Индра Джатра
Индра Ятра | |
---|---|
Также называется | Йенья на Непальский |
Наблюдается | Непальские индуисты и буддисты |
Тип | Религиозный |
Значение | Единство местного населения Катманду |
Торжества | Шествие колесниц на 17 сентября 2024 г. (Кванея) 18 сентября 2024 г. (Танея) 21 сентября 2024 г. (Наничая) |
Обряды | Шествия, танцы в масках, зрелища. |
Начинается | Янлатва Двадаши |
Заканчивается | Янлага Чатурти |
Автор: | Царь Гунакамадева |
Индра Джатра , также известный как Йенья Пунхи, — крупнейший религиозный уличный фестиваль в Катманду , Непал . « Йе» означает старое неварское название «Катманду», «Йа» означает «Праздник», а «Пухни» означает полнолуние, поэтому вместе они означают день рождения старого города Катманду. [1] Праздник состоит из двух события, Индра Джатра и Кумари Джатра . Индра-джатра отмечена танцами божеств и демонов в масках, демонстрацией священных изображений и картинами в честь божества Индры , царя небес. Кумари Джатра — это процессия на колесницах живой богини Кумари .
Во время фестиваля также вспоминают членов семьи, умерших в прошлом году. Главным местом проведения торжеств является площадь Дурбар в Катманду . Празднования длятся восемь дней, с 12-го дня светлой половины недели до 4-го дня темной половины Янлы (ञला), одиннадцатого месяца в лунном календаре Непальской эры . [2] [3]
Индра Джатра был основан королем Гунакамадевой (गुणकामदेव) в ознаменование основания города Катманду в 10 веке. [4] Кумари Джатра началась в середине 18 века. Торжества проводятся по лунному календарю , поэтому даты изменчивы.
Церемония открытия
[ редактировать ]Фестиваль начинается с Йосин Танегу (योसिं थनेगु), возведения Йосина, шеста, на котором разворачивается знамя Индры, на площади Дурбар в Катманду. Столб — дерево, лишенное ветвей и коры, добывается в лесу недалеко от Налы , небольшого городка в 29 км к востоку от Катманду. Его поэтапно тащат на площадь Дурбар мужчины, тянущие за веревки.
Еще одно мероприятие первого дня - Упаку Ванегу (उपाकु वनेगु), когда участники посещают святыни с зажженными благовониями в честь умерших членов семьи. Также по дороге ставят небольшие масляные лампы. Некоторые поют гимны во время тура. Окольный маршрут петляет по периферии исторической части города. Шествие начнется около 16:00. [5]
Шествия
[ редактировать ]Кумари Джатра
[ редактировать ]Кумари Джатра, что означает праздник колесниц Кумари, совпадает с Индра Джатрой. Оно было начато в 1756 году нашей эры во время правления Джая Пракаша Маллы . [6] [7]
Во время этого фестиваля три колесницы с человеческими изображениями божеств Ганеши , Бхайравы и Кумари в сопровождении музыкальных оркестров проезжают по маршруту фестиваля через Катманду в течение трех дней. Шествие начнется около 15:00.
В первый день Кумари Джатры, известной как Кванея (क्वनेया:), колесницы проезжают через южную часть города. Второй день — день полнолуния, известный как Йенья Пунхи (येँयाः पुन्हि). Во время процессии, известной как Танея (थनेया:), колесницы проезжают через северную часть до Асана. А на третий день Наничая (नानिचाया:) процессия проходит через центральную часть Килагала. С 2012 года колесницу Кумари на третий день фестиваля колесниц тянет женская команда.
- Маршрут в первый день фестиваля колесниц, Кванея (шествие в центре города): Басантапур, Мару , Чиканмугал, Джайсидевал, Лаган, Брахма Марга, Вонде, Хьюмата, Кохити, Бхимсенстхан, Мару, Басантапур.
- Маршрут на второй день фестиваля колесниц Танея (шествие в верхней части города): Басантапур, Пьяпхал, Ятха, Ньята, Тенгал, Ньокха, Найкан Тол, Асан , Кел Тол, Индра Чок , Махан, Басантапур.
- Маршрут на третий день фестиваля колесниц, Наничая (шествие в центре города): Басантапур, Пьяпхал, Ятха, Ньята, Килагал, Бхедасинг, Индра Чок, Махан, Басантапур.
Женщины следуют
[ редактировать ]Мата Бие (मत बिये) означает предлагать масляные лампы. В день Кванеи, в первый день фестиваля колесниц, невары чествуют членов семьи, умерших в прошлом году, предлагая небольшие масляные лампы вдоль маршрута процессии. В знак уважения родственникам и друзьям они также дарят масляные лампы. Шествие начнется около 18:00.
- Маршрут: Мару, Пьяпхал, Ятха, Ньята, Тенгал, Ньокха, Найкан Тол, Асан, Кел Тол, Индра Чок, Махан, Хануман Дхока, Мару, Чиканмугал, Джайсидевал, Лаган, Хьюмата, Бхимсенстан, Мару.
- День: В день Кванеи.
Резиденция
[ редактировать ]Шествие богини Дагин (दागिं) (альтернативное название: Дагим) воспроизводит хождение матери Индры по городу в поисках сына. Процессия состоит из мужчины в маске в сопровождении музыкального оркестра. Он начинается около 8 часов вечера, когда колесница Кумари возвращается в Мару после путешествия по южной части города. За Дагиным следят многие люди, потерявшие члена своей семьи именно в этом году.
Процессия начинается с переулка в юго-западном углу площади Мару и проходит мимо западной стороны Кастхамандапа . Участники следуют по фестивальному маршруту на север в Асан, а затем обратно на площадь Дурбар. Процессия продолжается до южной окраины города, а затем возвращается в Мару. [8]
- Маршрут: Мару, Пьяпхал, Ятха, Ньята, Тенгал, Ньокха, Найкан Тол, Асан, Кел Тол, Индра Чок, Махан, Хануман Дхока, Мару, Чиканмугал, Джайсидевал, Лаган, Хьюмата, Бхимсенстан, Мару.
- День: В день Кванеи.
Запах глаз
[ редактировать ]Бау Мата (बौँ मत) представляет собой длинное изображение святой змеи, сделанное из тростника, на котором установлен ряд масляных ламп. Чучело подвешивают на шестах, которые носят на плечах и проносят по маршруту фестиваля. Процессия начинается с южной стороны Кастхамандапа в Мару. Когда процессия Дагина возвращается из верхней части города и достигает Мару, это сигнал для начала процессии Бау Мата. Он начинается около 21:00 и организуется кастовой группой Манандхар.
- Маршрут: Мару, Пьяпхал, Ятха, Ньята, Тенгал, Ньокха, Найкан Тол, Асан, Кел Тол, Индра Чок, Махан, Хануман Дхока, Мару, Чиканмугал, Джайсидевал, Лаган, Хьюмата, Бхимсенстан, Мару.
- День: В день Кванеи.
Выставки
[ редактировать ]Бхайрава
[ редактировать ]Маски Бхайравы выставляются в разных местах Катманду на протяжении восьми дней фестиваля. Бхайрава — ужасающий аспект Шивы . Самые крупные из них — Света Бхайрава на площади Дурбар и Акаш Бхайрава в Индра Чок . Трубка, торчащая изо рта Светы Бхайравы, в разные дни разливает алкоголь и рисовое пиво. Изображение Бака Бхайравы выставлено в Воту, рядом с Индрой Чоком.
Маска Аакаша Бхайравы связана с Махабхаратой . Некоторые полагают, что это голова первого короля Киратов Яламбара . Каждую ночь разные группы собираются и поют гимны в Индра Чоук.
Индрарадж Дьях
[ редактировать ]Изображения Индрараджа Дьяха с протянутыми руками, связанными веревкой, выставлены на высокой платформе в Мару возле площади Дурбар и в Индра Чок в Катманду .
Дасаватар
[ редактировать ]картина, известная как Дасаватар , или 10 воплощений Вишну Каждую ночь на ступенях храма перед домом Кумари отображается .
Танцы в масках
[ редактировать ]пулу киси
[ редактировать ]Это выполняют жители Килагал Толе. Считается, что Пулу Киши является носителем самого Индры. Пулу Киси идет по улицам древнего города Катманду в поисках своего заключенного хозяина. Люди смотрят на существо в маске с ревом возбуждения и смехом. Время от времени он делает шаловливые и озорные поступки, бегая по улице, сбивая всех, кто попадается на его пути, и удивительным образом размахивая хвостом. Как и у других танцоров, впереди у него также находится команда музыкального оркестра и факелоносец.
Маджипа Лакхей
[ редактировать ]Танец демонов Маджипа Лакхей исполняется на улицах и рыночных площадях. Танцор Маджипа Лакхей и его свита музыкантов двигаются с большой ловкостью. Он вместе с Пулукиси помогает сдерживать толпу перед процессией на колесницах.
по улицам и толпам распространяя праздничное настроение.
Носить Бхакку
[ редактировать ]Танцевальная группа «Сава Бхакку» из Халчока, что на западной окраине долины Катманду, совершает обход по маршруту фестиваля, останавливаясь на главных уличных площадях, чтобы выступить и получить подношения от преданных. Танцоры состоят из Бхайравы (в синем цвете) с мечом и двух его помощников (в красном). Ансамбль также неофициально известен как Дхин Нали Синтан по звучанию их музыки.
Деви Пьяхан
[ редактировать ]Деви Пьяхан из Килагала, Катманду, исполняется в Килагале, Хануман Дхоке, Джайсидевале, Бангемуде, Индрачоке, Килагале. Танцоры в масках различных богов и богинь и их имена Бхайрав, Кумари, Чанди, Даитья, Каван, Бета и Кхья. Согласно историческим темам, Деви Пьяхан (Деви Нак родилась во времена Гунакара Раджа.
Махакали Пьяхан
[ редактировать ]Махакали Пьяхан из Бхактапура выступает на площади Дурбар и на главных улицах Катманду. Хья Пьяхан (ख्याः प्याखं) представляет танцоров, одетых в костюмы, изображающие Хья , толстое, волосатое обезьяноподобное существо. Их танец отмечен выходками и множеством кувырков.
В Басантапуре
[ редактировать ]Индра Джатра отмечается в Басантапуре установкой шестов, изображающих Индру, в различных местах города. Полюса известны как Ямбодья. Также исполняются танцы в масках и танец Пулу Киси. [9] [10]
В Тераи
[ редактировать ]Индра Джатра также отмечается в некоторых районах Тераи (Непал и Северный Бихар Индии) как Индра Пуджа согласно местным традициям. Ритуалы отличаются от ритуалов в долине Катманду, но фестиваль отмечается примерно в одно и то же время, что указывает на общее происхождение фестиваля, вероятно, в период Личхави.
Мифология
[ редактировать ]Индра Джатра празднуется в честь Господа Индры, индуистского царя небес. Индра известен своей ролью в обеспечении благосостояния и процветания человечества, регулируя количество осадков и способствуя обильному урожаю. Индра Джатра всегда празднуется во время отступления летнего муссона, а также в то время, когда рисовые поля цветут, а проливные дожди могут повредить посевы. [1] По легенде, Индра (индуистский бог-царь неба), переодевшись земледельцем, спустился на землю в поисках париджата. ' сва ( Ночной жасмин ), белый цветок, который был нужен его матери Басундхаре для проведения ритуала. Когда он срывал цветы в Маруити, затонувшем водостке в Мару , люди поймали и связали его, как обычного вора. Затем его выставили напоказ на городской площади Мару в Катманду. (В качестве реконструкции этого события изображение Индры со связанными руками выставляется в Мару и других местах во время фестиваля.)
Его мать, обеспокоенная его длительным отсутствием, приехала в Катманду и бродила в поисках его. (Это событие ознаменовано шествием Дагина (दागिं) по городу. Пулу Киси (альтернативное имя Тана Киси), плетеное изображение слона, также бегает по городу, изображая слона Индры, отчаянно ищущего своего хозяина.) [11]
Когда горожане поняли, что захватили самого Индру, они ужаснулись и немедленно освободили его. В знак признательности за его освобождение его мать пообещала обеспечить достаточно росы всю зиму, чтобы обеспечить богатый урожай. Говорят, что после этого фестиваля в Катманду по утрам начинаются туманы. [12] [13]
Церемония закрытия
[ редактировать ]В последний день шест йосин, установленный на площади Дурбар, сносят во время церемонии, известной как Йосин Кваталегу (योसिं क्वथलेगु). Это знаменует окончание праздника.
Театр под открытым небом
[ редактировать ]Йенья также является сезоном театральных постановок под открытым небом. Представления, изображающие социальные темы, сатиру и комедию, проводятся на танцевальных площадках или импровизированных сценах на рыночных площадях по всей долине Катманду в кулуарах священного фестиваля. Пьесы, известные как Дабу Пьяхан (दबू प्याखं), имеют многовековую историю.
Галерея
[ редактировать ]- Статуя Индры со связанными руками в Мару
- Маска Акаша Бхайравы в Индре Чоке
- Живая богиня Кумари
- Ребенок, представляющий Бхайраву (Бхелу)
- Колесница Кумари
- Буддийские священники во время процессии колесниц
- Танцовщица Маджипа Лакхе
- Носить Бхакку
- Танец Пулу Киси
- Запах глаз
- Брошюра 1960-х годов, рекламирующая уличные игры
- Полдня: Света Бхайрав
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бхандари, С.; Паудаял, КН (31 декабря 2007 г.). «Палиностратиграфия и палеоклиматическая интерпретация плио-плейстоценовой формации Лукундол из долины Катманду, Непал» . Журнал Непальского геологического общества . 35 : 1–10. дои : 10.3126/jngs.v35i0.23629 . ISSN 0259-1316 .
- ^ Тоффен, Жерар (январь 1992 г.). «Индра Джатра в Катманду как королевский праздник прошлого и настоящего» . Вклад в непальские исследования . Центр Непала и азиатских исследований Университета Триббуван . Проверено 24 июля 2012 г. Страница 73.
- ^ Льюис, Тодд Торнтон (1984). Туладхары Катманду: исследование буддийской традиции в торговом сообществе неваров . Колумбийский университет. п. 377 . Проверено 30 июля 2012 г.
- ^ «Индра Джатра, Муниндра Ратна Баджрачарья» . Горкхапатра.
- ^ «Фестиваль Индра Джатра в Катманду» . Одинокая планета. 2012 . Проверено 1 августа 2012 г.
- ^ Манандхар, Тиртха Нараян (27 сентября 2012 г.). «Индра, Кумари Джатра — два разных события» . Катманду Пост . Проверено 1 октября 2012 года .
- ^ Олдфилд, Генри Эмброуз (2005). Эскизы из Нипала . Азиатские образовательные услуги. п. 315. ИСБН 9788120619586 . Проверено 2 августа 2012 г.
- ^ ван ден Хук, AW (2004) Чатурмаса: Празднование смерти в Катманду, Непал. Публикации CNWS. ISBN 9789057890987 . Страница 53. Проверено 31 июля 2012 г.
- ^ RSS (20 сентября 2010 г.). «Индра-джатра начинается в Бхактапуре» . Гималайские Таймс . Проверено 30 сентября 2012 г.
- ^ «Хвапай Ямбодья тана («Ямбодья, воздвигнутый в Бхактапуре»)». Сандхья Таймс . 28 сентября 2012 г. Страница 11.
- ^ ван ден Хук, AW (2004) Чатурмаса: Празднование смерти в Катманду, Непал. Публикации CNWS. ISBN 9789057890987 . Страница 53. Проверено 4 апреля 2012 г.
- ^ Бербанк, Джон (2002). Культуры мира: Непал. Маршалл Кавендиш. ISBN 9780761414766 . Страница 115.
- ^ «Индраджатра» . guru.com.np.