гарантии МАГАТЭ
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2017 г. ) |

Добровольное предложение гарантий странам Договора о нераспространении ядерного оружия CSA в силе CSA подписано | Не соответствует действующему CSA ( Северная Корея ) Частично признанное государство с действующим СВГ ( Тайвань ) |
Гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) — это система инспекции и проверки мирного использования ядерных материалов в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) [1] под контролем Международного агентства по атомной энергии .
Департамент гарантий
[ редактировать ]Деятельность по гарантиям осуществляется Департаментом гарантий, отдельным отделом Международного агентства по атомной энергии . Департамент возглавляет заместитель генерального директора – руководитель департамента гарантий Массимо Апаро . Заявление о миссии Департамента гарантий гласит: «Основная роль Департамента {гарантий} заключается в управлении и осуществлении гарантий МАГАТЭ. Он также вносит вклад в контроль над ядерным вооружением и разоружение, отвечая на запросы о проверке и технической помощи, связанной с соответствующими соглашения и договоренности». [2] Департамент состоит из оперативных отделов, в состав которых входят инспекторы, которые проводят инспекции по гарантиям в государствах-членах МАГАТЭ для подтверждения того, что они выполняют свои обязательства по ДНЯО, и отделов поддержки, которые предоставляют инструменты и услуги инспекторам по гарантиям для завершения их работы. миссия. Инспекции по гарантиям сравнивают ядерную программу государства, заявленную МАГАТЭ, с наблюдаемой ядерной деятельностью в стране. Оперативные подразделения [2] организованы следующим образом:
• Операции А: проведение инспекций по гарантиям в Восточной Азии и Австралазии.
• Операции B: проведение инспекций по гарантиям на Ближнем Востоке (Юго-Западная Азия), Южной Азии, Африке и Америке; этот географический регион также включает европейские государства, не входящие в ЕС.
• Операция C: проведение инспекций по гарантиям в государствах Европейского Союза, России и Центральной Азии.
• Операции по проверке в Иране (как указано в Совместном всеобъемлющем плане действий 2015 года , широко известном как Иранская ядерная сделка)
История
[ редактировать ]История гарантий МАГАТЭ начинается на переднем плане ядерного режима, для которого дебаты по поводу утилизации остатков расщепляющегося материала были главной заботой. Речь Дуайта Эйзенхауэра «Атом для мира» в 1953 году стала первым шагом на пути к установлению регулирования ядерной деятельности, чтобы гарантировать, что только мирные цели стимулируют научное развитие. Он предложил, чтобы государства, у которых остались остатки расщепляющегося материала, внесли свой вклад в международный банк топлива. МАГАТЭ было предложено в 1954 году с миссией по контролю за распределением и утилизацией использованных ядерных материалов. [3] Переговоры о гарантиях были противоречивыми из-за идеи, что они будут препятствовать развитию ядерной энергии. [4] Однако гарантии помогают укрепить грань между использованием ядерной энергии в мирных целях и созданием материалов оружейного качества, которые могут служить военным целям. Хотя гарантии являются лишь частью режима ядерного нераспространения, они лежат в основе инспекций и проверок и обеспечивают уверенность в том, что распространение не происходит в государствах, объявленных обладателями ядерного оружия, а также в государствах, не обладающих ядерным оружием. [5]
Договоры и соглашения
[ редактировать ]Правовая база
[ редактировать ]
Дополнительные протоколы, действующие с государствами Договора о нераспространении ядерного оружия Действующий дополнительный протокол Подписан дополнительный протокол | Дополнительный протокол с действующими гарантиями в отношении конкретных предметов ( Индия ) Частично признанное государство с действующим Дополнительным протоколом ( Тайвань ) |
Гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) — это система инспекций и проверок мирного использования ядерных материалов в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), контролируемая Международным агентством по атомной энергии . Информационный циркуляр 66 (INFCIRC 66) представляет собой соглашение между МАГАТЭ и государствами-членами, которое предусматривает проведение ограниченных гарантий внутри государства-члена. Государства-члены определяют объекты, которые предоставляются для проверки. [6]
Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был открыт для подписания в 1968 году и вступил в силу в 1970 году. ДНЯО определяет государства, обладающие ядерным оружием, как Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Народную Республику Китай, Российская Федерация и Франция. Договор требует, чтобы его подписавшие стороны стали членами МАГАТЭ. Государства, обладающие ядерным оружием, несут ответственность за работу по разоружению, а государства, не обладающие ядерным оружием, должны подчиняться гарантиям МАГАТЭ. Договор требует, чтобы государства, не обладающие ядерным оружием, заключили соглашения о всеобъемлющих гарантиях в соответствии с INFCIRC 153. ДНЯО является центральным элементом глобальных усилий по предотвращению дальнейшего распространения ядерного оружия. [5]
Защитные меры на практике
[ редактировать ]Работа инспектором по гарантиям
[ редактировать ]Инспекторы по гарантиям сначала назначаются Генеральным директором МАГАТЭ, затем утверждаются Советом управляющих, назначаются государством и получают привилегии и иммунитеты от государств-членов, в которых они назначаются для проведения инспекций. Инспекторы несут ответственность за проведение проверок на местах на ядерных объектах или в местах за пределами объектов. Общая цель инспекции состоит в проверке того, что ядерный материал, заявленный и поставленный под гарантии на установке, используется только для мирной ядерной деятельности и ведется его учет. Действия по проверке выполняются при различных типах доступа инспекторов: проверка информации о конструкции (DIV), специальные проверки, плановые проверки и дополнительный доступ (CA) [2] .
- DIV влечет за собой подтверждение конструктивных особенностей объекта и проверку их точности и актуальности. Эта деятельность осуществляется в соответствии с соглашением о всеобъемлющих гарантиях [3] , в соответствии с которым все подписавшие стороны соблюдают положения и регулирование гарантий.
- Вторым доступом инспекторов, предусмотренным соглашениями о всеобъемлющих гарантиях, является инспекция, включая специальные и регулярные инспекции, цели которых обычно заключаются в проверке того, что ядерный материал не переключен и что установки не используются не по назначению для изготовления незаявленного ядерного материала, в том числе посредством физической инвентаризации. проверка (PIV) и промежуточная инвентаризационная проверка (IIV).
- Дополнительный доступ осуществляется только при Дополнительного протокола [4] наличии к соглашению о гарантиях. Целями СА может быть подтверждение отсутствия незаявленной ядерной деятельности/материалов, ответы на вопросы, устранение несоответствий или подтверждение статуса вывода из эксплуатации.
Выполнение
[ редактировать ]
Защитные меры реализуются на ежегодном цикле и включают четыре фундаментальных процесса: [7]
- сбор и оценка всей информации, имеющей отношение к гарантиям,
- разработка подхода к гарантиям с учетом специфики государства,
- планирование, проведение и оценка деятельности по гарантиям, а также
- подготовка заключений по гарантиям.
МАГАТЭ готовит отчет об осуществлении гарантий (SIR) для каждой страны и делает выводы по гарантиям на основе информации, собранной в ходе инспекций, а также посредством дистанционного мониторинга и сбора информации. Заключения по гарантиям дают международному сообществу уверенность в том, что государства соблюдают свои соглашения, соблюдая обязательства по гарантиям. В некоторых случаях делается вывод о том, что гарантии не были окончательными. Выводы по защитным мерам документируются в ежегодном отчете о реализации защитных мер, который представляется Совету управляющих на его июньском заседании.
Помощь государствам
[ редактировать ]МАГАТЭ предлагает ряд полезных услуг государствам-членам, включая помощь в оформлении необходимой документации и помощь с мерами гарантий. [8]
Хронология
[ редактировать ]Год | Месяц | Событие |
---|---|---|
1946 | Доклад Ачесона-Лилиенталя и План Баруха предлагают гарантии как часть международного контроля над атомной энергией. | |
1953 | декабрь | Речь Эйзенхауэра «Атомы для мира» [9] |
1954 | Предложено МАГАТЭ | |
1955-56 | Переговоры по Уставу МАГАТЭ | |
1957 | Вступает в силу Устав МАГАТЭ, учреждающий МАГАТЭ для содействия мирному использованию ядерной энергии
Первая Генеральная конференция МАГАТЭ в Вене [9] | |
1958 | Петиция Лайнуса Полинга в ООН с призывом к заключению международного соглашения о прекращении испытаний ядерной бомбы
Римский договор Евратома | |
1961 | Сентябрь | США и Советский Союз подписывают Совместное заявление о согласованных принципах переговоров по разоружению или соглашения Макклоя-Зорина. |
1961 | декабрь | Генеральная Ассамблея ООН принимает соглашения Макклоя-Зорина |
1961 | Открытие первых лабораторий МАГАТЭ в Зайберсдорфе [9]
INFCIRC/26 учреждает первую систему гарантий МАГАТЭ | |
1965 | INFCIRC/66 устанавливает пересмотренную систему гарантий МАГАТЭ | |
1967 | Договор Тлателолко устанавливает зону, свободную от ядерного оружия, в Латинской Америке и Карибском бассейне
INFCIRC/66/Rev.1 | |
1968 | Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) подписан в Вашингтоне, Москве и Лондоне.
INFCIRC/66/Rev.2 | |
1970 | Маршировать | ДНЯО вступает в силу [9] |
1971 | Установлены всеобъемлющие гарантии (INFCIRC/153). [9] | |
1975 | Создана Группа ядерных поставщиков (ГЯП) | |
1980 | Конвенция о физической защите ядерных материалов подписана в Нью-Йорке | |
1981 | США ратифицируют Дополнительный протокол I к Договору Тлателокло, согласно которому территории США в Латинской Америке были включены в зоны, свободные от ядерного оружия. | |
1986 | Договор Раротонга устанавливает зону, свободную от ядерного оружия, в южной части Тихого океана | |
1990 | ЮАР начала уничтожение шести ядерных боеголовок | |
1991 | Создана группа действий в Ираке для проведения ядерных инспекций внутри страны [9]
Ирак признан несоблюдающим соглашение о гарантиях МАГАТЭ | |
1992 | Северная Корея заключает соглашение о всеобъемлющих гарантиях МАГАТЭ спустя шесть лет после присоединения к ДНЯО. Несоответствия заявленным материалам в Северной Корее побудили МАГАТЭ принять меры и потребовать проверки на объектах, но Северная Корея отказала в доступе. | |
1993 | Северная Корея объявляет о выходе из ДНЯО, но «приостанавливает» уведомление о выходе за день до его вступления в силу.
МАГАТЭ сообщает, что несоблюдение КНДР своих соглашений о гарантиях и проверка ядерных материалов, используемых только в мирных целях, не могут быть подтверждены. [9] | |
1994 | КНДР выходит из членства в МАГАТЭ | |
1997 | INFCIRC/540 (Типовой дополнительный протокол) принят [9]
Бангкокский договор устанавливает зону, свободную от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии | |
2005 | Совет управляющих МАГАТЭ считает, что Иран не соблюдает свое соглашение о гарантиях в отношении необъявленной деятельности ядерного топливного цикла. | |
2009 | Пелиндабский договор устанавливает зону, свободную от ядерного оружия, в Африке
Зона, свободная от ядерного оружия, в Центральной Азии вступила в силу | |
2011 | Совет управляющих МАГАТЭ признал Сирию несоблюдающей соглашение о гарантиях в отношении строительства незаявленного реактора по производству плутония | |
2015 | Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) был подписан США, Российской Федерацией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией с Исламской Республикой Иран, чтобы предоставить гарантии того, что иранская ядерная программа остается исключительно мирной. [9] | |
2021 | Договор о запрещении ядерного оружия вступает в силу |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Подробнее о соглашениях о гарантиях» . www.iaea.org . 05.12.2016 . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Департамент охранных мер» . Международное агентство по атомной энергии . 26 июля 2016 г. Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ «История» . www.iaea.org . 08.06.2016 . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ Рерлих Э (17 января 2018 г.). «Переговоры о проверке: международная дипломатия и эволюция ядерных гарантий, 1945–1972 годы» . Дипломатия и государственное управление . 29 (1): 29–50. дои : 10.1080/09592296.2017.1420520 . ПМК 6036423 . ПМИД 30034301 .
- ^ Jump up to: а б «Основы гарантий МАГАТЭ» . Международное агентство по атомной энергии . 08.06.2016 . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ «Правовая база гарантий» . www.iaea.org . 08.06.2016 . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ «Осуществление гарантий» . www.iaea.org . 08.06.2016 . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ «Помощь государствам» . www.iaea.org . 08.06.2016 . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Хронология» . Проект исторических исследований МАГАТЭ . Венский университет . Проверено 27 июля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Гарантии МАГАТЭ» . Департамент гарантий МАГАТЭ . Международное агентство по атомной энергии. 8 июня 2016 г.
- «Информационный бюллетень о гарантиях МАГАТЭ» (PDF) . Публикации МАГАТЭ . Международное агентство по атомной энергии.
- «Глоссарий МАГАТЭ по гарантиям» (PDF) . Научно-технические публикации МАГАТЭ . Международное агентство по атомной энергии.
- «Система гарантий Международного агентства по атомной энергии» (PDF) . Департамент гарантий МАГАТЭ . Международное агентство по атомной энергии.