Резолюция 1284 Совета Безопасности ООН
ООН Совет Безопасности Резолюция 1284 | ||
---|---|---|
![]() Ирак | ||
Дата | 17 декабря 1999 г. | |
Номер встречи. | 4,084 | |
Код | S/RES/1284 ( Документ ) | |
Предмет | Ситуация между Ираком и Кувейтом | |
Итоги голосования |
| |
Результат | Усыновленный | |
Совета Безопасности Состав | ||
Постоянные члены | ||
Непостоянные члены | ||
|
Резолюция 1284 Совета Безопасности ООН , принятая 17 декабря 1999 года, после отзыва предыдущих соответствующих резолюций по Ираку , включая резолюции 661 (1990), 687 (1991), 699 (1991), 707 (1991), 715 (1991), 986 ( 1995), 1051 (1996), 1153 (1998), 1175 (1998), 1242 (1999) и 1266 (1999), Совет учредил Комиссию Организации Объединенных Наций по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) вместо Специальной комиссии Организации Объединенных Наций (ЮНСКОМ). [ 1 ] Это была последняя резолюция, принятая в 1999 году.
Резолюция 1284 была принята 11 голосами «против» и четырьмя воздержавшимися от Китая , Франции, Малайзии и России . [ 1 ] Ирак отверг резолюцию, в частности, потому, что она не отвечала его требованиям по отмене санкций, введенных в 1990 году . [ 2 ] Несмотря на принятие резолюции, она не привела к возвращению инспекторов ООН по вооружению или изменению гуманитарной программы. [ 3 ]
Разрешение
[ редактировать ]Наблюдения
[ редактировать ]Совет безопасности напомнил положения резолюции 715, которая одобрила планы генерального секретаря и генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) по будущему постоянному мониторингу и проверке иракской программы вооружения . Он напомнил о цели освобождения Ближнего Востока от оружия массового уничтожения и глобального запрета на использование химического оружия . Кроме того, он был обеспокоен гуманитарной ситуацией в Ираке и тем, что не все имущество и беженцы из Кувейта вернулись. Ирак добился прогресса в выполнении резолюции 687, но еще не существовало условий для того, чтобы совет снял запреты, содержащиеся в этой резолюции.
Действия
[ редактировать ]Резолюция 1284 была разделена на четыре раздела, каждый из которых был принят в соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций , которая придавала этим положениям юридическую силу.
А
[ редактировать ]В первой части резолюции Совет Безопасности учредил ЮНМОВИК и взял на себя обязанности ЮНСКОМ. Он потребовал, чтобы Ирак предоставил ЮНМОВИК немедленный, безоговорочный и неограниченный доступ к любому конкретному району, объекту, оборудованию, документам или лицу. [ 4 ] Генеральному секретарю Кофи Аннану было предложено назначить председателя ЮНМОВИК в течение 30 дней. [ 5 ] Организационный план ЮНМОВИК было предложено представить в течение 45 дней, а ЮНМОВИК и МАГАТЭ было поручено разработать программу работы для выполнения своих мандатов в течение 60 дней с момента начала работы обеих организаций. Ирак будет нести ответственность за расходы в обоих случаях.
Б
[ редактировать ]В разделе B речь шла о репатриации граждан Кувейта и третьих стран из Ирака, и совет напомнил Ираку о необходимости сотрудничать с Международным комитетом Красного Креста в этом отношении. Генеральному секретарю было поручено каждые четыре месяца докладывать о прогрессе, достигнутом в репатриации граждан Кувейта или третьих стран (или их останков), а также каждые шесть месяцев о возвращении кувейтской собственности и национальных архивов . [ 6 ]
С
[ редактировать ]Странам было разрешено импортировать неограниченное количество нефти и нефтепродуктов из Ирака в соответствии с программой «Нефть в обмен на продовольствие», установленной в Резолюции 986, где ранее существовало ограничение на импорт. [ 7 ] Комитету, созданному в Резолюции 661, было предложено назначить группу экспертов для утверждения контрактов, направленных на ускорение экспорта Ираком нефти и нефтепродуктов. На первоначальный период в шесть месяцев Совет приостановил действие мер, касающихся выплат Ираком 10 миллионов долларов США в счет возмещения убытков и ущерба Кувейту после его вторжения в Ирак .
Генеральному секретарю было поручено максимально использовать преимущества механизмов, изложенных в Резолюции 986, включая расширение программы гуманитарной помощи иракскому народу, а также предоставлять ежедневную информацию об условном депонировании . Совет безопасности далее постановил, что паломнические полеты в рамках хаджа исключены из положений резолюций 661 и 670 . [ 7 ] Он также призвал Ирак обеспечить правильное распределение всей гуманитарной помощи, особенно среди уязвимых групп, и продолжить работы по разминированию . Кроме того, Генеральному секретарю было предложено создать группу экспертов, чтобы выяснить, как можно увеличить добычу нефти в Ираке, например, за счет привлечения иностранных нефтяных компаний. [ 8 ]
Д
[ редактировать ]Резолюция завершалась тем, что Совет заявил, что, если Ирак будет соблюдать резолюции ЮНМОВИК, МАГАТЭ и Совета Безопасности, он приостановит действие запрета на импорт товаров и продуктов, происходящих из Ирака, а также запретов на продажу, поставку и доставку гражданских товаров и продукцию в Ирак, за исключением исключений, описанных в Резолюции 687, сроком на 120 дней. [ 9 ] Если Ирак не будет сотрудничать, запреты будут восстановлены через пять дней после получения отчетов от исполнительного председателя ЮНМОВИК и генерального директора МАГАТЭ.
См. также
[ редактировать ]- Международные отношения Ирака
- Ирак и оружие массового поражения
- График разоружения Ирака, 1990–2003 гг.
- Санкции против Ирака
- Список резолюций Совета Безопасности ООН с 1201 по 1300 (1998–2000 гг.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Совет Безопасности создает новую комиссию по наблюдению за Ираком» . Объединенные Нации. 17 декабря 1999 г.
- ^ «Ирак отвергает резолюцию ООН по смягчению санкций» . РТЭ . 18 декабря 1999 г.
- ^ Шпонек, Ганс. К. Фон (2006). Другой вид войны: режим санкций ООН в Ираке . Книги Бергана. п. 138. ИСБН 978-1-84545-222-3 .
- ^ Сегелл, Глен (2004). Разоружение Ирака . Издательство Глен Сегелл. п. 14. ISBN 978-1-901414-26-4 .
- ^ Льюис, Патрисия (2001). «От ЮНСКОМ к ЮНМОВИК: Организация Объединенных Наций и Ирак». Форум по разоружению : 63–68.
- ^ Гроснер, Брайан (2003). «Ирак - предложение стратегии принуждения». Национальный военный колледж Вашингтона, округ Колумбия
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Кроссетт, Барбара (18 декабря 1999 г.). «Разделенный Совет ООН утвердил новый план инспекции вооружений Ирака» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Чалаби, Фадхил Дж. (2000). «Ирак и будущее мировой нефти». Ближневосточная политика . 7 (4): 163–173. дои : 10.1111/j.1475-4967.2000.tb00189.x .
- ^ Херст, Дэвид (20 декабря 1999 г.). «Ирак отвергает «злой» план ООН по смягчению санкций» . Хранитель .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Работы, связанные с резолюцией 1284 Совета Безопасности ООН , в Wikisource
- Текст Резолюции на undocs.org.