Хуана де ла Консепсьон
Сестра Хуана де ла Консепсьон | |
---|---|
![]() Обложка и страница исповеди сестры Хуаны в Книге профессий послушников Ордена Непорочного Зачатия Антигуа -Гватемалы | |
Рожденный | Хуана де Мальдонадо и Пас 1598 Сантьяго де лос Кабальерос де Гватемала , генерал-капитан Гватемалы |
Умер | 1666 г. (67–68 лет) Сантьяго де лос Кабальерос де Гватемала, генерал-капитан Гватемалы |
Занятие | Монахиня, поэтесса, писательница |
Сестра Хуана де ла Консепсьон (родившаяся Хуана де Мальдонадо-и-Пас в 1598 году в Сантьяго-де-Гватемала ; умерла в 1666 году в Сантьяго-де-Гватемала) была гватемальской монахиней, писательницей и поэтессой.
Она считается одной из самых интересных и противоречивых фигур в Сантьяго-де-Гватемале (тогда столице генерал-капитанства Гватемалы ) первой половины 17 века. [ нужна ссылка ] она пользовалась известностью как поэтесса в начале 17 века. По словам монаха и английского путешественника Томаса Гейджа (1597–1656), [ 1 ] [ 2 ]
Сестра Хуана приняла постриг в монахини в 1619 году и жила до 1666 года в монастыре Зачатия в Сантьяго-де-Гватемала. Она слыла прекрасным музыкантом, поэтом и писателем. Ее иногда сравнивают с мексиканской поэтессой Хуаной Инес де ла Крус .
Биография
[ редактировать ]О жизни Хуаны де ла Консепсьон известно главным образом из сочинений английского монаха-доминиканца Томаса Гейджа (1602–1656).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сестра Хуана родилась Хуана де Мальдонадо-и-Пас в 1598 году в Сантьяго-де-лос-Кабальерос-де-Гватемала. [ 3 ] [ 4 ] Она была единственной дочерью Хуана де Мальдонадо-и-Паса, который был ойдором ( судьей) Real Audiencia и Консепсьон де Кинтанилья; у нее был брат по имени Диего. [ 3 ] [ 4 ] Ее мать умерла, когда она была очень маленькой. [ 3 ] [ 4 ] Образование Де Мальдонадо превосходило типичное для женщин той эпохи. [ 5 ]
Ранняя жизнь Де Мальдонадо была сформирована спорами по поводу портрета ее и ее семьи. Между 1611 и 1613 гг. [ нужна ссылка ] гватемальский художник Франсиско Монтуфар изобразил ее как Святую Люсию , вместе с ее отцом как Святого Иоанна Крестителя и ее двоюродного брата Педро Пардо как Святого Стефана . [ 6 ] [ 7 ] [ 3 ] Картину устанавливали на алтарях и несли процессиями. Это вызвало скандал в городе. [ 8 ] [ 9 ] В 1615 году Родриго де Вильегас (каноник собора Антигуа в Гватемале и представитель Санто Официо в Гватемале) сообщил о них Фелипе Руису дель Корралу, комиссару испанской инквизиции в Мексике, как о совершивших кощунство. Он утверждал, что де Мальдонадо была незаконнорожденной и что ее изображали святой. Отец Де Мальдонадо показал трибуналу инквизиции, что жалоба была мотивирована желанием личной мести, учитывая, что ранее он сообщил о Вильегасе и отправил его в тюрьму. [ 10 ] [ 11 ] [ Примечание 1 ]
Вход в монастырь Непорочного Зачатия.
[ редактировать ]Де Мальдонадо решила уединиться в монастыре и стать монахиней, что позволило ей полностью посвятить себя художественной и интеллектуальной деятельности. Она поступила послушницей в монастырь Непорочного Зачатия Марии (Monasterio de la Inmaculada Concepción de María), ныне известный как монастырь Зачатия (Convento de la Concepción), в Сантьяго-де-лос-Кабальерос. Там она приняла обет 27 декабря 1619 года, взяв имя сестра Хуана де ла Консепсьон. [ 12 ] Она не заплатила приданое при входе в монастырь, как это было типично для того времени, возможно, потому, что ее услуги музыканта были использованы для освобождения ее от оплаты. [ 13 ]
Монастырь Ордена Непорочного Зачатия был первым учреждением для религиозных женщин в Гватемале, основанным в 1578 году аббатом и тремя монахинями из женского монастыря Мексики. В течение тридцати лет это был единственный женский монастырь в регионе.
По словам летописца Томаса Гейджа, посетившего Сантьяго много лет спустя, церковь монастыря, расположенная сегодня на выезде из Антигуа-Гватемалы, содержала ценную коллекцию произведений искусства. В этот период в монастыре проживало около 1000 женщин, в том числе монахини, послушницы, служанки и рабыни. [ 8 ] Отец сестры Хуаны построил для нее жилые помещения внутри монастыря, известные своей роскошью; чертеж сохранился.
В 17 веке существовало два типа монахинь: босые (descalza) и городские (urbanista); Сестра Хуана была городской монахиней. [ 14 ]
Атрибут | Босые монахини |
Городские монахини |
---|---|---|
Номинал | Реколетас Или обыденной жизни. | Кованый или особой жизни. |
Стоимость входа | Никто |
Приданое или имущество, приносящее монастырю доход |
Тип жизни | Заточенный |
Заточенный |
Молитва |
В хоре. | В хоре. |
Правило жесткой экономии | Строгие: они полагались на милостыню, всегда хранили молчание, кроме молитвы, и никогда не употребляли шоколад. [ Примечание 2 ] | Расслабились: могли иметь доход и пить шоколад, кроме периода поста. |
Номера | Совместная жизнь в комнатах отдыха работает. У них была крошечная целка, которая служила им только для сна. | Без совместной жизни. Они жили в большой камере, которая представляла собой практически дом уменьшенных размеров. |
Пищевые привычки |
Ели в столовой молча. Они не могли есть мясо. | Они готовили себе еду. Мясо можно было есть, за исключением постов. |
Услуга | Они выполняли работы или выполняли общественные работы в собрании. | У них могли быть личные слуги. |
Одежда | Строгая одежда из деревенских волокон. | Прекрасная одежда; они часто носили украшения. |
Кованый | Простые босоножки | Обувь |
Специальные атрибуты | Никто. | Учителя девочек, переданных на попечение монастыря |
В покоях сестры Хуаны всегда было полно поэтов, художников и писателей, которых привлекала ее красота и обаятельная личность. Считается, что у нее была лучшая коллекция музыкальных инструментов в городе, полная библиотека и роскошная частная часовня. Ее жизнь искусства и эрудиции была известна во всем Сантьяго. Гватемальский писатель Максимо Сото Холл в своем биографическом романе 1938 года о сестре Хуане назвал ее «Божественной затворницей». [ 15 ] Самые выдающиеся деятели города, в том числе монах-епископ Хуан де Сапата-и-Сандовал, собирались в ее покоях для музыкальных и литературных развлечений. В XVIII веке над домом сестры Хуаны на территории монастыря был построен небольшой дворец в стиле барокко; этот дворец был отреставрирован в 21 веке. [ 8 ]
Отец сестры Хуаны был призван служить испанской короне в Мексике, оставив дочь в Гватемале в 1636 году. [ 16 ] В этот период сестра Хуана испытывала экономические трудности; она не могла выплатить монастырю приданое и не имела денег на оплату свечей для своего жилого помещения и ризницы. [ 16 ] После усилий ее отца и исходя из заслуг как ее, так и ее отца, Корона решила назначить ей ежегодную пенсию в размере 500 тостонов (серебряных монет) для покрытия ее расходов. [ 16 ] [ Примечание 3 ]
Томас Гейдж сообщил в 1648 году, что Хуан де Сапата-и-Сандовал, один из поклонников сестры Хуаны, назначил ее настоятельницей монастыря, минуя монахинь более крупных заслуг и возраста, и что это вызвало скандал в монастыре. [ 8 ] Однако достоверных документов об этом предполагаемом происшествии нет. [ 17 ] Факты указывают на то, что назначение в 1632 году другой монахини, сестры Хуаны де ла Тринидад, настоятельницей было отменено тогдашним епископом Агустином Угарте-и-Саварией, прибывшим в Гватемалу в том же году, на том основании, что это не было должным образом задокументировано монастырем. . [ 18 ] Есть также один документ, показывающий статус сестры Хуаны как настоятельницы по состоянию на 1665 год. [ 19 ]
В качестве настоятельницы сестра Хуана отвечала за периодическое информирование епископа о деятельности монастыря и запрашивание разрешений у епископа. [ 20 ]
Болезнь и смерть
[ редактировать ]В начале 1665 года, еще до назначения настоятельницей, сестра Хуана заболела и испросила разрешения продать принадлежавшую ей рабыню для оплаты понесенных ею расходов. Точно так же она заложила алмаз в 1667 году, чтобы выплатить долг монастырю. [ 21 ]
Несмотря на противоречивые сведения о году смерти сестры Хуаны, [ 22 ] [ 23 ] самые последние исследования относят ее смерть к 1666 году. [ 24 ] В конце 1668 года новые аббаты монастыря написали епископу, чтобы сообщить ему о продаже помещения, которое принадлежало отцу сестры Хуаны; продажа была мотивирована необходимостью оплатить долги сестры Хуаны, оставшиеся после ее смерти. [ 24 ]
Историчность
[ редактировать ]До 1948 года считалось, что сестра Хуана была изобретением Томаса Гейджа, но ее историчность была подтверждена, когда историк Эрнесто Чиншилла Агилар обнаружил жалобу, касающуюся ее появления в образе Санта-Люсии на ранней картине маслом. [ 11 ] Считается, что сама картина маслом сохранилась как минимум до 1970-х годов. [ 8 ] В 1972 году Хосе Мануэль Монтуфар Апарисио, член Гватемальской академии географии и истории, опубликовал книгу Los pintores Montúfar en la Ciudad de Santiago de Guatemala en el siglo xvii ( «Художники Монтуфара в городе Сантьяго-де-Гватемала в 17-м веке»). века ), включавший фотографию полотна. Однако впоследствии работа была разрезана неизвестным на несколько частей и продана по частям зарубежным коллекционерам. [ 8 ]
Кроме того, Лус Мендес де ла Вега обнаружил полную копию рождественского автосакраментального произведения (разновидность драматического произведения), приписываемого сестре Хуане, под названием Entretenimiento en Obsequio de la Guida a Egicto . [ Примечание 4 ] [ 25 ] Это произведение было изучено, потому что его персонажи включают не только Деву Марию, но, что немаловажно, мужчину и женщину из числа коренных народов, действие которых происходит в Гватемале. Спектакль использовался, чтобы попытаться понять роль коренных народов того времени. [ 26 ] Исследование 2014 года показало, что это произведение не было оригинальным произведением сестры Хуаны, а скорее было музыкальным произведением, заказанным для монастыря. [ 25 ]
Совсем недавно, в 2014 году, Коралия Анчизи де Родригес, исследователь из Университета Франсиско Маррокина, провела дальнейшее исследование исторического существования сестры Хуаны Мальдонадо. [ 27 ]
Работы, приписываемые сестре Хуане
[ редактировать ]Из-за обета смирения монахиням 17 века не разрешалось писать на нетеологические темы. [ 28 ] Сестра Хуана как настоятельница действительно писала епископу некоторые отчеты, описывая жизнь монастыря, но они не имеют литературного значения. [ 19 ]
Первое современное упоминание о трудах сестры Хуаны можно найти в книге Виктора Мигеля Диаса « История импрента в Гватемале» 1930 года , в которой Диас утверждает, что сестра Хуана написала «Эль-ангель-де-лос-форастерос» по просьбе священников, которые просили ее записать свои впечатления от жизни в Гватемале. монастырь. [ 29 ] Два других гватемальских историка, Рикардо Толедо Палома и Мариано Лопес Майорикаль, обнародовали документы 17-го века, подтверждающие ее существование, и представили приписываемые ей сочинения. [ 30 ] Среди произведений, которые Майорикал приписывает сестре Хуане, есть следующие стихотворения: [ 31 ]
- Текст с припевом Непорочному зачатию
- Святым королям
- Божественному мужу
- На прощание
- Стихи на Пасху
- На День смеха
- Ода святому Антонию
Сестра Хуана в литературе
[ редактировать ]Сестра Хуана появлялась как персонаж в нескольких литературных произведениях, в том числе в романах La divina reclusa ( «Божественный отшельник ») Максимо Сото Холла (1938). [ 15 ] и «Назаряне» Хосе Миля и Видаурра (1867). [ 32 ] Она также появляется в главе книги «Memorias de fuego, I: Losbirths » (1982) Эдуардо Галеано . [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лухан Муньос 1990 , с. 179.
- ^ Гейдж 1648 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б с д Мендес де ла Вега 2002 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с Росси де Фиори 2006 , с. 13.
- ^ Росси де Фиори 2006 , с. 14.
- ^ Шиншилла Агилар 1965 , с. 55.
- ^ Шиншилла Агилар 1948 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Торрес 2009 .
- ^ Мендес де ла Вега 2002 , с. 25-26.
- ^ Анчис де Родригес, 2014 , 22:00.
- ^ Jump up to: а б Шиншилла Агилар 1948г .
- ^ Анчис де Родригес 2014 , 31:0
- ^ Родригес 2014 , 37:4
- ^ Родригес 2014 , 24:3
- ^ Jump up to: а б Сото Холл 1938 год .
- ^ Jump up to: а б с Анчис де Родригес 2014 , 35:3
- ^ Анчис де Родригес 2014 , 54:0
- ^ Анчис де Родригес 2014 , 56:0
- ^ Jump up to: а б Тревога Родригеса 2014 , 56:3
- ^ Анчис де Родригес 2014 , 57:0
- ^ Анчис де Родригес 2014 , 58:3
- ^ Диас 1930 .
- ^ Лопес Майорикал 1948 .
- ^ Jump up to: а б Анчис де Родригес 2014 , 1:00:0
- ^ Jump up to: а б Мендес де ла Вега 2002 .
- ^ Гендер в иберийском мире, Лиза Воллендорф и др. Теоретизирование Иберо-Американской Атлантики . БРИЛЛ. 4 октября 2013 г. стр. 112–116. ISBN 978-90-04-25806-8 .
- ^ де Родригес Анчизи
- ^ Родригес 2014 , 40:2
- ^ Диас 1930 , с. 72.
- ^ Лопес Майорикал 1948 , с. 1-36.
- ^ Анчис де Родригес 2014 , 43:0
- ^ Майл и Видаур 1867 .
- ^ Галеано 1982 , с. 244-246.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Анчизи де Родригес, Коралия (13 февраля 2014 г.). «Сор Хуана де Мальдонадо; переписываю свою историю» (на испанском языке). Университет Франсиско Маррокина . Проверено 23 декабря 2014 г. [ ненадежный источник? ]
- Шиншилла Агилар, Эрнесто (1965). История искусства Гватемалы: Архитектура, живопись и скульптура . Гватемала: Министерство образования. ОСЛК 10017156 .
- Шиншилла Агилар, Эрнесто (1948). Сор Хуана де Мальдонадо и Пас: документальные свидетельства его существования (на испанском языке). Мексика: Латинская Америка.
- Диас, Виктор Мигель (1930). История печатного станка в Гватемале; от колониальных времен до наших дней (на испанском языке). Гватемала: Национальная типография.
- Гейдж, Томас (1648). Англо-американец, его путешествие по морю и суше, или Новое исследование Вест-Индии . Лондон: Р. Котес.
- Галеано, Эдуардо (1982). «Рождения». Воспоминания об огне, я (на испанском языке). 21 век.
- Лопес Майорикаль, Мариано (1948). Подтвержденное исследование оспариваемого существования монахини Сор Хуана де Мальдонадо-и-Пас (на испанском языке). Гватемала: Редакционный центр.
- Лухан Муньос, Хорхе (1990). «Глава 4: Королевство Гватемала и его консолидация» . Общая история Испании и Америки (на испанском языке). Том 9. Мадрид, Испания: РИАЛП. ISBN 9788432121043 .
- Мендес де ла Вега, Луз (2002). Любимые и преследуемые Сор Хуана де Мальдонадо и Пас (на испанском языке). Гватемала: Университет Рафаэля Ландивара.
- Милла-и-Видорре, Хосе (1867). Назаряне (на испанском языке). Студент Пьедра Санта (переиздание 2006 г.). ISBN 99922-58-90-Х .
- Росси де Фиори, Ириде, изд. (2006). Развлечение в честь Бегства в Египет (на испанском языке). Сальта , Аргентина : Библиотека университетских текстов ( Католический университет Сальты ). ISBN 950-851-090-0 .
- Сото Холл, Максимо (1938). Божественный отшельник (на испанском языке). Чили. ISBN 9789993960010 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Торрес, Мигель Ф. (8 июля 2009 г.). «Портрет Сор Хуаны» . Либре Пресс . Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Жалоба была зарегистрирована в архивах инквизиции и стала первым достоверным доказательством историчности сестры Хуаны, когда она была обнаружена в 1948 году.
- ^ Шоколад был любимым напитком в Гватемале в колониальную эпоху.
- ^ Тостон стоил от двух до четырех песо; ее расходы включали оплату слуг и деньги на содержание рабов- мориск .
- ^ «Entretenimiento» — легкая работа, цель которой — исключительно развлечение.