Гилистика
![]() |
Гилистика (от древнегреческого ὕλη hýlē «дерево [в смысле «сырье»], субстанция, материя») — научное исследование повествовательного материала ( Erzählstoffe ). Он определяет себя как трансдисциплинарный метод исследования нарративного материала, который преимущественно используется в контексте исследования мифа. С этим тесно связано понятие гилемы .
В основе гилистики лежит различие между средой и адаптированным в ней повествовательным материалом. [ 1 ] Материал может быть конкретизирован с помощью различных средств (например, текста, изображения, устной традиции, фильма, танца или театральной пьесы). Границы средства не обязательно должны представлять границы повествовательного материала — скорее, средство может охватывать несколько материалов (например, ) » Овидия «Метаморфозы или только обрисовывать или не полностью рассказывать о предмете (например, эпизод Троянской войны у Гомера). « Илиада »). С помощью гилемного анализа из носителя можно приблизительно извлечь повествовательный материал. Один и тот же материал может быть по-разному адаптирован в разных средствах массовой информации (например, материал Троянской войны в эпосе «Илиада» , псевдоисторическом романе о Трое «Диктиса» или фильме «Троя» ).
История исследований
[ редактировать ]Метод гилистики был разработан в контексте трансдисциплинарных исследовательских групп по исследованию мифов, особенно в области изучения древнего Ближнего Востока и классической филологии в Геттингенском университете. [ 2 ] В 2019 году филолог-классик Кристиан Зголль опубликовал фундаментальную работу по гилистическому методу и теории мифа в качестве докторской диссертации под названием Tractatus mythologicus ; дальнейшие антологии и монографии последовали в серии «Мифологические исследования » ( MythoS ). В 2023 году Аннет и Кристиан Зголль были удостоены премии Фонда Перегринуса Академии наук и литературы в Майнце за «исследование древних мифологических повествований и разработку инновационной методологии сравнительного исследования мифов». [ 3 ] В своем общем изложении столетней истории исследования мифов классический филолог и исследователь мифов Удо Рейнхардт упоминает «Мифологический трактат» Зголля как «новейшее руководство по теории мифа», имеющее «выдающееся значение» для современных исследований мифов. [ 4 ]
Гилемы и анализ гилем
[ редактировать ]Основная статья: Гилема (с объяснением анализа гилемы)
Центральным методом гилистики является гилемный анализ, при котором по медиальной конкретизации повествовательного материала восстанавливается последовательность ее наименьших сюжетных единиц — так называемых гилем. Они выражаются стандартизированным образом как активные высказывания, состоящие из субъекта, предиката и, при необходимости, дополнительных объектов и определений. Гилемы не следует отождествлять с текстом, а понимать как трансмедиальные компоненты повествовательного материала, которые могут быть извлечены из материалов различной медиальной конкреции и сами «не привязаны к определенной медиальной форме или индивидуальному языку». [ 5 ] Таким образом, гилемы могут лишь приблизить повествовательный материал как таковой. Анализ гилемы служит инструментом, который (особенно в случае мифических последовательностей гилем) позволяет проводить дальнейшие исследования и делать выводы:
- Реконструкция логической последовательности событий в сложном тексте.
- Реконструкция событий в истории, рассказанной только отрывками или фрагментами.
- Сравнение разных материалов (например, греческого Тифона и хеттского мифа об Илуянке ) или вариантов (например, битвы Зевса с Тифоном у Гесиода и Аполлодора ) или различных медиальных конкрементов одного и того же материала (например, эпической «Илиады» и фильма «Троя» ).
- Распознавание логических несоответствий, которые могут указывать на расслоение текста или материала (например, библейский текст с несколькими слоями изданий), что позволяет реконструировать конкурирующие или более ранние варианты материала.
Определение гилистического мифа и исследование мифа
[ редактировать ]В принципе, гилистический метод может быть применен к различным типам материала, но он был разработан и применен именно для изучения мифического материала. Миф, в отличие от других повествовательных материалов, таких как сказки и легенды, определяется в гилистике как «Erzählstoff [ нарративный материал], который полиморфен в своих вариантах и – в зависимости от варианта – полистратичен; Erzählstoff, в котором выходят за пределы интерпретаций то, что можно пережить, образует последовательность гилем с неявной претензией на значимость для интерпретации и освоения человеческого состояния». [ 6 ]
Соответственно, мифам свойственны несколько особенностей:
- Мифы всегда относятся к объектам опыта , то есть к миру, каким люди его знают из собственного восприятия. Например, миф может рассказать нам, откуда берется солнце, но ни один миф не заканчивается тем, что на небе два солнца. В этом отношении миф отличается от сказок, которые, как правило, не имеют никакой связи с реальным миром. [ 7 ]
- Объекты опыта выходят за пределы мифа, т.е. включаются в метафизический смысловой контекст с участием богов или сравнимых сверхъестественных сил. [ 8 ] Таким образом, мифы часто служат для объяснения происхождения ( этиологии ) мира, людей, вещей, существ, мест, обычаев или институтов, а также их моральной оценки и иерархии.
- Полиморфизм означает существование повествовательного материала в различных вариантах, в той или иной степени различающихся по содержанию. Один и тот же миф может быть рассказан в разных источниках не только в разных подробностях или с разными деталями, но может даже отличаться якобы центральными сюжетными моментами (например, вариант мифа о Медее, рассказанный Элианом, в котором она не убивает своих детей [ 9 ] ). Таким образом, сам миф не определяется отдельными деталями, а может быть описан лишь приблизительно на основе единства главных героев, обстановки и элементов сюжета в целом. Не существует «стандартной версии» мифа в отличие от «отклоняющихся» вариантов, а есть в лучшем случае более или менее известные и влиятельные варианты. [ 10 ] Мифические материалы часто ссылаются друг на друга, но не образуют целостной вымышленной вселенной .
- Полистратия относится к построению одного варианта или конкреции из компонентов различного происхождения, например, из других мифов или разных вариантов одного и того же материала. [ 11 ] Сопоставление гилем из изначально разных вариантов может привести к несоответствиям на уровне текста или варианта соответствующего материала, что может дать информацию о наслоении и развитии текста или материала. Поскольку личности мифических персонажей часто полистратны и потому противоречивы сами по себе (в отличие от персонажей романов, созданных одним автором), попытка понять мифы через индивидуальные черты характера и мотивы действующих персонажей в корне ошибочна («психологическая ловушка» интерпретации мифа»). [ 12 ]
Мифы отличаются от отчасти сходных материальных видов легенд и сказок прежде всего активным вмешательством богов. Однако такими отличительными чертами являются семейные сходства , которые оставляют место для исключений и совпадений (например, появление Бога в сказках или рассказах австралийских аборигенов во сне , в которых животные или люди берут на себя роль божественных актеров). [ 13 ]
Литература
[ редактировать ]- Рейнхардт, Удо (2022). Сто лет исследований древнего мифа (1918/20–2018/20). Выборочный обзор (античность – рецепция – нарратология) (= Мифологические исследования 5). Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH. стр. 325–322. ISBN 978-3-11-078634-7
- Зголл, Аннетт; Куперли, Бенедикт; Кестер-Гилберт, Анника (2023): В поисках Думузи. Введение в гилистическую нарратологию. В Хелле, Софус и Константинопулос, Джина (ред.). Форма историй: повествовательные структуры в клинописной литературе (= клинописные монографии 54). Лейден: Брилл, стр. 285–350. ISBN 978-90-04-53976-1
- Зголл, Кристиан (2019). Мифологический трактат. Теория и методология исследования мифов как основа общего, трансмедийного и сравнительного материаловедения (= Мифологические исследования 1). Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH. ISBN 978-3-11-054119-9
- Зголл, Кристиан (2020). Мифы как полиморфные и полистратические нарративы . Теоретико-методологическая основа. В Зголле, Аннет и Кристиан (ред.). Мифические смены сфер. Методологически новые подходы к древним мифам на Востоке и Западе (= Мифологические исследования 2). Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH. ISBN 978-3-11-065252-9
- Зголл, Кристиан (2021). Основы исследования гилистического мифа . У Габриэля — Гёста Ингвар; Каргер, Брит; Зголл, Аннет и Кристиан (ред.). Что приходит с небес. Материально-аналитические подходы к древним мифам Месопотамии, Египта, Греции и Рима (= Мифологические исследования 4 ). Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH. ISBN 978-3-11-074300-5
Ссылки
[ редактировать ]- ^ К. Зголль 2019, стр. 25 и далее.
- ^ Геттингенский университет: Исследование мифов о Геттингене ; Геттингенский университет: Исследовательская группа DFG Mythos 2064 STRATA ; Геттингенский университет: Collegium Mythologicum .
- ^ «Отличие в древнем Ближнем Востоке и классической филологии» . idw-online.de . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Рейнхардт 2022, стр. 325, 322.
- ^ К. Зголль 2019, стр. 110, 112.
- ^ К. Зголль 2019, с. 581-582.
- ^ К. Зголль 2019, стр. 371 и далее.
- ^ К. Зголль 2019, стр. 395 и далее.
- ^ К. Зголль 2019, с. 64 со ссылкой на Аил. вар. 5,21.
- ^ К. Зголль 2019, с. 70ff.
- ^ К. Зголль 2019, с. 582.
- ^ К. Зголль 2019, с. 531.
- ^ К. Зголль 2019, с. 550.