Баганда музыка
Эта статья требует дополнительных цитат для проверки . ( октябрь 2009 г. ) |

Baganda Music - это музыкальная культура, разработанная людьми Уганды , со многими функциями, которые отличают африканскую музыку от других мировых музыкальных традиций. Части этой музыкальной традиции были тщательно исследованы и хорошо документированы, с учебниками, документирующими это исследование. Поэтому культура является полезной иллюстрацией общей африканской музыки.
Музыкальные инструменты
[ редактировать ]голосу используется Xylophones Akadinda к В дополнение , , в том числе Amadinda ряд инструментов
Амадинда, Акадинда, Эннанга и Энонголи, а также несколько типов барабанов используются в придворной музыке Кабаки , короля Буганда . Кадонго, с другой стороны, недавно познакомился с музыкой Баганды, начиная с начала 20 -го века. По этой причине музыка Будонго не является частью традиционной придворной музыки.
Музыкальный масштаб
[ редактировать ]Музыка Баганды основана на приблизительно равноудалечной пентатонической шкале. Следовательно, октава (Mwànjo, множественное число Myanjo) разделена на пять интервалов приблизительно 240 центов (2,4 полутона). Существует некоторое различия в длине интервала между инструментами, и это может варьироваться в одном (настраиваемом) инструменте во время производительности. Это означает, что в описании EMIC масштаб можно назвать ободочной шкалой, в то время как на уровне описания ETIC могут быть различные вариации реализации этой концептуальной шкалы.
Поскольку эта музыка не основана на гармонии, аккорды не используются, и только октавы согласны.
В культуре Баганды, как и во многих африканских культурах, музыкальная масштаба не воспринимается как указы от «низких» до «высоких» тонов, но наоборот, от «маленьких» до «больших» или «больших» тонов. Несмотря на это, нотация (созданная европейскими этномузикологами), используемые для музыки, обозначает самый глубокий тон как «1» и самый высокий как «5».
Тимбр
[ редактировать ]Как и во многих африканских культурах, есть предпочтение в музыке Баганды для "шумных" тембров . В кадонго -ламеллофоне металлические кольца помещают вокруг ламеллы, чтобы создать гудящий звук. В арфе Эннанга весы своего рода goana фиксируются на инструменте таким образом, что вибрирующие струны будут касаться его. Это дает потрескающийся тембр звуку. При настройке инструментов (включая ксилофоны) октава часто преднамеренно не настроена точно, что приводит к предполагаемому эффекту акустического ритма . В пении часто используются «грубые» тембры.
Формы номеров
[ редактировать ]Музыка обычно повторяется. Элементарные импульсы в музыке довольно быстрые. Есть разные числа форм , то есть количество элементарных импульсов в одном цикле, в музыке Баганда. Помимо более обычных 24, 36 и 48 (кратные 12), которые широко распространены в африканской музыке, есть также случаи необычных чисел форм: пьеса Амадинда «Bakebezi Bali E Kitende» имеет 50, кусочки «ab'e bukerere Balaagira emwanyi "и" akawologomoma "имеют 54, а произведение« Повестка дня n'omulungi azaawa »имеет редкое число 70.
Неотъемлемые закономерности
[ редактировать ]Большая часть музыки основана на том, чтобы играть параллельные октавы. Например, на Амадинде два музыканта играют параллельные октавы взаимосвязанными способами , т.е. тонам, в которых играют один музыкант, находятся точно между теми, которые играют другие музыканты. Оба музыканта играют в параллельные октавы, перемещая правую руку и левую руку параллельно на расстоянии от пяти ксилофонных стержней. В восприятии, ни схема, сыгранного ни одним, ни режимом, сыгранным другим музыкантом, не воспринимаются, и хотя параллельные октавы можно услышать, они вряд ли заметны. Вместо этого, воспринимая, музыка, по -видимому, состоит из двух -трех уровней шага, в которых нерегулярные мелодические/ритмические индивидуальные узоры можно услышать . Врожденные узоры на уровне среднего шага объединяются из нот низкого тона более высокой октавы и нот высокого шага нижней октавы. Как правило, узоры, которые можно услышать, не играют ни одного из музыкантов, но являются результатом сочетания действий обоих музыкантов. Иногда присутствуют несколько противоречивых способов слуха, и между ними может переключаться восприятие. Музыканты могут повлиять на это, подчеркивая определенные ноты.
Отношения между инструментами
[ редактировать ]Существуют тесные отношения между музыкой как Эннанга, так и Энонголи, и Амадинда. Части для струнных инструментов могут быть переведены на ксилофон. Часть для правой руки назначена одному музыканту, а часть для левой руки назначена другой. Эннанга имеет только восемь строк, поэтому параллельные октавы можно играть только в ограниченном интервале, но общие принципы состава, применяемые к ксилофонной музыке, одинаковы в аккордовых инструментах.
Музыка и язык
[ редактировать ]Луганда - тональный язык. Как и во многих других африканских музыкальных культурах, язык значительно влияет на музыку. Композитор обычно начинается с текста. Прогрессия текста тонов частично определяет возможные мелодии песни. Затем он сочиняет мелодию, которая соответствует мелодичному узору песни. Когда музыка воспроизводится, могут появиться неотъемлемые узоры, которые, для носителей, могут вызвать новые текстовые ассоциации. Они могут принадлежать совершенно разным семантическим областям, создавая сильный поэтический эффект. Иногда такие текстовые ассоциации, «предложенные» музыкой, включаются в песнь. Тем не менее, они могут присутствовать для спикера Луганды, даже если они не будут ясными в тексте, добавляя эстетический уровень к музыке, которая доступна только для кого -то, кто знает, знаясь на языке.
Названия музыкальных композиций часто относятся к тексту, который может быть связан с музыкой. Более того, мнемонические фразы часто используются для запоминания иногда длинных и нерегулярных последовательностей заметок в игре ксилофонов.
Амадинда музыка
[ редактировать ]Культурный и исторический фон
[ редактировать ]Инструмент
[ редактировать ]Amadinda - это ксилофон типа, называемого Log Xylophone. Он состоит из 12 деревянных баров, размещенных на двух свежих банановых стебли. Палочки вставляются в стебли в виде сепараторов между стержнями. Батончики обычно изготавливаются из дерева дерева Лусамба (Markhamia plarycalyx).
Основы игры Амадинда
[ редактировать ]Амадинда (или Мэддинда) играют три музыканта по имени Омунази , Омваузи и Омуконези соответственно. Одно из этих мест на одной стороне ксилофона, два других с другой. Возможны различные расположения мест.
Музыка всегда начинается с оманази. Затем входит Омваузи, вставив свои заметки именно между записками Омунази. оманази Окунага называется Часть
В следующем примере показаны части произведения «Olutalo olw'e nsinsi» («Битва при Нсинси»), кусок, где часть Окваволы относительно проста. Номер формы этого произведения составляет 24, т. Е. Один цикл имеет общую длину в два раза 12. Оба музыканта играют параллельные октавы на первых десяти барах или на Амадинда, поэтому в следующих численных нотациях «1» означает, что попадает первая (Самый глубокий) Бар плюс шестой вместе, и так далее.
- Окунага 4.3.4.3.3.4.4.4.4.4.4.4.4.2.
- разделение 5.2.1.5.2.1.5.2.1.5.
«^» Обозначает место, где начинается часть Okwawula - эта точка входа может быть в других местах в других композициях. Полученная последовательность составляет 413542313532413542412522. Эта последовательность повторяется, возможно, много раз.
Третий музыкант, Омукунези, повторяет рисунок, встречающийся на двух самых низких барах ( аматгецци ) на два октава выше на самых высоких барах ( Амакунези ). Омуконези начинается с «2» Окваволы. Итак, в этом случае этот шаблон, называемый Okukoonera :
- 2.1...2.1...2.12.22..1...
Окукунера - это то, что будет услышано на этих двух тарелках, если бы Амадинда была расширена дополнительными октавами, сыгранными другой парой Омунази и Омвавузи. Таким образом, можно также придумать омакунези «моделирования» действий двух дополнительных музыкантов. При прослушивании музыки можно воспринимать Окукунеру как отдельный узор, но она также может сочетаться с заметками, сыгранными на соседних барах, чтобы сформировать другие слышимые модели.
Добавление барабанов
[ редактировать ]Игра и терминология
[ редактировать ]Амадинда, как и другие виды ксилофонов Южного Уганды, играет, попадая в батончики в конце с помощью палки. Кончик стержня попадает в середину палки под углом около 45 градусов. Руки перемещаются параллельно. Движение должно исходить от запястья, а руки должны быть перемещены как можно меньше. Правильный способ игры в Амадинда называется Okusengejja , буквально «напрягать, фильтровать, уточнить, разобраться». Есть специальные методы, используемые только мастерами игроков.
- Окудализа (буквально «чтобы сшить ткань вместе, вышив») - это сильно подчеркнутый способ игры. Некоторые тона подчеркнуты, что выводит определенные неотъемлемые узоры на передний план. Обычно он используется, чтобы позволить музыке завершить незадолго до завершения произведения.
- Термин Okusita ebiyondo oba ebisenge («чтобы возвести углы или стены» - Окусита , означающая «Пылаться, переплетать (тростник, забор и т. Д.)» - это расширенная техника игры, в которой определенные ноты выпадают, что приводит к внезапному изменению Образцы, которые можно услышать.
Есть несколько способов игры в Амадинда, которые считаются ошибками:
- В Okubwatula пластины попадают сверху с кончиком палочек. Это обычная ошибка новичка. Буквально это слово означает сильную боль, особенно в костях.
- Okugucumula (буквально «вызывает панику», «пробудить стаю птиц») - это еще одна ошибка новичка, в которой руки держатся жестко и неуклюже.
- Okuyiwa (буквально «отложить», «подвести», «чтобы разочаровать») - это нерегулярный способ игры, в котором бары не попали в нужный момент.
- Okwokya (буквально «чтобы сгореть», «жарить») - это такая же ошибка, в которой бары слишком спешно поражают.
Мико транспозиции
[ редактировать ]Мико (единственный муко) - это транспонирование пьесы на один шаг шкалы (вверх или вниз). Вся мелодия сдвигается вверх или вниз по одной ксилофонной стержне: 1 заменяется на 2, 2 на 3, 3 на 4, 4 на 5 и 5 на 1. Хотя в середине ксилофона структура произведения остается прежней , шаблоны движения музыкантов изменены, а часть Okukoonera может стать совершенно другой. Фактически, таким образом, из каждого куска общего репертуара из 50 различных композиций можно получить еще 4 штуки, что дает в общей сложности 250 штук.
Репертуар
[ редактировать ]Есть 50 различных кусочков Амадинда, не считая транспозиции Мико. Их имена:
Форма № 24 (2 x 12):
* Banno bakkola ng'osiga * Ndyegulira ekkadde * Ekyuma ekya Bora * Abaana ba Kalemba besibye bulungi * Segomba ngoye Mwanga alimpa * Ennyana ekutudde * Olutalo olw'e Nsisi * Wavvangaya * Omunyoro atunda nandere * Title unknown
Форма № 36 (2 x 18):
* Ssematimba ne Kikwabanga * Naagenda kasana nga bulaba * Omusango gwa'abelere * Omuwabutwa wakyeejo * Mawasansa * Alifuledi * Omutamanya n'gamba * Katulye ku bye pesa * Ganga alula * Balangana enkonge * Byasi byabuna olugudo * Ab'e Busoga begaala ngabo * Nanjobe * Mugowa Iwatakiise * Gulemye Mpagala * Mawanda segwanga * Ebigambo ebibulire bitta enyumba * Walugembe eyava oKunywa * Omujooni: Balinserekerera balinsala ekyambe * Lutaaya yesse yekka * Kawumpuli * Abalung'ana be baleta engoye
Форма № 48 (2 x 24):
* Atalabanga mudnu agende Buleega * Ezali embikke kasagazi kawunga * Kalagala e Bembwe * Semakookiro ne Jjunju * Agawuluguma ennyanja * Akaalo kekamu * Afa talamusa * Okuzanyira ku nyanja kutunda mwooyo * Ngabo Maanya eziriwangula Mugerere * Ensiriba ya munange Katego * Atakulubere * Nkejje namuwanula * Kansimbe omuggo awali Kibuka * Omukazi omunafu ngayigga na ngabo
Другие числа форм (эти числа форм очень необычны в африканской музыке):
* Bakebezi bali e Kitende form number 50 (2 x 25) * Ab'e Bukerere balaagira mwanyi form number 54 (2 x 27) * Akawologoma form number 54 (2 x 27) * Agenda n'omulungi azaawa form number 70 (2 x 35)
Численные оценки всех этих композиций были опубликованы Герхардом Кубиком (S. Ссылки).
Хорошо известные музыканты Амадинда
[ редактировать ]Исследования по музыке Amadinda
[ редактировать ]Амадинда музыка в восточноафриканской и мультикультурном образовании
[ редактировать ]Он был забит музыкой
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к этому . ( Июль 2010 г. ) |
Сравнение с другими музыкальными культурами
[ редактировать ]Кустарник (кетирская музыка)
[ редактировать ]Сверхфон-это ксилофон, воспроизводимый в субрегионе Busoga. [ 1 ] [ 2 ] Поминкам был описан Марком Стоуном, преподавателем Оклендского университета и бывшим ученым -послом Ротари в Университете Макерере в течение 1996–1997 гг . Мне повезло регулярно преподавать мои студенты в Оклендском университете в ряде занятий [ 3 ] [ 4 ]
Ключи с ромаром деревянного певца Wood Sensicate (Figoniace: играйте в Platyxx), [ 5 ] и играя, победив концы ключей с палками из более тяжелого дерева под названием Enzo (Rutaceae: Teclea Nobilis [ 6 ] ) Ключи проложены на сваженных банановых стеблях, что делает инструмент, который охватывает около 2,5 м от конца до конца. Клавиши для басов большие и широкие, но относительно тонкие. Где бы ни играл инструмент, отверстие длиной около 2 метров и полметра глубиной сначала вырыт в земле под области, где будут лежать басовые ключи (нижние десять ключей инструмента Накибембе), чтобы обеспечить резонанс: эта камера - это камера. Запечатано на нижнем конце инструмента с основанием банановой листья, упакованной с некоторыми раскопанными землей. В отличие от других частей Уганды, несколько впечатляющих музыкальных групп с ксилофонами по высокому ромару расположены относительно легко в районе Иганга, Бусога. [ 7 ]
Параллели за пределами Уганды
[ редактировать ]Как и музыка Амадинда, Timbrh (Timbili) ламелофонная музыка Vute of Central Cameroon основана на игре параллельных октав, что приводит к неотъемлемым узорам. Это поразительное сходство дает некоторые доказательства того, что принципы, лежащие в основе обеих форм музыки, могут вернуться к древним временам.
Записи
[ редактировать ]- Evalisto Muyinda Music of the Baganda (1991) [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Кук, Питер (1970): «Музыка ганды ксилофон - еще один подход», журнал африканской музыки, IV/4, 1970, стр. 62-75
- Кук, Питер; Katamba, F (1987): «Ssematimba ne Kikwabanga: музыка и поэзия исторической песни Ганды», World of Music, XXIX/2, 1987, стр. 49-68
- Кук, Питер (1990, 2006): «Играть в Амадинду: Ксилофонскую музыку из Уганды (учебная кассета или CD и книга), созданная в сотрудничестве с Альбертом Ссимеке (для использования как в Восточной Африке, так и в многокультурном образовании в Великобритании, США, США и т. д.) (Эдинбург 1990 - пересмотренный 2006), 29pp.
- Кук, Питер обучает себя Будунго (1988, 2006), (12-страничный буклет и кассета или CD) с C. kizza (производится для использования как в Уганде, так и в мультикультурном образовании в Великобритании, США и т. Д.), (Эдинбург, 1988), 12pp. Пересмотрен 2006
- Kubik, Gerhard (1960) «Структура киганды -ксилофонной музыки» в африканской музыке, 2 (3), с. 6–30.
- Kubik, Gerhard (1969) «Методы композиции в кигандовой ксилофонной музыке» в африканской музыке, 4 (3), с. 22–72.
- Кубик, Герхард "Умирай Амадинда-Мусик фон Буганда", в: Мусик в Африке. HRSG. Артур Саймон, (Сатлише Моисей) Берлин, 1983, с.
- Кубик, Герхард «Когнитивные основы африканской музыки», в: музыка в Африке. Эд.
- Кубик, Герхард "Ксилофонная игра на юге Уганды" (1988). В: Kubik, Gerhard для понимания африканской музыки, эссе, сериал: Этнология: Research and Science, Vol. ISBN 3-8258-7800-7 (на немецком языке).
- Кубик, Герхард «Теория, практика производительности и методы композиции судебной музыки Буганды. Руководство по композиции в восточноафриканской музыкальной культуре», в: Для György Ligeti, Hamburg 1988, с. 23-162
- , (Staatliche Moses) Berlin 1983 (на немецком языке, содержит два музыкальных кассе, включают в себя примеры Amadinda и Indanga, в которых исполняется оценка Evalisto Muyinda Саймон, Артур (ред.), «Мусик в Африке »
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ^ Busoga Subregion
- ^ Пирс, Дэвид Г., 1975- автор. (25 октября 2015 г.). Угандийская музыка в эпоху маркетинга: фирменная арена . ISBN 978-1-137-54939-6 Полем OCLC 908286948 .
{{cite book}}
:|last=
Имеет общее имя ( справка ) CS1 Maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 Maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Марк Стоун - Перкуссионист, композитор, педагог | Глобальные звуковые пейзажи | Сборник ксилофонта» . MarkstonePercussion.com .
- ^ «Муддондо - ксилофон в Оклендском университете» . YouTube . Архивировано из оригинала 2021-12-19.
- ^ «Глобальные растения» .
- ^ «Глобальные растения» .
- ^ Миклем, Джеймс; Кук, Эндрю; Стоун, Марк (1999). «Ксилофонная музыка Уганды: Ремин Накибемба, Бусога» . Африканская музыка . 7 (4): 29–46. doi : 10.21504/amj.v7i4.1996 . JSTOR 30249819 .
- ^ Баганда музыка в Allmusic