Ольгерд Бочковский

Ольгерд Иполит Бочковский ( укр . Ольгерд-Іполит Бочковський ; 1885–1939) — украинский социолог, журналист, дипломат и политический деятель, чьи политические труды публиковались в украинских газетах в Канаде, Чехословакии, Польше и других странах. Его избранные сочинения недавно вышли в трехтомном издании. Родился в польско-литовской семье в селе Долинская Херсонской губернии (Российская империя), учился в Петербурге, где принимал участие в социалистическом движении. После революции 1905 года иммигрировал в Австро-Венгрию и поселился в Праге. В 1909 году окончил Карлов университет (социология, философский факультет). В то время он участвовал в движении за отмену смертной казни, и в этом, а также в изучении движений малых народов Томаш Гарриг Масарик вдохновением для него был . Перед Первой мировой войной Бочковский работал в нескольких чешских журналах, наиболее влиятельным из которых был «Славянский обозрение» , а также в украинской газете. Рада ( Совет , Киев) и русскоязычная » « Украинская жизнь , Москва. В это время он совмещал политическую деятельность в среде выходцев из Российской империи с изучением социологии нации. Он сосредоточил внимание на так называемых «неисторических/негосударственных народах» или «порабощенных народах» Российской империи.
С началом Первой мировой войны Бочковский был заключен в тюрьму в Австрии как гражданин России. Благодаря Масарику его статус был изменен на интернированного. Ему удалось работать над своей первой книгой по национальности «Порабощенные народы Российской империи» ( Поневолени народа Росийской империи , 1917). Он также публиковал свои статьи в «Вестнике Союза освобождения Украины» ( Вестник СВУ , Вена, 1917–1918). В 1918–1921 годах занимал должность секретаря украинского дипломатического представительства в Праге. Когда (опять же при поддержке Масарика) была создана Украинская инженерная академия в Подебрадах недалеко от Праги, Бочковский стал профессором социологии в Академии. В межвоенный период Бочковский разработал теорию национальности, назвав ее натиологией. Сначала, как и Масарик, он сосредоточил внимание на культурной самобытности малых восточноевропейских народов, а затем, в конце 1920-х годов, он начал изучать национальные движения во всей Европе. В конце 1930-х годов он обратил внимание на азиатские и африканские страны, предвидя их национальное возрождение. Основная идея его подхода заключалась в его оценке того, что нация является духовным движением современной истории и что малые нации, несмотря на усилия имперской политики, не будут ассимилироваться. Кредо Бочковского, будучи одновременно социологом и политическим активистом, было:
«Обязанность социологии, целью которой является прогнозирование, состоит в том, чтобы констатировать этот факт [что нация является главным действующим лицом современной истории]. Обязанность политики состоит в том, чтобы сделать из этого реальные выводы, чтобы примирить освободительные тенденции с Мечтать о том, чтобы это триумфальное шествие пробудившихся наций могло быть заблокировано ассимиляционистскими или какими-либо другими средствами, было бы реакционной утопией. В этой исторической дуэли современная нация победит старое государство так же, как и старое. молодое государство победило теократию церкви на заре современной истории». [ 1 ]
Подход Бочковского к национализму напоминает подходы Мирослава Хроха и Эрнеста Геллнера , которые приобрели популярность полвека спустя, в 1980-х годах. Он опубликовал, в основном на украинском и чешском языках, десятки статей, брошюр и книг, излагающих свой подход.
Бочковский был членом иностранной делегации Украинской социал-демократической рабочей партии , входившей во Второй Интернационал . В 1933–1934 годах в Праге он возглавил Комитет поддержки голодающих Украины и стал редактором «Вестника « Глад на Украине»» («Голод в Украине»). В 1933–1934 годах он опубликовал открытые письма бывшему премьер-министру Франции Эдуару Эррио. [ 2 ] которые игнорировали Голодомор в Украине, который сейчас часто называют Голодомором . Бочковский подытожил свою точку зрения в очерке «Europa invertebrata» («Бесхребетная Европа»). [ 3 ] В 1935 году во львовской газете «Дело » была опубликована его статья «Моральная инфляция нашего века», в которой он обобщил нравственный урок Голодомора для европейской цивилизации, указав на его универсальный характер. [ 4 ] В январе 1934 года Бочковский написал для Украинского пресс-бюро «Голод на Украине». Планировались переводы на западные языки, но в конечном итоге проект не был реализован.
"Мир, - утверждал он после тщательного перечисления публикаций о Голодоморе в мировой прессе, - был неплохо информирован о катастрофическом голоде в стране Советов. Другое дело, что он не отреагировал активно на это бедствие". оно не оказало реальной помощи населению, массово умирающему по эту сторону советской границы».
Он описал то, что он считал ключевой проблемой, стоящей перед Старым континентом во время Голодомора: «Раньше Европа реагировала на то, что и как произошло. Теперь ее главным образом интересует, где что-то произошло и с кем. В зависимости от этого либо молчит или реагирует».
_________________
Ольгерд Иполыт Бочковской, Выбранные работы и эти документы [Selected Works and Documents]. Compiled by Ola Hnatiuk and Miroslaw Czech, Журнал "Украина Moderna" / Выдавничество "Дух и Литера," 2018-19. 3 vols. Украина. Европа: 1921-1939 [Ukraine. Европа: 1921-1939]. Vol. 1 – 704 pp., Vol. 2 – 976 pp., vol. 3 in two books – 440 pp., 448 pp.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ольгерд Иполыт Бочковской, «Национальное пробуждение, видоражение, самоосвобождение,» Выбранные работы в этих документах, vol. 1, p.
- ^ Ольгерд Иполыт Бочковской, Выбранные работы и эти документы, vol. 1 (Kyiv, 2018), 105–16. Ibid., 117-21.
- ^ Там же, 117–21.
- ^ Ol'gerd Ipolyt Bochkovs'kyi, “Moral'na infliatsiia nashoï doby,” Dilo, nos.