Jump to content

Пратап Малла

Пратап Малла
Король Пратап Малла во время молитвы, акварель на многослойной бумаге, 17 век.
Король Кантипура
Царствование 1641–1674
Предшественник Лакшми Нарасимха Малла
Преемник Нрипендра Малла
Рожденный 1624
Умер 1674
Проблема
Имена
Джая Пратап Малла
Династия сетка
Отец Лакшми Нарасимха Малла
Религия индуистский
С лампой в руке Пратап Малла смело входит в Сантипуру в поисках тантры, деталей, акварелей на многослойной бумаге, Катманду, 17 век.

Пратап Малла (1624–1674 гг. Н.э.) был королем Маллы и восьмым королем Кантипура с 1641 года до своей смерти в 1674 году. Он попытался объединить долину Катманду, завоевав Лалитпур и Бхактапур, но это ему не удалось. Ему удалось расширить и защитить границы Кантипура, и он отвечал за монополию в торговле с Тибетом. Возникшее в результате процветание привело к строительству большинства зданий вокруг площади Дурбар во время его правления. Его правление считается культурным и экономическим достижением династии Малла.

Пратап Малла, играющий на лютне , и его королева в нише над Хануман Дхока. воротами дворца

Статуя Пратапа Маллы находится на колонне, обращенной к дворцу на площади. Его изображение также можно увидеть в нише над воротами дворца Хануман Дхока . В нише над воротами изображен Кришна в его свирепом тантрическом аспекте, в окружении более нежного, влюбленного Кришны, окруженного гопи , а также короля Пратапа Маллы, играющего на лютне, и его королевы.

Он родился у своей матери по происхождению Майтхали и отца по происхождению Малла Лакшми Нарасинха Малла. Даже когда его отец был жив, Пратап Малла имел опыт управления. Он заключил в тюрьму своего отца по причине безумия и сел на трон в 1641 году нашей эры. Он был очень амбициозным королем. [1]

Брак и дети

[ редактировать ]
Партибендра Малла, сын Пратапа Маллы, правил Катманду с 1680 по 1687 год нашей эры.

У Пратапа Маллы было две королевы: первая была женщиной Майтхали из Южного Непала , а вторая — сестрой Зил-гнона дбанг-ргьяла рдордже, выдающегося тибетского буддийского гуру, который служил ему советником. [2] Некоторые современные историки дали ему репутацию непристойного человека, держащего гарем. Он также предположительно изнасиловал девственницу, что в конечном итоге привело к ее смерти. Говорят, что Пратап Малла настолько раскаялся в этом поступке, что захотел освободить себя от своих грехов и посоветовался по этому поводу с мудрыми и образованными людьми. Следуя их предложениям, он установил в Пашупати сотни лингамов и установил собственную статую вместе со своими двумя царицами. Он также исполнил Коти Хом , взвесил золото на одних весах, а себя на других и раздал его на благотворительность. В ознаменование этого события он также установил столб у южных ворот Пашупати и устроил пастбище неподалеку. [3]

У Пратапа Маллы было пять сыновей: Бхупендра Малла, Чакрабартендра, Нрипендра, Махипатендра и Партибендра. Он хотел, чтобы его сыновья имели опыт управления страной еще при его жизни. С этой целью он заставил их править страной по очереди в течение одного года. Но, к сожалению, его второй сын Чакрабартендра Малла умер на следующий день после того, как он взял на себя управление страной. [4]

Отношения с Лалитпуром и Бхактапуром

[ редактировать ]

Он часто боролся с Лалитпуром и Бхактапуром за присоединение их к своему королевству, но безуспешно. Он пытался настроить царей Лалитпура и Бхактапура друг против друга. Иногда он вставал на сторону Бхактапура и представлял угрозу для Лалитпура. Иногда он принимал сторону Лалитпура и нападал на Бхактапур. Его главной целью было присоединить Лалитпур к Катманду. Но его цель не была достигнута, поскольку король Лалитпура имел в качестве союзника короля Горкхи Рам Шаха. Более того, Шри Нивас, сын Сиддхи Нара Сингхи, не уступал Пратапу Малле в храбрости и дипломатии. В 1634 году нашей эры, когда Сиддхи Нара Сингха Малла занимался совершением Коти Хома , Пратап Малла, воспользовавшись случаем, совершил внезапное нападение на Патан и завоевал некоторые важные со стратегической точки зрения места. Дамбар Шах, сын Рам Шаха, прибыл с отрядом, чтобы помочь Сиддхи Нара Сингху Малле, но его войска были задержаны и разбиты. Пратап Малла доставил много хлопот Нарендре Малле, царю Бхактапура. Он заставил Нарендру Маллу отдать ему дань уважения в виде слонов. Позже он снова встал на сторону Шри Ниваса Маллы и осадил Бхактапур. Он ограбил Бхактапур и унес много ценностей. Но когда Лалитпур встал на сторону Бхактапура, Пратап Малла подписал договор с Бхактапуром. [5]

Меценатство в области искусства и литературы

[ редактировать ]
Кабиндрапур, построенный Пратапом Маллой.

Пратап Малла был любителем литературы. Он сам был поэтом. Он дал себе титул «Кавиндра». Кавиндра означает «Царь поэтов». Он был терпим ко всем религиям. Он увлекался строительством храмов. Он установил изображение Ханумана возле своего дворца. С тех пор дворец называется «Хануман Дхока». Кроме того, он построил храм Кришны с изображением Кала Бхайрава перед Хануманом Дхокой и храм Гухешвари. Он предложил золотой зонт храму Пашупатинатх . Он очень уважал буддизм . Он представил Сето Мачхиндранатха Джатру.

Пратап Малла умер внезапной смертью. Наблюдая за религиозным танцем Харисиддхи, он упал без сознания и умер. Проправив 33 года, он умер в 1674 году. Во время его правления в течение тридцати трех лет (с 1641 по 1674 год нашей эры) дома царили мир и процветание и не было никакой опасности извне. Торговля с Индией и Китаем способствовала процветанию Непала. Процветали искусство и литература. Короли Бхактапура, Лалитпура и других соседних королевств не осмелились вторгнуться в Кантипур. Подобно тому, как мусульманская культура достигла своего расцвета во времена Шах-Джахана, непальская культура достигла своего расцвета во времена Пратапа Маллы. [6]

Отношения с Тибетом

[ редактировать ]
Слева: Одежда знатных женщин Тангутского королевства. В центре: Одежда женщин возле Кути, столицы королевства Некбал. Справа: Платье Королевства Некбал. Из «Китайских иллюстраций».

XVI и XVII века были решающим периодом в отношениях между Непалом и Тибетом. К 1600 году Тибет находился в состоянии почти хаоса в результате борьбы между конкурирующими буддийскими сектами и более фундаментального регионального конфликта между двумя центральными тибетскими провинциями, Лхаса и Шигадзе политическими центрами которых являются . Могущественная фигура Пятого Далай-ламы , главы секты Гелугпа (желтых) тибетского буддизма , постепенно приобрела контроль, как духовный, так и светской, над Тибетом в первой половине 17 века при ценной помощи хошотских монголов. . [7]

В этот критический период два амбициозных короля, Рам Шах из Горкхи (1606–1633 гг.) и Пратап Малла из Кантипура, воспользовались слабостью Тибета, чтобы захватить контроль над жизненно важными пограничными районами, через которые проходила большая часть трансгималайской торговли. Вторжения Рам Шаха в Тибет произошли ближе к концу его правления, вероятно, с 1625 по 1630 год, после того как он завоевал промежуточную территорию между Горкхой и районом Киронг в Тибете. Первые силы вторжения Горхали были разбиты, а отрубленные головы двух командиров были отправлены Панчен-ламе в Шигадзе. Рам Шах повел другую армию в район Керонга, разбил тибетцев при Хинчоге и продвинулся до Кукургата. Он достиг соглашения с тибетцами, согласно которому граница между Горкхой и Тибетом была проведена в Кукургате, что дало Рам Шаху контроль над одним из основных каналов сообщения между Непалом и Тибетом. [7]

Это представляло серьезную проблему для торгового сообщества Катманду, которое обычно использовало маршрут через Киронг в своей торговле с Тибетом. Пратап Малла решил не бороться напрямую с правителем Горкхи за контроль над Керонгом, а вместо этого стремился взять под свою власть второй крупный торговый путь, через Кути. Армия под командованием его брата Бхим Маллы была отправлена ​​в Кути в 1630-х годах, а затем в период между 1645 и 1650 годами. Во втором случае Бхим Малла захватил приграничный район и продвинулся на некоторое расстояние в сторону Шигадзе, прежде чем его встретили представители Далай-ламы, с которыми он вел переговоры о мирном урегулировании. [7]

Вкратце условия этого договора заключались в следующем: [7]

  1. Катманду получила совместную с Тибетом власть над приграничными городами Кути и Керонг.
  2. Торговому сообществу невари в долине Катманду было разрешено основать 32 торговых дома в Лхасе.
  3. Суду Катманду было предоставлено право направить представителя (Найо) в Лхасу.
  4. Тибет согласился не взимать никаких сборов и таможенных пошлин с торговцев-невари, занимавшихся торговлей с Тибетом.
  5. Тибет пообещал ежегодно производить Катманду символический платеж золотом и серебром.
  6. Было решено, что Непал будет чеканить монеты для Тибета; Тибет будет использовать эти монеты внутри страны и либо предоставлять серебро, необходимое для их чеканки, либо платить за непальские монеты золотом.
  7. Тибет согласился, что вся торговля с Индией, даже если она будет вестись не только купцами-невари, будет осуществляться через долину Катманду, а не маршрутам на восток (т. е. через Сикким, Бутан или Тованг).

Благодаря договору купцы долины Катманду получили фактическую монополию на прибыльную торговлю между Индией и Тибетом, а также право распространить свою коммерческую деятельность на Лхасу. Король Катманду также получил значительную прибыль от процесса чеканки монет для тибетского правительства, поскольку он вычитал определенный процент серебра, предоставленного Лхасой, в качестве платы за эту услугу. Эти непальские монеты, получившие название «Махендрамалли», были единственной валютой, находившейся в обращении на территории Тибета более столетия. [8]

Европейские посетители

[ редактировать ]
Левый и Центр. Платье Королевства Некбал. Верно. Северный татарин. Из «Китайских иллюстраций».

В 1661 году Пратап Малла, тогдашний король Катманду, Альберта д'Орвиля и Иоганна Грюбера с распростертыми объятиями принял в долину – бельгийца и австрийца. Они посещали Катманду из императорской китайской обсерватории в Пекине через Лхасу в поисках сухопутного пути в Индию . Он дал им разрешение проповедовать новую религию, но, не дожидаясь разрешения на постоянное пребывание, они уехали в Агру , штаб-квартиру Тибетско-Индустанской миссии в Индии. Они определили, что широта Катманду равна 27 дюймов 5 футов, что на 37 футов меньше, а фактическая широта составляет 27 дюймов 42 футов.

В «Китайских иллюстрациях » Афанасия Кирхера , где описан отчет об их путешествии, европейцам дано самое первое описание Непала. Несмотря на хорошее гостеприимство, проявленное королем, в книге появляется следующая нелестная картина Непала во времена правления Пратапа Маллы:

Из Нести шесть дней пути до Кадменду, столицы королевства Некбал, расположенной на 27 дюймах 5 футов северной широты. Здесь проживает могущественный, но язычник, царь, не враждебный христианскому закону... Города этого королевства — Кути и Нести. В этом племени существует обычай, когда другие мужчины или женщины пьют женщине, трижды наливают чай или вино первой женщине. Во время питья к краю чашки прикрепляют три кусочка сливочного масла. Позже они прикладывают это масло ко лбу. Есть здесь еще один обычай, грозный по своему варварству. Когда больные люди близки к смерти и нет надежды на их выздоровление, их выбрасывают из дома в рвы поля, полного трупов. Там, подвергаясь всем повреждениям природы, они умирают без каких-либо актов преданности или скорби. После смерти их оставляют на съедение хищным птицам, волкам, собакам и другим существам. Они убеждают себя, что это уникально славный памятник мертвым, получивший гробницу в желудках живых животных. Женщины этих королевств настолько уродливы, что больше похожи на дьяволов, чем на людей. По религиозным соображениям они никогда не моются водой, а только совершенно прогорклым маслом. Более того, они не только источают невыносимый смрад, но и настолько запачканы нефтью, что их можно было бы назвать упырями, а не людьми.

Царь проявил к отцам заметную доброту, особенно из-за телескопа, о котором он никогда раньше не слышал, и из-за других показанных ему научных инструментов. В самом деле, он был так увлечен этими вещами, что решил оставить отцов при себе, и им не разрешили бы уйти, если бы они не обещали вернуться. Если они сделают это, он пообещал построить там дом для нашего использования и миссионерской работы нашего ордена и обеспечить достаточный доход. Он также дал полное разрешение на введение Закона Христова в его царство. [9]

Однако исследования не показывают никаких доказательств большинства этих утверждений. Историки из Университета Трибхуван говорят, что эти ложные документы, возможно, были написаны миссионерами, чтобы представить христианство в более славной манере, принижая религию, которой следовали в королевстве, изображая ее варварской.

Наследие

[ редактировать ]

Храм Кришны (Чьясин Дега)

[ редактировать ]
Статуя Пратапа Маллы с его женами и сыновьями во дворце Хануман Дхока .

Восьмиугольный храм Кришны был построен в 1648–1649 годах Пратапом Маллой либо в ответ на храм Кришны соперника Сиддхинаршингха Маллы в Патане, либо в качестве религиозного утешения за его предыдущую неудачу в завоевании этого города, либо в память о двух его женах. или сочетание всех трех. Трехъярусное традиционное здание невари поддерживается каменными колоннами по окружности основания. Изображение Кришны внутри храма сопровождают две его жены, Сатьябхама и Рукмини , каждая из которых, согласно санскритской надписи, имеет явное сходство с Пратапом Маллой и двумя его собственными царицами. Внутри находятся изображения Кришны и двух богинь, которые, согласно санскритской надписи, созданы по образцу царя и двух его жен. [10]

Колонна Пратапа Маллы

[ редактировать ]

Напротив храма Кришны на слегка приподнятой платформе перед Хануман Дхокой стоит квадратный каменный столб, известный как Пратап Дхваджа. Его увенчивает статуя короля Пратапа Маллы, сидящего со сложенными руками в окружении двух своих жен и пяти (включая младенца) сыновей. Он смотрит на свою личную молитвенную комнату на третьем этаже храма Дегуталеху . Колонна была возведена в 1670 году Пратапом Маллой и предшествовала аналогичным колоннам в Патане и Бхактапуре . [11]

Статуя Кала Бхайраба

[ редактировать ]
Статуя Калбхайрава, Шива в его разрушительном проявлении, на площади Хануман Дхока Дурбар
Каменная надпись Пратапа Маллы на площади Дурбар в Катманду. Здесь мы видим слово ЗИМА.

К северу от храма Джаганнатхи находится фигура Кала Бхайраба. Бхайраб — это Шива в его самом устрашающем аспекте, и это огромное каменное изображение ужасающего Кала Бхайраба имеет шесть рук, носит гирлянду из черепов и топчет труп, что является символом человеческого невежества. Говорят, что фигура была доставлена ​​на ее нынешнее место Пратапом Маллой и найдена в поле к северу от города. Первоначально изображение было вырезано из цельного камня, но с тех пор верхний левый угол был отремонтирован. Говорят, что ложь, стоящая перед Кала Бхайрабом, приведет к мгновенной смерти, и когда-то это использовалось как форма испытания тяжелым испытанием. [11]

Каменная надпись

[ редактировать ]

На внешней стороне белой стены Катманду Дурбар, напротив храма Вишну, находится длинная низкая каменная надпись богине Калике, написанная на пятнадцати разных языках, включая европейские. Пратап Малла, известный своими лингвистическими способностями, установил эту надпись 14 января 1664 года. Легенда гласит, что молоко потечет из носика посередине, если кто-нибудь сможет расшифровать все пятнадцать языков. [12]

Рассказ о стене и надписи приводит о. Джузеппе, писавший в конце восемнадцатого века:

В стене королевского дворца в Катманду, построенной во дворе перед дворцом, есть большой цельный камень длиной около пятнадцати футов и толщиной четыре или пять футов. В камне имеются четыре квадратных отверстия, находящихся на равном расстоянии друг от друга. Внутри стены в отверстия наливают воду, а во дворе, где каждое отверстие имеет закрытый канал, каждый человек может набрать воду для питья. У подножия камня находится большая лестница, по которой люди поднимаются напиться; но любопытство камня состоит в том, что он полностью покрыт высеченными на нем буквами разных языков. Некоторые строки содержат символы языка страны; третьи — персонажи Тибета, третьи — Персии, третьи — Греции, а также еще несколько представителей разных народов; а посередине находится строка римских символов, которая выглядит следующим образом: AVTOMNE WINTER LHIVERT; но никто из жителей не знает, как они сюда попали, и не знают, бывал ли когда-нибудь какой-нибудь европеец в Непале до миссионеров, прибывших туда лишь в начале нынешнего столетия. Очевидно, это два французских названия времен года, между которыми стоит английское слово. [13]

Два французских названия времен года: AVTOMNE = осень и L'HIVERT = зима. Слово ЗИМА также может означать «зима» на немецком или голландском языке.

Рани Покхари

[ редактировать ]
Ранипохари, построенный по заказу Пратапа Маллы в 1667 году, на фоне колледжа Тричандра и Гантагара (башни с часами).
Фотография 2011 года: дети, одетые как коровы, на фестивале Гай Джатра.

Ранипохари находится в самом сердце Катманду, примерно в пятнадцати минутах ходьбы от площади Катманду Дурбар. Рани Покхари, что означает пруд Королевы, представляет собой искусственный пруд квадратной формы с храмом Шивы посередине. Рани, о которой идет речь, была королевой Пратапа Маллы, которая в 1667 году заказала строительство в память о своем сыне Чакраватендре Малле, который после отречения своего отца в пользу четырех сыновей, каждый из которых правил один год, умер на второй день его правление, по-видимому, было растоптано слоном. [14]

Вода, которой изначально был наполнен пруд, была взята из пятидесяти одной священной реки Непала и Индии, что обеспечило его святость. Храм посреди пруда имеет куполообразную крышу, напоминающую классическую архитектуру индийских Великих Моголов , и увенчан медным шпилем. Основное изображение — лингам Шивы, но присутствуют и другие божества. Четыре небольших святилища в каждом углу содержат изображения Бхираба, Харишанкара, Шакти и Таркешвари. На южной набережной находится статуя слона, несущего на спине трех пассажиров, предположительно троих мужчин из семьи Пратап Малла, а четвертый человек удерживается в хоботе. [14]

На протяжении многих лет с Рани Покхари были связаны различные мифы и легенды. Говорят, что его преследуют призраки, в том числе одна особенно соблазнительная женщина-призрак, которая сумела расстроить даже великого Пратапа Маллу. [14]

Пруд огорожен железными решетками, очевидно, чтобы предотвратить самоубийство в результате утопления, и открывается один раз в год во время Бхаитики, пятого и последнего дня Тихара.

Гай Джатра

[ редактировать ]
Храмы с белыми шпилями, Анантапур и Пратапур, построенные Пратапом Маллой в 1646 году в комплексе Сваямбху.

Когда король Пратап Малла потерял сына, его жена, королева, осталась убитой горем. Королю было очень грустно видеть состояние своей любимой королевы. Король, несмотря на некоторые усилия, не смог облегчить горе своей жены. Ему отчаянно хотелось увидеть улыбку на ее губах; поэтому он объявил, что любой, кто рассмешит королеву, будет вознагражден достойно. Во время праздника Гай Джатра процессия коров предстала перед убитой горем царицей. Затем участники начали высмеивать и издеваться над важными людьми общества. Наконец, когда социальная несправедливость и другие пороки были выдвинуты на первый план и подверглись беспощадной критике, королева не могла не улыбнуться. Королева рассмеялась, и король установил традицию включать в празднование Гайджатры шутки, сатиру, насмешки и пасквили. По традиции каждая семья, потерявшая родственника в прошлом году, участвует в процессии по улицам, ведя корову. Если коровы нет, ее заменяют мальчиком, одетым как корова.

Сваямбунатх

[ редактировать ]

пристроил и отремонтировал комплекс Сваямбунатх В 1614 году Джамарпа VI во время правления Пратапа Маллы . Доступ из Катманду был улучшен за счет строительства длинной лестницы и моста через Вишнумати. [15] У подножия 400 каменных ступенек находятся три раскрашенных изображения, символизирующие Три драгоценные драгоценности буддизма , которые были воздвигнуты в 1637 году Пратапом Маллой и его сыном Лакшмандрой Сингхом Маллой. [15]

Пратап Малла также поставил перед ступой большую ваджру. [15] По бокам ваджры он также добавил два белых храма- шихара (шпилей), известные как Анантапур (юго-восток) и Пратапур (северо-восток), которые были построены в 1646 году для размещения божеств-защитников Бхайраба и Бхайраби. [16]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Шреста, стр.36
  2. ^ Эрхард, Франц Карл. «Забытая линия воплощения»: 40. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  3. ^ Шреста, стр.38
  4. ^ Шреста, стр.39
  5. ^ Шреста, стр.36-38.
  6. ^ Шреста, стр.40
  7. ^ Jump up to: а б с д Розы, стр.13
  8. ^ Роуз, стр.14
  9. ^ Китай Illustrata, стр. 68.
  10. ^ Справочник Непала, стр. 188.
  11. ^ Jump up to: а б Одинокая планета, с. 124.
  12. ^ Одинокая планета, с. 125.
  13. ^ Отчет о королевстве Непал.
  14. ^ Jump up to: а б с Справочник Непала, стр. 195.
  15. ^ Jump up to: а б с Справочник Непала, стр. 202.
  16. ^ Справочник Непала, стр. 203.
  • Биндлосс, Джо; Холден, Трент; Мэйхью, Брэдли. (2009). Непал . Одинокая планета.
  • Эрхард, Франц-Карл. «Забытая линия воплощения: Йол-мо-ба сПрул-скус». ТИБЕТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЧЕСТЬ Э. ДЖИНА СМИТА . ПАНДИТЫ И СИДДХИ
  • о. Джузеппе. (1799). Отчет о королевстве Непал . Азиатские исследования. Том 2. стр. 307–322.
  • Гьявали, Сурья Бикрам. (1962). Пратап Малла . Серия исследований Регми: Том 5, Выпуск 6. стр. 104–111. Проверено 31 декабря 2012 г.
  • Кирхер, Афанасий. (1677). Китайские иллюстрации . Перевод доктора Чарльза Д. Ван Тюла с оригинального латинского издания 1677 года. (1986).
  • Леви, Сильвен. Европейские документы по Непалу .
  • Роуз, Лео Э. (1971). Непал; стратегия выживания . Издательство Калифорнийского университета.
  • Шаха, Ришикеш. (1992). Древний и средневековый Непал . Нью-Дели: Манохар. ISBN   81-7304-402-3
  • Шреста, Д.Б.; Сингх, CB (1972). Краткое описание истории древнего и средневекового Непала с некоторыми сравнительными следами зарубежной истории . Катманду: HMG Press.
  • Вудхэтч, Том. (1999). Справочник по Непалу . Путеводители по следам.
Предшественник Король Кантипура
1641–1674
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a112378e0e020b2c65f900d2886fbf0__1722041460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/f0/7a112378e0e020b2c65f900d2886fbf0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pratap Malla - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)