Доминго Бетансос
Доминго Бетансос (ок. 1480 — 14 сентября 1549) был испанским доминиканским миссионером в Новой Испании , который участвовал в «Духовном завоевании», проповедуя местное население.
Жизнь
[ редактировать ]Бетансос родился около 1480 года в городе Леон, Испания. Он окончил факультет гражданского и церковного права Университета Саламанки. Он совершил паломничество в Рим и провел два года отшельником на острове Понца , недалеко от Неаполя. Вернувшись в Саламанку, он присоединился к доминиканцам и был рукоположен в священники в 1513 году. Позже в том же году он отправился в Эспаньолу с семью другими монахами-доминиканцами и проработал на острове более двенадцати лет в качестве миссионера. [ 1 ]
В 1516 году он вместе с несколькими другими доминиканцами написал письмо в Лас-Касас о быстром исчезновении индейцев Антильских островов, о численности аборигенного населения и о злоупотреблениях, предположительно совершенных испанцами. В 1518 году Бетансос и Педро де Кордова попытались основать миссию на острове Маргарита, но крайняя враждебность коренного населения вынудила доминиканцев вернуться на Эспаньолу. В 1522 году Бетансос, тогдашний викарий монахов-доминиканцев на Эспаньоле, убедил священнослужителя Бартоломе де лас Касаса вступить в доминиканский послушничество. [ 1 ]
В 1526 году Бетансос отправился в Мексику, один из первых доминиканцев; и его считают основателем доминиканской провинции Сантьяго-де-Мехико. [ 2 ] По словам францисканца Херонимо де Мендьета , Бетансос не знал ни одного родного языка и имел мало общего с индейцами, его время было поглощено административными обязанностями. [ 3 ]
Томас де Берланга почти сразу заявил, что он принадлежит его недавно основанной провинции Санта-Крус с провинциальным центром в Санто-Доминго. Бетансос отправился в Испанию в 1531 году и добился от Святого Престола независимости своего фонда. Он также основал Доминиканскую провинцию Гватемала .
Будучи провинциалом Мексики в 1535 году, он организовал миссии среди трех групп коренных народов: народа науа , народа миштеков и народа сапотеков . Он вернулся в Испанию в 1549 году и умер в сентябре того же года в Вальядолиде. Бетансосу было предложено епископство Гватемалы, но он отклонил его.
В своем классическом труде о евангелизации Мексики французский ученый Робер Рикар назвал Бетансоса ревностным, «порывистым характером, не очень уравновешенным, но не лишенным интеллекта» со страстным характером. [ 4 ]
Портрет Бетанзоса на аматле (магуэйской бумаге) хранился в церкви Тласкантла, Тепетлаосток (Мексика). [ 5 ]
Просмотры
[ редактировать ]В своем письме 1516 года он согласился со взглядами своих собратьев по ордену по вопросу индийской политики. В «Мнении» ( Parecer ), данном им в 1541 году и примерно повторенном в 1542 году, как раз в тот момент, когда Новые законы , ограничивающие энкомьенды под влиянием Лас Касаса должны были быть обнародованы в Индии, он занял совершенно иную позицию. Он спокойно высказал свое мнение, диаметрально противоположное мерам, которые Лас Касас навязывал правительству.
Бетансос был близким другом выдающихся францисканцев Мексики – архиепископа Мексики фра Хуана де Сумарраги , фра Торибио де Бенавенте Мотолиния и других, которые не соглашались с Лас Касасом. Когда францисканцы основали Коллегию Санта-Крус-де-Тлателолко для обучения элитных мужчин науа христианскому священству, Бетансос возражал против Совета Индии , ставя под сомнение рациональность индейцев. [ 6 ] Бетансос поставил под сомнение способность индейцев понимать доктрину настолько, чтобы даже креститься. [ 7 ] что, очевидно, помешало бы их обучению священству. Бетанзос утверждал, что обучение местных жрецов было совершенно плохой идеей, поскольку у индейцев не было бы понимания и полномочий проповедовать и учить, и они будут распространять ересь; и он утверждал, что обучение индийцев латыни позволит им разоблачить невежество [европейских] священников. [ 8 ]
Богословские сомнения Бетансоса относительно рациональности индейцев получили поддержку испанских поселенцев, желающих их эксплуатировать. Францисканские сторонники создания коллегии для подготовки индийских мужчин к священству отвергли сомнения доминиканцев.
Бетансос был согласен с другими нищенствующими орденами (францисканцами и августинцами) в том, что они не были заинтересованы в получении материальной выгоды от индейцев и не требовали уплаты десятины (обычно десятипроцентного налога на сельское хозяйство); Бетансос отклонил четыре индийских города, предложенных ордену. [ 9 ]
Ему приписывают авторство дополнения к «Доктрине» Фрая Педро де Кордовы , появившейся в 1544 году в сотрудничестве с францисканцем Хуаном де Сумаррагой . [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Родригес .
- ^ Роберт Рикар, Духовное завоевание Мексики, с. 22.
- ^ цитируется в Ricard, Spiritual Conquest , p. 53.
- ^ Рикар, Духовное завоевание . Перевод Лесли Берд Симпсон. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1966, стр. 90
- ^ Рикар, Духовное завоевание , с. 215. Работа Рикара была первоначально опубликована в 1933 году, поэтому неизвестно, актуальна ли информация до сих пор.
- ^ Жорж Бодо, Утопия и история в Мексике: Первые хроники мексиканской цивилизации, 1520-1569 гг . Перевод Бернарда Р. Ортиса и Тельмы Ортис. Боулдер: Университет Колорадо, 1995, стр. 107–08.
- ^ Рикар, Духовное завоевание , с. 90
- ^ Рикар, Духовное завоевание , с. 226 со ссылкой на Хоакина Гарсиа Иказбальсета, изд. Францисканский кодекс, Новое собрание документов по истории Мексики. Мексика, 1886–1892 гг., т. 1. 2, с. 71.
- ^ Рикар, Духовное завоевание , с. 130.
- ^ Рикар, Духовное завоевание , с. 105
Библиография
[ редактировать ]- Родригес, Педро Фернандес. «Бетансосское воскресенье» . Королевская академия истории .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Фрай Доминго Бетансос ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.