Jump to content

Эпе родился

(Перенаправлено с Hanau Epe )
Аху Тонгарики на фоне горы Пойке: начало рва Пойке, где предположительно произошла финальная битва.

Ханау -эпе (также ханау-эпе : предположительно означает «Длинноухие») были полулегендарным народом, который, как говорят, жил на острове Пасхи , где они вступили в конфликт с другим народом, известным как ханау-момоко или «короткие -уши». Произошло решающее сражение, приведшее к разгрому и истреблению ханауских эпэ. По легенде, эти события произошли где-то между 16 и 18 веками, вероятно, в конце 17 века.

Исторические факты, лежащие в основе этой истории, если таковые имеются, оспариваются. Поскольку победившие «ханау момоко» обычно считаются выжившим полинезийским населением, было много предположений о личности исчезнувшей ханауской эпе. Были выдвинуты различные теории, в первую очередь утверждение Тура Хейердала о том, что они были древними мигрантами из Перу, которые были первыми обитателями острова и создателями его знаменитых каменных памятников.

Теории Хейердала не получили особой поддержки среди современных учёных, многие из которых сомневаются в том, имели ли когда-либо место события, описанные в повести. Также утверждалось, что традиционные обозначения «длинные уши» и «короткие уши» происходят из неправильного толкования схожих по звучанию слов, означающих «коренастых» и «стройных» народов. [1]

Существует две легенды о том, как ханауская эпа попала на остров Пасхи. Во-первых, они прибыли спустя некоторое время после местных полинезийцев и попытались их поработить. Однако в некоторых более ранних источниках коренными жителями считаются эпэ Ханау. [2] и полинезийцы как более поздние иммигранты из Рапа-Ити . С другой стороны, «эпе» и «момоку» могли быть просто двумя группами или фракциями внутри полинезийского населения. Одна из версий гласит, что обе группы произошли от первоначальных экипажей полинезийского вождя Хоту Матуа , основавшего поселение на острове Пасхи. [3]

В истории говорится, что две группы жили в гармонии, пока не возник конфликт. Источник конфликта варьируется в разных рассказах или пересказах легенды. Эпе Ханау вскоре были разбиты момоко Ханау и были вынуждены отступить, укрывшись в углу острова возле Пойке , защищенном длинным рвом, который они превратили в брандмауэр. Они намеревались убить момоко Ханау, сжег их в костре. Момоко Ханау нашла способ обойти ров, напав на эпэ Ханау сзади и столкнув их в собственный ад. Все эпэ Ханау, кроме двух, были убиты и похоронены в канаве. Эти двое сбежали в пещеру, где один был найден и убит, оставив в живых только одного. [3] [4] Впоследствии ров стал известен как Ко Те Уму О Те Ханау Ипе (Печь Ханау Эпес).

Значение имен

[ редактировать ]

Традиционная интерпретация названий обычно объясняется отсылкой к культурной практике вставки украшений в мочку уха для ее удлинения: группа «длинноухих» использовала украшения либо для обозначения более высокого классового статуса, либо для обозначения этнических отличий от неукрашенных». Короткоухие люди. Однако ученые все чаще придерживаются мнения, что эти имена вообще не относятся к ушам. Себастьян Энглерт утверждает, что «Длинноухий» — это неправильная интерпретация слова Ханау Э'эпе , что означает «толстая раса». Его словарная статья о ханау включает в себя «раса, этническая группа. Ханау ипе, коренастая раса; ханау момоко, стройная раса (эти термины были неправильно переведены как «длинноухие» и «короткоухие»)». [5] Стивен Р. Фишер также утверждает, что традиционный перевод ошибочен и что эти термины должны относиться к коренастым или полным людям, а также к стройным людям. [1] Альтернативная гипотеза состоит в том, что Hanau 'E'epe или Hanau Epe может быть аббревиатурой от te hanau he epe roa , «раса с длинными мочками ушей», при этом he сокращается до 'e , а roa полностью опускается.

Остров Пасхи. Полуостров Пойке справа естественно изолирован: ров тянется от Тонгарики на юге до Тахароа на севере.

Вопрос о том, имело ли место какое-либо сражение у самого рва Пойке, остается спорным. Исследование, проведенное в 1961 году, датировало слой пепла из рва 1676 годом, по-видимому, подтверждая историю о пожаре, произошедшем примерно в то время, когда предположительно произошла битва. [3] Однако в 1993 году Джо Энн Ван Тилбург в статье в журнале « Археология» заявила: «В ходе раскопок, проведенных Чилийским университетом в так называемом рву Пойке, не удалось найти древесный уголь и кость, которые могли бы доказать, что такая легендарная битва действительно имела место. ." [6] Было высказано предположение, что ров на самом деле использовался для размещения земляных печей или ям для приготовления пищи для приготовления еды для рабочих в соседнем карьере. [7]

Этнические различия

[ редактировать ]
Моаи , похожие на статуи вокруг озера Титикака в Южной Америке.

Были выдвинуты различные теории, объясняющие предполагаемые этнические различия между этими двумя группами. Тур Хейердал популяризировал мнение, что это коренные жители Южной Америки , у которых была бледная кожа и рыжие волосы. [8] Экспедиция Хейердала «Кон-Тики» была призвана показать, что мигранты из Перу могли достичь Полинезии. Он считал, что эпэ Ханау были первыми жителями острова; они создали уникальные памятники, напоминающие аналогичные скульптуры, найденные в Америке, но в конечном итоге были уничтожены либо полинезийцами, либо более поздней волной мигрантов с северо-западного побережья Америки. [9]

Вильгельм и Сандовал в 1966 году считали, что они появились позже, чем последователи Хоту Матуа, возможно, еще одной волны полинезийцев. Руперт Иван Мюррилл в 1969 году утверждал, что обе группы были полинезийцами. [3] Большинство данных свидетельствуют о том, что первоначальные жители острова Пасхи были полинезийцами по происхождению. [10] Стивен Р. Фишер утверждает, что история описывает конфликты, возникшие в 17 веке из-за разделения острова на конкурирующие кланы. Момоко Ханау были выходцами из «западного АПУ », а эпе Ханау были выходцами из Пойке. Эта история «напоминает о разделении острова на два конкурирующих ханау Туу и Оту Ити. Вполне возможно, что легенда напоминает о реальном конфликте, который произошел к северу от Тонгарики между этими двумя «нациями», возможно, еще в шестнадцатом веке». [1]

Также утверждалось, что различие было классовым, а не расовым, территориальным или культурным. Одна из точек зрения состоит в том, что «худые» или «короткоухие» ханау-момоко имели более низкий социальный статус, в то время как сытые «крепкие» или украшенные «длинноухие» ханау-эпе принадлежали к правящему классу. [7] Томас Бартель, изучавший устные традиции острова, напротив, утверждал, что ханауские эпи были подчиненной группой, поселившейся в Пойке вдали от главного центра власти. [7]

Культурные ссылки

[ редактировать ]

Борьба между Длинноухими и Короткоухими — центральный элемент сюжета эпического фильма 1994 года «Рапа-Нуи» , в котором две группы изображены как правящая элита («Длинноухие») и угнетённые рабочие («Короткоухие»). Это анахронично сочетается с другими традициями острова Пасхи, в частности с гонкой за яйцом черной крачки в культе птицечеловека . Все это связано с историей вырубки лесов на острове. [6]

Этнический конфликт также упоминается в чилийском анимационном фильме « Огу и Мампато на Рапа-Нуи» .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Стивен Р. Фишер, Остров на краю света: бурная история острова Пасхи , Reaktion Books, 2005, стр. 42.
  2. ^ Эта версия была записана доктором Дж. Л. Палмером в 1868 году. См. Хейердала. Однако на легенды может повлиять ситуация 1860-х годов: на острове завязались ожесточенные бои, когда оставшееся население и вернувшиеся иммигранты боролись за землю и ресурсы.
  3. ^ Jump up to: а б с д Руперт Иван Мюррилл, Черепные и посткраниальные останки скелета с острова Пасхи , University of Minnesota Press, 1968, стр.67.
  4. «Hanau Eepe», их иммиграция и истребление. Архивировано 18 мая 2015 г. в Wayback Machine .
  5. ^ Энглерт, Себастьян, 1993. Земля Хоту Матуа - история и этнология острова Пасхи, грамматика и словарь древнего языка острова. Шестое дополненное издание. (Земля Хоту Матуа - История и этнология острова Пасхи, Грамматика и словарь старого языка острова. Шестое расширенное издание.) Сантьяго-де-Чили: Editorial Universitaria.
  6. ^ Jump up to: а б Уильям Р. Лонг, «Рапа-Нуи» заходит слишком далеко в художественной лицензии?», Los Angeles Times , пятница, 26 августа 1994 г., стр.21.
  7. ^ Jump up to: а б с Джон Фленли, Пол Г. Бан, Загадки острова Пасхи: остров на краю , Oxford University Press, 2003, стр. 76; 154.
  8. ^ Хейдердал, Тор. Остров Пасхи: Тайна раскрыта . Рэндом Хаус, Нью-Йорк, 1989 год.
  9. ^ Роберт К. Саггс, «Кон-Тики», в Розмари Г. Гиллеспи, DA Clague (редакторы), Энциклопедия островов , University of California Press, 2009, стр. 515-16.
  10. ^ Джаред Даймонд, Коллапс: как общества решают потерпеть неудачу или выжить , Penguin, Лондон (2005), стр. 86-90.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9e1a707c836624469b54cdf5149b1f01__1716073860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/01/9e1a707c836624469b54cdf5149b1f01.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hanau epe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)