Вольфганг У. Дресслер
![]() |
Вольфганг У. Дресслер | |
---|---|
Рожденный | 22 декабря 1939 г. |
Академическое образование | |
Альма-матер | Венский университет |
Академическая работа | |
Дисциплина | Лингвист |
Учреждения | Венский университет |
Вольфганг У. Дресслер (родился 22 декабря 1939 г.) - австрийский профессор лингвистики. [1] в Венском университете . Дресслер – полиглот [2] и ученый [3] внесший вклад в различные области лингвистики, особенно в фонологию, морфологию, [4] лингвистика текста, [5] клиническая лингвистика и развитие речи детей. Он является важным представителем «теории естественности».
Карьера
[ редактировать ]После изучения лингвистики и классической филологии в Вене (1957–1962) Дресслер провел время в Риме и Париже, работал как в Австрийской академии наук, так и на факультете лингвистики Венского университета, получив абилитацию в 1968 году. Он присоединился к Факультет лингвистики в Вене в 1964 году. [6] В 1970 году он уехал в США в качестве доцента и вернулся в Вену в 1971 году, когда был назначен профессором общей и прикладной лингвистики Венского университета. С тех пор Дресслер живет там, продолжая путешествовать и преподавать в других университетах.
Публикации
[ редактировать ]Дресслер написал более 400 публикаций, среди них:
- Дресслер, В. У. и Р. де Богранд 1981: Введение в лингвистику текста. Лондон, Лонгман, 1981. Введение в лингвистику текста. Тюбинген, Нимейер.
- Дресслер, В.У. 1985: Морфонология. Анн-Арбор, Карома Пресс.
- Дресслер, В. У. и В. Майерталер, О. Панагль, В. Вурзель, 1988: Лейтмотивы в естественной морфологии. Амстердам, Бенджаминс.
- Дресслер, В.У. и Лавиния Мерлини Барбарези 1994: Морфопрагматика. Берлин: Мутон де Грюйтер, 1994.
Лингвистические исследования
[ редактировать ]В начале своей карьеры Дресслер работал над индоевропейской тематикой. После 1969 года начал публиковаться в области лингвистики текста . После нескольких публикаций в рамках новой тогда концепции порождающей грамматики он навсегда отвернулся от этой модели и стал глубоким критиком с сильным научно-теоретическим и семиотическим опытом.
Примерно в то же время Дресслер работал над бретонским языком с фонологической, текстовой лингвистической и социолингвистической точки зрения (« смерть языка »). В то время морфология , фонология и морфонология его также интересовали . С 1972 года то, что позже было названо « социофонологией », было разработано сначала как «правила быстрой речи», а затем в виде уточненной модели «случайной речи» и конкурирующих фонологических процессов и правил.
Начиная с 1973 года, в поисках «внешних доказательств» теоретических предположений лингвистики (в отличие от генеративных моделей, но в качестве важной научно-теоретической основы для теоретических аргументов) Дресслер заинтересовался нарушением речи при афазии . Точно так же он начал работать с психологами над моделью психологической «(де)активации» фонологических процессов и, имея опыт исследований ИЭ, сравнивал исторические данные со своей фонологической теорией, делая выводы о правилах, процессах и границах фонологических процессов. фонологическая теория к морфо(но)логии.
В своем вкладе в морфологию Дресслер вместе с Вольфгангом Вурцелем и Освальдом Панаглем создал субтеорию «естественной морфологии», основанную на установлении более или менее «естественных» операций на универсальном, типологическом или языковом уровнях соответственно. В монографии по морфонологии он доказал, что морфонология является подтипом морфологии, вопреки современным утверждениям генеративной фонологии о том, что она рассматривается как фонологическое явление. Дресслер предложил модель морфологических операций между лексическими и грамматическими функциями, тем самым установив постепенную шкалу между словообразовательными и флективными процессами. Его теория объясняет, почему правила словообразования применяются раньше правил словоизменения и почему «непрототипические» образования, такие как уменьшительно-ласкательные, и «непрототипические» флексии, такие как образование множественного числа, иногда смешиваются в середине: ср. Немецкое «Kind-er-chen» (ребенок-PL-DIM), в котором деривация происходит после перегиба.
По Дресслеру, языковые явления взаимодействуют на разных уровнях языковой организации с более или менее «естественными» операциями или состояниями, которые, однако, могут привести к конкуренции между ними, так что «идеальное» состояние системы вряд ли будет достигнуто, что маловероятно. в свою очередь, может объяснить обычные каналы грамматикализации при изменении языка и его использовании. Поэтому в 1977 году Дресслер ввел термин «полицентристская теория» словообразования, а затем в 1983 году — «полицентристская теория языка».
Благодаря своим научно-теоретическим интересам Дресслер ввёл в лингвистическую теорию семиотическую модель (вслед за Чарльзом Сандерсом Пирсом ). Эта «семиотическая модель» снова и снова появляется в публикациях Дресслера как предпосылка теоретических предположений в различных областях.
В конце концов Дресслер принял модель «естественной фонологии», разработанную Дэвидом Стэмпом и Патрисией Донеган, но усовершенствовал ее своими семиотическими научно-теоретическими соображениями. Это может показаться ненужным дополнением, но на самом деле оно твердо ставит модель на очень прочную метатеорию. Следуя этой новой тенденции, вместе с Вилли Майерталером, Освальдом Панаглом и Вольфгангом У. Вурцелем Дресслер придумал термин «естественная морфология», чтобы обозначить свой взгляд на морфологические процессы. И здесь на его объяснения сильно повлияла семиотическая основа модели, гораздо больше, чем у других авторов.
Дресслера следует назвать типологом . Как в фонологии, так и в морфологии он видит общую основу языков в более общих принципах использования знаков (= семиотике ).
Затем Дресслер обратился к морфопрагматике , прагматическому использованию морфологических элементов. Он исследовал использование уменьшительных слов и подобных явлений, снова творчески сочетая формальные и семантические (или прагматические) аспекты новаторскими способами.
Наконец, Дресслер разработал новую модель развития языка — пре- и протоморфологию. Дресслер предполагает, что язык у ребенка самоорганизуется, проходя тем самым стадию «до» морфологии, а затем стадию очень простой морфологии, пока, наконец, ребенок не научится адаптироваться к целевой модели грамматики взрослого. [7] Другими словами, ребенок не наследует и не усваивает грамматическую функцию, а способен постепенно выводить полное морфологическое значение из меньшего числа и более конкретных функций, которые развиваются и открываются первыми.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зиенковский, Ян; Остман, Ян-Ола; Вершуерен, Джефф (15 июня 2011 г.). Дискурсивная прагматика . Издательство Джона Бенджамина. п. 286. ИСБН 9789027207852 . Проверено 7 мая 2012 г.
- ^ «Кафедра лингвистики» . Дресслер говорит, по крайней мере, помимо австрийского немецкого, на «английском, французском, итальянском, польском» . Проверено 20 января 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Академия Европы» . Проверено 20 января 2018 г.
- ^ Дресслер, Вольфганг У.; Лущуцкий, Ганс К.; Пфайффер, Оскар Э.; Реннисон, Джон Р. (3 июня 2011 г.). Современная морфология . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-087408-2 .
- ^ Дресслер, Вольфганг У. (21 ноября 2014 г.). Современные тенденции в текстолингвистике . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-085375-9 .
- ^ «Кафедра лингвистики» . Проверено 20 января 2018 г.
- ^ Дресслер, Вольфганг У.; Кетрез, Ф. Нихан; Килани-Шох, Марианна (15 декабря 2017 г.). Номинальное приобретение соединения . Издательство Джона Бенджамина. ISBN 978-90-272-6497-8 .