Эвристика знакомства
В психологии эвристика — это простая в вычислении процедура или эмпирическое правило , которое люди используют при формировании убеждений, суждений или решений. Эвристика знакомства была разработана на основе открытия эвристики доступности психологами Амосом Тверски и Дэниелом Канеманом ; такое случается, когда знакомое предпочтительнее новых мест, людей или вещей. Эвристику знакомства можно применять к различным ситуациям, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни. Когда эти ситуации кажутся похожими на предыдущие ситуации, особенно если люди испытывают высокую когнитивную нагрузку , они могут вернуться к состоянию ума, в котором они чувствовали или вели себя раньше. Эта эвристика полезна в большинстве ситуаций и может применяться во многих областях знаний; однако у этой эвристики есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Источник
[ редактировать ]Эвристика доступности
[ редактировать ]Эвристика знакомства происходит от эвристики доступности , которую изучали Тверски и Канеман . Эвристика доступности предполагает, что вероятность событий оценивается на основе того, сколько примеров таких событий приходит на ум. Таким образом, эвристика знакомства показывает, как «предвзятость доступности связана с легкостью вспоминания». [1]
Тверски и Канеман поставили эксперимент, чтобы проверить эту эвристику. Они составили четыре списка из 39 имен. В каждом списке было 19 женских и 20 мужских имен. В половине списков были известные женские имена, а в другой половине – известные мужские имена. Они показали списки двум тестовым группам. Первой группе показали список и попросили вспомнить как можно больше имен. Второй группе показали список и попросили определить, женских или мужских имён больше. Испытуемые, слышавшие список известных женских имен, говорили, что женских имён больше, чем мужских. Аналогичным образом, испытуемые, которые слышали список известных мужских имен, вспомнили больше мужских имен, чем женских. Таким образом, эвристика знакомства определяется как «оценка событий как более частых или важных, потому что они более знакомы в памяти». [1]
Эвристика знакомства основана на использовании схем или прошлых действий в качестве основы для поведения в новой (но знакомой) ситуации. Это полезно, поскольку экономит время субъекту, который пытается определить поведение, соответствующее ситуации, с которой он сталкивался раньше. Люди автоматически предполагают, что их предыдущее поведение приведет к тем же результатам, когда возникнет аналогичная ситуация. Этот метод обычно полезен. Однако определенное поведение может быть неуместным, если ситуация отличается от той, что была раньше.
Предвзятость ретроспективного взгляда
[ редактировать ]Предвзятость ретроспективного взгляда — это склонность рассматривать события, которые уже произошли, как более предсказуемые, чем они были до того, как они произошли. Например, после того, как ситуация возникает впервые, вы начинаете замечать ее, когда она повторяется, и, следовательно, поскольку вы теперь ее пережили, она более доступна в вашем сознании, и из-за этого вы извлекаете информацию и прогнозируете аспекты будущего и думайте, что вы «всегда это знали». «Предвзятость ретроспективного взгляда возникает в результате предвзятой реконструкции исходного следа памяти с использованием результата в качестве подсказки» [2] Предвзятость ретроспективного взгляда может изменить воспоминания и, следовательно, прогнозы на будущее.
Важные исследования
[ редактировать ]Недавние исследования использовали функциональную магнитно-резонансную томографию ( фМРТ ), чтобы продемонстрировать, что люди используют разные области мозга при рассуждении о знакомых и незнакомых ситуациях. [3] Это справедливо для различных видов задач на рассуждение. Знакомые ситуации обрабатываются в системе, включающей лобные и височные доли, тогда как незнакомые ситуации обрабатываются лобными и теменными долями. Эти два схожих, но разрозненных процесса дают биологическое объяснение различий между эвристическим рассуждением и формальной логикой.
Эвристика теплого свечения
[ редактировать ]Корнель, Монин и Плейерс (2004) показали, что узнаваемость человеческих лиц основана на привлекательности. В этом исследовании исследователи показывали испытуемым фотографии лиц. Испытуемых просили оценить, насколько знакомо было лицо или нет, используя визуальные подсказки. Визуальными сигналами были выбор изображения бабочки (привлекательного), когда испытуемый считал лицо знакомым, и выбор изображения крысы (непривлекательного), когда испытуемый не находил лицо знакомым. Результатом этого исследования стало то, что испытуемые были более знакомы, когда лицо было привлекательным, независимо от предварительного просмотра самой фотографии (или человека). [4] Это явление получило название эффекта теплого свечения (Monin 2003). [5] Эффект теплого свечения утверждает, что положительные стимулы кажутся более знакомыми из-за положительных эмоций, которые они у нас вызывают. [4]
Приложения
[ редактировать ]Эвристика знакомства увеличивает вероятность того, что покупатели будут неоднократно покупать товары одной и той же марки. Эта концепция известна как узнаваемость бренда в поведении потребителей . Благодаря эвристике знакомства у клиентов есть эмпирическое правило, согласно которому их прошлое поведение при покупке продукта конкретной марки, скорее всего, было правильным и его следует повторить. Исследование, изучавшее выбор различных моделей микроволновых печей на основе знакомства с ними испытуемых, показало, что хорошее знание особенностей микроволновых печей позволяет сделать выбор быстрее и увереннее. [6]
Этот эффект также может иметь важные последствия для принятия медицинских решений. Непрофессионалы склонны принимать решения о здоровье, основанные на знакомстве и доступности, а не на фактических знаниях о болезнях. Это означает, что они с большей вероятностью предпримут действия и будут использовать варианты лечения, которые работали в прошлом, независимо от того, эффективны они в текущей ситуации или нет. Это также распространяется на методы лечения, которыми пациент раньше не пользовался, но с которыми он знаком. Например, непрофессионал может заказать лекарство известной марки, потому что он слышал о нем раньше, даже если непатентованный препарат может быть по сути таким же, но дешевле. Медицинские работники гораздо чаще используют научные факты для назначения лечения. [7]
Текущая критика
[ редактировать ]Существует некоторая критика концепции эвристики знакомства. В основном он фокусируется на том, что прошлое поведение действительно влияет на настоящее поведение, но оно наследуется от других и отличающихся изобретений. Одно исследование, изучающее множество возможных механизмов того, как предыдущее поведение влияет на настоящее, не выявило особой поддержки эвристики знакомства и вместо этого склоняется к выводу, что влияние прошлого поведения на настоящее уменьшалось, когда испытуемые отвлекались. [8] Однако для того, чтобы эвристика была действенной, ее эффект должен быть более выражен, когда люди отвлекаются и их когнитивные способности сильно напряжены. Этот результат указывает на то, что маловероятно, чтобы во время эксперимента применялась эвристика знакомства.
Еще одним ограничением эвристики знакомства, согласно исследованию Ouellette & Wood (1998), является то, что она не всегда применима. [9] Это исследование показало, что эвристика знакомства может возникать только в ситуациях, когда целевое поведение является привычным и происходит в стабильном контексте внутри ситуации. Таким образом, эвристика знакомства может быть ограничена привычками и поведением в рутинных ситуациях.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эшкрафт, Миннесота (2006). Познание . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси; Пирсон Эдьюкейшн Инк. ISBN 013198229X
- ^ Бернштейн, DM; Эрдфельдер, Э; Мельцов, АН; Перия, Вт; Лофтус, GR (2011). «Предвзятость ретроспективного анализа в возрасте от 3 до 95 лет» . Журнал экспериментальной психологии . 37 (2): 378–391. дои : 10.1037/a0021971 . ПМК 3084020 . ПМИД 21299327 .
- ^ Гоэль, В; Макале, М; Графман, Дж (2004). «Система гиппокампа обеспечивает логические рассуждения о знакомой пространственной среде». Журнал когнитивной нейронауки . 16 (4): 654–664. дои : 10.1162/089892904323057362 . ПМИД 15165354 . S2CID 2020044 .
- ^ Jump up to: а б Корнель, О.; Монин, Б.; Плейерс, Г. (2004). «Является ли позитивность сигналом или вариантом ответа? Теплое сияние или оценочное сопоставление привлекательных и не очень привлекательных лиц». Журнал экспериментальной социальной психологии . 41 (4): 431–437. дои : 10.1016/j.jesp.2004.08.004 .
- ^ Монен, Бенуа (2003). «Эвристика теплого сияния: когда симпатия ведет к знакомству». Журнал личности и социальной психологии . 85 (6): 1035–48. дои : 10.1037/0022-3514.85.6.1035 . ПМИД 14674812 .
- ^ Пак, К. Ван; Лессиг, В. Паркер (1981). «Знакомство и его влияние на предвзятость и эвристику принятия решений потребителями». Журнал потребительских исследований . 8 (2): 223–230. дои : 10.1086/208859 . HDL : 1808/10100 .
- ^ Цитрин, КН (2001). Обосновать рассуждения и принятие решений, связанных со здоровьем и болезнью . Докторская диссертация, Университет Макгилла, Канада.
- ^ Альбаррасин, Д; Уайер-младший, RS (2000). «Когнитивное влияние прошлого поведения: влияние на убеждения, отношения и будущие поведенческие решения» . Журнал личности и социальной психологии . 79 (1): 5–22. дои : 10.1037/0022-3514.79.1.5 . ПМЦ 4807731 . ПМИД 10909874 .
- ^ Уэллетт, Джудит А.; Вуд, Венди (1998). «Привычка и намерение в повседневной жизни: многочисленные процессы, с помощью которых прошлое поведение предсказывает будущее поведение». Психологический вестник . 124 : 54–74. дои : 10.1037/0033-2909.124.1.54 .