Вини это

Калайманокахо'оваха (также известный как Канаина) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] ) был верховным вождем алии на острове Гавайи , который жил во время капитана Джеймса Кука визита на острова . Говорят, что он был вождем, который нанес первый удар Куку, когда тот попытался похитить Каланипуу , короля острова. [ 1 ] Его звали Канаина нуи ( титул алии ) по праву первородства от его отца, Кеавеопала , первенца Алапайнуи . После того, как его отец был убит Каланиопуу , он будет служить новому королю как каукау алии , служилый класс гавайской знати, из которого происходила его мать, Моана Вахине. Эта линия обслуживания алии будет продолжаться по всему Королевству Гавайи .
Рождение и семья
[ редактировать ]Калайманокахо'оваха был сыном али'и нуи с острова Гавайи, Кеаве'опалы и Моаны Вахине . [ 4 ] Ему дали прозвище Ка Наина , что на гавайском языке означает «Побеждающий». Его дедом по отцовской линии был Алапайнуи , а бабушкой по материнской линии - Иликиамоана. Его отец был свергнут и убит Каланипуу . Он будет служить при новых королях как каукау алии . Он женился на своей сводной сестре Хакау. Их общей матерью была Моана и ее отец Хеулу . Вместе у пары будет как минимум двое детей, Хао (К) и Киилаво (К). Линия Хао ведет к Бернис Пауахи Бишоп , а Киилаво к Киликолани . [ нужна ссылка ]
Приветствие повара
[ редактировать ]По прибытии Кука на Гавайи Канайна была одним из двух вождей, которые первыми приветствовали штурмана. [ 5 ] Один из членов экипажа корабля пишет:
«Среди всего этого волнения и смятения два вождя, исключительно красивый шестифутовый мужчина по имени Канайна и дружелюбный молодой человек по имени Палеа, принесли пользу, приказав каноэ убираться с пути кораблей и забрасывая камнями наиболее назойливых простолюдинов с палуб». [ 5 ]
Канайна с самого начала помогала европейским исследователям, даже после драки между командой « Резольюшн» и островитянином, когда вождь убеждал его предложить явно завышенную цену за его свинью . Многие другие вожди относились к новичкам менее уважительно и воровали у них. Островитянин схватил долото и щипцы и прыгнул за борт. Кук и Джеймс Кинг обыскали пляж, подвергаясь преследованиям со стороны горожан острова. Кукусу пришлось угрожать выстрелом в воздух, но запугать толпу не удалось. [ 6 ]
Похищение Каланиопуу
[ редактировать ]Решение похитить и выкупить правящего вождя острова Гавайи было фатальной ошибкой британского мореплавателя и основной причиной его смерти. За его прибытием на Гавайи в конечном итоге последовала массовая миграция европейцев и американцев на острова. [ 7 ] в конечном итоге это закончится свержением Королевства Гавайи проамериканскими элементами. [ нужна ссылка ]
Корабли прибывают в разное время года
[ редактировать ]
Джеймс Кук возглавил три отдельных путешествия, чтобы нанести на карту неизвестные районы земного шара для Королевства Великобритании . [ 8 ] Во время своего третьего и последнего путешествия он встретил то, что мы знаем сегодня как Гавайские острова . [ 9 ] Он прибыл на острова 18 января 1778 года. [ 10 ] После первого визита Кука он уехал, но был вынужден вернуться на Гавайи в середине февраля 1779 года после того, как в плохую погоду на корабле сломалась мачта. Когда Кук впервые прибыл на острова, его встретили с большим почетом. [ 11 ] Его прибытие совпало с Макахики, [ 12 ] фестиваль, посвященный ежегодному сбору урожая и поклонению божеству гавайскому Лоно . [ 13 ] 13 февраля, когда она стояла на якоре в заливе Кеалакекуа, один из младших вождей украл небольшую лодку. [ 14 ] проверяя реакцию иностранца, чтобы увидеть, как далеко они могут зайти. После того, как он и экипажи обоих кораблей, HMS Solution и HMS Discovery покинули острова, сезон фестивалей закончился и начался сезон сражений и войны под поклонением и ритуалами Кукаилимоку , бога войны. [ 15 ] Гавайцы отказались возвращать украденную лодку. Чтобы попытаться заставить их сделать это, Кук попытался похитить алии нуи с острова Гавайи, Каланипуу . Кук допустил несколько ошибок в своем третьем путешествии, будучи довольно больным и вспыльчивым. [ 16 ] Попытка захвата заложника окажется фатальной. [ 17 ] Идея или предположение о том, что коренные гавайцы считали Кука самим богом Лоно, считается приписываемой Уильяму Блаю и оспаривается современными учеными. Автор гавайской мифологии Уильям Дрейк Вестервельт , сославшись на все известные опубликованные отчеты, написал: «Историк должен помнить, что существовали тысячи местных очевидцев, чьи записи нельзя игнорировать для установления истинной истории. Следующий отчет почти полностью принадлежит только гавайцам. ...Гавайцы называли его «О Лоно», потому что считали его богом Лоно, одним из главных богов древних гавайцев». и «Когда вожди услышали этот отчет, они сказали: «Воистину, это бог Лоно с его храмом», а также несколько подобных цитат туземцев. [ 18 ] Вполне возможно, что некоторые гавайцы использовали имя Лоно в качестве метафоры при описании Кука или других возможных объяснений, кроме того, что гавайцы приняли исследователя за свое божество. [ 19 ]
Попытка взять короля в заложники
[ редактировать ]На следующее утро 14 февраля 1779 г. [ 20 ] Кук и его люди стартовали из Резолюции вместе с ротой вооруженных морских пехотинцев. Они направились прямо к ограде правящего вождя, где Каланипуу все еще спал. [ 21 ] Они разбудили его и велели уйти с ними из города. Когда Кук и его люди выводили правителя из королевской резиденции, Кук сам держал за руки старшего вождя, пока они шли из города к пляжу. Любимая жена Каланипуу, [ 22 ] Канекапулей увидела, как они уходят, и крикнула вслед своему мужу, но он не остановился. Она призвала других вождей и горожан обратить свое внимание на увода правящего вождя. [ 7 ] Два вождя, включая Канаину [ 23 ] [ 24 ] и личный слуга короля по имени Нуаа, [ 25 ] последовал за группой до пляжа, за ними следовала жена короля, по пути умоляя али нуи остановиться и вернуться. [ 26 ]
К тому времени, когда они добрались до пляжа, двое младших сыновей Каланипуу, которые следовали за своим отцом, полагая, что их снова приглашают посетить корабль вместе с правителем, начали забираться в лодки, ожидавшие на берегу. [ 27 ] Канекапулей кричала им, чтобы они выходили из лодки, и умоляла мужа остановиться. Тогда правитель понял, что Кук и его люди не приглашали его посетить корабль, а заставляли его. В этот момент он остановился и сел там, где стоял. [ 28 ]
Смерть Кука
[ редактировать ]
Люди Кука столкнулись на пляже с пожилым кахуной , который подошел к ним с кокосом и пел. Они кричали священнику, чтобы тот ушел, но он продолжал приближаться к ним, распевая меле . [ 29 ] Когда Кук и его люди отвернулись от старой кахуны, пляж теперь был заполонен тысячами коренных гавайцев. [ 30 ] Кук крикнул Каланипуу, чтобы тот вставал, но правитель отказался. Когда горожане начали собираться вокруг них, Кук и его люди начали пятиться от толпы и поднимать оружие. Два вождя и Канекапулей прикрывали алии нуи, пока Кук пытался поднять его на ноги. [ 31 ] Толпа теперь была настроена очень враждебно. Канаина приблизилась к Куку, который в ответ ударил вождя широкой стороной меча. Канаина мгновенно схватила Кука и подняла мужчину. В некоторых сообщениях говорится, что Канаина не собирался бить Кука, в то время как в других описаниях говорится, что вождь ударил штурмана своим лейомано по голове . [ 32 ] В любом случае Канаина отпустила Кука, и тот упал на землю. Когда Кук попытался встать, сопровождающий Нуаа ударил капитана Кука металлическим кинжалом. [ 33 ]
Морские пехотинцы открыли огонь на бегу, убив несколько разгневанных людей, в том числе Канаина и его братьев. Они сели в шлюпки и побежали обратно на корабль, где в подзорную трубу молодой Уильям Блай (будущий капитан HMS Bounty ) наблюдал, как тело Кука тащили вверх по холму в город, где его разрывали на части на глазах. из команды своего корабля. [ 34 ] [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сэмвелл, Дэвид; Таунсенд, Эбенезер (младший); Гилберт, Джордж (1791). Выдержки из путешествий, совершенных в 1788 и 1789 годах из Китая к северо-западному побережью Америки: со вступительным рассказом о путешествии, совершенном в 1786 году из Бенгалии на корабле «Нутка» . Рай тихоокеанской прессы. стр. 76–.
- ^ Указатель к «Полинезийской расе» Авраама Форнандера . Издательство Музея епископа . 1909. С. 37 –.
- ^ Перепечатки Гавайского исторического общества . sn 1791. стр. 74–.
- ^ Каналу Дж. Терри Янг (25 февраля 2014 г.). Переосмысление прошлого гавайцев . Рутледж. стр. 54–59. ISBN 978-1-317-77669-7 .
- ^ Jump up to: а б Каналу Дж. Терри Янг (25 февраля 2014 г.). Переосмысление прошлого гавайцев . Рутледж. стр. 55–. ISBN 978-1-317-77669-7 .
- ^ Гаван Доус (1968). Мелководье времени: история Гавайских островов . Издательство Гавайского университета. стр. 11–. ISBN 978-0-8248-0324-7 .
- ^ Jump up to: а б Алан Роберт Акана (март 2014 г.). Вулкан — наш дом . Бальбоа Пресс. п. 25. ISBN 978-1-4525-8753-0 .
- ^ Джеймс Кук (1821 г.). Три кругосветных путешествия капитана Джеймса Кука. ... Лонгман, Херст, Рис, Орм и Браун.
- ^ Клаус М. Нос; Герман Э. Слотник (22 октября 2014 г.). Аляска: История . Университет Оклахомы Пресс. п. 55. ИСБН 978-0-8061-8613-9 .
- ^ Джеймс Л. Эрвин (2007). Декларации независимости: Энциклопедия американских автономных и сепаратистских движений . Издательская группа Гринвуд. п. 62. ИСБН 978-0-313-33267-8 .
- ^ Джефф Кэмпбелл (15 сентября 2010 г.). Гавайи . Одинокая планета. п. 38. ISBN 978-1-74220-344-7 .
- ^ Рут М. Табра (17 декабря 1984 г.). Гавайи: История . WW Нортон. стр. 19–22. ISBN 978-0-393-24369-7 .
- ^ Маршалл Салинс (1 октября 1996 г.). Как думают «туземцы»: например, о капитане Куке . Издательство Чикагского университета. п. 3–. ISBN 978-0-226-73369-2 .
- ^ Джерри Д. Мур (24 мая 2012 г.). Видения культуры: введение в антропологические теории и теоретиков . Роуман Альтамира. п. 336. ИСБН 978-0-7591-2219-2 .
- ^ Мелисса Мейер (4 февраля 2014 г.). Гуще воды: истоки крови как символа и ритуала: истоки крови как символа и ритуала . Рутледж. п. 184. ИСБН 978-1-135-34200-5 .
- ^ Джеймс Кук (1971). Исследования капитана Джеймса Кука в Тихом океане, рассказанные по отрывкам из его собственных журналов, 1768–1779 гг . Курьерская корпорация. п. 256. ИСБН 978-0-486-22766-5 .
- ^ Джанет Сьюзан Холман (май 2008 г.). Просвещение и капитан Джеймс Кук: Лоно-Кук-Кирк-Регенезис . АвторДом. п. 205. ИСБН 978-1-4343-6899-7 .
- ^ https://www.sacred-texts.com/pac/hhl/hhl15.htm ГАВАЙСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ Уильям Д. Вестервельт
- ^ Стивен Х. Сумида; Сумида С. И ВИД С БЕРЕГА (кл) . Вашингтонский университет Press. стр. 18–19. ISBN 978-0-295-80345-6 .
- ^ Примечания к книге: ежемесячный литературный журнал и обзор новых книг . Сигел-Купер. 1901. с. 54 .
- ^ Дэниел О'Салливан (30 марта 2008 г.). В поисках капитана Кука: исследование этого человека его собственными словами . ИБТаурис. п. 224. ИСБН 978-0-85771-350-6 .
- ^ Ежемесячник для учителей штата Орегон . 1903. с. 3.
- ^ Альберт Пирс Тейлор (1922). под гавайским небом . п. 66 .
- ^ Шелдон Диббл (1843). История Сандвичевых островов . Пресса миссионерской семинарии. п. 38 .
- ^ Гроув А. Дэй (1 декабря 1993 г.). Правдивые истории о Гавайях и южных морях . ООО "Взаимное Издательство". п. 318 . ISBN 978-0-935180-22-0 .
- ^ Линн Уити (январь 1989 г.). Путешествия открытий: капитан Кук и исследование Тихого океана . Издательство Калифорнийского университета. п. 387. ИСБН 978-0-520-06564-2 .
- ^ Ральф Симпсон Кайкендалл (1 января 1938 г.). Гавайское королевство . Издательство Гавайского университета. п. 18. ISBN 978-0-87022-431-7 .
- ^ Джон Х. Чемберс (2006). Гавайи . Книги Интерлинк. п. 55. ИСБН 978-1-56656-615-5 .
- ^ Перепечатки Гавайского исторического общества . сн 1791. с. 70.
- ^ Стивен Р. Баун (2008). Безумие, предательство и плеть: эпическое путешествие капитана Джорджа Ванкувера . Дуглас и Макинтайр. п. 30. ISBN 978-1-55365-339-4 .
- ^ Ричард Трегаскис (ноябрь 1973 г.). Король-воин: Камехамеха Великий с Гавайев . Макмиллан. п. 115. ИСБН 9780026198509 .
- ^ Глиндур Уильямс (2008). Смерть капитана Кука: герой, созданный и несостоявшийся . Издательство Гарвардского университета. п. 37. ИСБН 978-0-674-03194-4 .
- ^ Джон Мирес (1791). Гавайское историческое общество. Репринты (1787, 1788 и 1789 гг.) . п. 76.
- ^ Кинг, Джеймс (1784). Путешествие в Тихий океан . Том. 3. Лондон: Отпечатано У. и А. Страханами. п. 70. OCLC 216557643 .
- ^ Нордайк, Элеонора К. (1989). «Заметки и вопросы - Канаина и Каиана: два вождя ранних Гавайев». Гавайский исторический журнал . 23 . Гонолулу: Гавайское историческое общество: 228–230. HDL : 10524/556 . OCLC 60626541 .