Эскиз исторической картины развития человеческого разума
Автор | Маркиз Кондорсе |
---|---|
Оригинальное название | Очерк исторической картины прогресса человеческого разума |
Язык | Французский |
Дата публикации | 1795 |
Место публикации | Франция |
Тип носителя | Распечатать |
«Очерк исторической картины прогресса человеческого разума» ( фр . Esquisse d'un tableau historique des progrès de l'esprit humain ) — работа французского философа и математика маркиза де Кондорсе , написанная в 1794 году, когда он скрывался во время Второй мировой войны. Французской революции и опубликовано посмертно в 1795 году.
Описание
[ редактировать ]Кондорсе «Очерк исторической картины развития человеческого духа» был, пожалуй, самой влиятельной формулировкой идеи прогресса, когда-либо написанной. [ нужна ссылка ] Это сделало идею прогресса центральной темой мысли Просвещения . [ нужна ссылка ] Он утверждал, что расширение знаний в области естественных и социальных наук приведет к созданию еще более справедливого мира индивидуальной свободы, материального достатка и морального сострадания. Он приводил доводы в пользу трех общих положений: прошлое раскрывало порядок, который можно было понять с точки зрения прогрессивного развития человеческих способностей, показывая, что «нынешнее состояние человечества и те состояния, через которые оно прошло, являются необходимой конституцией морального состава». человечества»; что прогресс естественных наук должен сопровождаться прогрессом моральных и политических наук, «не менее надежных и не менее защищенных от политических революций»; что социальное зло является результатом невежества и ошибок, а не неизбежным следствием человеческой природы. [1]
Сочинения Кондорсе были ключевым вкладом во французское Просвещение, особенно его работа над идеей прогресса. Кондорсе считал, что посредством использования наших чувств и общения с другими знания можно сравнивать и противопоставлять как способ анализа наших систем убеждений и понимания на протяжении 10 эпох (этапов). Ни в одном из произведений Кондорсе не упоминается вера в религию или бога, который вмешивается в человеческие дела. Вместо этого Кондорсе часто писал о своей вере в само человечество и его способность прогрессировать с помощью таких философов, как Аристотель. Он считал, что благодаря этому накоплению и обмену знаниями любой человек может постичь все известные факты мира природы. Просвещение мира природы стимулировало стремление к просвещению мира социального и политического. Кондорсе считал, что не существует определения идеального человеческого существования, и поэтому считал, что развитие человечества неизбежно будет продолжаться на протяжении всего нашего существования. Он представлял себе, что человек постоянно движется к совершенно утопическому обществу. Однако он подчеркнул, что для того, чтобы это стало возможным, люди должны объединиться независимо от расы, религии, культуры или пола. [2]
Вот цитата из английского издания его книги 1795 года:
Презрение к гуманитарным наукам было одной из первых черт христианства. Оно должно было отомстить за бесчинства философии; он боялся этого духа исследования и сомнения, этой уверенности человека в своем собственном разуме, вредителя всех религиозных верований. Борьба естественных наук была ей даже ненавистна и рассматривалась с подозрением, как опасный враг успеха чудес: и нет такой религии, которая не обязывала бы своих сектантов глотать некоторые физические нелепости.
Триумф христианства был, таким образом, сигналом полного упадка как наук, так и философии.
Если бы искусство книгопечатания было известно, науки смогли бы удержать свои позиции; но существующие рукописи той или иной книги были немногочисленны; а для приобретения работ, которые могли бы составить всю основу науки, требовались заботы, а зачастую и путешествия (sic) и расходы (sic), на которые были способны только богатые. Правящей партии было легко подавить появление книг, которые шокировали ее предрассудки или разоблачали ее подделки. См. стр. 128. [3]
Влияние
[ редактировать ]Томас Мальтус « Очерк о принципе народонаселения» (1798) был частично написан как ответ на «Очерк Кондорсе» , о чем свидетельствует полное название первого издания: «Очерк о принципе народонаселения, как он влияет на будущее улучшение общества». с замечаниями о рассуждениях г-на Годвина, г-на Кондорсе и других писателей».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бейкер, Кейт Майкл (2004). «О «Наброске» Кондорсе » . Дедал . 133 (3): 56–64. дои : 10.1162/0011526041504506 . S2CID 57571594 .
- ^ Уильямс, Дэвид (2004). Кондорсе и современность. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-84139-9 .
- ^ Очерки исторического взгляда на прогресс человеческого разума.