Хья (легендарное существо)


Кхья ( Непал Бхаса : 𑐏𑑂𑐫𑐵𑑅 ) (альтернативные варианты написания Khyā , Khyāk ) (ख्याक) — мифическое гуманоидное существо в фольклоре невари . Он изображен как толстое, волосатое и низкорослое обезьяноподобное существо.
Хьяи появляются в детских рассказах, популярных в неварском обществе . Дружелюбный Кхья наполняет дом добром, а плохой приносит беду. Считается, что белая хья приносит удачу, а черная может создавать проблемы. Встреча с Кхья может привести к болезни. [ 1 ] Говорят, что кхья защекочивают своих жертв до смерти.
В неварской культуре кхья прислуживают Лакшми , богине богатства, и на изображениях божества они охраняют переполненные мешки с монетами. [ 2 ] [ 3 ] Домашние хья обычно обитают на чердаках и в темных кладовых. Говорят, они боятся электрического освещения. [ 4 ]
Противоположностью . Кхья является Каванча, скелет [ 5 ] [ 6 ] Кьяхи и каванчи выступают второстепенными персонажами в священных танцевальных драмах неваров. [ 7 ] [ 8 ] Изображения Кхях и Каванчей также размещаются в храмах как хранители святыни.
Кья танец
[ редактировать ]Во время фестиваля Йенья в Катманду танцевальные представления проходят на рыночных площадях и площади Дурбар, где актеры, одетые в костюмы кхья, дают танцевальные представления. Танцы, известные как Хья Пьяхан (ख्याः प्याखं), состоят из выходок и кувырков.
Виды хья
[ редактировать ]- Барай Хья (बाराय् ख्याः) появляется в комнатах, где девочек держат в уединении во время обряда посвящения. [ 9 ]
- Бхакун Гвара Кхья (भकुं ग्वारा ख्याः), буквально футбол, катается по земле, чтобы передвигаться. [ 10 ]
- Дхапалан Кхья (धापलां ख्याः) — очень волосатый Кхья.
- Ланпан Кхья (लँपं ख्याः) преграждает людям путь на темных улицах.
- Бун Хья: тот, кто живет на сельскохозяйственном поле.
В популярной культуре
[ редактировать ]Это традиционная детская песня в Неваре о Дхапалане Кхья, используемая в певческой игре :
|
|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дитрих, Анджела (1998). Тантрическое исцеление в долине Катманду: сравнительное исследование индуистских и буддийских традиций духовного исцеления в городском непальском обществе. Книга Фейт Индия. ISBN 8173031770 , 9788173031779. Страница 47.
- ^ Шреста, Бал Гопал (июль 2006 г.). «Фестиваль Сванти: Победа над смертью и возобновление ритуального цикла в Непале» . Вклад в непальские исследования . Центр Непала и азиатских исследований Университета Триббуван . Проверено 22 июля 2012 г. Страница 209.
- ^ Бир, Роберт (2012). «Искусство тибетского буддизма и неварской тантри» . Проверено 20 июля 2012 г.
- ^ Нанзан Дайгаку Дзинруигаку Кенкюдзё, Нанзан Сюкё Бунка Кенкюдзё (1996) Исследования азиатского фольклора, Том 55. Институт антропологии Университета Нанзан. ISBN 9057890984 , 9789057890987. Страница 266.
- ^ Коидзуми, Фумио (1983). Танец и музыка в южноазиатской драме: Чхау, Махали Пьяхан и Якшагана. Музыкальная Академия.
- ^ Тамбс-Лиш, Харальд и Национальный центр научных исследований (Франция) (1999). Женское начало в Южной Азии. Издатели и дистрибьюторы Manohar. ISBN 8173042462 , 9788173042461. Страница 104.
- ^ «Танец Хяк» . Непальские танцы . Проверено 20 июля 2012 г.
- ^ ван ден Хук, AW (2004). Чатурмаса: празднование смерти в Катманду, Непал. Публикации CNWS. ISBN 9057890984 , 9789057890987. Страница 57.
- ^ Гучоу, Нильс и Майклс, Аксель (2008). Взросление: индуистские и буддийские ритуалы инициации среди детей неваров в Бхактапуре, Непал. Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 3447057521 , 9783447057523. Страница 174.
- ^ Дитрих, Анджела (1998). Тантрическое исцеление в долине Катманду: сравнительное исследование индуистских и буддийских традиций духовного исцеления в городском непальском обществе. Книга Фейт Индия. ISBN 8173031770 , 9788173031779. Страница 47.