Новый Жмигруд
Новый Жмигруд | |
---|---|
![]() Рыночная площадь | |
Координаты: 49 ° 37' с.ш. 21 ° 32' в.д. / 49,617 ° с.ш. 21,533 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
воеводство | Подкарпатский |
Графство | Ясло |
Коммуна | Новый Жмигруд |
Область | |
• Общий | 24,41 км 2 (9,42 квадратных миль) |
Население (2006) | |
• Общий | 6,076 |
• Плотность | 250/км 2 (640/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Автомобильные номера | РДЖС |
Веб-сайт | Официальный сайт |
Новый Жмируд — село и волость в Ясло повяте , Подкарпатского воеводства Польша, в 13 км (8 милях) к западу-северо-западу от Дуклы и в 16 км (10 миль) к югу от Ясло .
История
[ редактировать ]Жмируд получил Магдебургские права в 14 веке. Расположенный на торговых дорогах, ведущих в Красную Малороссию на востоке и в Венгерское королевство на юге, Жмируд был обязан своим быстрым ростом благодаря торговле вином, которая доставляла в Польшу вина из венгерских виноградников. В 1474 году, во время правления Казимира IV Ягеллона , Змигод был разграблен и разрушен наемной Черной армией Венгрии под предводительством Матьяша Корвина . Город пережил два пожара в 16 веке (1522 и 1577 гг.). После раздела Польши с 1772 по 1918 год Жмируд был частью Галицкой территории Австро -Венгерской империи и начал терять свою финансовую базу, что привело к сокращению населения. После массовой эмиграции за границу во время Первой мировой войны Жмируд был лишен статуса города в 1919 году, вскоре после возрождения суверенной Польши . Название Новы ( Новый ) было добавлено после Второй мировой войны. [ 1 ]
Население Жмигрода в 1880 г. составляло около 2508 человек; в 1900 г.: 2289 и в 1921 г.: 1959. Основными занятиями христианского населения были земледелие, ручное ремесло и ткачество. [ 1 ]
Еврейская община в Жмигруде
[ редактировать ]Первые сведения о евреях в Жмигруде относятся к 1410 году. Евреям было разрешено селиться по всему городу. Сто лет спустя здесь уже существовала процветающая еврейская община, превосходящая другие общины в этом районе. большая двухэтажная синагога (на фото) В 16 веке здесь была построена . Еврейская община Жмигода имела под своей юрисдикцией другие еврейские Кегилы , включая Ясло и Горлице . Последние общины были вынуждены приносить своих умерших для захоронения на Жмигрудском кладбище. Со временем Горлице и Ясло выросли и получили независимость от Жмируда. Сообщество процветало с конца 16 века до середины 18 века. Должность раввина в Жмируде имела большой вес в этом районе. Община содержала ешиву , которую в 1680 году возглавил раввин Аврохом. Между 1692 и 1695 годами общину (и ешиву) возглавлял раввин Менахем Мендл. В 1698 году за ним последовал раввин Беньямин Зеев Вольф Римнер. После его смерти в 1721 году эта должность была передана раввину Аврааму Шору, которого в 1770 году сменил раввин Иеошуа Хешл Блюменфельд.
Община Жмигруда сильно пострадала в результате казачьих и шведских нашествий, и во второй половине 17 века ей приходилось занимать деньги, чтобы выжить. В 1694 году еврейская община взяла взаймы 125 талеров у епископа Кросно , но не смогла выплатить их до 1785 года. В 1765 году в деревнях, окружающих Жмигруд, проживало около 1243 евреев. Общее еврейское население города и прилегающих районов составляло 1926 человек. Статистика показывает, что кормильцами были 159 евреев. Евреям принадлежало 67 домов, в которых было очень многолюдно, причем в некоторых из них проживало до шести семей. После раздела Речи Посполитой в 1772 году, согласно австрийскому отчету 1781 года, большинство евреев Жмигода находились в самой низкой налоговой категории. Им было приказано переселиться в 1791 году. Община обязалась переселить на эту землю 17 семей. Каждая семья должна была получить по 250 флоринов. План оказался не очень успешным, и к 1805 году на этой земле поселились только четыре семьи. В 19 веке еврейская община начала приходить в упадок. Многие еврейские жители начали покидать город, а некоторые даже переехали в Горлицы и Ясло. Сокращение еврейского населения продолжалось в восьмидесятые и в двадцатом веке. Перепись 1900 года насчитала в городе 1240 евреев. [ 2 ] Большой исход произошел во время Первой мировой войны, когда многие евреи Жмируда уехали за границу.

Большинство евреев в Жмигроде были хасидами , в основном последователями Санзера Рова , раввина Хаима Хальберштама. Они оказали влияние на то, чтобы следующим раввином Жмигрода стал Беньямин Зеев, санцер-хосид. Он умер в 1902 году, и ему наследовал раввин Мордехай Довид Унгер, зять Санзер Рова. Ему, в свою очередь, наследовал его зять раввин Ошер Йешаягу Рубин, внук Санзер Рова, который позже стал Жмигиридским Ребе в Санце. В 1907 году другой внук Санзера Рова, раввин Синай Хальберштам , был назначен раввином Жмируда и служил общине до 1939 года (он умер в Сибири, Россия). После того, как Жмируд потерял статус города в 1919 году, к 1939 году еврейское население сократилось до 800 человек. Фонд «Гемилат Хессед» , созданный при помощи Американского еврейского объединенного распределительного комитета в 1927 году, в 1929 году выдал 30 ссуд по 3000 злотых каждый, но столкнулся с закрытием. в 1938 году из-за нехватки денег. Бывшие жители Жмигрода в США поддерживали деятельность фонда.
С началом Второй мировой войны многие евреи бежали через реку Сан в советскую оккупационную зону , но большинство из них вскоре вернулись домой. Некоторые из тех, кто отправился на восток, вскоре были задержаны советским НКВД и депортированы в глубь страны в 1940 году. Как только немцы заняли Новый Жмигруд, начали появляться приказы, направленные против евреев. Евреям не разрешалось путешествовать, они были вынуждены носить нарукавные повязки, их заставляли жертвовать деньги и принуждать к труду. В 1940 году многие евреи из этого района были перевезены в Новый Жмигруд даже из Лодзи . Юденрат . и местный комитет JSS (Еврейской самопомощи) предоставили новоприбывшим жилье, одежду и медицинскую помощь Евреи получали еду из общественной кухни. В начале 1942 года в Новом Жмигроде было создано гетто. Еще больше евреев были вынуждены переехать в общину из близлежащих деревень. Еврейское население достигло 2000 человек при невероятном уровне перенаселенности.
7 июля 1942 года всем евреям было приказано собраться на площади, после чего они были окружены немецкими и вспомогательными полицейскими подразделениями. Женщин, детей, больных и пожилых людей отделяли от трудоспособных. Последних направили к столу, где представители различных немецких фирм выдавали им разрешения на работу. Затем их направили в отдельный угол площади. На площади расстелили одеяло, и евреев заставили сдать все свое ценное имущество. В день облавы глава юденрата Герш Айзенберг был убит немцами под предлогом того, что он не заплатил требуемый взнос. Вместе с ним были убиты еще три человека, включая двоих его детей. После нескольких часов ожидания 1250 евреев были доставлены в лес Халбоу, где их казнили в подготовленных ямах для казней. Некоторые из выживших в облаве были отправлены 15 августа 1942 года в трудовой лагерь Заслав под Краковом . Еще одну группу выживших отправили в лагерь смерти Плашув. . последние остатки еврейского населения были отправлены в лагерь смерти Белжец В конце лета 1942 года .
См. также
[ редактировать ]- Вальддойче , немцы, поселившиеся на территории Саноцких Ям.
- Лендийцы , лечитские венеды, населявшие Восточную Малую Польшу.
- Великая Моравия
- Восточное поселение
- Галисия (Восточная Европа)
- Погужание Центральных Бескидских гор Подкарпатской возвышенности.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уильям Лейбнер, Израиль и команда Змигруд (апрель 2003 г.). «Добро пожаловать в Новый Змигород» . JewishGen ShtetLinks . Проверено 28 июня 2011 г.
- ^ Сообщественный лексикон королевств и стран, представленных в Императорском Совете . 1907. стр. Том XII, стр. 248–249 . Проверено 12 мая 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- פנקס הקהלות פולין Пинкас Хакехиллот Полин : Энциклопедия еврейских общин, Польша, том III, страницы 152–154 (напечатано под эгидой Яд Вашем, Иерусалим).