Дэвид бен Заккай
Давид бен Заккай (умер в 940 г. н. э.) был эксилархом , лидером еврейской общины Вавилона, известным в еврейской истории, особенно своим конфликтом с Саадией Гаоном , который привел к разрыву руководства вавилонских евреев и который был урегулирован путем вмешательства Аббасидский халиф Аль-Кахир .
Его сослали в Хорасан , где он умер.
Биографические данные
[ редактировать ]Он был родственником принца изгнания Укбы , который был свергнут с должности и изгнан, и был его преемником в эксилархате.
Эксилархат
[ редактировать ]Канцелярии Эксиларха в это время противостоял опасный противник в лице страстного и амбициозного гаона Мара Коэн-Цедека (на должности 917–936), который пытался сделать Академию Пумбедиты единственным центром вавилонских евреев . тем самым ставя под угрозу существование дочерней академии Суры . Он, как и Академия Пумбедиты, отказались признать Давида эксилархом, после чего последний, столь же решительный и амбициозный, свергнул Коэн-Цедека и назначил другого гаона.
Этот спор длился два года, пока Ниссим Нахарвани , весьма уважаемый за свое благочестие, не вмешался и не примирил противников, и мир был заключен в Сарсаре (полдня пути к югу от Багдада ). Коэн-Цедек и его коллегия сопровождали эксиларха до Багдада (осенью 921 г.); Давид бен Заккай, в свою очередь, признал первого гаоном Пумбедиты. Но репутация Академии Суры продолжала падать.
Отношения с Саадией Гаоном
[ редактировать ]Ткач занимал должность гаона в течение двух лет (926–928), а древняя и знаменитая академия Суры была на грани распада, когда гаоном был назначен Саадия, вызванный из Египта эксилархом. Это было вопреки совету Нахарвани, который отдавал предпочтение Шемаху ибн Шахину («Средневековый еврей. Хрон.», II, 80); но мудрость выбора проявилась, когда Саадия сделал славу Суры превосходящей даже славу Пумбедиты.
Дело о наследстве
[ редактировать ]Дружеские отношения между Давидом бен Заккаем и Саадией вскоре были нарушены. Давид избегал всего, что могло бы укрепить его положение, и злоупотреблял своим влиянием, чтобы вымогать большие пожертвования у общины. Дело о наследстве, которое Дэвид решил незаконно из корыстных интересов, привело к разрыву между ними. Эксиларх попросил двух геонимов подписать рассматриваемый документ. Коэн-Цедек не осмелился отказаться, но Саадия сделал это. Давид сместил Саадию с должности и изгнал его, назначив на его место ничтожного Иосифа б. Джейкоб б. Сатья. Однако Саадия приняла вызов; он, в свою очередь, сверг Давида и вместе со своими последователями назначил брата Давида, Иосию Хасана эксилархом .
Вавилонские евреи теперь разделились на две партии, каждая из которых обратилась к халифу Аль-Муктадиру . Его преемник Аль-Хахир наконец решил дело. Противостоящий эксиларх был сослан в Хорасан , где впоследствии и умер; а Саадия был лишен своего гаоната (начало 933 г.).
Разрешение
[ редактировать ]Саадия отправился в Багдад, посвятив четыре года своего невольного досуга исследованиям. Он был восстановлен в должности в результате судебного дела, в котором одна из заинтересованных сторон выбрала судьей эксиларха, а другая выбрала Саадию, после чего Давид подверг жестокому обращению человека, обратившегося к своему противнику. Это вызвало всеобщее волнение, и восстановление мира между ними стало обязательным. Примирение произошло 27 февраля 937 года. Противостоящий гаон был отстранен от должности, а Саадия забыл о своих ранах. После смерти эксиларха Саадия даже проголосовал за его сына Иуду в качестве своего преемника.
Календарные споры
[ редактировать ]Давид принял участие в споре с Бен-Меиром по поводу установления календаря; и он был одним из тех, кто отлучил агитатора (см. «Rev. Et. Juives», XL. 261, XLII. 182).
Ссылки
[ редактировать ]- Письмо Шериры в Med. Еврей. Хрон. я. 33, 39;
- Авраам ибн Давид, Сефер ха-Каббала, в Мед. Еврей. Хрон. я. 65 (ср. II. 79, 224);
- Масуди в «Арабской хрестоматии» Де Саси, т.е. 350;
- Грец , Геш. в. пассим
- Еврей. Кварта. Откр. XIV. 39;
- Феликс Лазарь , Головы изгнанных, в ежегодниках Брюлля, x. 179;
- Гаркави , Исследования и коммуникации, v. 209, 221, 222 и последующие
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). « Давид бен Заккай ». Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.