Башар, Штат Плато
Башар — город и район в зоне местного самоуправления Васе, штат Плато.
|координаты = 9 ° 18'46 "N 10 ° 09'29" E / 9,31278 ° N 10,15806 ° E
В королевстве преобладают люди янкам , которые в конечном итоге утратили свой язык и стали хауса . В южной зоне плато Васе -ЛГА расположен район, известный как Башар. Город считает своего вождя РЕКНА из-за истории своего языка. В городе проживает более 32 000 мирных жителей. Люди облегчили жизнь покойному ALH. Адаму Идрис правил ими в течение 59 лет, которому во время его правления из-за старости помогал его сын Юсуф Адаму Идрис. Поздняя Рекна Башара Алха. Адаму Идрис умер в возрасте 96 лет, и ему наследовал его младший брат, Его Королевское Высочество Алх. Абдуллахи Идрис Иса, последний ребенок в семье покойного Рекны Альха. Идрис Иса светлой памяти. История Башара была получена из разных источников, как описано ниже.
Номенклатура
[ редактировать ]Людей Янкам (Янкам) называли «Башар» или «Башерава» (хаусанизированная версия названия народа). почти вся литература (Greenberg 1963; Williamson 1971; Сравнительный список слов Бенуэ-Конго; Hansford et al. 1976 год; Герхардт, 1989; Крозье и Бленч, 1992). Правильное название языка и народа башара — Янкам, множественное число аякам. Хотя янгкам почти исчез как язык, население, которое раньше говорило на нем, скорее всего, сохранят Башерава и Башеранчи в качестве названий народа и языка, пока они сохранят отдельная личность.
Расположение и населенные пункты
[ редактировать ]Янгкам живут в регионе к западу от города Башар, в 25 км к северу от Джарме, на дороге Ампер-Башар, Канам. LGA , в штате Плато . На языке Янгкам говорят примерно в четырех деревнях: Тукур, Баяр, Пьяксам и Кирам [CAPRO также упоминает Гамбама и Кваквани, но это не подтвердилось]. Вокруг города Башар много деревень. Местное правительство Васе, население которого является этническим янкамом, но больше не говорит на этом языке. В двух основных картографических источниках Hansford et al. (1976) и Бленча и Крозье (1992) он расположен довольно неточно. В разделе указано его правильное местоположение, и оно должно появиться на карте, правильно расположенной в «Миллениуме». издание «Этнолога » (Граймс, готовится к печати).
Статус языка
[ редактировать ]Крозье и Бленч (1992) приводят цифру в 20 000 носителей языка, проживающих в городе Башар и его окрестностях. примерно в 50 км к востоку от Ампера по дороге Мури. Эта оценка оказалась совершенно ошибочной. Люди Башара похоже, сильно пострадали от набегов рабов в девятнадцатом веке , возможно, со стороны дзюкунов, а также хауса. Они были обращены в ислам , и в Башаре был основан относительно мощный центр. В то же время они начали переходить на язык хауса, сохраняя при этом свою башарскую идентичность. Сегодня в районе города Башар проживают всего два старика, которые достаточно свободно владеют этим языком. село Юли, примерно в 15 км к северо-западу от Башара. Однако оказывается, что на момент облав население разделились на две части, и еще одна группа нашла убежище в Тукуре. Однако даже здесь на Янгкаме говорят только люди. старше пятидесяти, и вся молодежь говорит на хауса. По местной оценке, количество свободно говорящих составляет 100 человек, а падает каждый год. Кажется, маловероятно, что Янгкам сохранится, поскольку выступающие вполне довольны с переходом на хауса, сохраняя при этом гордость за свою историческую идентичность.
История Янкама
[ редактировать ]Самый ранний отчет об истории Янкама содержится у Эймса (1934:). История хауса «Башара» находится в обращении в Город Башар, но это пока не переведено. CAPRO (инд.) содержит последнюю версию Башара. повествование. Янгкам говорят, что они потомки бадаров, мигрировавших с востока ( Саудовской Аравии ?), спасаясь принудительное преобразование. Бадары прошли через Судан, где встретились с канури и вместе двинулись в путь. Бирни Газаргаму. Когда царство Газаргаму пало, люди переехали в Борно, где поселились вместе с Канури, Болева, Баде и Бура в нынешнем штате Борно . Канури поселились в Дикве, болева — в Фику, Бура направилась в Биу, а Баде в район Гашуа. Жители Янгкама и Джукуна решили переехать. от Борно. Джукун отправился основать Кварарафу, но народ Янгкам отправился в район Калтунго. нынешний штат Баучи . Когда они покинули район Калтунго, они поселились в Кваквани, а затем и в к подножию скалы Васе в штате Плато. Они были там, пока не заключили мир с эмиром Баучи, Якубу , во времена татарского правления. Когда Татар заключил мир, Якубу Баучи попросил Мадаки Хасана остаться в районе Васе. с народом Янгкам. Вскоре после того, как Хасан прибыл в Васе, Янгкам столкнулись со многими конфликтами. Говорят что, хотя Янгкам предоставил Мадаки Хасану и его людям место для проживания и место для ведения сельского хозяйства, он не уважал их и продали своих детей в рабство. Поэтому люди Янгкам перебрались со скалы Васе в Гануву. Вскоре после достижения Ганувы умер Тартар, вождь Янгкама. Сообщение о его смерти было отправлено Баучи. сообщить эмиру Якубу, который выразил соболезнования Янгкаму и призвал их назначить сына преемником отец. Он сказал, что сыну следует приехать в Баучи для наложения тюрбана. Когда жители Янкама готовились к после назначения нового вождя, они договорились между собой, что, дойдя до Баучи, они должны принять Ислам как их религия. Когда церемония наложения тюрбана закончилась, люди рассказали эмиру Якубу о своем интересе к тюрбану. становясь мусульманами. Якубу был очень рад и подарил им исламский флаг, меч и другие символы ислама. чтобы они забрали домой. Так зародился ислам среди народа Янгкам, и сегодня трудно найдите человека из Янкама, исповедующего любую другую религию, кроме ислама. На самом деле город Башар известен своим район как исламский город. В городах Башар и Васе родилось много выдающихся исламских ученых. Сын Тартара был признан народом Янгкам первым вождем, носящим тюрбан фулани. Его имя был Каро, и его сменил Ямуса. Но во время правления Абубакара люди покинули Гануву и поселились в Гварам, к югу от нынешнего города Янгкам, из-за войн (якин Калумбу). Через десять лет Абубакар основал нынешний город Башар, на территории, которую они до сих пор занимают. Абубакара сменил Мухаммаду. Ламлам, затем последовала серия коротких периодов правления. В настоящее время правит Усман Идрис, также известный как Хакимин Башар. подчиняется королю Васе. Вождь янгкамов известен как Рекна Башар. Решение по делу Янгкама клан известен как Аргандо, а в число создателей королей входят Мадакин Башар, Куянбаба Башар, Мансу Башар. и Имам (исламский религиозный лидер) Башара.
Янгкамская культура
[ редактировать ]До того, как жители Янгкама приняли ислам, их традиционные обычаи и религия были тесно связаны с традициями и религией жителей Янгкама. богомы люди . До брака жених должен был обслужить родственников на ферме, подарить сплетенный вручную белый ткань (аликьяла), стройку и кровлю и отдавай животных в качестве выкупа за невесту . Погребальные обряды Янгкама напоминали обряды Богхома. Раньше они извлекали череп умершего для наблюдение через три месяца. Обряды наречения имени и обрезания раньше были похожи на обряды богхомов. хотя сегодня все эти обряды совершаются по исламским законам. Янгкам носят то же имя, что и богом, обозначающее Высшее Существо Баппи, а также раньше они имели маскарады и святыни. Но сегодня они вышли из употребления после обращения в ислам. Хотя христианство был привезен в Янгкам в 1968 году г-ном Балой Абду, евангелистом COCIN, они отвергли его. Когда какой-то не- Жители Янгкама приняли Евангелие, вождь не хотел давать им землю для строительства храма. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Янгкамский язык Центральной Нигерии и его родство» (PDF) . rogerblench.info . Апрель 2006 года . Проверено 1 мая 2023 г.