Неварская литература

Неварский язык Непала имеет четвертую старейшую литературную традицию среди сино-тибетских языков (после китайского, тибетского и бирманского).
Самый ранний известный документ в Неваре называется «Пальмовый лист из Уку Бахала» и датируется 1114 годом, в период Тхакури. [1] Самая ранняя датированная каменная надпись в Непальской Бхасе датирована Непалом Самбатом 293 г. (1173 г. н.э.). [2] Начиная с 14-го века, подавляющее количество каменных надписей в долине Катманду , где они являются повсеместным элементом объектов культурного наследия, находятся в Непальской Бхасе. [3]
Первые книги появились в 14 веке.
- Харамекхала ( Деванагари : Хармекхала, медицинское руководство, написанное в 1374 году)
- Нарадсмрити (Нарадсмрити) — книга законов, написанная на
- Амаркоша (अमरकोश), санскритско-неварский словарь, написанный в 1381 году.
- Гопалараджа Вамшавали (Гопалараджа Вамшавали), история Непала, написанная на [4] [5]
Первая книга рассказов - «Тантракхьяна» (1518 г.), а первая одноактная пьеса - «Экадаши Брата» (1633 г.), написанная королем Сиддхи Нарасингхой Маллой.
Литературу Непала Бхасы можно разделить на четыре периода.
- Классический период (1505–1847 гг.)
- Темный период (1847–1909)
- Период Возрождения (1909–1941)
- Современный период (с 1941 г.)
Классический период
[ редактировать ]Это был золотой век культурного развития, искусства и архитектуры в Непальской Мандале, а также плодотворный период для литературы Непала Бхаса. [6] Литературные жанры, преобладающие в эту эпоху, состоят из хроник, эпосов, рассказов, научных руководств, посвященных преимущественно астрологии и медицине, дидактических стихов и драмы. [7] [8]
Короли и королевы династии Малла были заядлыми поэтами и драматургами. Танцевальные драмы, написанные в то время, продолжают исполняться на ежегодных фестивалях. Король Махиндра Малла (годы правления 1560–1574 гг.) считается первым поэтом невари. [9] Среди других известных поэтов среди королей Маллы - Сиддхи Нарсингх Малла (1619-1669), Пратап Малла, Ранджит Малла и Джая Пракаш Малла. Сиддхи Нарасингха Малла был первым непальским драматургом Бхасы. В 1633 году он написал одноактную пьесу под названием «Экадашивбрата», основанную на индуистской истории. Его самая известная работа — «Катти Пьяхан» (1641 г.), которая ежегодно выставляется на площади Патан Дурбар .
Королевы Риддхи Лакшми (1680–1687), считавшиеся первой женщиной-поэтессой Непала, Джая Лакшми и Бхуван Лакшми также были выдающимися авторами песен. Среди публики Джагат Кешари (1678 г.) из Банепы на востоке долины Катманду прославляется гимном, посвященным богине Чандешвари.
В конце классического периода Раджендра Бикрам среди шахских королей прославился тем, что написал «Махасатва Пахьян» (1831 г.), пьесу, основанную на буддийской истории. Пандит Сундарананда (около 1793–1833) известен своими эпосами, а Амритананда, помимо сочинения стихов, написал грамматику непальского бхасы (1831).
Темный период
[ редактировать ]После завоевания Непала горкхами в 1768 году и прихода к власти династии Шаха непальский язык , ранее известный как хаскура или горхали, начал вытеснять невари. [10] [11]
Открытое подавление было начато династией Рана (1846–1951). [12] В 1906 году официальные документы, написанные на невари, были признаны незаконными. Использование языка в деловых и литературных целях было запрещено. [13] Книги были конфискованы, а писатели заключены в тюрьму. [14] В результате почти прекратилось не только литературное творчество, но и письменность общего назначения; и расстояние между устной и письменной речью начало увеличиваться. [15]
В этот период было создано небольшое количество гимнов и религиозных рассказов. Известными писателями той эпохи были Свами Абхаянанда (младший брат знаменитого премьер-министра Бхимсена Тапы ), Хари Бхакта Матема, Ман Бахадур Джоши и Бир Бахадур Малла.
Период Возрождения
[ редактировать ]





В этот период появилось новое поколение писателей, которые заявили о себе, создавая литературные произведения, игнорирующие правительственные ограничения. Целью Возрождения было восстановить утраченную славу неварского языка и стимулировать творческую литературу. Деятельность этого периода заложила основу для будущего курса языка. движение Непал Бхаса К этому периоду относится .
Возрождение также ознаменовало появление частных типографий и конец рукописных книг. В 1909 году Нистананда Баджрачарья опубликовал первую печатную книгу на невари, «Эк Бишанти Праджняпарамита» , буддийский текст. Еще одним важным изменением стало использование шрифта деванагари для написания языка вместо непальских алфавитов из-за доступности печатного шрифта деванагари. В 1913 году Сиддхидас Махаджу написал «Сиддхи Рамаяну» , неварскую версию индуистского эпоса.
Джагат Сундар Малла занимался продвижением образования. В 1925 году «Дхармадитья Дхармачарья» опубликовал «Будда Дхарма ва Непал Бхаса» , первый журнал в Невари, из Калькутты , Индия. Авторы также работали над стандартизацией грамматики и орфографии, были освоены новые литературные стили и жанры. Грамматика языка, первая в наше время, была опубликована в 1928 году.
Наиболее важными фигурами этой эпохи были:
- Нистананда Баджрачарья
- Сиддхидас Махаджу
- Джагат Сундар Малла
- Йогбир Сингх Кансакар
- Шукрарадж Шастри
- Прасиддха Батаджу
- Дхармадитья Дхармачарья
Эти писатели возглавили возрождение языка. [16] Среди лидеров Возрождения Баджрачарья, Махаджу, Малла и Кансакар почитаются как Четыре Столпа Непальской Бхасы . [17]
Современный период
[ редактировать ]1940-е годы ознаменовали начало современного периода в литературе невари. В этот период также возникли новые жанры, такие как рассказы, стихи, эссе, романы и пьесы. [18]
Тюремные годы
[ редактировать ]1941–1945 годы известны как годы тюремного заключения для большого числа авторов, попавших в тюрьму за свою литературную или политическую деятельность. Это был продуктивный период, результатом которого стал поток работ.
Читтадхар Хридая , Сиддхичаран Шреста и Фатте Бахадур Сингх были среди выдающихся писателей того периода, которые были заключены в тюрьму за свои произведения. Находясь в тюрьме, Хридая создал свою величайшую работу «Сугата Саурабха» . [19] эпическая поэма о жизни Будды . [20] Шреста написал среди других произведений сборник стихов под названием «Сисван» («Восковой цветок», опубликованный в 1948 году).
Сингх (1902–1983) был приговорен к пожизненному заключению за редактирование и публикацию антологии стихов различных поэтов под названием «Непальский Бихар» . [21] Он напечатал книгу в Беттиа , Индия, в 1939 году и отправил в Непал. После того как половина тиража была продана, остальные экземпляры были конфискованы; и участники вместе с Сингхом были заключены в тюрьму. [22] Сингх наиболее известен как основатель Nepal Bhasa Patrika , первой ежедневной газеты в Непале Bhasa, которая начала выходить в Катманду в 1955 году. Он был редактором и издателем. [23]
Такие поэты, как Кедар Ман Вьятит и Дхарма Ратна Ями , которые были заключены в тюрьму по политическим обвинениям, также начали писать на невари во время своего пребывания в тюрьме.
Возрождение Тхеравады
[ редактировать ]Буддийские монахи Тхеравады оказали особое влияние на развитие литературы непальской бхасы. Возрождение Невари совпало с возрождением буддизма Тхеравады в Непале, который в равной степени не нравился правителям. С 1930 года, когда на улицах Катманду появились первые с 14 века монахи в желтых одеждах, число их последователей быстро росло, и стали издаваться книги для их обучения. [24]
Невзирая на притеснения со стороны властей, монахи производили постоянный поток книг по буддизму из Индии и значительно обогатили корпус религиозной литературы. Среди выдающихся авторов этого периода были Баудда Риши Махапрагья , Амритананда Махастхавир, Дхаммалок Махастхавир , Прагьянанда Махастхавир и Анируддха Махатхера .
В 1944 году раны сослали восемь монахов за отказ прекратить преподавание буддизма и писать на невари. Они отправились в Сарнатх , Индия, и сформировали организацию под названием Дхармодая Сабха. [25] В 1947 году ассоциация запустила ежемесячный журнал « Дхармодая из Калимпонга» . Помимо предоставления возможностей растущему числу писателей, это оказало большое влияние на стандартизацию языка. [26] [27] В 1946 году монахам разрешили вернуться, а религиозные произведения на невари разрешили публиковать после цензуры. [28] [29] [30]
Постдемократия
[ редактировать ]Свержение Ранаса в 1951 году. [31] и движение к демократии создало более свободную среду для писателей. В 1950-е годы наблюдался всплеск литературной активности и появление новых авторов.
Байкунтха Прасад Лакул принадлежит концу эпохи Возрождения и началу современного периода. Ему приписывают внедрение западного романтизма в поэзию невари.
Моти Лакшми Упасика (1909–1997) была первой женщиной-поэтессой и писательницей рассказов в современный период.
Сатья Мохан Джоши (род. 1920) — поэт, историк и культуролог. Эпос «Джая Пракаш» (опубликован в 1955 году) о последнем короле Малла Катманду и «Араникойя Свет Чайтья» (опубликован в 1984 году) о непальском художнике Аранико , который отправился в Китай в 13 веке, являются двумя из его многих известных работ. [32]
Рамапати Радж Шарма (род. 1931) — поэт, чьи произведения черпают вдохновение в природе.
Мадан Мохан Мишра (1931–2013) известен своей эпической поэзией и сатирой. Его «Гаджигулуя Мхагасай Пашупатинатх» (गजिगुलुया म्हगसय् पशुपतिनाथ, «Пашупатинатх во сне курильщика марихуаны»), из его самых любимых произведений.
РРН «Сьясья» (1932–2002) был псевдонимом Ребати Раманананды Шрестхи Вайдья. Сся принадлежит к молодому поколению писателей, возникшему в 1950-е годы. Среди его ранних произведений - «Малаха » («Дракон», сборник стихов, опубликованный в 1955 году), «Капан» («Радуга», рассказы, 1956) и «Уфосван» («Голубой лотос», рассказ, 1956).
Нараян Деви (род. 1935) — поэтесса, чья поэзия посвящена расширению прав и возможностей женщин и социальной дискриминации.
Дурга Лал Шреста (род. 1937) — плодовитый, разносторонний и популярный поэт и автор песен. Его произведения варьируются от сборника детских стихов и песен под названием «Чиниямха Кисича » («Сахарный слон») до романтических и прогрессивных композиций, за которые он получил прозвище «Народный поэт». [33]
Гириджа Прасад Джоши (1939–1987) был поэтом, чьи произведения охватывают как романтическую, так и прогрессивную поэзию.
Панчаятская эпоха
[ редактировать ]В 1960 году парламент был упразднен и Панчаятов создана система . В соответствии с политикой одного языка, Непал Бхаса пережил еще один период подавления. [34] В 1965 году этот язык запретили транслировать по Радио Непала. Удаление Невари с единственной радиостанции Непала спровоцировало движение протеста, которое стало известно как Движение 1965 года («Байс Салья Андолан»). [35]
В рамках протестов на протяжении более года на площадях и во дворах еженедельно проводились литературные митинги. Вдохновленные литературной деятельностью, появилось множество новых и молодых писателей. Поэты Будда Саями, Нати Баджра Баджрачарья, Шри Кришна Ану и Джанак Нева, а также писательница Ратна Бахадур Саями - вот некоторые из фигур, поднятых протестами. Они представили новые литературные стили и расширили границы литературы Непала Бхасы. Таким образом, Движение 1965 года было очень продуктивным периодом. [36]
Birat Nepal Bhasa Sahitya Sammelan Guthi (Траст литературной конференции Гранд Невари), основанный в 1962 году в Бхактапуре, и Nepal Bhasa Manka Khala , основанный в 1979 году в Катманду, являются одними из видных организаций, возникших в этот период для продвижения литературы и борьбы за язык. права.
Сегодня
[ редактировать ]Литература невари имеет свою нишу читателей. Поэзия, рассказы, эссе, романы, рассказы о путешествиях, биографии и религиозные рассуждения являются популярными жанрами. Издается ряд литературных журналов. Часто появляются переводы литературы Непала Бхасы на английский и непальский языки . Литературные организации регулярно проводят публичные концерты. [37] Шашикала Манандхар — первая писательница-женщина, пишущая на языке бхаса. [38]
За пределами Непала Мандала
[ редактировать ]Поэты, живущие за пределами Непала Мандалы, также продвигали Невари. Среди них Ганеш Лал Шреста из Хетауды сочинял песни и давал музыкальные концерты во время фестивалей 1940-х и 1950-х годов. [39] В Покхаре 17–18 декабря 1975 года прошла первая Большая литературная конференция Непала Бхаса. [40]
Литературные жанры
[ редактировать ]- Драмы традиционно разыгрываются на открытых «дабу» (платформах), построенных на храмовых площадях и основных перекрестках. Большинство традиционных драм связано с божествами и демонами. Персонажи в масках занимают центральное место в таких драмах. Музыка составляет важную часть драмы. Большинство из них повествуются с помощью песен, исполняемых с перерывами. Темой большинства драм является создание социального благополучия с моралью, иллюстрирующей взлет, турбулентность и падение зла. (Эра Непала) есть фиксированные даты В календаре Непальского самбата для исполнения определенных пьес. Большинство драм исполняются конкретными Гути .
- Поэзия составляла помпезную часть средневековой аристократии Малла. Многие короли были известными поэтами. Эпическая поэзия очень популярна. «Ситала Маджу» , описывающая изгнание детей из Катманду в начале XIX века, «Джи Вая Ла Лачхи Мадуни» о незадачливом тибетском торговце и «Силу» , о злополучном паломничестве в Госайкунду К числу известных баллад относятся . Сиддхидас Махаджу и Читтадхар Хридайя — два великих поэта современности.
- Истории, начиная от происхождения долины Катманду и заканчивая ее храмами и важными памятниками, передавались устно в Невари . Первоначально очень немногие из них были в письменной форме. Однако с ростом уровня грамотности и осведомленности людей эти истории были записаны. Прижились и истории на другие темы.
- Написание романов увеличилось с постепенным ростом грамотности после модернизации Непала. Ограничение знания алфавитов определенной кастой общества в средневековую эпоху снизило жизнеспособность досугового чтения среди масс.
- Историческая литература на языке Невари датируется эпохой Малла. Каменные надписи размещались в важных местах в ознаменование важных событий. Упоминание о родственных линиях человека, нанесшего надпись, также встречается во многих случаях.
- Философия - одна из тем сочинений Сиддхидаса Махаджу, написавшего ряд работ, связанных с нормами общества.
- Юридическая литература, созданная во время правления Джаястити Маллы, сформулировала большую часть норм неварского общества.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Малла, Камаль П. «Самый ранний датированный документ в Невари: пальмовый лист из Уку Баха NS 234/1114 г. н.э.» . Кайлас . Архивировано из оригинала (PDF) 8 января 2016 года . Проверено 27 января 2012 г. Страницы 15–25.
- ^ Малла, КП. «Классическая литература невари» (PDF) . п. 1 . Проверено 19 марта 2014 г.
- ^ Гучоу, Нильс (1997). Непальская Кайтья: 1500 лет буддийской вотивной архитектуры в долине Катманду . Издание Акселя Менгеса. п. 25. ISBN 9783930698752 . Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ Туладхар, Прем Шанти (2000). Непал Бхаса Сахитья Итихас: История литературы Непалбхасы. Катманду: Непальская академия Бхаса. ISBN 99933-56-00-Х . Страницы 20, 25.
- ^ Линхард, Зигфрид (1992). Песни Непала: Антология неварских народных песен и гимнов. Нью-Дели: Мотилал Банарсидас. ISBN 81-208-0963-7 . Страница 1.
- ^ Туладхар, Прем Шанти (2000). Непал Бхаса Сахитья Итихас: История литературы Непалбхасы. Катманду: Непальская академия Бхаса. ISBN 99933-56-00-Х . Страница 37.
- ^ Линхард, Зигфрид (1992). Песни Непала: Антология неварских народных песен и гимнов. Нью-Дели: Мотилал Банарсидас. ISBN 81-208-0963-7 . Страница 3.
- ^ «Классическая литература невари» (PDF) . Проверено 10 января 2012 г. Страница 2.
- ^ Вайдья, Джанак Лал (2002) Непал Бхасая Прачин Кавья Сирджана. Катманду: Королевская академия Непала. ISBN 99933-50-32-Х . Страница 17.
- ^ Музей искусств округа Лос-Анджелес и Пал, Пратападитья (1985) Искусство Непала: Каталог коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-05407-3 . Страница 19.
- ^ Кларк, Т.В. (декабрь 1969 г.). «Непали и Пахари». Современные тенденции в лингвистике . Гаага: Мутон. Страница 262.
- ^ Хатт, Майкл (декабрь 1986 г.). «Разнообразие и изменение языков» (PDF) . Журнал CNAS . Трибхуванский университет . Проверено 20 марта 2011 г. Страница 10.
- ^ Линхард, Зигфрид (1992). Песни Непала: Антология неварских народных песен и гимнов. Нью-Дели: Мотилал Банарсидас. ISBN 81-208-0963-7 . Страница 4.
- ^ Сингх, Фатте Бахадур (сентябрь 1979 г.). «Непальский Бихарья Айтихасик Пристабхуми («Историческая справка непальского Бихара»)». Да . Катманду: Непал Бхаса Сахитья Пала, кампус Три-Чандра. Страница 186.
- ^ Малла, Камаль П. (1979). Дорога в никуда. Катманду: Публикация Саджха. Страница 134.
- ^ Хук, Берт ван ден и Шреста, Балгопал (январь 1995 г.). «Образование на родном языке: пример Непала Бхаса (Невари)» (PDF) . Журнал CNAS . Проверено 12 января 2012 г. Страница 74.
- ^ Шреста, Бал Гопал (январь 1999 г.). «Невары: коренное население долины Катманду в современном штате Непал)» (PDF) . Журнал CNAS . Проверено 23 марта 2012 г. Страница 87.
- ^ Линхард, Зигфрид (1992). Песни Непала: Антология неварских народных песен и гимнов. Нью-Дели: Мотилал Банарсидас. ISBN 81-208-0963-7 . Страница 4.
- ^ «Сугата Саурабха: эпическая поэма из Непала о жизни Будды Читтадхара Хридая» . Оксфордская стипендия онлайн . Проверено 24 января 2012 г.
- ^ Линхард, Зигфрид (1992). Песни Непала: Антология неварских народных песен и гимнов. Нью-Дели: Мотилал Банарсидас. ISBN 81-208-0963-7 . Страница 4.
- ^ Шреста, Сиддхичаран (1992). Сиддхичаранья Нибандха («Очерки Сиддхичарана»). Катманду: Пхалча Питана. Страница 73.
- ^ Туладхар, Прем Шанти (2000). Непал Бхаса Сахитья Итихас: История литературы Непалбхасы. Катманду: Непальская академия Бхаса. ISBN 99933-56-00-Х . Страница 105.
- ^ «История непальской журналистики» . Непальский институт прессы. 15 февраля 2010 года . Проверено 13 января 2012 г.
- ^ ЛеВайн, Сара и Геллнер, Дэвид Н. (2005). Восстановление буддизма: движение Тхеравады в Непале двадцатого века. Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-01908-3 , 9780674019089. Страница 45.
- ^ Махастхавир, Бхиккху Дхармалока (1999). Паломничество в Китае. Катманду: Бхиккху Анируддха Махастхавир. Страницы 124–125.
- ^ ЛеВайн, Сара и Геллнер, Дэвид Н. (2005) Восстановление буддизма: движение Тхеравады в Непале двадцатого века. Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674019089 . Страницы 121–122. Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ «Достопочтенный Бхиккху Анируддха: Патриарх Непала» . Лумбини Непальское общество Дхармы Будды (Великобритания). 2008. Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 года . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ ЛеВайн, Сара и Геллнер, Дэвид Н. (2005). Восстановление буддизма: движение Тхеравады в Непале двадцатого века. Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-01908-3 , ISBN 978-0-674-01908-9 . Страницы 48–49.
- ^ Клоппенборг, Риа. «Буддизм Тхеравады в Непале» (PDF) . Кайлас . Проверено 19 января 2012 г. Страница 306.
- ^ Тевари, Рамеш Чандра (1983). «Социо-культурные аспекты буддизма Тхеравады в Непале» . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . Проверено 19 апреля 2012 г. Страницы 89-90.
- ^ Браун, Т. Луиза (1996). Вызов демократии в Непале: политическая история. Рутледж. ISBN 0-415-08576-4 , ISBN 978-0-415-08576-2 . Страница 21.
- ^ Сада, Иван (декабрь 2005 г.). «Интервью: Сатья Мохан Джоши» . ECS Непал . Проверено 23 января 2012 г.
- ^ «Южноазиатский литературный проект записи» . Офис Библиотеки Конгресса в Нью-Дели. 6 октября 2010 г. Проверено 27 января 2012 г.
- ^ Шреста, Бал Гопал (январь 1999 г.). «Невары: коренное население долины Катманду в современном штате Непал)» (PDF) . Журнал CNAS . Проверено 22 апреля 2012 г. Страница 91.
- ^ Махарджан, Басанта (2008). «Лингвистическое движение 2022 года: пример неваров в долине Катманду» . Проверено 25 апреля 2012 г. Страница 19.
- ^ Туладхар, Прем Шанти (2000). Непал Бхаса Сахитья Итихас: История литературы Непалбхасы. Катманду: Непальская академия Бхаса. ISBN 99933-56-00-Х . Страница 118.
- ^ Чен, Мэри Дес; Гаутам, Бхаскар (декабрь 1999 г.). «Непальская и непальская литература бхаса в английском переводе: справочная библиография» (PDF) . Исследования по истории и обществу Непала . 4 (2): 383–430 . Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ «Вручение премии Ганки Басундхары» . Катманду Пост . nepalnews.com. 16 января 2003 г. Архивировано из оригинала 3 августа 2004 года . Проверено 28 августа 2008 г.
- ^ Баджрачарья, Фаниндра Ратна (2003). Кто есть кто на непальском языке Бхаша. Катманду: Непальская академия Бхаса. ISBN 99933-560-0-Х . Страница 225.
- ^ Джи . Хем Баджра Баджрачарья. Декабрь 1975 года.
{{cite news}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )