Преступник
Удладжан ( персидский : عودلاجان ) — исторический район в Тегеране , Иран. Район окружен улицами Паменар, улицей Сайрус (Мостафа Хомейни), Чераг Барг (Амир Кабир) и улицей Бозар Джомер (Хордад, 15). Удладжан, помимо Арг, Долата, Сангеладжа, Базара и Чалмейдана, составлял Старый Тегеран во время правления Насер ад-Дина Шаха Каджара ( годы правления 1848-1896). Старый Удладжан состоял из 2619 домов и 1146 магазинов и был одним из самых больших и богатых районов Тегерана. [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Название Удладжан на историческом языке тати означает «место разделения воды». означает «Абдулла Джан» (Дорогой Абдулла) Некоторые полагают, что Удладжан на еврейском диалекте . [ нужна ссылка ]
До распространения персидского языка большинство жителей Удладжана говорили на языке тати . [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Удладжан – один из старейших районов Тегерана, поскольку он существовал уже тогда, когда Тегеран был еще деревней. Его жители первоначально говорили на диалекте, очень близком к Шемирану . [ 2 ] Раньше этот район располагался в северо-восточной части старого Тегерана. Примечательными достопримечательностями были Тегеранский городской форт, расположенный к северу и востоку от Удладана, королевская цитадель на западе, район Чале Майдан на юге и район Базара на юго-западе. [ 3 ]
Евреи Тегерана не селились массово в одном районе не потому, что были вынуждены это сделать, а, скорее, из-за значимости традиционных еврейских соображений, они собирались вокруг своих синагог. Важность бань, кошерного мяса и безопасности также стимулировали евреев Тегерана жить вместе. [ 3 ] Религиозный облик Удладжана раньше делился на две основные группы: евреи и мусульмане, причем последние были относительно процветающими. В Удладжане находится ряд весьма значимых мусульманских религиозных объектов, а не еврейских. Фактически, это понятие является одной из характеристик Удладжана. [ 3 ] Среди таких мест - гробница Хафта Дохтарана на северо-востоке Удладжана, мечеть Данги на северо-западе, мечеть Хуз на юго-западе, мечеть Абольфазль и гробница Пир-Ата на востоке и, наконец, мечеть Монтазер аль-Махди на западе. [ 3 ]
До персидской конституционной революции в Удладжане одновременно располагалось множество синагог, а также он был единственным районом Тегерана, где проживало большинство его еврейских жителей. [ 4 ] Однако в настоящее время в Удладжане сохранились только две синагоги, а именно Хаким Ашер и Эзра Ягуб. [ 3 ] Синагоги этого периода отличаются небольшими архитектурными размерами, простотой и минимальным визуальным совпадением с городской текстурой окружающей территории. До конституционной революции в Тегеране не было большой синагоги, хотя в еврейском квартале рядом друг с другом было относительно большое количество небольших синагог. [ 3 ] Их число увеличивалось только в том случае, если еврейское население продолжало увеличиваться. Некоторые из этих старых синагог в Удладжане, построенных в то время, с течением времени были либо проданы, либо их назначение изменилось. Поэтому трудно оценить точное количество синагог эпохи Каджара. [ 3 ]
Удладжан насчитал десять синагог во время Насера ад-Дина Шаха Каджара . правления [ 3 ] Один из врачей Насер ад-Дин Шаха, еврей по имени Хаким Ашер, в 1892 году основал синагогу Кохан Седх (Солтан Солейман), которая позже была переименована в синагогу Хакима Ашера. Синагога Хакима Ашера, одна из двух сохранившихся синагог Удладжана, является старейшей сохранившейся синагогой Тегерана. [ 3 ] [ 5 ]
Большинство людей, живущих в Удладжане, были евреями . Кроме того, в Удладжане жили зороастрийцы . Многие известные иранские политики, такие как семья Кавам , семья Мостоуфи , Насиродоле, Сейед Хасан Модаррес, жили в Удладжане. Дома со множеством комнат вокруг двора (с небольшим бассейном посередине) назывались домами Гамар-ханум. [ нужна ссылка ]
Удладжан был самым богатым районом в эпоху Каджара и сохранял свой статус до эпохи Пехлеви . Однако с большими изменениями в иранском обществе в 1340 году хиджры он постепенно утратил свой статус. Самым большим препятствием для Удладжана сегодня является расширение района Базар. Эта тенденция превратила Удладжан из богатого района в склад для Базара, а многие старые дома превратились в места для наркоманов. [ 1 ]
В 1940-1950-х годах, во время правления Мохаммада Резы Пехлеви , в результате упадка квартала и роста Тегерана и его расширения на север, еврейские жители Удладжана постепенно переселились в северные части Тегерана, в частности в Баг-Сабу. (Восток), Хасан-Абад (Запад) и его окрестности. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Удладжан, имя из старого Тегерана, полученное на сайте arcpedia.com 15 февраля 2014 г.
- ^ Сохраби, Нарцисс М. (2023). «Политика невидимости/видимости: евреи городского Тегерана». Исследования в области религии : 4. doi : 10.1177/00084298231152642 . S2CID 257370493 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сохраби, Нарцисс М. (2023). «Политика невидимости/видимости: евреи городского Тегерана». Исследования по религии/наукам Religieuses : 5. doi : 10.1177/00084298231152642 . S2CID 257370493 .
- ^ Сохраби, Нарцисс М. (2023). «Политика невидимости/видимости: евреи городского Тегерана». Исследования по религии/наукам Religieuses : 5, 8. doi : 10.1177/00084298231152642 . S2CID 257370493 .
- ^ Сохраби, Нарцисс М. (2021). «Синагоги Тегерана: социокультурные топографии и архитектурные типологии». Журнал современных еврейских исследований . 22 :6. дои : 10.1080/14725886.2021.1971934 . S2CID 240852845 .
- ^ Сохраби, Нарцисс М. (2021). «Синагоги Тегерана: социокультурные топографии и архитектурные типологии». Журнал современных еврейских исследований . 22 : 3–4. дои : 10.1080/14725886.2021.1971934 . S2CID 240852845 .
35 ° 40'51 ″ с.ш. 51 ° 25'45 ″ в.д. / 35,6808 ° с.ш. 51,4292 ° в.д.