Неварская кастовая система
История Непала |
---|
Непал портал |
Кастовая система неваров — это система, согласно которой невары , исторические жители долины Катманду , делятся на группы на основе ведической модели варн и делятся в соответствии с их наследственными занятиями. впервые появившаяся во времена Личчависов ( Кастовая система неваров, 300 г. н.э. – ок. 879 г.), приняла свою нынешнюю форму в средневековый период Малла (1201–1769 гг. н.э.). [1] Кастовая структура неваров больше напоминает Северную Индию и мадхеши, чем структуру кхас «парбатий», поскольку здесь все четыре варны ( брахманы , кшатрии , вайшьи и шудры ) и неприкасаемые. представлены [2] Социальная структура неваров уникальна, поскольку это последний оставшийся пример доисламской североиндийской цивилизации , в которой буддийские элементы имеют равный статус с брахманскими элементами. [3]
История ассимиляции
[ редактировать ]Согласно различным историческим источникам, хотя наличие варн и каст было известным элементом социальной структуры долины Катманду со времен Личчави (ок. III века н.э.), большинство жителей долины Непала были сторонниками впервые записан в письменном виде только в 14 веке в Непаларастрасастре королем Джаяштхити Маллой (1354–1395 гг. Н.э.). [4] Джаястхити Малла с помощью пяти брахманов Каньякубджи и Майтила , которых он пригласил с индийских равнин, разделил население долины на каждый из четырех основных классов ( варн ) — браминов , кшатриев , вайшьев , шудр — заимствованных из древнего индуистского текста. Манусмрити и основан на профессиональных ролях человека. [5] Четыре класса варн включали в себя в общей сложности 64 касты , причем шудры подразделялись на 36 подкаст. Различное существующее и иммигрантское население долины Катманду соответственно ассимилировалось среди четырех варн. Считается, что большая часть существующего коренного населения была включена в состав Шудрской варны фермеров и рабочего класса. Аналогичным образом, яркими примерами ассимилируемых групп иммигрантов являются брамины Раджопадхьяя , которые являются потомками брахманов Каньякубджа из Каннауджа , которые иммигрировали в долину Катманду еще в 12 веке нашей эры. Десятки благородных и правящих кланов Майтхил (ныне Чатхария Срештха ), которые пришли вместе с правящими королями или как часть их знати (особенно с королем Майтхили Карната Хари Симха Девой (ок. 1324 г. н.э.), также были ассимилированы в неварской нации в Кшатрийские варны, как полагают, Катманду с в также иммигрировали долину южных равнин. [4] Генетическое разнообразие и культурные связи неваров с Южной и Восточной Азией, включая Тибет, отражены в их ДНК. [6]
Четыре Варна-Джати в Неварсе
[ редактировать ]В отличие от индуистских кастовых систем, преобладающих в обществах кхас и мадхеси , существование и влияние буддийских «бывших монахов» с древних времен в долине Катманду добавили «двуглавый» элемент к кастовой системе неваров. В то время как Раджопадхьяя- брамины (или Дева-бхаджу) занимали высшее социальное положение среди индуистов, Ваджрачарья (или Гуру/Гу-бхаджу) занимал главу среди буддистов. Для индуистских неваров брахманы имели формальное преимущество перед кшатриями, в число которых входила королевская семья и различные группы, ныне известные как срештха, которые управляли администрацией судов Маллы. не соблюдающим целибат ( грихастха ) священническим сангхи классам Ваджрачарьям и Шакьям Для буддийских неваров высший пост был предоставлен (которых вместе называют «Бандой» или «Баре»). В Катманду за ними последовал мирянин-покровитель буддийской касты Урай , или Упасака , который специализировался на торговле с Тибетом. [1] Поэтому индуистские раджопадхьяя- брамины и буддийские ваджрачарьи занимают высшее положение в неварском обществе. [7] За ним следует индуистская знать кшатриев (Чатхария Срештха) и касты купцов и торговцев вайшьев . Логика неварских варн , стратифицированная с индуистской брахманической точки зрения, помещает Шакья-Баре, Урай среди буддистов, Панчтарию Срештху и другие группы выше джьяпу среди индусов среди двиджа статуса дваждырожденных в качестве основных каст вайшьев неваров, которые специализируется на торговле и коммерции. [4]
Эти три варны (брахманы, кшатрии, вайшьи) и касты любой религиозной идентичности внутри соответствующих варн (индуистские раджопадхьяя/чатхария/панчтария и буддийские ваджрачарья/шакья/урай) вместе образуют высшую касту дваждырожденных сегмент неварского общества. Их высший статус поддерживается исключительным правом на тайные тантрические обряды инициации ( ритуалы агамы и дикши ), которые не могут проводиться представителями других каст, кроме трех высших варн. Наряду с этим, их более высокий статус также требует от них проведения дополнительных церемоний жизненного цикла ( самскара ), таких как церемония ношения священного шнура упанаяна (для раджопадхьяев и чатарий) или обряды баречьегу или ачарьябхишека (для ваджрачарьи и шакья). Высшие касты считаются «более чистыми», потому что они проводят больше церемоний и соблюдают больше обрядов очищения, а также потому, что такие события, как рождение и смерть, оскверняют их на более длительные периоды времени, чем это делают земледельцы Джьяпу и другие поставщики услуг. Срештхи также сохраняют свой превосходящий статус над другими, заявляя, что они твердо принадлежат к основной брахманической арийско-индуистской линии передачи, чем Джьяпу и другие, и находятся в гораздо более тесном контакте с брахманами. [8] Из-за своего высокого социального статуса эти высшие касты также традиционно составляли ядро землевладельческого дворянства и покровительствовали всем другим кастовым группам. [9]
Различие между индуистами и буддистами в значительной степени не имеет значения для каст, населяющих шудра- варну ( Джьяпу и ниже), поскольку они обычно не делают различий между той и другой и исповедуют обе религии одинаково и с большим рвением. [7] В эту группу входят высокодифференцированные и специализированные касты — земледельцы, фермеры, гончары, художники, красильщики, флористы, мясники, портные, уборщики и т. д. — профессии, необходимые в повседневной жизни неваров или для их культурных или ритуальных нужд. [7] Разделение на индуистские и буддийские касты не рассматривалось неварами как серьезное раскол, поскольку обе группы разделяют одни и те же основные ценности и социальные практики и находятся в тесном соответствии с лежащей в их основе религиозной философией. Фактически, большинство неваров участвуют во многих обрядах обеих религий. [2]
Неварские касты, как буддисты, так и индуисты, не менее озабочены загрязнением окружающей среды, чем кхас и мадхеси . Однако кастовая эндогамия, которая была одним из основных методов поддержания статуса в Индии, не соблюдается строго в Непале ни неварами, ни хасасами. Самыми строгими правилами, регулирующими отношения между представителями разных каст, являются правила, касающиеся брака и комменсализма . отварной рис и дал В частности, нельзя принимать от человека низшей касты (соус из чечевицы). Другие правила еще больше ограничивают социальное смешение между кастами, но к ним, как правило, относятся более небрежно. [2]
Пришествие правителей Хаса/Горхали и Мулуки Айн
[ редактировать ]Самая успешная попытка навязать кастовую систему была предпринята в XIX веке Юнгом Бахадуром Кунваром, который очень хотел повысить свой статус. Он стал первым из Ранасов , и его задачей было установить легитимность Ранаса и обеспечить свой контроль над землей. Ему удалось ввести кастовую систему в гораздо большей степени и жесткости, чем Джаяститималла , это сделал король Малла чуть более чем за пятьсот лет до него. [7] С приходом кхасского господства после объединения Непала Притхви Нараян Шахом в 1769 году нашей эры центр власти сместился от дворянских семей Невара к этой жаждущей власти и земли сельской знати, чьими основными ценностями были концентрация власти внутри страны и завоевания за границей.
После захвата власти правителями Хаса, невары как блок были низведены до статуса оккупированной подвластной расы, и, за исключением одной-двух лояльных семей, они были лишены своего социального статуса и экономической опоры. Даже неварские брахманы, которые служили священниками у неваров, утратили ритуальный статус в пользу «холмовых брахманов», парбате-бахунов , из общины кхас . Даже старая военно-административная каста шрештха была в значительной степени низведена до статуса «матвали», и ей было запрещено занимать высокие военные и административные должности в течение длительного периода времени. [10] Последний неварский дворянин, имевший хоть какую-то власть, Каджи Трибхуван Прадхан, был обезглавлен в результате придворной интриги в 1806 году нашей эры. [1] Неваров, как правило, не допускали на государственную службу до 1804 года нашей эры, после чего лишь горстка неваров была принята в высшую администрацию. Эти заметные исключения произошли из кланов Чатария со статусом кшатриев, таких как Прадхан , Раджбхандари , Джоши, Малла/Прадхананга и других, которые действительно достигли высоких административных и военных должностей в новой администрации Горхали. Несмотря на то, что Горхалис считал их частью «побежденной» аристократии королевств Малла, они продолжали формировать ядро правящей административной элиты нового непальского государства до конца режима Рана в 1951 году нашей эры. [11]
Несмотря на сложную и тщательно разработанную социальную стратификацию неваров, правовой кодекс «Мулуки Айн», обнародованный в январе 1854 года нашей эры новым режимом Рана, классифицировал всю неварскую общину как единую касту «порабощаемых алкоголиков». Это было в 1863 году нашей эры, когда большинство неваров были переведены в категорию «неподлежащих рабству» после того, как Юнг Бахадур занялся управлением неварами государственных учреждений во время Индийского восстания 1857 года . [12] Наиболее радикальное изменение произошло только в 1935 году нашей эры, во время правления Джудды Шамшера , когда в результате многолетнего лоббирования в старый юридический кодекс были внесены поправки, которые предоставили Раджопадхьяям статус Упадхьяя Брахманов, а Чатхария Шрешта статус «чистых брахманов». Кшатрии включили эти две неварские касты в общенепальскую касту тагадхари со статусом «двиджа». [10]
Неваров не принимали в армию до 1951 года нашей эры — года, когда праздник Индра Джатра перестал отмечаться как «День Победы» — в ознаменование завоевания долины армией Горхали . Экономически положение неваров было ослаблено из-за отклонения тибетской торговли от маршрута долины Чумби с 1850-х годов нашей эры, а конкуренция с марвари стала еще более жесткой после окончания Первой мировой войны . Хотя Юнг Бахадур и его потомки были хорошо расположены к нескольким клиентуре неварских семей, 104 года правления их семьи не были золотым веком социальной истории неваров. Только той клиентуре неварских семей, которым покровительствовали раны, удалось повысить свой социальный и экономический статус путем подражания новым нормам Рана Дурбар. Чатария, например, преуспела в предоставлении необходимых социальных документов, чтобы доказать, что Чатария таргар (семьи благородного происхождения, называемые «асал Срестха») сами по себе были «чистыми» кшатриями, в то время как аналогичные утверждения со стороны других неварских каст ( особенно Хаджи) не увенчались успехом. [12]
Как следствие, среди неваров кастовая структура стала более сложной и стратифицированной, чем среди неварской группы. Эта последняя группа может считать всех неваров в равной степени матвали, по сути помещая всех неваров из высшей касты в вайшья- варну , а неваров из низшей касты в число чистых шудр, но сами невары никогда не считали так, особенно среди высших слоев общества. каста неваров. [5] [13]
Историческое отношение к другим неварским непальцам
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что невары в целом делили неварских непальцев на три основные группы: Сае(н) , Кхае(н) , Марсья .
Монголоидных людей, которые, как правило, имеют тибетские связи, называют «саэ(н)». [10] Говорят, что этот термин произошел от старого неварского термина, обозначавшего тибетца или, по некоторым данным, лхасу . Этот термин также традиционно использовался как синоним тамангов , средой обитания которых были прилегающие районы Долины. Магары были в значительной степени связаны с захватчиками Горхали и получили статус, эквивалентный или аналогичный статусу Кхас Чхетри . Все остальные горные или горные монголоидные группы обычно имели бы кастовый статус, соответствующий «Саэ (н)».
горного племени Хас Для западного , которое в значительной степени было связано с захватчиками Горхали , термин Партия или Парбате, означающий горного жителя, используется в вежливом обращении. [1] Обычный термин, считающийся уничижительным, - «Кхае (н)», происходящий от их племенного обозначения Хас. Этот общий термин в некоторых контекстах относится только к подразделениям с высшим статусом западной группы Хас, бахунам ( Кхае(н) Барму) и Чхетри ( Кхе(н) ), но в других контекстах может также включать в себя подразделения с низким статусом (обычно неприкасаемые) профессиональные группы хасов, такие как Дамаи (портные), Сарки (сапожники и кожевники). [1] Кроме того, другие немонголоидные горные группы, которые могут иметь сомнительные исторические связи с Хасом, такие как Гайне , включены в состав Кхаэ (н).
Жители южных равнин Тераи , которых называют Марсья , что является разговорным искажением слова Мадхесия . Население Мадхесия имеет историю принятия населением Невара. Исторические записи показывают, что Брамин Майтил и Брамин Каньякубджа были приглашены различными королями Маллы в качестве своих королевских священников и советников. Широко распространено мнение, что нынешние раджопадхьяя-брамины являются потомками этих групп иммигрантов. [14] Точно так же королевские кланы Мадхеси , включая самих Малла, и их придворные касты, такие как Каястха , Хада , Чаухан , Чандель , Вайдхья , Раджпут и т. д., мигрировали в долину Катманду в 14 веке и правили как короли Малла и их знать, которые с тех пор объединились, чтобы сформировать нынешняя каста Чатарий (Кшатриев). [15] Исторические записи также свидетельствуют о том, что торговые, сервисные и неприкасаемые кланы с индийских равнин иммигрировали в долину Непала вместе со свитой королей Майтила и Маллы и со временем сами стали неварами. Некоторые из них включают Дусадх /Подхья, Джоги /Джуги/Капали, Дхоби /Дхоби, Мали /Малакар, Халвай /Раджкарникар, Тели /Мананхар/Саями, Кумхар /Кумха/Праджапати, Чамар/Чьяма и другие.
Для неварских брахманов Кхе Бахун и Четрис были приемлемы только для воды. Чатария и Панчтария принимали от них воду и всю пищу, кроме вареного риса и чечевицы. [4] Джьяпу и низшие чистые профессиональные группы получали от них воду, а также вареный рис и чечевицу. И наоборот, те группы хасов, которые были неприкасаемы для самих верхних групп хасов, были также неприкасаемыми и для неваров. Неварские брахманы обычно считали Саэ (н) неприемлемыми для воды. Чатарии и строгие панчтарии принимали от них воду (но не вареную и соленую пищу). [10] Большинство, но не все, Джьяпу принимали от них всю еду, кроме вареного риса и чечевицы. [16] Оставшаяся группа, ни Кхэ(н), ни Сае(н), не являются мусульманами и жителями Запада, и высшие уровни обычно считали их неприкасаемыми, а те, кто ниже их, - неприемлемыми для воды. [4]
Для высших каст Парбатия (бахунов и четрис) высшие дважды рожденные индуистские касты неваров (брахманы и чатарии, а иногда и панктарии) существовали в своего рода «отдельном, но параллельном» статусе Тагадхари по отношению к высшей касте Парбатия. [3] Все остальные касты подпадали под категорию «матвали», или групп, пьющих спиртные напитки. С точки зрения Хас Брахман-Чхетри, эта большая группа среднего ранга включает в себя оставшиеся неварские касты и другие тибето-бирманские народы. Члены этой группы являются осязаемыми и приемлемыми для воды. [14] Точно так же неварские неприкасаемые и явно неприемлемые для воды, но осязаемые группы также были неприкасаемыми или неприемлемыми для воды для кхас брахманов и четрис. [17]
Внутри каст
[ редактировать ]Индуистский невар
[ редактировать ]Раджопадхьяя брахманы
[ редактировать ]Раджопадхьяя Каньякубджа Брахманы находятся на вершине социальной иерархии индуистских неваров. Называемые «Дева Брахман» (Бог-Брамин) или в просторечии «Дьях Бадже» (Бог-Дедушка) или «Упадхьяя» (учитель), эти брахманы с фамилиями Раджопадхьяя, Шарма , Ачарья и другие служат семейными священниками ( пурохит) . ) в первую очередь индуистским кланам Срештха . Они также служат священниками ведических храмов в некоторых из наиболее важных храмов секты вайшнавов , включая Кришна Мандир и четыре кардинальных храма Вишну в долине Катманду; Чангу Нараян , Сеш Нараян, Бишанху Нараян и Ичанху Нараян. Они также служат главными священниками трех храмов Таледжу Бхавани , иста-деви Малласа, храма Кумбешвар и других. Раджопадхьяи говорят на языке невари и исторически были радж-пурохитами и гуру царей Личчави и Малла. Они заявляют, что произошли от брахманов Каньякубджа , одной из пяти Панча-Гауда , разделенных на четыре экзогамные линии передачи: групп североиндийских брахманов Бхарадвадж , Кошик , Гарга и Каундинья , и их история показывает их присутствие в долине Катманду еще в 4 веке нашей эры. Раджопадхьяи до сих пор сохраняют сильную традицию ведических ритуалов, примером чего являются, например, недавние Лакхома и Ашвамедха, исполненные при участии всего города Бхактапур. [18] Брамины стоят выше по кастовому статусу, чем царь, не потому, что они более могущественны, а из-за своего более высокого ритуального статуса. Брамины были такими же, как и все другие поставщики специализированных услуг, за исключением того, что они считались выше других по ритуальной чистоте. [5]
Майтиль-брамины и бхатта-брамины
[ редактировать ]Майтхил-брамины или в просторечии Тирхуте- брамины с фамилиями Джа и Мишра служат храмовыми священниками и позже присоединились к нации неваров, их население немного меньше, чем у раджопадхьяйских брахманов. В частности, эти майтильские брамины заявляют о своем происхождении со времени миграции короля майтил- карната Хари Симха Дева из Симраунгада в 1324 году нашей эры вместе с другими известными кланами, такими как чатарии. Некоторые также утверждают, что произошли от тех брахманов, которые приехали в Непал еще в 17 веке нашей эры в качестве уважаемых гостей и королевских священников королей Малла. Они говорят на невари, следуют большинству неварских традиций, а также служат храмовыми священниками и пурохитами в некоторых неварских кастах среднего ранга. Бхатта-брахманы также являются гораздо более поздним дополнением к социальной структуре Катманду, происходящим из Махараштры и Гуджарата . В частности, говорят, что король Пратап Малла пригласил этих священников к себе при дворе, поскольку они были высокообразованными и специализировались в Тантре . Со временем они начали работать священниками в менее важных храмах, но так и не интегрировались в существующие классы брахманов. Также существует отдельный класс Панча-Дравида Бхатта Брамины, которые являются главными священниками храма Пашупатинатх и не имеют отношения к этим Бхаттам.
В отличие от раджопадхьяйских брахманов, большинство неваров не считают майтхилов и бхатта-брахманов истинными неварами или своими неварскими браминами и присваивают им более низкий кастовый статус, чем раджопадхьяи. [18] Майтхил и бхатта-брамины не считают себя «истинными» неварами еще и потому, что, в отличие от раджопадхьяев, они утверждают, что прибыли в долину Непала гораздо позже и всегда поддерживали супружеские и церемониальные связи (как в случае с майтхил-браминами). ) с Тераи , никогда полностью не интегрировавшиеся в социальную структуру Неваров. [4]
Шриштха
[ редактировать ]Срештха или в просторечии Сья:сья - это группа, занимающая второе место среди шивамарги (индуистских) неваров. Это наиболее доминирующая каста неваров, включающая старую аристократию невари, а также традиционные землевладельческие и торговые семьи. [3] Внутри шрестх есть три иерархически ранжированные традиционно эндогамные группы, которые описывают себя как i. Кшатрия или в просторечии Чатария , ii. Панчтария и iii. Чартхария . Среди них только чатария и панчтария являются двумя исторически признанными и известными социальными классами среди самих срештхов. [3] Несмотря на варнские и эндогамные кастовые различия между Чатхарией и Панчтарией изнутри, не-срештхи часто склонны видеть их снаружи как единую составную единицу. Они наделяют обе группы коллективным статусом «Шритха» или «Сья:сья» из-за их общего социокультурного и классового идентификатора, а также принадлежности к высшей касте как главного землевладельца/покровителя индуистской группы.
- Чатария или иногда сокращенно Чатхари - это аристократические срестхи высшей касты, и кланы внутри этой группы соответствуют кшатрийским варнам и заявляют о своем происхождении от домов Сурьяванша , Чандраванша и Агниванша царей-кшатриев с юга, большинство из которых вошли в долину Непала . с приходом мусульманских завоевателей на Индийский субконтинент в 11-13 веках, и действительно, многие из них ведут свои корни от королевской семьи Малла и Карната или знати в эпоху Малла. [3] Многие ученые утверждают, что местный термин «Чатхария» является искажением слова «Кшатрий», традиционного воина и правящего класса традиционных индуистских обществ. Они составляли ядро правящего, административного и дворянского класса долины Непала до упадка династии Малла в 18 веке. Они обычно не называют себя «Шрестха», а скорее используют свои семейные или клановые титулы, основные из которых — Прадхан , Малла , Прадхананга, Аматья, Джоши , Кармачарья, Хада , Вайдья , Маскей , Раджванши, Раджбхандари , Немкул, Раджлават, Кайастха и др. [4] [19] Все эти кланы в настоящее время имеют статус кшатриев, имеют ряд экзогамных линий и готр и заключают между собой смешанные браки.
Кроме того, Чатхария и Раджападхьяя Брахманы - единственные две касты Неваров, имеющие право носить священный шнур (Джанеу) во время церемонии упанаяны, и им присвоен статус тагадхари в более широкой непальской социальной среде. [7] Входящие в число Чатарьев Ачарья или Ачаджу (альтернативно Кармачарья, Гуруачарья) и Джоши занимают видное и уважаемое положение в неварском обществе как специалисты по ритуалам и священники-небрамины. Кармачарьи служат традиционными тантрическими священниками Таледжу, божества-хранителя королей Маллы, а также различных других тантрических храмов долины Катманду. Они также служат помощниками священников Раджопадхьяев в ритуальных церемониях, таких как церемония Шраддха Чатхарий и Панчтарий. [20] Джоши служат астрологами, а также помощниками жрецов-небрахманов в различных ритуальных функциях. Несмотря на свою профессиональную работу, связывающую их со священнической, хотя и неведической, работой, как Кармачарьи/Ачаджу, так и Джоши, тем не менее, считаются «деградировавшими» браминами из-за отсутствия у них брахманских представлений и ритуально падают как кшатрии и, следовательно, вступают в брак с другими чатариями. .
- Панчтария - это люди из разных экономических и социальных слоев, особенно из успешных торговых и коммерческих семей. Хотя чатарии традиционно считали их принадлежащими к вайшья-варне и избегали супружеских связей с ними, сами пачатарии, а также те, кто стоял ниже в иерархии, не отличали их от чатарий и, следовательно, рассматривали панчтарий как часть более крупного класса шрестха. следовательно, среди кшатрийских варн это, однако, оспаривается самими чатариями, а также раджопадхьяйскими брахманами. [18] В отличие от чатарий, которые обычно пишут свои конкретные названия кланов, Панчтария Шрестха обычно предпочитают писать «Шрестха» вместо традиционных названий семейных кланов, которые указывают на их конкретные занятия. Панчтарии также включают срештхов из традиционных торговых городов, таких как Тими , Дхуликхель , Банепа , а также за пределами трех королевских городов: Катманду, Патан, Бхактапур. В эту касту также входят те кланы и семьи Чатария, чей кастовый статус был понижен в результате смешанного потомства или других средств, которые фактически понизили кастовый статус Чатарии. Высшие кланы Чатхарии также рассматривали Панчтарию как эффективный буфер между собой и теми, кто происходит из эффективных гипергамных традиций многих групп с более низким статусом, которые могут хотеть быть принятыми в статусе Срештха.
- Чартхария Шрестха даже понижены в социальном статусе и состоят из людей, не принадлежащих к Срестхе, которые пытаются подражать или установить статус Шрестхи (Чатхария и Панчтария), притворяясь своими нормами или просто, во многих случаях, просто принимая общую фамилию, обозначающую касту. например «Шреста» или, в других случаях, Джоши , «Сингх», «Ачаджу» или «Прадхан». Панчтария и особенно Чатария отвергают подобные претензии и предотвращают кастовую эндогамию и общность с такими группами. [4] Для этих исторически сложившихся высших рангов Шрестхи усилия Чартхарии остаются непризнанными и, следовательно, не причисляются к группе Шрестха. [19]
Джьяпу
[ редактировать ]Группа Джьяпу , состоящая из нескольких подкаст или кланов — Махарджан, Дангол, Авале, Сувал, Нгахуси, Дувал, Сингх, Кумха/Праджапати, Кхуса/Тандукар и т. д. и составляют около 45% всего населения Невара. [7] Исключительные религиозные предпочтения в значительной степени исчезают из этой профессиональной касты, состоящей из людей, которые численно составляют большинство населения среди неваров — фермеров и земледельцев — и все вместе называются джапу . Заметным исключением из религиозного синкретизма являются бхактапурские джапу, которые сохраняют свою исключительную принадлежность к индуизму и приглашают Раджападхьяю в качестве своего пурохита, тогда как большинство джапу в Катманду и Лалитпуре приглашают Ваджрачарью. Джьяпу буквально означает «компетентный работник» на языке непала бхаса . Они внесли значительный вклад в развитие непальского общества и считаются основой неварского сообщества. Считается, что они являются истинными потомками различных коренных поселенцев долины Катманду — Личависа , Ахирса , Кираты , Гопаласа. Среди прочего, в период Маллы джьяпу были превращены в классовую кастовую категорию шудр. [3] Но джапу оставались едиными и никогда не позволяли поставить себя в положение крепостного права или рабства, как это было вынуждено сделать многие неиндуистские племена на равнинах. У них была долгая история и сильная внутренняя социальная организация. На протяжении поколений они контролировали важные средства производства, а именно сельскохозяйственные угодья. Джьяпу — одни из самых прогрессивных фермеров Непала. Сегодня джапу преуспели в том, чтобы оказаться в центре неварского общества, отчасти благодаря растущей популярности дискурса коренных адиваси . Сегодня они считают себя самыми настоящими неварами, воплощением своего общества и культуры. Через свои общественные организации они все чаще высказываются от имени всех неваров. [21]
Эк-тария
[ редактировать ]Кастовые группы эк-тария включают более 12 специализированных наследственных профессиональных кастовых групп, которые также исповедуют синкретическую индуистско-буддийскую религию. [22] Саями (Манандхар), Кау (Накарми), Нау (Напит), Читракар , Ранджиткар , Кхуса (Тандукар), Балами и другие. Ниже по кастовой иерархии такие кастовые группы, как Хаджи/Шахи, Дхоби (Раджак), Капали, Дом/Кулу, Подхья и Чама-кхала, ранее считались «неприемлемыми для воды» или «неприкасаемыми» группами, частью социально и экономически маргинализированные группы со своими собственными священниками, ритуалами и отдельной культурой. [7]
Буддхамарги
[ редактировать ]Точно так же касты Буддхамарги можно разделить на четыре основные группы, а именно. Губхаджу-Баре, Урай, Джьяпу и Эктария . Из этих четырех групп первые две составляют ядро Буддхамарги Неваров.
Губхаджу-Бари/Банда
[ редактировать ]Губхаджу -Баре/Банда состоит из двух подгрупп: Губхаджус или Ваджрачарьи («Мастер Алмазного [Пути]», т.е. тантрический наставник) и Барес или Шакья, ранее называвшиеся Шакьябхикшу («Буддийский монах») или Шакьявамша («из линия Шакья, то есть линия Будды»). Ваджрачарьи и Шакья составляют жреческих функционеров.
Ваджрачарьи занимают вершину иерархии среди неваров Буддхамарги. [3] Это пурохиты или семейные священники. Особую подгруппу губхаджу называют Буддхачарья, они являются традиционными священниками храма Сваямбунатх , самого священного храма Буддхамарги. Шакьев, стоящих рядом с Ваджрачарьями в кастовой иерархии, также можно назвать жрецами Вихар. [19] Наряду с Ваджрачарьями, Шакья имеют право наследственного членства в бахах или вихарах . Однако, хотя исключительным занятием Ваджрачарьев является священство, Шакья следуют наследственной профессии ювелиров.
Урай
[ редактировать ]Урай или Удас состоит из девяти основных подгрупп, а именно Туладхар , Баниа , Кансакар , Тамо (Тамракар), Стхапит, Шихракар, Силакар, Селалик, Синдуракар и т. д. Группа урай/удас состоит из каст потомственных купцов и ремесленников. [23] Говорят, что имя «Урай» произошло от санскритского термина «упасака», что означает «набожный мирянин». Они являются видным сообществом в деловой и культурной жизни Катманду и сыграли ключевую роль в развитии торговли, промышленности, искусства, архитектуры, литературы и буддизма в Непале и Гималайском регионе. [24] Некоторые Удаса, такие как Туладхары , являются одними из самых преуспевающих и богатых людей в Непале и раньше имели имущественные интересы в таких местах, как Лхаса , Дарджилинг , Калимпонг и различных других торговых центрах за пределами Непала. Они были основными перевозчиками торговли между Непалом и Тибетом . [7]
Брачные обычаи
[ редактировать ]Брак, как правило, патрилокальный и моногамный . Родители традиционно устраивают браки для своих сыновей и дочерей, хотя с модернизацией непальского общества все больше молодых людей выбирают себе партнеров самостоятельно.
Среди шрестхов, поскольку они подразделяются на две основные подкасты: высшую чатарию и низшую панктарию, брачный партнер также должен быть из того же уровня. Индийские высшие касты раджопадхьяи и чатарии также стараются избегать «са -готра браков »; выйти замуж за человека той же готры или рода. Традиционные семьи также получают советы от семьи Джётиши/Джоши по гороскопа составлению . Для большинства неваров партнеры должны принадлежать к разным группам происхождения внутри одной касты. [19] В некоторых районах соблюдается правило «семи поколений» происхождения; членам, входящим в группу общего происхождения, состоящую из семи поколений, запрещено вступать в смешанные браки.
Буддийские невары, живущие в баха — жилом четырехугольнике вокруг центрального двора с буддийскими святынями и храмами — считают себя представителями простого происхождения, поэтому смешанные браки являются табу.
Кастовые группы
[ редактировать ]Ниже приведен список из более чем 24 каст неваров, их подкастовых групп и кланов, а также их традиционные занятия и наиболее распространенные фамилии на соответствующих иерархических позициях. Также указано приблизительное процентное соотношение представителей основных каст неваров, отобранных в долине Катманду. [25] [26] [27] [28]
Каста (поездка) | Традиционное занятие | Названия кланов (кул) или фамилии (тар) | Примечания |
---|---|---|---|
1. Брахман Шивамарги (1%) | Индуистская семья Пурохит и ведического храма священники | Раджопадхьяя , Шарма , Ачарья | Называемые Дхья Баджья или Дева Брахман , храмовые священники и семейные священники, в основном индуистские шрешты долины. |
2. Чатария (Кшатрий) Срештха Шивамарги (9%) | также Тако/Тхакур (из династической линии Малла и знати) Чатария (дворянские, придворные и административные кланы) Чатхари / Кшатри / Асал-срестха (королевские и аристократические кланы, включая астрологов и священников- шактов ) | Малла , Прадхананга, Прадхан , Патраванши, Рагхуванши , Раджбанши и т. д. | Называется Тако/Тхакури , из Маллы - Карнатского происхождения, королевской семьи/дворянства. |
Ратор / Аматья, Раджбхандари , Раджкул, Рават, Онта / Ванта, Вайдья , Маске , Матема, Тимила, Мулми, Немкул, традиционный статус Чатарии Шреста из Патана и т. Д. | Аристократические кланы, Махапатры придворные | ||
Джоши , Дайвагья (Дайвагья) | Астрологи, также традиционно придворные; Кшатрии - статус потомков от браков вдов-брахманов. | ||
Другие чатарии из Бхактапура - Раджбхандари (Бхадель, Бхандари, Дхаубхадель), Ратор (Гванга/Гонгол, Аматья, Уджатачхен, Пия, Мулеппати, Мул), Чаухан ( Хада / Биджукчхе), Чандел (Маски, Дхонджу, Джончхен, Мунанкарми , Паликхель) , Каястха (Касаджу) и т. д. | Придворные и администраторы | ||
Кармачарья, Гурувачарья Катманду | Называемые Ачарджу (Ачарья-джью) , кшатрии со статусом тантрических священников и потомков браков Брахман-Срештха. | ||
3. Панчтария (Вайшья) Срештха Шивамарги (12%) | Индуистские торговцы и администраторы | Кармачарья/Ачаджу, Шивачарья (Тини) из Бхактапура | Тантрические священники |
Мака/Макаджу, Мадхи:ками, Дхаубанджар, Батас, Бхадра, Чуке, Какшапати, Колакшапати, Банепали, Сонепа, Деоджу, Сахукхала, Саху, Сакха, Улак и т. д. | Торговцы и купцы; Панчтарии Бхактапура | ||
Багха: (половина) Шреста, Баде Шреста, Тапа Шреста | Панчтария Шрестас из Тими; Потомки союзов Чатария и не-Чатария помещены в Багха: Шреста. | ||
Малла Хачара, Тхаку, Раджлават | Малла смешанных кастовых союзов; Тхаку - потомки пре-Маллы Вайшья-Тхакури. | ||
Бхандари/Бхари/Талчабхадел из Чангу , Шреста из Банепы , Дхуликхель , Долакха , Панаути | Торговцы и купцы | ||
1. Я понял 2. Банда/Бареджу Буддхамарги (11%) | Губхаджу (буддийская семья пурохит ) Бареджу (священники буддийского храма), мастера | Ваджрачарья | Называется Губхаджу или Гуруджу ; семейные священники буддийских неваров; также храмовые священники |
Шакья | Называется Барежу ; Храмовые священники и традиционные мастера по золоту и серебру. Подкланы включают Дхакву, Буддхачарью, Бхикшу. | ||
3. Урай , Удас Буддхамарги (4%) | Буддийские торговцы, ремесленники/ремесленники из Катманду | Туладхар | Торговцы |
Баня | Торговцы | ||
Сика:ми (Стапит) | Столяры, плотники, каменщики | ||
Тамот/Тамракар | Медники | ||
Кансакар | Бронзовые мастера | ||
Сикракар | Кровельщики | ||
Шилпакар | Резчики по дереву, статуэтки | ||
Селалик | Кондитеры | ||
Шилакар | Резчики по камню | ||
4. Пенгу Да («четыре» группы) (3%) | Ремесленники/ремесленники из Патана | Вчера | Медные мастера, которых местные жители называют Тамо , индуисты, в отличие от Удаса Тамракара из Катманду. |
Раджкарникар / Халвай | Сладости, местные жители которых называют Марикахми , производители Матха Рот во время Маха Самьек Дана. | ||
Стхапит/Барахи или Кастакар/Шилпакар | Плотники, которых местные жители называют Сиками ; Барахи — Рато Матсьендранатха. строители колесниц | ||
Шилпакар или Шилакар | Каменщики и резчики по дереву, которых местные жители называют Лвахакахми. | ||
5. Джьяпу (~44%) | Фермеры | 5.1 Махарджан , Дангол | Большинство населения проживает в Катманду , Лалитпуре , Бунгамати , Киртипуре. |
5.2 Сингх , Сувал, Нгахуси, Басукала, Десар, Коджу, Лаваджу, Макаю, Дхоладж, Кхэмали, Лагхуджу, Яками, Чагути, Мугути, Лагеджу, Думару, Твати, Ачаджу, Бьянджу, Раджтала, Дисемару, Чагути, Такубанджар, Ханчету, аваджу , Раджбахак, Галаджу, Бхеле, Бхуйо, Басуджу, Кичаджу, Чхукан, Харбуджа, Куси, Гаямасу, Туканбанджар, Джати и т. д. | Большинство населения в Бхактапуре ; Индуистский Джьяпус | ||
5.3 Кумхар, Праджапати , Кумах | Гончары, большинство населения в Тими | ||
5.4 Гопали, Сапу, Баялкоти | Пастухи и земледельцы из Танкота и Тистунга , потомки династии Гопалов и технически считающиеся «первыми» неварами. | ||
5.5 Сайт | Каменщики и производители кирпича | ||
5.6 Шилпакар | Резчики по дереву и ремесленники | ||
5.7 Лохаками | Резчики по камню | ||
6. Хуса | паланкина Носильщики | Тандукаар | |
7. Ваш | Парикмахеры | Напит | Проведение ритуалов очищения Дева-Брахмана — Джьяпу- джатс. |
8. Лишайник | Художники | Читракар | Художники различных божеств, домов и храмов. |
9. Ты | Кузнецы | Накарми | Производители железного оборудования. |
10. Гату/Клэй | Садовники | Банмала, Мали , Малакар | Поставщики цветов для поклонения |
11. Тепе | Культиваторы | Бьянджанкар, Тепе из Лалитпура | |
12. Духим/Путувар | Перевозчики | Путувар, приди | |
13. Саями (3%) | Маслопрессы | Манандхар, Саями | А также виноделы |
14. Валаам | Фермеры | Валаам | Фермеры с западных окраин долины |
15. Пахари | Фермеры | Пахари, Нагаркоти, Непальский | Фермеры с окраин долины |
16. Деньги | Носители похоронного факела | Деньги | |
17. Меч | Красильщики | Ранжиткар , Ранджит | |
18. Бха | Специалисты по ритуалам для индуистских неваров | Каранджит | Также называется «Махабрахман» или «Претабрахман». |
19. Юги/Кусле (1%) | Музыканты и специалисты по ритуалам смерти | Офф , Госейн | Потомки Канпхата Дашнами секты |
20. Ная/Касаин (3%) | Мясники и музыканты | Хаджи, Шахи | Поставщик ритуалов очищения для джатов ниже Джьяпу. |
21. Дхоби /Король | Прачки и портные | Сангат, Раджак, Каннауджия | |
22. Башня/Дом | Барабанщики и кожевники | Кулу, Кармакар, Бадьякар | |
23. Про/Поде (2%) | Рыбаки, дворники, традиционные палачи | Поде, Деула, Пуджари, Деупала | |
24. Чьямахала/Чамаха(р) | Подметальные машины | Чьяме, Непальский, Джалари |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Велптон 2005 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с Harris et al. 1964Харрис и др. 1964
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Геллнер 1986 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Леви 1990 .
- ^ Jump up to: а б с Фишер 1978 , с. 487.
- ^ Баснет, Радждип; Рай, Нирадж; Таманг, Ракеш; Авасти, Нагендра Прасад; Прадхан, Иша; Параджули, Паван; Кашьяп, Дипак; Редди, Алла Говардхан; Чаубей, Гьянешвер; Дас Манандхар, Кришна; Шреста, Тилак Рам; Тангарадж, Кумарасами (15 октября 2022 г.). «Матрилинейное происхождение непальского населения» . Генетика человека . 142 (2): 167–180. дои : 10.1007/s00439-022-02488-z . ISSN 0340-6717 . ПМИД 36242641 . S2CID 252904281 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Народ Непала - Дор Бахадур Биста
- ^ Фюрер-Хаймендорф, Кристоф фон (1956). «Элементы неварской социальной структуры». Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии . 86 (2): 15–38. дои : 10.2307/2843991 . JSTOR 2843991 .
- ^ Мюллер-Бёкер, Ульрике (1988). «Пространственная организация кастового общества: пример неваров в долине Катманду, Непал» (PDF) . Горные исследования и разработки . 8 (1): 23–31. дои : 10.2307/3673403 . JSTOR 3673403 . S2CID 130028094 .
- ^ Jump up to: а б с д Доктор Камаль П. Малла . «Пережитки тотемизма в неварском обществе» . kpmalla.com.
- ^ Джузеппе, отец (1799). Счет Королевства Непал . Лондон: Вернор и Худ. п. 308. Архивировано из оригинала 16 октября 2015 года . Проверено 2 июля 2015 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Ачарья, Бабурам (1969). Непал, невар и язык невари . Регми Рисерч (Частная) Лтд. 13.
- ^ Бал Гопал Шрестха. «Касты среди неваров. Дебаты между Колином Россером и Декланом Куигли о статусе Шресты» . Академия.edu . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Хёфер 1979 , с. 140.
- ^ Койрала, Бхаскар (19–25 июля 2013 г.). «Влияние Митхилы Бхактапура» . № 665. Хималмедиа Пвт Лтд.
- ^ Хёфер 1979 .
- ^ Мюллер-Бекер, Ульрике (1988). «Пространственная организация кастового общества: пример неваров в долине Катманду, Непал» . Горные исследования и разработки . 8 (1): 23–31. дои : 10.2307/3673403 . ISSN 0276-4741 . JSTOR 3673403 . S2CID 130028094 .
- ^ Jump up to: а б с Витцель 1976 .
- ^ Jump up to: а б с д Шакья 2000 .
- ^ Фишер 1978 .
- ^ Тоффин 2014 .
- ^ «Мезокосм» . публикация.cdlib.org . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Льюис 1995 , с. 47.
- ^ Смит 2001 , с. 88.
- ^ Велптон 2005 , с. 9.
- ^ Адаптировано из Россера Колина, «Социальная мобильность в кастовой системе неваров», стр. 68–139, в, Фюрер-Хаймендорф К., изд. (1966), Каста и родственники в Непале, Индии и Цейлоне: антропологические исследования в зонах индуистско-буддийского контакта . Лондон и Гаага: Публикации Востока-Запада, стр. 85–86. ISBN 9780856920196 .
- ^ Грив, Грегори Прайс (май 2009 г.). «Неварское общество: город, деревня и периферия. Жерар Тоффен. Лалитпур, Непал: Himal Books. 2007. 443 стр. 790 рупий (бумага)» . Журнал азиатских исследований . 68 (2): 661–662. дои : 10.1017/S0021911809001132 . ISSN 1752-0401 .
- ^ Гурунг 2000 , с. 39.
Источники
[ редактировать ]- Фишер, Джеймс Ф., изд. (1978). Гималайская антропология: индо-тибетский интерфейс . Мутон. ISBN 978-9027977007 .
- Геллнер, Дэвид Н. (1986). «Язык, каста, религия и территория: идентичность неваров древняя и современная» . Европейский журнал социологии . 27 (1). КУБОК: 102–148. дои : 10.1017/S0003975600004549 . S2CID 143525730 .
- Гурунг, Пунам (2000). Таблица 1. Кастовая система неваров в соответствии с иерархическим положением, 2000 г. (PDF) . БУНГАМАТИ: Жизненный мир неварского сообщества, исследованный через природную и социальную жизнь воды (магистр философии). Факультет социальных наук Бергенского университета, Норвегия. п. 39.
- Харрис, Джордж Л.; Гидденс, Джексон А.; Люкс, Томас Э.; Мюленберг, Фредерика; Ринц, Фрэнсис Чедвик; Смит, Харви Х. (1964). Справочник армии США по Непалу (с Сиккимом и Бутаном) . Вашингтон, округ Колумбия: Американский университет.
- Хефер, Эндрю (1979). Кастовая иерархия и государство в Непале: исследование Мулуки 1854 года . Кхумбу Химал. Инсбрук: Университетское издательство Вагнера. ISBN 978-3703000669 .
- Леви, Роберт И. (1990). Мезокосм: индуизм и организация традиционного неварского города в Непале . Издательство Калифорнийского университета / Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120810389 .
- Льюис, Тодд Т. (1995). Дэвид Н. Геллнер; Деклан Куигли (ред.). 2 буддийских торговца в Катманду: рынок Асан Тва и общественная организация Урай . Оксфордские исследования в области социальной и культурной антропологии. Оксфорд: Кларендон. ISBN 978-0198279600 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Шакья, Анил М. (2000). Неварский брак и родство в Катманду, Непал (PDF) (доктор философии). Департамент гуманитарных наук Университета Брюнеля.
- Смит, Э. Джин (2001). Среди тибетских текстов: история и литература Гималайского нагорья . Исследования индийского и тибетского буддизма. Публикации мудрости. ISBN 978-0861711796 .
- Тоффен, Жерар (5 декабря 2014 г.). Возникновение крестьянской касты . Катманду Пост. Архивировано из оригинала 8 июня 2016 года.
- Велптон, Джон (2005). История Непала . ЧАШКА. ISBN 978-0521804707 .
- Витцель, Майкл (1976). «Об истории и современном состоянии ведической традиции в Непале» (PDF) . Васудха . XV (12). Катманду: Издательство Гарвардского университета: 17–24, 35–39.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с кастовой системой неваров , на Викискладе?