ «Мод». Получено 14 февраля 2016 г. с сайта http://www.dictionary.com.
  7. ^ Данниган, С.М.; Харкер, CM; Ньюлин, Э.С. (ред.). (2004). Женщина и женское начало в шотландской письменности средневековья и раннего Нового времени . Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан.
  8. ^ Джеймисон, Дж. (1825). «Малды». Дополнение к Этимологическому словарю шотландского языка . Эдинбург: Тейт.
  9. ^ Райт, Дж. (ред.). (1905) Словарь диалектов английского языка . Лондон: Фроуд
  10. ^ Мод. Получено 16 февраля 2016 г. с http://www.dsl.ac.uk/entry/snd/maud .
  11. ^ Ганн, Г. (1905). Записи двора барона Стихилла 1655-1807 гг. Эдинбург: Шотландское историческое общество.
  12. ^ Крейг, А. (1837). Приход Бедруле. Новый статистический отчет Шотландии (том 3). Эдинбург: Блэквуд. п. 292.
  13. ^ Скотт, В. (1811). Фотография мистера Бёрда – Чеви Чейз. Эдинбургский журнал Blackwood (том 33). Эдинбург: Блэквуд. п. 63.
  14. ^ Письма сэра Вальтера Скотта, в Hill, RJ (2013). Изображение Шотландии через романы Уэйверли. Фарнем, Великобритания: Эшгейт. п. 112.
  15. ^ «Мод». Получено 16 февраля 2016 г. с http://www.dsl.ac.uk/entry/snd/maud .
  16. ^ Моффат, А. (2015). Шотландия: история с древнейших времен. Эдинбург: Бирлинн.
  17. ^ Рамзи, А. (1808). Нежный пастырь; Пасторальная комедия. Эдинбург: Абернати и Уокер.
  18. ^ Хакала, Тарин (2010). «Великий человек в сабо: подлинность в викторианском Ланкашире». Викторианские исследования . 52 (3): 387. doi : 10.2979/vic.2010.52.3.387 . ISSN   1527-2052 .
  19. Gateshead Observer, 7 февраля 1857 г.
  20. ^ Маленькие границы. VHS. (1998). Карлайл: Пограничное наследие.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83ce033d16c63a44c5d6a7bac2da5ea2__1707594420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/a2/83ce033d16c63a44c5d6a7bac2da5ea2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maud (plaid) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)