гилема
![]() |
Гилема морфема (от древнегреческого ὕλη hýlē «дерево [в смысле «сырья»], субстанция, материя») — аналогична таким терминам, как , фонема или мифема , — «наименьшая сюжетоносная единица повествования». материал». [ 1 ] Этот термин был придуман в контексте трансдисциплинарных исследовательских групп по исследованию мифов в Геттингенском университете. [ 2 ] [ 3 ] метод, используемый исследователем мифов Удо Рейнхардтом [ 4 ] и награжден премией Фонда Перегринус в 2023 году. [ 5 ] Само исследование повествовательного материала ( Stoffwissenschaft ) именуется гилистикой , которая разрабатывалась в первую очередь как метод исследования античных мифов, но принципиально может быть применена ко всем жанрам повествовательного материала.
В отличие от литературных терминов события и мотива , использование которых в основном ограничивается литературными текстами, гилема предназначена для описания трансмедиальной единицы повествовательного материала, которая может быть извлечена из различных медиальных конкрементов и сама по себе «не привязана к особый медиальный дизайн или индивидуальный язык». [ 6 ] «Гилемы не могут быть постулированы дедуктивно, а могут быть получены только индуктивно путем извлечения из индивидуально доступных медиальных конкрементов. Подобно тому, как фонемы и морфемы становятся осязаемыми только в форме определенных отдельных телефонов и морфем, гилемы осязаемы только в своих различных медиальных формах конкрементов. ." [ 7 ] Процесс извлечения последовательности гилем (последовательности гилем) из медиального конкремента называется анализом гилем.
Гилема как «наименьшая деятельностная единица» в основном включает в себя высказывание, состоящее по крайней мере из одного субъекта и предиката, к которому могут быть добавлены дополнительные (прямые или косвенные) объекты и/или определения. Гилемы всегда формулируются в активном состоянии, даже если логический агент неизвестен: вместо «Прометей наказан» гилема читается «Зевс наказывает Прометея» или «НН наказывает Прометея» (если агент неизвестен). [ 8 ]
Гилемы включают не только действия в более узком смысле, но также процессы и высказывания о состояниях и характеристиках. Зголль 2019 различает динамические («Зевс убивает Эрехтея») и статические гилемы («Зевс — царь богов»). [ 9 ] В более поздних публикациях это деление было пересмотрено в пользу деления на пунктуальные и дуративные гилемы, причем последние подразделялись на дуративно-постоянные (применяется всегда: «Зевс — сын Кроноса.»), дуративно-начальные (применяется в начале сюжет, но не навсегда: «Зевс холост») и дуративно-результативная гилема (применяется только по ходу сюжета: «Зевс — муж Геры»). [ 10 ]
Анализ гилемы
[ редактировать ]При анализе гилем вся информация данного носителя, например текста, воспроизводится в стандартизированной форме гилем. Второй шаг состоит в реконструкции логической последовательности действий, которая не обязательно должна соответствовать последовательности высказываний в тексте, а также любых неявных гилем, которые неизбежно могут быть реконструированы. [ 11 ]
Пример
[ редактировать ]Мифический материал в конкретизации текста может звучать следующим образом:
«Когда Хриса, дочь Паллады, вышла замуж за Дардана, она привезла с собой в качестве приданого дары от Афины, а именно святыни великих богов». [ 12 ]
Из этого утверждения можно извлечь следующие гилемы: [ 13 ]
- Хриса — дочь Паллады.
- Афина дарует Хрисе святилища великих богов
- Хриса приносит на свадьбу в качестве приданого святилища великих богов.
- Дарданос женится на Хрисе
Здесь первое утверждение «Хриса — дочь Паллады» представляет собой статическую или длительно-постоянную гилему, а остальные — динамические/пунктуальные гилемы. На следующем этапе имплицитные дуративно-результативные гилемы «Хриса и Дарданос (теперь) женаты» и «Хирса (теперь) жена Дардана» / «Дарданос (сейчас) муж Хрисы» также могут быть реконструированы из данную последовательность гилем. Реконструкция неявных гилем, которые логически следуют из данной последовательности гилем, но не упоминаются явно в тексте, может обещать дальнейшие идеи, но их объем должен быть взвешен в зависимости от конкретного случая.
Использовать
[ редактировать ]Анализ гилем — это методологический инструмент для извлечения материала (т. е. чистого содержания) из носителя (например, литературного текста) и представления его стандартизированным образом. Это позволяет проводить дальнейшие исследования и идеи, особенно в случае мифических последовательностей гилем:
- Реконструкция логической последовательности событий в сложно сформулированном тексте.
- Реконструкция событий по материалу, рассказанному лишь отрывками или фрагментами.
- Сравнение различных повествовательных материалов (например, греческих мифов о Тифоне и хеттских мифах об Иллуянке ) или их вариантов (например, битвы Зевса с Тифоном у Гесиода и Аполлодора ) или различных медиа-конкретизаций одного и того же материала (например, эпоса «Илиада» и фильма «Троя » ).
- Распознавание логических несоответствий, которые могут быть индикаторами расслоения текста или материала (например, текст Библии с несколькими уровнями изданий)
Примечания
[ редактировать ]- ^ К. Зголль 2019, с. 112.
- ^ Геттингенский университет: Исследование мифов о Геттингене Геттингенский университет: Исследовательская группа DFG Mythos 2064 STRATA Геттингенский университет: Collegium Mythologicum .
- ^ Связи с общественностью, Университет Георга-Августа, Геттинген. «11-й междисциплинарный ретрит по древним мифам: от мифемы к гилеме. Исследование мифов как часть комплексного материального исследования - Университет Георга-Августа-Геттингена» . Геттингенский университет Георга-Августа (на немецком языке) . Проверено 26 марта 2024 г.
- ^ Рейнхардт 2022, стр. 324-325.
- ^ Служба научной информации: премия в области древних исследований Ближнего Востока и классической филологии .
- ^ К. Зголль 2019, стр. 110, 112.
- ^ К. Зголль 2019, с. 114.
- ^ К. Зголль 2019, с. 113.
- ^ К. Зголль 2019, с. 115.
- ^ К. Зголль, 2021, стр. 22-24.
- ^ Zgoll/Cuperly/Cöster-Gilbert 2023 представляет собой введение в метод.
- ^ Дион. Хэл. муравей. 1,68,3. Перевод по К. Зголлю 2019, с. 116.
- ^ К. Зголль 2019, с. 116.
Ссылки
[ редактировать ]- Рейнхардт, Удо (2022). Сто лет исследований древнего мифа (1918/20–2018/20). Выборочный обзор (античность – рецепция – нарратология) (= Мифологические исследования 5). Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH. ISBN 978-3-11-078634-7
- Зголл, Кристиан (2019). Мифологический трактат. Теория и методология исследования мифов как основа общего, трансмедийного и сравнительного материаловедения (= Мифологические исследования 1). Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH. ISBN 978-3-11-054119-9
- Зголл, Кристиан (2020). Мифы как полиморфные и полистратические нарративы . Теоретико-методологическая основа. В Зголле, Аннет и Кристиан (ред.). Мифические смены сфер. Методологически новые подходы к древним мифам на Востоке и Западе (= Мифологические исследования 2). Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH. ISBN 978-3-11-065252-9
- Зголл, Кристиан (2021). Основы исследования гилистического мифа . У Габриэля — Гёста Ингвар; Каргер, Брит; Зголл, Аннет и Кристиан (ред.). Что приходит с небес. Материально-аналитические подходы к древним мифам Месопотамии, Египта, Греции и Рима (= Мифологические исследования 4 ). Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH. ISBN 978-3-11-074300-5
- Зголл, Аннетт; Куперли, Бенедикт; Костер-Гилберт, Анника (2023). В поисках Думузи: Введение в гилистическую нарратологию . В Константинопулосе, Джина и Хелле, Софус (ред.). Форма историй. Повествовательные структуры в клинописной литературе (= клинописные монографии 54) . Лейден: Брилл, стр. 285–350. дои : 10.1163/9789004539761_013 ISBN 978-90-04-53976-1