Оценка ИТ-процессов Tudor
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Tudor IT Process Assessment ( TIPA ) — это методологическая основа для оценки процессов. Его первая версия была опубликована в 2003 году Общественным исследовательским центром Анри Тюдора в Люксембурге. TIPA теперь является зарегистрированной торговой маркой Люксембургского института науки и технологий (LIST). TIPA предлагает структурированный подход к определению возможностей процесса по сравнению с признанными передовыми практиками. TIPA также поддерживает улучшение процессов, предоставляя анализ пробелов и предлагая рекомендации по улучшению. [1]
TIPA использует общий подход к оценке процессов, опубликованный Международной организацией по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссией (IEC) в стандарте ISO/IEC 15504. [2] – Оценка процесса (теперь ISO/IEC 33000). Требования ISO/IEC 15504-2 к проведению оценок структурированы и документированы в процессе оценки TIPA. Дополнительные рекомендации, контекстуальные советы и обмен опытом дополняют метод оценки процесса TIPA и поддерживают удобство использования структуры TIPA. Метод оценки процессов TIPA (TIPA) можно использовать для оценки процессов в любой сфере деятельности.
Структура TIPA поддерживается исчерпывающим набором инструментов, который предоставляет шаблоны и инструменты для каждого этапа процесса оценки. Его можно настроить для любого домена приложения.
Обзор
[ редактировать ]Оценка процесса проводится для получения четкого представления о текущей практике организации в конкретной области (например, области управления ИТ-услугами в TIPA для ITIL). Цель состоит в том, чтобы сравнить эти практики с известными образцами, чтобы можно было измерить текущее состояние процессов и внести соответствующие предложения по улучшению процессов.
Анализ пробелов помогает выявить SWOT-анализы , получить четкое представление о текущем состоянии и определить рекомендации по улучшению.
Интервью с участниками процесса используются для понимания того, как выполняется процесс, а шкала оценки зрелости процесса используется для измерения разрыва между системой отсчета и реальностью на местах. Проект оценки начинается с четкой формулировки цели, позволяющей определить масштаб проекта. Проект предполагает ряд ролей, которые принимают участие в оценке. Проект организован в 6 этапов. Он поддерживается несколькими инструментами (шаблонами и электронными таблицами), представленными в наборе инструментов TIPA. [3]
История
[ редактировать ]В 2002 году первые случаи внедрения ITIL наблюдались на рынке Люксембурга. В тот же период серия стандартов ISO/IEC TR 15504 «Оценка процессов» была модернизирована с целью создания общего стандарта для оценки процессов, позволяющего проводить процессы оценки в любой области. Исследователям из CRP Henri Tudor, являющимся активными членами рабочей группы ISO, отвечающей за эту трансформацию в рамках ISO/IEC JTC 1/SC 7 , пришла в голову идея применить и опробовать эту новую общую структуру оценки как для программного обеспечения, так и для процессов эксплуатации ИТ.
Это привело к созданию в 2003 году проекта исследований и разработок AIDA (подход к оценке и улучшению), направленного на применение общего метода для определения и оценки процессов как для разработки программного обеспечения, так и для ИТ-операций. Результатом проекта стало создание структурированного метода оценки процессов управления ИТ-услугами на основе ITIL . Этот метод был полностью совместим с методом, описанным в ISO/IEC 15504, первоначально разработанным для оценки процессов разработки программного обеспечения.
Первая модель оценки процессов для ITIL v2 была разработана и опробована в 2004–2005 годах в сотрудничестве с экспертами ITIL. В последующие годы эксперименты проводились в Люксембурге и ряде других регионов мира. В 2009 году AIDA была переименована в TIPA (Tudor IT Process Assessment), и этот бренд был официально зарегистрирован. [4] Полный метод был опубликован в книге «Оценка процессов ITSM в поддержку ITIL», выпущенной в 2009 году. В 2013 году было проведено крупное обновление TIPA для ITIL, чтобы привести структуру в соответствие с ITIL 2011. Это обновление также дало возможность улучшить общее качество структуры на основе 8-летнего опыта компании Tudor и прошлых пользователей этого метода. Последнее обновление было сделано в марте 2014 года с целью введения классов оценки, соответствующих требованиям ISO/IEC 3300x. [5] серия, эволюция ISO/IEC 15504.
1 января 2015 года Государственный исследовательский центр Анри Тюдора и Государственный исследовательский центр Габриэля Липпмана объединились и образовали новую RTO (Исследовательскую и технологическую организацию) — Люксембургский институт науки и технологий (LIST). Нынешняя первоначальная команда TIPA продолжает поддерживать и развивать контент, связанный с TIPA, в рамках LIST.
Приложения
[ редактировать ]- Сравнение процессов с современным уровнем техники
- Определение возможностей процесса
- Сравнение возможностей процесса с процессами из других доменов
- Выявление сильных и слабых сторон процесса и областей для улучшения.
- Структурирование инициативы по улучшению и установка приоритетов
- Мониторинг прогресса и демонстрация преимуществ действий по улучшению.
- Партнеры по бенчмаркингу
- Сравнительный анализ с конкурентами
- Поддержка выбора поставщика в соответствии с бизнес-целями и требованиями заказчика.
TIPA for ITIL
[ редактировать ]TIPA для ITIL — это применение структуры TIPA в области управления ИТ-услугами. Он применяет метод оценки TIPA к передовым практикам управления ИТ-услугами, описанным в ITIL 2011. [6] [7] [8] [9] [10]
ИСО/МЭК 15504
[ редактировать ]TIPA применяет подход к оценке, определенный в ISO/IEC 15504, который можно использовать:
- а) Организацией или от ее имени с целью понимания состояния ее собственных процессов для улучшения процессов;
- б) Организацией или от ее имени с целью определения пригодности ее собственных процессов для конкретного требования или класса требований;
- в) одной организацией или от ее имени с целью определения пригодности процессов другой организации для конкретного контракта или класса контрактов.
TIPA структурировало свой метод оценки, ориентируясь в основном на первую область применения ISO/IEC 15504 (улучшение процессов), но поддерживая и две другие.
TIPA использует шкалу оценок и уровни возможностей, определенные в системе измерения ISO/IEC 15504. Четырехбалльная порядковая рейтинговая шкала («Не достигнуто», «Частично достигнуто», «В значительной степени достигнуто» и «Полностью достигнуто») используется для выражения уровней достижения атрибутов процесса.
ИТИЛ
[ редактировать ]ITIL — это набор лучших практик управления ИТ-услугами (ITSM), направленных на приведение ИТ-услуг в соответствие с потребностями бизнеса. ITIL структурировал эти лучшие практики как процессы. TIPA для ITIL позволяет оценить эти процессы. Но оценка процесса согласно ISO/IEC 15504 должна выполняться на основе соответствующей модели оценки процесса, которая сочетает в себе описание процесса с точки зрения цели и результатов процесса с показателями производительности и возможностей. Модель оценки процессов TIPA для ITIL содержит структурированное описание процессов ITIL. Он был разработан с применением методов проектирования требований, которые поддерживают характеристики качества, ожидаемые от соответствующей модели процесса (отслеживаемость, полнота, удобство использования, возможность оценки).
Особенности ТИПА
[ редактировать ]TIPA:
- Расширяет набор требований ISO/IEC 15504, предоставляя подробный документированный процесс оценки.
- Основное внимание уделяется интервью как основному средству сбора доказательств реализации процесса и его возможностей.
- Подчеркивает необходимость проведения тщательного SWOT-анализа как части процесса оценки улучшения процесса.
- Предоставляется исчерпывающий набор инструментов, содержащий шаблоны и инструменты для каждого этапа процесса оценки. Его можно настроить для любого домена приложения.
TIPA Components
[ редактировать ]6 фаз
[ редактировать ]Этап определения
[ редактировать ]На этапе определения основными целями являются определение объема оценки, определение ключевых участников, согласование предложения услуг и соглашение об объеме оценки.
Подготовительный этап
[ редактировать ]На этом этапе целью является определение организационного контекста, а затем планирование оценки и определение организации (путем подготовки группы оценки, подтверждающих документов, используемых во время оценки, и людей, с которыми будут проводиться собеседования).
Этап оценки
[ редактировать ]Этот этап является ключевым в оценке процесса, во время которого проводятся собеседования и анализируются документы, позволяющие оценить процесс и определить уровень его возможностей.
Этап анализа
[ редактировать ]После этапа оценки собранная информация анализируется и проводится SWOT-анализ, прежде чем давать рекомендации по улучшению.
Этап представления результатов
[ редактировать ]Результаты представляются соответствующим заинтересованным сторонам, и составляется подробный отчет об оценке.
Этап закрытия оценки
[ редактировать ]После этого проект оценки может быть закрыт.
Роли
[ редактировать ]Шесть этапов контролируются одним ведущим экспертом и реализуются одним или несколькими экспертами.
Оценщик TIPA : он проводит собеседования и анализирует результаты, чтобы сделать выводы об оцениваемой зрелости процесса.
Ведущий эксперт TIPA : он несет ответственность за соответствие используемого метода и результаты оценки. Он является руководителем проекта оценки. Оценка TIPA не может быть проведена без ведущего оценщика.
Классы оценки TIPA
[ редактировать ]Как и в Стандартном методе оценки CMMI для улучшения процессов ( SCAMPI ), в TIPA существует три различных класса оценки. Оценка TIPA может проводиться с использованием класса 1, 2 или 3 в зависимости от требуемого уровня уверенности в результатах оценки и количества ресурсов, доступных для проведения этой оценки. Для класса 1 TIPA требуется больше ресурсов, чем для класса 2 TIPA, а для класса 2 TIPA требуется больше ресурсов, чем для класса 3 TIPA.
Класс 1 TIPA является наиболее надежным классом, он позволяет иметь очень высокий уровень объективности, строгости и уверенности в результате оценки благодаря большому набору доказательств, большему, чем два других класса.
Класс 2 TIPA соответствует исходному методу оценки TIPA; это хороший баланс между необходимыми ресурсами и удобством использования результатов оценки.
Класс 3 TIPA — менее исчерпывающий метод оценки. Он требует меньше ресурсов, рейтинговых доказательств и времени, чем два других класса, но также обеспечивает ограниченные результаты оценки с минимальным анализом процесса.
Сравнительная таблица классов оценки
[ редактировать ]TIPA Class 1 | TIPA Class 2 | TIPA Class 3 | |
---|---|---|---|
Управление проектом оценки | Требуется 1 сертифицированный ведущий оценщик TIPA. | ||
Количество оценщиков
(за каждый процесс) |
2 сертифицированных оценщика TIPA (один может быть ведущим оценщиком проекта) | 2 сертифицированных оценщика TIPA (один может быть ведущим оценщиком проекта) | 1 сертифицированный оценщик TIPA (который может быть ведущим оценщиком проекта) |
Независимость группы оценки | Команда по оценке полностью независима от оцениваемой организации | Группа оценки с разделением ответственности от персонала оцениваемой организации | Нет требований к независимости оценочной группы. |
Минимальное количество собеседований (на каждый процесс) | 4 | 3 | 2 |
Рейтинг интервью | 1 оценка за интервью | 1 оценка за интервью | Для всех интервью допускается 1 единая оценка |
Уровень строгости | +++ | +++ | ++ |
Уровень доверия | +++ | ++ | ++ |
Повторяемость | +++ | +++ | + |
Затраты | +++ | ++ | + |
Публикация результатов | Сертификат | Сертификат | Сертификат |
Инструменты
[ редактировать ]В наборе инструментов TIPA собраны методологические и офисные инструменты для поддержки всех этапов оценки TIPA. Все оценщики, сертифицированные TIPA, могут использовать этот набор инструментов для проведения оценки TIPA. В набор инструментов TIPA входят:
- Шаблоны презентаций TIPA
- Модель оценки процесса TIPA
- Набор инструментов управления проектами
- Анкеты
- Набор инструментов для оценки процесса
- Шаблоны отчетов об оценке
Сертификаты ТИПА
[ редактировать ]Вывод TIPA для ITIL на рынок поддерживается программой обучения и сертификации, проводимой в партнерстве между ITpreneurs (поставщиком обучения) и Люксембургским институтом науки и технологий (сертифицирующим органом). Доступны следующие сертификаты: оценщик TIPA по ITIL и ведущий оценщик TIPA.
Ссылки на другие фреймворки
[ редактировать ]CMMI
[ редактировать ]CMMI-SVC можно считать ближайшим конкурентом TIPA, но различия остаются. Действительно, CMMI-SVC нацелен на оценку услуг в целом, тогда как TIPA для ITIL концентрирует свои усилия на ИТ-услугах. CMMI поддерживает как возможности процесса, так и зрелость организации.
ISO/IEC 20000 — это международный стандарт, который позволяет компаниям демонстрировать свое превосходство в управлении ИТ посредством сертификации своей системы управления ИТ-услугами. TIPA для ITIL может помочь организациям подготовиться к сертификации ISO/IEC 20000, поскольку TIPA для ITIL охватывает большую часть процессов, используемых в ISO/IEC 20000, но обеспечивает дополнительную поддержку для оценки и улучшения этих процессов.
ISO/IEC 33000 является развитием ISO/IEC 15504, опубликованного в конце февраля 2015 года. Недавние работы по TIPA, включая введение классов оценки, соответствуют работам, проводимым в ISO по серии ISO/IEC 33000.
Партнерство
[ редактировать ]TIPA был разработан Общественным исследовательским центром Анри Тюдора при поддержке нескольких партнеров, среди которых:
- Издательство Ван Харен, [11] издатель о лучших практиках, методах и стандартах. Они являются издателями справочника TIPA «Оценка процессов ITSM в поддержку ITIL».
- ИТ-предприниматели, [12] поставщик контента и услуг по обучению в области ИТ. Они являются официальным поставщиком обучения TIPA для ITIL.
Ограничения
[ редактировать ]TIPA переименовало возможности процесса в зрелость процесса, что может вызвать путаницу.
TIPA для ITIL не позволяет проводить оценку зрелости организации. Более того, пока нет сравнительных данных. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Оцените и улучшите свои ИТ-процессы с помощью структуры TIPA» .
- ^ ИСО_МЭК 15504-2
- ^ Набор инструментов TIPA
- ^ TIPA® является зарегистрированной торговой маркой Centro de Recherche Public Henri Tudor.
- ^ ИСО_МЭК 33002
- ^ ФСМ. Дэвид Кэннон (2011). Стратегия обслуживания ITIL, издание 2011 г. Канцелярский офис. ISBN 978-0113313044 .
- ^ Лу Ханнебек (2011). Проектирование услуг ITIL . Канцелярский офис. ISBN 978-0113313051 .
- ^ Стюарт Рэнс (2011). Переход на сервис ITIL . Канцелярский офис. ISBN 978-0113313068 .
- ^ Рэнди А. Стейнберг (2011). Эксплуатация службы ITIL . Канцелярский офис. ISBN 978-0113313075 .
- ^ Вернон Ллойд (2011). Постоянное улучшение обслуживания ITIL . Канцелярский офис. ISBN 978-0113313082 .
- ^ Издательство Ван Харен
- ^ ИТ-предприниматели
Библиография
[ редактировать ]- Оценка процессов Itm в поддержку Itil — использование Tipa для оценки и улучшения ваших процессов с помощью ISO 15504 и подготовки к сертификации ISO 20000 (первое издание). Издательство Ван Харен. Декабрь 2009 г. ISBN. 9789087535643 . Архивировано из оригинала (PDF или печатная копия) 22 августа 2014 года . Проверено 1 января 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- TIPA online - http://www.tipaonline.org
- Люксембургский институт науки и технологий - https://www.list.lu/en/technology-porfolio/technology/tipa/