Jump to content

Гилистика

Гилистика (от древнегреческого ὕλη hýlē «дерево [в смысле «сырье»], субстанция, материя») — научное исследование повествовательного материала ( Erzählstoffe ). Он определяет себя как трансдисциплинарный метод исследования нарративного материала, который преимущественно используется в контексте исследования мифа. С этим тесно связано понятие гилемы .

В основе гилистики лежит различие между средой и адаптированным в ней повествовательным материалом. [ 1 ] Материал может быть конкретизирован с помощью различных средств (например, текста, изображения, устной традиции, фильма, танца или театральной пьесы). Границы средства не обязательно должны представлять границы повествовательного материала — скорее, средство может охватывать несколько материалов (например, ) » Овидия «Метаморфозы или только обрисовывать или не полностью рассказывать о предмете (например, эпизод Троянской войны у Гомера). « Илиада »). С помощью гилемного анализа из носителя можно приблизительно извлечь повествовательный материал. Один и тот же материал может быть по-разному адаптирован в разных средствах массовой информации (например, материал Троянской войны в эпосе «Илиада» , псевдоисторическом романе о Трое «Диктиса» или фильме «Троя» ).

История исследований

[ редактировать ]

Метод гилистики был разработан в контексте трансдисциплинарных исследовательских групп по исследованию мифов, особенно в области изучения древнего Ближнего Востока и классической филологии в Геттингенском университете. [ 2 ] В 2019 году филолог-классик Кристиан Зголль опубликовал фундаментальную работу по гилистическому методу и теории мифа в качестве докторской диссертации под названием Tractatus mythologicus ; дальнейшие антологии и монографии последовали в серии «Мифологические исследования » ( MythoS ). В 2023 году Аннет и Кристиан Зголль были удостоены премии Фонда Перегринуса Академии наук и литературы в Майнце за «исследование древних мифологических повествований и разработку инновационной методологии сравнительного исследования мифов». [ 3 ] В своем общем изложении столетней истории исследования мифов классический филолог и исследователь мифов Удо Рейнхардт упоминает «Мифологический трактат» Зголля как «новейшее руководство по теории мифа», имеющее «выдающееся значение» для современных исследований мифов. [ 4 ]

Гилемы и анализ гилем

[ редактировать ]

Основная статья: Гилема (с объяснением анализа гилемы)

Центральным методом гилистики является гилемный анализ, при котором по медиальной конкретизации повествовательного материала восстанавливается последовательность ее наименьших сюжетных единиц — так называемых гилем. Они выражаются стандартизированным образом как активные высказывания, состоящие из субъекта, предиката и, при необходимости, дополнительных объектов и определений. Гилемы не следует отождествлять с текстом, а понимать как трансмедиальные компоненты повествовательного материала, которые могут быть извлечены из материалов различной медиальной конкреции и сами «не привязаны к определенной медиальной форме или индивидуальному языку». [ 5 ] Таким образом, гилемы могут лишь приблизить повествовательный материал как таковой. Анализ гилемы служит инструментом, который (особенно в случае мифических последовательностей гилем) позволяет проводить дальнейшие исследования и делать выводы:

  • Реконструкция логической последовательности событий в сложном тексте.
  • Реконструкция событий в истории, рассказанной только отрывками или фрагментами.
  • Сравнение разных материалов (например, греческого Тифона и хеттского мифа об Илуянке ) или вариантов (например, битвы Зевса с Тифоном у Гесиода и Аполлодора ) или различных медиальных конкрементов одного и того же материала (например, эпической «Илиады» и фильма «Троя» ).
  • Распознавание логических несоответствий, которые могут указывать на расслоение текста или материала (например, библейский текст с несколькими слоями изданий), что позволяет реконструировать конкурирующие или более ранние варианты материала.

Определение гилистического мифа и исследование мифа

[ редактировать ]

В принципе, гилистический метод может быть применен к различным типам материала, но он был разработан и применен именно для изучения мифического материала. Миф, в отличие от других повествовательных материалов, таких как сказки и легенды, определяется в гилистике как «Erzählstoff [ нарративный материал], который полиморфен в своих вариантах и ​​– в зависимости от варианта – полистратичен; Erzählstoff, в котором выходят за пределы интерпретаций то, что можно пережить, образует последовательность гилем с неявной претензией на значимость для интерпретации и освоения человеческого состояния». [ 6 ]

Соответственно, мифам свойственны несколько особенностей:

  • Мифы всегда относятся к объектам опыта , то есть к миру, каким люди его знают из собственного восприятия. Например, миф может рассказать нам, откуда берется солнце, но ни один миф не заканчивается тем, что на небе два солнца. В этом отношении миф отличается от сказок, которые, как правило, не имеют никакой связи с реальным миром. [ 7 ]
  • Объекты опыта выходят за пределы мифа, т.е. включаются в метафизический смысловой контекст с участием богов или сравнимых сверхъестественных сил. [ 8 ] Таким образом, мифы часто служат для объяснения происхождения ( этиологии ) мира, людей, вещей, существ, мест, обычаев или институтов, а также их моральной оценки и иерархии.
  • Полиморфизм означает существование повествовательного материала в различных вариантах, в той или иной степени различающихся по содержанию. Один и тот же миф может быть рассказан в разных источниках не только в разных подробностях или с разными деталями, но может даже отличаться якобы центральными сюжетными моментами (например, вариант мифа о Медее, рассказанный Элианом, в котором она не убивает своих детей [ 9 ] ). Таким образом, сам миф не определяется отдельными деталями, а может быть описан лишь приблизительно на основе единства главных героев, обстановки и элементов сюжета в целом. Не существует «стандартной версии» мифа в отличие от «отклоняющихся» вариантов, а есть в лучшем случае более или менее известные и влиятельные варианты. [ 10 ] Мифические материалы часто ссылаются друг на друга, но не образуют целостной вымышленной вселенной .
  • Полистратия относится к построению одного варианта или конкреции из компонентов различного происхождения, например, из других мифов или разных вариантов одного и того же материала. [ 11 ] Сопоставление гилем из изначально разных вариантов может привести к несоответствиям на уровне текста или варианта соответствующего материала, что может дать информацию о наслоении и развитии текста или материала. Поскольку личности мифических персонажей часто полистратны и потому противоречивы сами по себе (в отличие от персонажей романов, созданных одним автором), попытка понять мифы через индивидуальные черты характера и мотивы действующих персонажей в корне ошибочна («психологическая ловушка» интерпретации мифа»). [ 12 ]

Мифы отличаются от отчасти сходных материальных видов легенд и сказок прежде всего активным вмешательством богов. Однако такими отличительными чертами являются семейные сходства , которые оставляют место для исключений и совпадений (например, появление Бога в сказках или рассказах австралийских аборигенов во сне , в которых животные или люди берут на себя роль божественных актеров). [ 13 ]

Литература

[ редактировать ]
  • Рейнхардт, Удо (2022). Сто лет исследований древнего мифа (1918/20–2018/20). Выборочный обзор (античность – рецепция – нарратология) (= Мифологические исследования 5). Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH. стр. 325–322. ISBN   978-3-11-078634-7
  • Зголл, Аннетт; Куперли, Бенедикт; Кестер-Гилберт, Анника (2023): В поисках Думузи. Введение в гилистическую нарратологию. В Хелле, Софус и Константинопулос, Джина (ред.). Форма историй: повествовательные структуры в клинописной литературе (= клинописные монографии 54). Лейден: Брилл, стр. 285–350. ISBN   978-90-04-53976-1
  • Зголл, Кристиан (2019). Мифологический трактат. Теория и методология исследования мифов как основа общего, трансмедийного и сравнительного материаловедения (= Мифологические исследования 1). Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH. ISBN   978-3-11-054119-9
  • Зголл, Кристиан (2020). Мифы как полиморфные и полистратические нарративы . Теоретико-методологическая основа. В Зголле, Аннет и Кристиан (ред.). Мифические смены сфер. Методологически новые подходы к древним мифам на Востоке и Западе (= Мифологические исследования 2). Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH. ISBN   978-3-11-065252-9
  • Зголл, Кристиан (2021). Основы исследования гилистического мифа . У Габриэля — Гёста Ингвар; Каргер, Брит; Зголл, Аннет и Кристиан (ред.). Что приходит с небес. Материально-аналитические подходы к древним мифам Месопотамии, Египта, Греции и Рима (= Мифологические исследования 4 ). Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH. ISBN   978-3-11-074300-5
  1. ^ К. Зголль 2019, стр. 25 и далее.
  2. ^ Геттингенский университет: Исследование мифов о Геттингене ; Геттингенский университет: Исследовательская группа DFG Mythos 2064 STRATA ; Геттингенский университет: Collegium Mythologicum .
  3. ^ «Отличие в древнем Ближнем Востоке и классической филологии» . idw-online.de . Проверено 25 марта 2024 г.
  4. ^ Рейнхардт 2022, стр. 325, 322.
  5. ^ К. Зголль 2019, стр. 110, 112.
  6. ^ К. Зголль 2019, с. 581-582.
  7. ^ К. Зголль 2019, стр. 371 и далее.
  8. ^ К. Зголль 2019, стр. 395 и далее.
  9. ^ К. Зголль 2019, с. 64 со ссылкой на Аил. вар. 5,21.
  10. ^ К. Зголль 2019, с. 70ff.
  11. ^ К. Зголль 2019, с. 582.
  12. ^ К. Зголль 2019, с. 531.
  13. ^ К. Зголль 2019, с. 550.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 408d39e97b23e8434dfba044b543b91a__1715506260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/1a/408d39e97b23e8434dfba044b543b91a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hylistics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)