Лансон
Лансон — гранитная стела , связанная с культурой Чавин . [ 1 ] Он расположен в Старом храме Чавин-де-Уантар, который находится в центральном высокогорье Перу . Религия Чавин была первым крупным религиозным и культурным движением в Андах , процветавшим между 900 и 200 годами до нашей эры. [ нужна ссылка ] Сам Лансон был построен в период раннего развития Андского искусства, около 500 г. до н.э. [ 2 ] и получил свое название от испанского слова «копье», что является намеком на форму скульптуры. [ 3 ] Название обманчиво, поскольку его форма больше напоминает высокогорный плуг, который в то время использовался в сельскохозяйственных целях. [ 4 ] Из-за этого есть подозрение, что изображенное божество связано с аграрным поклонением.
Географическое положение и значение
[ редактировать ]Лансон находится в самом сердце Чавин-де-Уантар. Этот участок в то время находился на одном из немногих перевалов между гористым районом побережья и густой Амазонкой. [ 5 ] Из-за сложности географии необходимо было использовать эти отрывки. Знакомство искусства Чавина, такого как Лансон, с другими культурами, произошло из-за его географического положения. [ 6 ] Археологи обнаружили ткани, которые перекликаются с архитектурой Чавина, и его скульптурные артефакты, захороненные даже на южном побережье, в таких местах, как Карва, что позволяет предположить, что его влияние распространялось гораздо дальше, чем многие другие места того времени. [ 7 ]
Визуальный анализ
[ редактировать ]Лансон расположен в центральной крестообразной камере лабиринта подземных переходов Старого храма церемониального и религиозного центра Чавин-де-Уантар. [ нужна ссылка ] . Преданных вели по лабиринту черных туннелей, и в конечном итоге они оказывались лицом к лицу со скульптурой. Дезориентация верующих, помимо галлюциногенного воздействия кактуса Сан-Педро, который им давали перед входом, только усилила визуальное и психологическое воздействие скульптуры. [ нужна ссылка ] . Образы Ланзона представляют собой сложную серию линий, которые обвивают каждую из трех сторон его треугольной формы от пола до потолка. [ 8 ] Из-за того, что изображения разделены, нужно будет обойти светильник, чтобы полностью рассмотреть его конструкцию. Ланзон изображает антропоморфную фигуру с рыком, когтями и зубами, похожими на ягуара. Волосы существа струятся во все стороны, заканчиваясь головами змей. Глаза стилизованы и обычно называются подвесными. Резьба почти идеально симметрична, за исключением того, что одна рука поднята, а другая опущена. Кроме того, особое внимание уделяется глазам, носу, губам и зубам — более глубокая резьба этих деталей заставляет их выступать, а за счет более высокого рельефа добавляет еще большее ощущение свирепости. [ 9 ]
Космология
[ редактировать ]Лансон выражает фундаментальный мотив искусства Чавина: ягуара. Эти изображения варьируются от реализма до стилизованного антропоморфизма, причем эта конкретная стелла подпадает под последнюю категорию. [ 10 ] Образы ягуара настолько часто встречаются в искусстве Чавина, что была выдвинута гипотеза, что они легли в основу культа ягуара , поклоняющегося характеристикам этих животных. [ 11 ] Это изображение антропоморфного божества-ягуара соответствует другим космологическим представлениям не только о Чавине, но и об Андском обществе в целом. Камай, вера в то, что объект является проводником божества, особенно важна при рассмотрении функции Лансона. [ 12 ] Хотя Лансон был сделан из земного материала, в нем обитало небесное существо, жители Чавина даже приносили ему в жертву еду и керамику. [ 13 ]
Кроме того, центральное изображение Лансона функционирует как ось мира , или ось, соединяющая небо, землю и подземный мир. [ нужна ссылка ] Эта концепция также отражена в поднятых и опущенных руках, одна из которых связана с небесным, а другая - с земным. [ 14 ] Противоположные руки также отражают почтение к двойственности. Противоположности, наблюдаемые в повседневной жизни, такие как ночь/день, жизнь/смерть, мужчина/женщина, считались священными для создания баланса. [ 15 ] Важность двойственности также видна в контурном соперничестве змей и волос, трансформации человека и зверя и географическом положении между засушливым горным хребтом и пышной Амазонкой. [ 16 ] Наконец, ключевое космологическое убеждение Андского общества в целом — тинку. Это концепция объединения нескольких частей для создания чего-то совершенно нового. [ 17 ] Стратегическое географическое положение Лансона находится на слиянии рек Мосна и Вачекса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жизнь и труды Хулио К. Тельо: первого местного археолога Америки . Бургер, Ричард Л. Айова-Сити: Издательство Университета Айовы. 2009. ISBN 9781587298332 . OCLC 503291383 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Стоун, Ребекка, 1958- (2012). Искусство Анд: от Чавина до инков (Третье изд.). Лондон. ISBN 9780500204153 . OCLC 792747356 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Жизнь и труды Хулио К. Тельо: первого местного археолога Америки . Бургер, Ричард Л. Айова-Сити: Издательство Университета Айовы. 2009. ISBN 9781587298332 . OCLC 503291383 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Стоун, Ребекка, 1958- (2012). Искусство Анд: от Чавина до инков (Третье изд.). Лондон. ISBN 9780500204153 . OCLC 792747356 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Стоун, Ребекка, 1958- (2012). Искусство Анд: от Чавина до инков (Третье изд.). Лондон. ISBN 9780500204153 . OCLC 792747356 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Стоун, Ребекка, 1958- (2012). Искусство Анд: от Чавина до инков (Третье изд.). Лондон. ISBN 9780500204153 . OCLC 792747356 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Стоун, Ребекка, 1958- (2012). Искусство Анд: от Чавина до инков (Третье изд.). Лондон. ISBN 9780500204153 . OCLC 792747356 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Жизнь и труды Хулио К. Тельо: первого местного археолога Америки . Бургер, Ричард Л. Айова-Сити: Издательство Университета Айовы. 2009. ISBN 9781587298332 . OCLC 503291383 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Жизнь и труды Хулио К. Тельо: первого местного археолога Америки . Бургер, Ричард Л. Айова-Сити: Издательство Университета Айовы. 2009. ISBN 9781587298332 . OCLC 503291383 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Жизнь и труды Хулио К. Тельо: первого местного археолога Америки . Бургер, Ричард Л. Айова-Сити: Издательство Университета Айовы. 2009. ISBN 9781587298332 . OCLC 503291383 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Ричардсон, Джеймс Б. (1994). Люди Анд (1-е изд.). Монреаль: Сент-Реми Пресс. ISBN 0895990415 . OCLC 30892884 .
- ^ Стоун, Ребекка, 1958- (2012). Искусство Анд: от Чавина до инков (Третье изд.). Лондон. ISBN 9780500204153 . OCLC 792747356 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Стоун, Ребекка, 1958- (2012). Искусство Анд: от Чавина до инков (Третье изд.). Лондон. ISBN 9780500204153 . OCLC 792747356 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Стоун, Ребекка, 1958- (2012). Искусство Анд: от Чавина до инков (Третье изд.). Лондон. ISBN 9780500204153 . OCLC 792747356 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Стоун, Ребекка, 1958- (2012). Искусство Анд: от Чавина до инков (Третье изд.). Лондон. ISBN 9780500204153 . OCLC 792747356 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Стоун, Ребекка, 1958- (2012). Искусство Анд: от Чавина до инков (Третье изд.). Лондон. ISBN 9780500204153 . OCLC 792747356 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Стоун, Ребекка, 1958- (2012). Искусство Анд: от Чавина до инков (Третье изд.). Лондон. ISBN 9780500204153 . OCLC 792747356 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
- Искусство Анд: от Чавина до инков Ребекки Стоун-Миллер (Темза и Гудзон, 1995)
Пилиджиан С. и др. (Продюсеры). (2012, 2 февраля). Храм судьбы: Перу [эпизод телесериала]. В «Международных охотниках за привидениями» . Шерман Оукс, Калифорния: Pilgrim Films & Television
9 ° 35'37,14 "ю.ш. 77 ° 10'41,91" з.д. / 9,5936500 ° ю.ш. 77,1783083 ° з.д.