Каменные надписи в долине Катманду



Каменные надписи в долине Катманду ( Непал Бхаса : नेपाःमन्दःया ल्वंह पौत) относятся к древним каменным плитам, колоннам и пьедесталам с вырезанным на них текстом. Они являются наиболее важными источниками по истории Непала . Подавляющее большинство надписей, найденных в Непале, происходят из долины Катманду , где они являются повсеместным элементом объектов культурного наследия. Они состоят из королевских указов и дарственных записок на индуистские и буддийские храмы, ступы , статуи, водосточные трубы и другие архитектурные сооружения. [ 1 ] Каменные надписи местные жители называют Лохан Пау ( Непальская бхаса : 𑐮𑑂𑐰𑐴𑑅 𑐥𑑁 ).
Ранние надписи относятся к периоду Личави и датируются пятым-девятым веками. Их насчитывается более 170, и они вырезаны на санскрите и шрифтом Гупта . [ 2 ] [ 3 ] Надписи, начиная с 14 века и позднее, которые являются наиболее многочисленными, выполнены на неварском языке (Непал Бхаса) и непальском письме . [ 4 ] Самая ранняя датированная надпись в Непальской Бхасе датирована 293 годом Непальской эры (1173 год нашей эры). [ 5 ]
Самая старая надпись
[ редактировать ]Самая старая датированная надпись в Катманду датируется 107 годом сакской эры, что соответствует 184/185 году нашей эры. Эта дата была принята всеми историками, кроме Динеша Чандры Регми, который отнес ее к эпохе Гуптов (начавшейся в 320 году нашей эры). Палеографически он говорит, что это близко к Аллахабадской надписи Самудры Гупты (360 г. н. э.). Надпись вырезана буквами Гупта, также известными как письмо Брахми, на постаменте статуи короля Джаявармана. Он был обнаружен на строительной площадке в Малигаоне в 1992 году. Язык — санскрит. [ 6 ]
До этого открытия самой старой датированной каменной надписью в долине отличалась надпись, вырезанная на колонне, установленной рядом с храмом Чангу Нараян в Бхактапуре , посвященной индуистскому божеству Вишну . Он был вписан в 383 год, что соответствует 464 году нашей эры. Он написан на санскрите иероглифами Гупта. [ 7 ]
Многоязычные надписи
[ редактировать ]Среди тысяч надписей на непальском языке, разбросанных по непальской Мандале или долине Катманду и ее окрестностям, есть несколько надписей и на других языках. короля Пратапа Маллы Полиглотная надпись , датированная 774 годом Непальской эры (1654 г. н. э.) на площади Дурбар в Катманду, является примером его лингвистического интереса. Массивный камень с носиками для подачи воды путешественникам высечен на 15 языках, включая греческий , французский и персидский . [ 8 ]
В долине Катманду были найдены три надписи, написанные на непальском языке (Кхас Кура, Горхали), все они относятся к периоду, когда Пратап Малла занимал видное место в политике Кантипура. В Махане есть один, датированный 1641 годом нашей эры. Хотя в нем упоминается Джая Лакшми Малла, отец Пратапа Маллы, его дата очень близка к формальному началу восхождения Пратапа Маллы на престол. Другой в Гухешвари носит имя Пратап Малла. Другая знаменитая каменная надпись Пратап Малла, установленная у пруда Рани Покхари, содержит надписи на трех языках: санскрите, непальском и непальском бхаса. Он датирован 790 годом Непальской эры (1670 г. н. э.) и описывает строительство Рани Покхари и его религиозное значение. [ 9 ] [ 10 ]
Большая каменная надпись, содержащая тексты на непальском языке бхаса и тибетском языке , установлена в комплексе ступ Сваямбху. В нем зафиксирована реконструкция ступы в 1751-1758 годах. [ 11 ] Эпитафия на надгробии капуцина миссионера- по имени Франческо делла Пенна , который умер и был похоронен в Патане в 1745 году, содержит тексты на латыни и непальском языке Бхаса. [ 12 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Надпись в Сваямбху, Катманду.
-
Надпись Непальской эры 1021 (1901 г.) в Дхаласикве, Катманду.
-
Надпись Непал Бхаса датирована Непалом Самбатом 902 (1782 г.) в Сваямбху.
-
Надпись на непальском языке Бхаса в Асане датирована Непалом Самбатом 1044 года (1924 г.).
-
Надпись непальским письмом в Сваямбху, Катманду.
-
Надпись непальским бхаса и непальским письмом датирована 821 годом Непала (1701 г.).
-
Надпись у Паука
-
Надпись от 25 марта 2014 года в Камалачи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гучоу, Нильс (1997). Непальская Кайтья: 1500 лет буддийской вотивной архитектуры в долине Катманду . Издание Акселя Менгеса. стр. 25. ISBN 9783930698752 . Проверено 25 марта 2014 г.
- ^ Ваджрачарья, Гаутамаваджра. «Недавно обнаруженные надписи Личчави, Непал» (PDF) . Кайлас : 117–133 . Проверено 9 марта 2014 г.
- ^ Арвинд, Кришан Дев Агравал (2010). Важность непальских санскритских надписей (PDF) . Нью-Дели: Раштрия санскрит Санстан. ISBN 978-81-86111-37-6 . Проверено 19 марта 2014 г.
- ^ Кларк, Т.В. (1976). «Непали и Пахари» . Альберт Себеок, Томас (ред.). Современные тенденции в лингвистике . Вальтер де Грюйтер. п. 253.
- ^ Малла, КП. «Классическая литература невари» (PDF) . п. 1 . Проверено 19 марта 2014 г.
- ^ Тамот, Кашинатх; Олсоп, Ян. «Скульптура кушанского периода времен правления Джая Вармы, 184/185 гг. н. э.» . Азиатское искусство . Проверено 25 марта 2014 г.
- ^ Риккарди-младший, Теодор (октябрь – декабрь 1989 г.). «Надпись царя Манадевы в Чангу Нараян». Журнал Американского восточного общества . 109 (4): 611–620. дои : 10.2307/604086 . JSTOR 604086 .
- ^ Джузеппе, отец (1799). Счет Королевства Непал . Лондон: Вернор и Худ. стр. 313–314 . Проверено 14 марта 2014 г.
- ^ Кларк, Т.В. (1976). «Непали и Пахари» . Альберт Себеок, Томас (ред.). Современные тенденции в лингвистике . Вальтер де Грюйтер. п. 253.
- ^ Ассоциация преподавателей Университета Трибхуван (июнь 2012 г.). «Историческое и экологическое исследование Рани Покхари» . Правительство Непала, Министерство окружающей среды, науки и технологий. стр. 4–5 . Проверено 14 марта 2014 г.
- ^ Эрхард, Франц-Карл. «Реставрация ступы Сваямбхунатх в XVIII веке и ее история» (PDF) . Древний Непал : 1–8 . Проверено 14 марта 2014 г.
- ^ Леви, Сильвен (1908). Непал: историческое исследование индуистского королевства . Э. Леру. п. 107 . Проверено 17 марта 2014 г.