Завоевание Белграда
Завоевание Белграда | |
---|---|
Сербский: Завоевание Белграда | |
![]() | |
Художник | Катарина Иванович |
Год | 1844–1845 |
Каталог | Инвентарный номер. 413 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 157 см × 188,5 см (62 × 74,2 дюйма) |
Расположение | Национальный музей Сербии , Белград |
44 ° 49'00 "N 20 ° 27'34" E / 44,8167 ° N 20,4594 ° E |
Завоевание Белграда ( сербский : Osvajanje Beograda , сербская кириллица : Osvajanje Beograda ) [ а ] Картина маслом романтика Катарины Иванович , одной из первых значительных женщин-художников Сербии. Написанная между 1844 и 1845 годами, она изображает захват столицы Сербии Белграда сербскими революционерами в конце 1806 года во время Первого сербского восстания .
На создание картины Иванович вдохновился чтением книги « История сербского народа» во время учебы в Мюнхенской академии . Картина была плохо встречена искусствоведами в сербской столице. Историк искусства Лилиен Филипович-Робинсон предполагает, что это произошло из-за плохой композиционной и пространственной концепции.
К 1870-м годам произведения Ивановича в Сербии были практически забыты. «Завоевание Белграда» было одной из четырех картин, предложенных Ивановичем Галерее исторических портретов в 1874 году. Галерея впоследствии сформировала ядро того, что должно было стать Национальным музеем Сербии . В настоящее время картина находится в Национальном музее.
Фон
[ редактировать ]По словам Дэвида А. Норриса, ученого, специализирующегося на истории сербской культуры, условия в Сербии XIX века были неподходящими для развития изобразительного искусства. Материалы было трудно достать, студийных и выставочных площадей практически не существовало, не было меценатов, готовых финансово поддержать художников и приобрести их готовые работы. В первой половине XIX века сербские художники почти исключительно занимались украшением стен церквей и изготовлением икон и других предметов религиозного назначения. Некоторые художники сербского происхождения жили за пределами Сербии, например Урош Кнежевич и Йован Попович , которые проживали в Австрийской империи . [ 3 ]
Еще одной из этих художниц была романтик Катарина Иванович , родившаяся в Секешфехерваре либо в 1811, либо в 1817 году, и была первой значительной сербской художницей. Она покинула Секешфехервар около 1835 года и отправилась в Будапешт, чтобы учиться живописи у мастера Йожефа Пески . Она оставалась в Будапеште большую часть 1835 года. Позже в том же году она нашла покровительницу, баронессу по имени Чацки. В конце 1835 года баронесса профинансировала переезд Ивановича в Вену . Что именно влекло за собой ее обучение, неизвестно, но поскольку в то время женщин не принимали в Академию изящных искусств , вполне вероятно, что Иванович была классифицирована как «особая ученица» и обучалась в частном порядке. Некоторые ученые предполагают, что она училась у Фердинанда Георга Вальдмюллера , хотя это не может быть установлено с какой-либо степенью уверенности, поскольку большинство документов, относящихся к ее пребыванию в Вене, были уничтожены в последующих войнах. [ 4 ]
Описание и история
[ редактировать ]) . Размер картины, написанной маслом на холсте, составляет 157 на 188,5 см (61,8 на 74,2 дюйма [ 1 ] На ней изображен захват Белграда сербскими революционерами в конце 1806 года, во время Первого сербского восстания . [ 2 ] Это оказалось одним из решающих сражений восстания. [ 5 ] 29 ноября 1806 года повстанцы Караджордже предприняли самую крупную атаку на город. Небольшой отряд под предводительством Узуна Мирко возглавил атаку, захватив городские ворота, выходящие на реку Сава . Согласно легенде, один из людей Мирко забрался на османскую пушку у ворот, сигнализируя, что ворота находятся в руках повстанцев и что основные силы во главе с Васой Чарапичем должны атаковать Стамбольские ворота. Чарапич был убит в ходе последовавшей атаки, но атака в конечном итоге увенчалась успехом, и османы сдали город. [ 6 ]
Иванович покинул Вену в 1840 году и отправился учиться в Мюнхенскую академию , возможно, из-за дальнейшей щедрости Чацкого. [ 7 ] Последующие заявления позволяют предположить, что примерно в это же время Иванович был вдохновлен написать «Завоевание Белграда» . В 1873 году она вспоминала, как создавалась картина:
Во время учебы в Мюнхенской академии я начал читать «Историю сербского народа» . Мне хотелось изобразить на своем холсте отважный бой Мирко. С семью своими товарищами ему удалось проникнуть в город ночью, пока мусульмане праздновали Байрам ( Ид аль-Фитр ), и он даже не думал ни о какой опасности. Мирко и его товарищи убили стражников у городских ворот. Их винтовочные выстрелы послужили сигналом для остальных. [ 5 ]
Вскоре Иванович отправился в Белград, посетил место боя, побеседовал с некоторыми участниками захвата города и осмотрел старинную одежду и оружие, использованное в битве. Картина была написана между 1844 и 1845 годами. [ 5 ] Картина была написана в Белграде. [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]
По словам историка искусства Любицы Д. Попович, «Завоевание Белграда» - единственная известная историческая композиция второго этапа карьеры Ивановича, который длился с 1842 по 1847 год. Картина не была хорошо принята искусствоведами в сербской столице. «Композиционно и пространственно он был плохо задуман, — пишет Попович, — но колористически весьма интересен, в киноварных , умбровых и охристых тонах». [ 2 ] Историк искусства Жарко Домлян утверждает, что эта картина типична для этого этапа карьеры Иванович, когда качество ее сценических картин значительно ухудшилось. [ 8 ] Недовольство тем, как ее произведения были приняты в сербской столице, побудило Иванович покинуть Сербию. [ 9 ]
Лилиен Филипович-Робинсон, другой историк искусства, сравнивает романтическое оформление произведения с Теодора Жерико изображением современных выживших после кораблекрушения в «Плоте Медузы» (1818–1819), поскольку ни одно из них не является надежным документальным произведением. [ 5 ] Это, утверждает она, типично для современных сербских художников, которые не имели длительной романтической традиции и поэтому заимствовали элементы у других художников, особенно у французов. Филипович-Робинсон далее описывает картину как «очень театральную, эмоциональную и резко романтическую». «По своей сложности, преднамеренной путанице, резким диагоналям, тенебризму и интенсивной окраске, — пишет она, — она больше всего напоминает картины ее французских предшественников-романтиков Жерико и Антуана-Жана Гро , а также более современного Эжена Делакруа ». [ 10 ]
В последние годы жизни Иванович рисовала очень мало, и, как говорят, к 1870-м годам в Сербии о ней почти забыли. В июне 1876 года она стала почетным членом Сербского ученого общества, которое позже стало Сербской королевской академией, а затем и Сербской академией наук и искусств . Она умерла в Секешфехерваре в сентябре 1882 года. [ 11 ]
Провенанс
[ редактировать ]В 1874 году Иванович предложила четыре свои картины Галерее исторических портретов, ядру того, что позже стало Национальным музеем Сербии . Одной из таких картин было «Покорение Белграда» . [ 11 ] Работа остается в собственности Национального музея и имеет инвентарный номер 413. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Дамнянович и Мереник 2004 , с. 217.
- ^ Перейти обратно: а б с д Попович 1980 , с. 21.
- ^ Норрис 2008 , с. 78.
- ^ Попович 1980 , стр. 17–18.
- ^ Перейти обратно: а б с д Филипович-Робинсон 2002 , с. 363.
- ^ Норрис 2008 , с. 30.
- ^ Попович 1980 , с. 19.
- ^ Домлян 1984 , с. 657.
- ^ Попович 1980 , с. 22.
- ^ Филипович-Робинсон 2002 , с. 364.
- ^ Перейти обратно: а б Попович 1980 , с. 23.
Библиография
[ редактировать ]- Дамнянович, Небойша; Мереник, Владимир (2004). Первое сербское восстание и восстановление сербского государства . Белград, Сербия: Исторический музей Сербии. ISBN 978-8-67025-371-1 .
- Домлян, Жарко (1984). энциклопедия Югославская искусств (на сербско-хорватском языке). Том. 1. Загреб, Югославия: Югославский лексикографический институт «Мирослав Крлежа». ISBN 978-8-67053-001-0 .
- Филипович-Робинсон, Лилиен (2002). «Сербская живопись девятнадцатого века: слияние национализма и секуляризма» (PDF) . Журнал Североамериканского общества сербских исследований . 16 (2). Блумингтон, Индиана: Издательство Славика: 361–68. ISSN 0742-3330 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 марта 2016 года . Проверено 16 марта 2016 г.
- Норрис, Дэвид А. (2008). Белград: История культуры . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-970452-1 .
- Попович, Любица Д. (1980). «Катарина Иванович (1811–1882): первая значительная сербская художница» (PDF) . Журнал Североамериканского общества сербских исследований . 1 (1). Блумингтон, Индиана: Издательство Славика: 17–28. ISSN 0742-3330 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 марта 2016 года . Проверено 16 марта 2016 г.