Виамала
Виамала | |
---|---|
![]() Виамала с видимыми мостами двух поколений | |
![]() | |
Высота этажа | ок. 842 метра (2800 футов) |
Длина | 5 километров (3,1 мили) |
Ширина | От 0,5 до 0,006 км (от 0,3107 до 0,0037 миль) |
География | |
Расположение | Граубюнден |
Координаты | 46 ° 39'46 "N 9 ° 26'56" E / 46,6629 ° N 9,4489 ° E |



Виамала или Виа Мала ( ретороманский : буквально «плохой путь») — узкое ущелье вдоль реки Хинтеррайн между Циллис-Райшеном и Тузисом в кантоне Граубюнден , Швейцария , а также древняя и печально известная тропа, пересекающая ущелье. Исторически Виамала была самым серьезным препятствием на пути к горным перевалам Шплюген и Сан-Бернардино . [1]
История
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]Тропа Виамала уже существовала в римской древности , хотя неясно, была ли это только пешеходная тропа или тропа, по которой можно было пройти повозками. Два подъездных пути сходились у северного входа в ущелье Виамала, через которое римляне прошли через несколько скальных галерей, прорезанных в левых стенах ущелья. [1] Римляне также построили деревянный мост, переходящий на правую сторону Хинтеррейна, направляя движение транспорта через Райшен в Циллис. Предположительно этот мост располагался где-то ниже сегодняшнего автомобильного моста возле существующего пешеходного моста Пунт-да-Сурансунс .
1473 Письмо о намерениях Виамалы
[ редактировать ]В средневековый период через перевал Септимер использовалось больше регионального транспорта , чем через перевал Шплюген. Карл IV, император Священной Римской империи , поддержал эту договоренность. Он запретил местному графу Верденбергу строить новую дорогу в 1359 году, чтобы поддержать верного епископа Кура ; Епископ контролировал перевал Септимер.
В 1473 году тогдашний граф Верденберг разрешил муниципалитетам и транспортным кооперативам Тузиса, Масейна и Казиса восстановить проход, который к тому времени находился в плохом состоянии: richstrass и waeg entzwüschend Tusis und Schams, так что один неумелый Fyamala zuo Howen, настройте и сделайте это . [1] [2]
Кооперативы отремонтировали римскую часть пути . Они также построили Пунт да Тгерн , первый каменный мост на Виамале. Письмо графа Верденберга от 1473 года требовало от кооперативов спроектировать новый путь для значительных грузов, включая лошадей и «колесницу или сани», что демонстрировало высокий уровень технической сложности. В северной части ущелья этот новый путь не шел по римской переправе справа от реки, а оставался на левом берегу реки. Это привело к конфликтам, поскольку две деревни на разных концах пути боролись за доступ и полученный доход. В 1665 году Шамс был временно исключен из Серой лиги за поддержку пути к Фюрстенау , который вел на территорию, не входящую в Серую лигу. [3]
современная эпоха
[ редактировать ]Между 1738 и 1739 годами строитель из Давоса Кристиан Вилденер построил два моста, которые дважды пересекали реку и обходили худшую часть римского пути на правом берегу реки. [1] С 1818 по 1821 год государственный инженер Ришар Ла Никка построил совершенно новую дорогу с туннелями, соединяющими три существующих моста. [1] Доступ к мосту Пунт-да-Тгерн 1473 года был разрушен в 1834 году, в результате чего неповрежденный мост стал бесполезным и заброшенным. В 1836 году новый мост Рания заменил Пунт-да-Тгерн дальше на север; сегодня он до сих пор используется на главной дороге.
Дополнительный мост под названием Премоли был построен в 1936 году взамен южного моста 1738-39 годов. Он до сих пор используется как пешеходный мост . Северный мост 1738-1739 годов заменили два года спустя, и следов не осталось.
В 1958 году была построена новая северная часть дороги от Тузиса до Ронгеллена с использованием более длинных туннелей. [1] В 1967 году была открыта новая скоростная автомагистраль A13, включая туннель Сан-Бернардино , обеспечивающая круглогодичное движение. [1] До этого оба перевала зимой были закрыты. Эта дорога использует туннель длиной 742 метра (2434 фута), чтобы избежать ущелья Виамала, пересекая ущелье по длинному подвесному мосту в его южной части. Известный швейцарский инженер по мостам Кристиан Менн спроектировал этот бетонный подвесной мост, известный как Большой мост Виамала. [4] В 1996 году первоначальные туннели 1958 года между Тузисом и Ронгелленом были заменены туннелем длиной 2171 метр (7123 фута), названным Crapteig .
Чтобы соединить видимые остатки римского пути, в 1996 году был построен пешеходный мост Траверсинерштег. [5] В 1999 году оползень разрушил этот первый Траверсинерстег. [5] В 2005 году его заменил новый мост — Траверсинерштег II. [6] Швейцарский инженер-строитель Юрг Концетт спроектировал оба моста Траверсинерштег, а также ранее упомянутый мост Пунт-да-Сурансунс. [5] [6] [7]
Немецкий кинорежиссер Вернер Херцог снимал сцены в Виамале для своего фильма 1976 года «Стеклянное сердце» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Симонетт, Юрг (25 февраля 2013 г.). «Виамала» . Исторический лексикон Швейцарии (HLS) (на немецком языке) . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ↑ Полный текст письма 1473 года на (старом) немецком языке. Архивировано 6 июля 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Тонкий, Томас. «История Валь Траверсина» . Traversinersteg.ch (на немецком языке) . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Янберг, Николас (2020). «Великий мост Виамала» . Структуры . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Концетт, Юрг; Бахофнер, Рольф; Риеди, Томас (5 июля 2010 г.). «Первый пешеходный мост Траверсинер» . Traversinersteg.ch (на немецком языке). Верена Криппль и Ортруда Нигг . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Концетт, Юрг; Бахофнер, Рольф; Риеди, Томас (5 июля 2010 г.). «Второй Траверсинерштег – Описание проекта» . Traversinersteg.ch (на немецком языке). Верена Криппль и Ортруда Нигг . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ «Пунт да Сурансунс» . archiveweb.cz . 2020 . Проверено 25 сентября 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Армон Планта: Транспортные маршруты в старой Реции, Том 4. Издательство Bündner Monatblatt, Кур, 1990. ISBN 3-905241-06-4
- Фридрих Пит: История Граубюндена. 2-е издание. Издательство Ф. Шулера, Кур 1982. ISBN 3-85894-002-X
Внешние ссылки
[ редактировать ]