Jump to content

Вайлала Безумие

Безумие Вайлала общественное движение на территории Папуа , расположенной в Папуасском заливе , возникшее во второй половине 1919 года и пришедшее в упадок после 1922 года. Это был первый хорошо документированный карго-культ , класс милленаристских религиозно-политических движений. .

Название движения, «Безумие Вайлала», было основано на наблюдениях за поведением людей, которые в нем участвовали, в частности, за разговором на языках ( глоссолалия ) и потерей телесного контроля, такой как тряска тела. На языке коренных народов дрожь тела называется ики хава , или «живот-не знаю», что примерно означает «головокружение».

Возвращение предков

[ редактировать ]

Центральным элементом движения была вера в то, что вскоре прибудет «Пароход-призрак», пилотируемый вернувшимися мертвецами, и принесет с собой груз, в котором будут не только ушедшие родственники, но также консервы, инструменты и различные другие ресурсы. Некоторые верующие также считали, что в грузе будет оружие, с помощью которого они смогут изгнать колонизаторов. [ нужна ссылка ]

Белые предки

[ редактировать ]

Движение считало, что предки, вернувшиеся с кораблем, будут белыми, как европейские колонисты — убеждение, которое повторяется во многих послевоенных карго-культах. С этими предками можно было общаться, используя «флагшток» — высокий шест, прикрепленный тростью к «офису» движения. Иностранный наблюдатель предположил [ ВОЗ? ] что такой столб был имитацией современных европейских беспроводных устройств, и утверждал, что видел, как тыкву подняли на столб для передачи сигнала предкам. Однако Альберт Маори Кики , выросший в этом районе, предположил, что это устройство на самом деле связано с мифом, согласно которому Утренняя Звезда использовала длинную веревку трости, чтобы прийти из своего дома, который очень далеко, в деревню, чтобы встретиться с женщиной. его привлекло. [ нужна ссылка ]

Регулирование жизни по-колониальному образцу

[ редактировать ]

Другим аспектом движения, предвещающим черты более поздних карго-культов, является так называемое «подражание белому человеку». Лидеры движения тренировали рядовых, как если бы они были солдатами, они вводили комендантский час по образцу регламентированной жизни на плантациях и проводили церемонии, которые во всех смыслах и целях выглядели как чаепитие по-европейски. Стол украшался кротонами , а участникам подавалась еда, сидя на табуретках. По словам Фрэнсиса Эдгара Уильямса , [ нужна ссылка ] По мнению антрополога, наблюдавшего это, ни при каких других обстоятельствах коренной житель не пострадал бы, сидя за столом подобным образом. Однако не было никаких объяснений, связывающих это, например, с предками. Это иллюстрирует другой аспект карго-культов, заключающийся в том, что некоторые виды деятельности, описываемые как карго-культы, могут быть ритуалами с тайным значением, или их описание как таковое может быть результатом ожидания наблюдателем тайных значений.

Строгий моральный кодекс

[ редактировать ]

Некоторые отчеты [ ВОЗ? ] предположили, что это движение привело к широкому распространению сексуального насилия, но это невозможно проверить. Действительно, движение официально проповедовало строгий моральный кодекс, который включал запрет супружеской измены и других моральных правонарушений. Подобные правонарушения будут исправляться штрафами, налагаемыми лидерами движения. Чтобы выяснить, кто совершил какой-либо грех, эти лидеры организовали церемонии гадания, в которых использовалось очень большое бревно, которое держали несколько мужчин. [ по мнению кого? ] иметь возможность искать любого, кто виновен.

В результате движение было классифицировано колониальной администрацией как форма вымогательства. Это правонарушение было добавлено к «распространению ложных слухов », наказуемым в соответствии с юридическим кодексом территории Австралийского Папуа . Некоторые из лидеров фактически были заключены в тюрьму на неизвестный период времени.

Отказ от церемоний

[ редактировать ]

Безумие Вайлала также заняло жесткую позицию в отношении отказа от великого цикла посвящений , которые раньше были центром общественной жизни в Папуасском заливе. Цикл, известный как хевехе и семэсе , занял более десяти лет и включал строительство огромного мужского культового дома, известного как эраво , в который были помещены ритуальные принадлежности, запрещенные для женщин. Безумие Вайлала уничтожало атрибуты, и часто первым шагом к этому была демонстрация запрещенных предметов непосвященным.

Источник этих убеждений

[ редактировать ]

Источник модели организации, включающей учения, комендантский час и чай, скорее всего, был замечен. [ по мнению кого? ] лидерами движения во время работы на плантациях вдали от Папуасского залива, где они также подобрали Ток Писина . [ по мнению кого? ] Это вероятно [ по мнению кого? ] что там же узнали и о войне с Германией, поскольку глоссолалия описывалась как «джаман». [ нужна ссылка ] Было предложено [ по мнению кого? ] что идеи о «грузе» - в частности, вера в то, что белые отобрали его у предков - возникли в контексте местной рабочей силы на плантациях.

Ясно [ по мнению кого? ] то христианство, которое было введено преподобным Джеймсом Чалмерсом в 1890-х годах, [ нужна ссылка ] оказало глубокое влияние на людей, и возможно [ по мнению кого? ] что многие идеи морального кодекса вытекают из него. Движение намеревалось «выбросить их, черт возьми, новые гвинейские штучки». [ нужна ссылка ] что не следует интерпретировать [ по мнению кого? ] как интериоризация колониалистской идеологии. Фактически, колониалистская идеология в Папуа требовала, чтобы коренное общество оставалось относительно стабильным в рамках традиций и культуры, и по этой причине безумие Вайлала считалось тревожным индикатором того, что общество может рухнуть под давлением перемен.

Наблюдатели и конец движения

[ редактировать ]

За этим движением воочию наблюдал Г.М. Мюррей в 1919 году, исполняющий обязанности постоянного магистрата патрульной станции Керема . [ нужна ссылка ] Фрэнсис Эдгар Уильямс, правительственный антрополог австралийско-папуасской администрации, прибыл в 1922 году, когда движение было еще сильным, хотя уже проявляло признаки распада. К концу 1920-х годов он уже не действовал. Однако множество других религиозных и социальных инноваций продолжали проходить через Папуасский залив до Второй мировой войны.

См. также

[ редактировать ]
  • Танец призраков , поверье, распространенное среди североамериканских индейцев, которое в своей версии сиу предсказывало, что предки вернутся на поезде.
  • Джон Фрум , более поздний карго-культ.
  • Швиммер, Э. (редактор) (1976) Ф. Е. Уильямс: Безумие Вайлалы и другие эссе . Лондон: К. Херст и компания.
  • Кокрейн, Г. (1970) Большие люди и культы карго . Оксфорд: Кларендон Пресс.
  • Кики, AM (1968) Десять тысяч лет за всю жизнь . Мельбурн: Чешир.
  • Уорсли, П. (1968) Звучит труба, 2-е издание. Лондон: Гранада
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 97ab2bb400da031ea5c80efa69758364__1718219100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/64/97ab2bb400da031ea5c80efa69758364.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vailala Madness - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)