Вайлала Безумие
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
— Безумие Вайлала общественное движение на территории Папуа , расположенной в Папуасском заливе , возникшее во второй половине 1919 года и пришедшее в упадок после 1922 года. Это был первый хорошо документированный карго-культ , класс милленаристских религиозно-политических движений. .
ЗАЯЦЫ
[ редактировать ]Название движения, «Безумие Вайлала», было основано на наблюдениях за поведением людей, которые в нем участвовали, в частности, за разговором на языках ( глоссолалия ) и потерей телесного контроля, такой как тряска тела. На языке коренных народов дрожь тела называется ики хава , или «живот-не знаю», что примерно означает «головокружение».
Возвращение предков
[ редактировать ]Центральным элементом движения была вера в то, что вскоре прибудет «Пароход-призрак», пилотируемый вернувшимися мертвецами, и принесет с собой груз, в котором будут не только ушедшие родственники, но также консервы, инструменты и различные другие ресурсы. Некоторые верующие также считали, что в грузе будет оружие, с помощью которого они смогут изгнать колонизаторов. [ нужна ссылка ]
Белые предки
[ редактировать ]Движение считало, что предки, вернувшиеся с кораблем, будут белыми, как европейские колонисты — убеждение, которое повторяется во многих послевоенных карго-культах. С этими предками можно было общаться, используя «флагшток» — высокий шест, прикрепленный тростью к «офису» движения. Иностранный наблюдатель предположил [ ВОЗ? ] что такой столб был имитацией современных европейских беспроводных устройств, и утверждал, что видел, как тыкву подняли на столб для передачи сигнала предкам. Однако Альберт Маори Кики , выросший в этом районе, предположил, что это устройство на самом деле связано с мифом, согласно которому Утренняя Звезда использовала длинную веревку трости, чтобы прийти из своего дома, который очень далеко, в деревню, чтобы встретиться с женщиной. его привлекло. [ нужна ссылка ]
Регулирование жизни по-колониальному образцу
[ редактировать ]Другим аспектом движения, предвещающим черты более поздних карго-культов, является так называемое «подражание белому человеку». Лидеры движения тренировали рядовых, как если бы они были солдатами, они вводили комендантский час по образцу регламентированной жизни на плантациях и проводили церемонии, которые во всех смыслах и целях выглядели как чаепитие по-европейски. Стол украшался кротонами , а участникам подавалась еда, сидя на табуретках. По словам Фрэнсиса Эдгара Уильямса , [ нужна ссылка ] По мнению антрополога, наблюдавшего это, ни при каких других обстоятельствах коренной житель не пострадал бы, сидя за столом подобным образом. Однако не было никаких объяснений, связывающих это, например, с предками. Это иллюстрирует другой аспект карго-культов, заключающийся в том, что некоторые виды деятельности, описываемые как карго-культы, могут быть ритуалами с тайным значением, или их описание как таковое может быть результатом ожидания наблюдателем тайных значений.
Строгий моральный кодекс
[ редактировать ]Некоторые отчеты [ ВОЗ? ] предположили, что это движение привело к широкому распространению сексуального насилия, но это невозможно проверить. Действительно, движение официально проповедовало строгий моральный кодекс, который включал запрет супружеской измены и других моральных правонарушений. Подобные правонарушения будут исправляться штрафами, налагаемыми лидерами движения. Чтобы выяснить, кто совершил какой-либо грех, эти лидеры организовали церемонии гадания, в которых использовалось очень большое бревно, которое держали несколько мужчин. [ по мнению кого? ] иметь возможность искать любого, кто виновен.
В результате движение было классифицировано колониальной администрацией как форма вымогательства. Это правонарушение было добавлено к «распространению ложных слухов », наказуемым в соответствии с юридическим кодексом территории Австралийского Папуа . Некоторые из лидеров фактически были заключены в тюрьму на неизвестный период времени.
Отказ от церемоний
[ редактировать ]Безумие Вайлала также заняло жесткую позицию в отношении отказа от великого цикла посвящений , которые раньше были центром общественной жизни в Папуасском заливе. Цикл, известный как хевехе и семэсе , занял более десяти лет и включал строительство огромного мужского культового дома, известного как эраво , в который были помещены ритуальные принадлежности, запрещенные для женщин. Безумие Вайлала уничтожало атрибуты, и часто первым шагом к этому была демонстрация запрещенных предметов непосвященным.
Источник этих убеждений
[ редактировать ]Источник модели организации, включающей учения, комендантский час и чай, скорее всего, был замечен. [ по мнению кого? ] лидерами движения во время работы на плантациях вдали от Папуасского залива, где они также подобрали Ток Писина . [ по мнению кого? ] Это вероятно [ по мнению кого? ] что там же узнали и о войне с Германией, поскольку глоссолалия описывалась как «джаман». [ нужна ссылка ] Было предложено [ по мнению кого? ] что идеи о «грузе» - в частности, вера в то, что белые отобрали его у предков - возникли в контексте местной рабочей силы на плантациях.
Ясно [ по мнению кого? ] то христианство, которое было введено преподобным Джеймсом Чалмерсом в 1890-х годах, [ нужна ссылка ] оказало глубокое влияние на людей, и возможно [ по мнению кого? ] что многие идеи морального кодекса вытекают из него. Движение намеревалось «выбросить их, черт возьми, новые гвинейские штучки». [ нужна ссылка ] что не следует интерпретировать [ по мнению кого? ] как интериоризация колониалистской идеологии. Фактически, колониалистская идеология в Папуа требовала, чтобы коренное общество оставалось относительно стабильным в рамках традиций и культуры, и по этой причине безумие Вайлала считалось тревожным индикатором того, что общество может рухнуть под давлением перемен.
Наблюдатели и конец движения
[ редактировать ]За этим движением воочию наблюдал Г.М. Мюррей в 1919 году, исполняющий обязанности постоянного магистрата патрульной станции Керема . [ нужна ссылка ] Фрэнсис Эдгар Уильямс, правительственный антрополог австралийско-папуасской администрации, прибыл в 1922 году, когда движение было еще сильным, хотя уже проявляло признаки распада. К концу 1920-х годов он уже не действовал. Однако множество других религиозных и социальных инноваций продолжали проходить через Папуасский залив до Второй мировой войны.
См. также
[ редактировать ]- Танец призраков , поверье, распространенное среди североамериканских индейцев, которое в своей версии сиу предсказывало, что предки вернутся на поезде.
- Джон Фрум , более поздний карго-культ.
Ссылки
[ редактировать ]- Швиммер, Э. (редактор) (1976) Ф. Е. Уильямс: Безумие Вайлалы и другие эссе . Лондон: К. Херст и компания.
- Кокрейн, Г. (1970) Большие люди и культы карго . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Кики, AM (1968) Десять тысяч лет за всю жизнь . Мельбурн: Чешир.
- Уорсли, П. (1968) Звучит труба, 2-е издание. Лондон: Гранада