Патристическая антология
Святоотеческая антология , обычно называемая флорилегием , представляет собой систематическое собрание выдержек (более или менее обширных) из сочинений отцов церкви и других церковных писателей раннего периода, составленное с целью служить догматическим или этическим целям. Эти энциклопедические сборники являются характерным продуктом позднейшей византийской богословской школы и составляют весьма значительную ветвь обширной литературы греческих Катен. [1] Зачастую они воплощают собой единственные остатки каких-то святоотеческих сочинений.
Классификация
[ редактировать ]Здесь можно выделить два класса христианской флорилегии: догматический и аскетический, или этический. Догматические флорилегии призваны продемонстрировать непрерывное и связанное учение отцов о каком-то конкретном учении. Первый толчок к составлению такого рода компиляций дали христологические споры, сотрясавшие Восточную Церковь в пятом веке. Требовалось удобное изложение того, чего придерживались и чему учили отцы и наиболее авторитетные богословы. Такое изложение, излагающее взгляды Нестория и ум православных отцов, впервые было изложено перед Эфесским собором , в 431 году, Кириллом Александрийским . Краткое содержание догматических высказываний употреблялось также на Халкидонском соборе 451 г. и на Пятом Генеральном соборе 553 г.
Догматическая флорилегия
[ редактировать ]Лишь в VII веке догматическая флорилегия приняла вполне развитую и определённую форму. На Шестом генеральном соборе в 680 году две из этих коллекций сыграли очень заметную роль: одна была построена Макарием , патриархом Антиохии , в пользу монофелитов , а другая — встречная коллекция, представленная легатами папы Агафона. .
во время иконоборческой Подобные коллекции создавались полемики. Упоминается один о культе мощей и изображений, который Иерусалимский Синод послал Иоанну , епископу Готскому , около 760 года.
Старейшим из сохранившихся и в то же время наиболее обширным и ценным из этих догматических сборников является Antiquorum Patrum doctrino de Verbi incarnatione . [2] [3] Он богат фрагментами сочинений святоотеческого периода, которые ныне утеряны. Из 977 цитат (в основном христологического характера), содержащихся в нем, только 751 взято из сочинений отцов, представляющих 93 церковных писателя. [4]
Флорилегий, несколько похожий на «Доктрину», упоминается Фотием в его «Библиотеке» , [5] но от него не осталось и следа. Еще один сборник такого рода, озаглавленный « Об истории Божьего домостроительства от начала до конца, полезного для человека», и о христианском государстве, каким оно стало, и во всяком случае о еретиках или просто De Oeconomia Dei, охватывающем всю провинцию; богословие в пяти отдельных книгах приписывается монаху XII века Нилу Доксопатру XI века, но, конечно, не идентичному ему , родственному Иоанну Доксопатре ; первые две книги, посвященные соответственно Адаму и Христу, — это все, что осталось. Ряд других догматических флорилегий до сих пор сохранились в рукописной форме. Авторы большинства из них неизвестны.
Аскетичная флорилегия
[ редактировать ]Аскетические флорилегии представляют собой сборники моральных приговоров и выдержек, взятых частично из Священного Писания, частично из Отцов, на такие темы, как добродетели и пороки, обязанности и упражнения религиозной жизни, вера, дисциплина и т. д. Они не так многочисленны, как догматические флорилегии, и, по-видимому, все они были составлены до десятого века. Их материал, как правило, собран без разбора у разных авторитетов, хотя в некоторых случаях он предоставлен только одним писателем, при этом явное предпочтение отдается произведениям наиболее прославленных отцов, Василия Великого, Григория Назианзина, и Иоанн Златоуст. Обширный христианский флорилегий шестого века под названием tà 'ierá («Священные вещи»), вероятно, является самой ранней из этих антологий. Первоначально работа состояла из трех книг, первая из которых посвящена Богу, вторая — человеку, а третья — добродетелям и порокам. С течением времени она была сжата в одну книгу, ее материал был переработан и упорядочен в алфавитном порядке по títloi, или разделам, ее название изменилось на tà 'ierà parállela, Sacra Parallela (из-за того, что в третьей книге добродетель и порок регулярно противопоставлялись или сравнивались), а ее авторство широко приписывалось св. Иоанну Дамаскину . То, что Дамаскин действительно был составителем «Sacra Parallela», и что он использовал в качестве основного источника «Capita theologica», флорилегий Максима Исповедника , твердо поддерживается (против Фридриха Луфса , Пола Вендланда и Йонаса Кона ). Карл Холл . [6] Хотя tà'ierá в своем первоначальном виде уже не сохранилась, значительные части первых двух книг дошли до нас в рукописях, а части третьей сохранились в «Пчеле» ( Мелиссе ) Антония , греческого монаха из одиннадцатый век. [7] О Sacra Parallela существует несколько редакций, одна из которых дана в Migne. [8] Другие дошедшие до нас аскетические флорилегии до сих пор остаются неизданными. Как и в случае с догматической флорилегией, большинство из них анонимны.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Флорилегия» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Впервые полностью отредактировано на основе рукописи Франца Диккампа , хранящейся в Ватиканской библиотеке , Doctrina Patrum de incarnatione verbi. Греческий флорилегий рубежа VII и VIII веков , Мюнстер, 1907 год.
- ^ Д. Ченгелия, Избранные свидетельства в Догматиконе Арсена Икалто - грузинский перевод Doctrina Patrum, Музей, 124 (1-2), 2011, стр. 59-75; Д. Шенгелия, автор схолии Doctrina Patrum, в: Грузинская христианская мысль и ее культурный контекст, Мемориальный том к 125-летию Шалвы Нуцубидзе (1888-1969), изд. Т. Нуцубидзе, Дж. Хорн и Б. Лурье, Лейден, Брилл, 2014, 128–137.
- ↑ Дикамп относит эту работу к периоду между 685 и 726 годами, и хотя об авторе ничего нельзя сказать с уверенностью, небольшая вероятность указывает на Анастасия Синайского как ее составителя.
- ^ Минье , Patrologia Graeca , 1089-92.
- ^ "Фрагменты отцов доникейской церкви из Сакра Параллела", Лейпциг, 1899.
- ^ Минь, PG, 136, 765-1124.
- ^ PG, XCV, 1040–1586; 96, 9-544.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Флорилилегия ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.