Аттическая охра

чердак цвета охры
Аттическая охра или аттическая желтая охра ( лат . Sil atticum ) — исторически известная разновидность охры , имевшая яркий лимонно- желтый цвет , считалась лучшим и самым дорогим видом охры в Древней Греции и Риме . Аттическая охра использовалась в основном для качественных отделочных работ или украшения предметов домашнего обихода. В живописи ее использовали для изображения света , скажем, в отличие от ахийской охры, которой рисовали тени . Этот сорт добывали в ближайших окрестностях Афин . [ 1 ] : 191 из рудных жил серебряных рудников близ Колиады ( мыс Коляда , Κωλιάδα άκρα), а также в Лаурийских серебряных рудниках . [ 2 ] : 49
Аттическая ярко-желтая глина считалась особенно качественной; он был однородным, не имел никаких включений и прекрасно держал поверхность, вплоть до появления легкого блеска при разглаживании, что произвело благоприятное впечатление. Диоскорид в своем трактате «О лекарственных веществах» рекомендовал принимать аттическую охру для медицинских целей. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Пик производства аттической охры пришелся на древние эллинские времена. Уже к первому веку до нашей эры этот пигмент считался в Риме очень редким, так как жилы в предшествующий период были в значительной степени выработаны. Марк Витрувий Поллион в седьмой главе («Естественные цвета») седьмой книги своих архитектурных произведений сокрушается, что «...лучшая аттическая охра больше недоступна, потому что когда на серебряных рудниках в Афинах были рабы, они рыли шахты под землей в поисках серебра. Встретив там жилу охры, они попытались добыть охру вместе с серебром; поэтому древние имели в своем распоряжении превосходные запасы охры для завершения своих работ». [ 4 ]
Плиний Старший полностью подтверждает свое мнение в «Естественной истории» (книга тридцать третья). «Лучшая охра — та, что называется Чердачная; цена его 2 денария за фунт. Следующий мраморный , цена вдвое ниже аттического. [ 5 ]
Использовать
[ редактировать ]
( Полигнотус )
В первую очередь аттическая охра использовалась для росписи помещений и качественных отделочных работ, а также для украшения керамики и предметов быта. По мнению того же Плиния, греческие художники использовали шесть видов охры. Лучший из них, так называемый Sil atticum , использовался для тех случаев, когда нужно было изобразить свет. Считается, что внедрение аттической охры в живопись началось довольно поздно, в I веке нашей эры. Впервые его использовали в своих произведениях греческие художники Полигнот и Микон , а также Апеллес , Эхион , Мелантий и Никомах . В своей работе они использовали всего четыре цвета (охры), одной из которых была аттическая охра, изображавшая свет и светлые части картины. [ 1 ] : 191
Работа Полигнота, сохранившаяся лучше других, позволяет судить о диапазоне красок и пигментов , с которыми он работал. Его палитра , однако, как и у других художников того времени, была весьма ограничена. В нее входили белая (мелиниум) , желтая (аттикум , аттическая охра), красная (sinopis pontica) и черная (атраментум) краски. Конечно, нельзя понимать свидетельства античности в том смысле, что встречаются только четыре в произведениях Полигнота цвета . Четыре упомянутых выше пигмента при смешивании друг с другом в разных пропорциях дают более восьмисот различных оттенков. [ 6 ] : 15
К этому следует добавить, что в древности охра оставалась единственным или почти единственным доступным желтым пигментом. [ 2 ] : 49 При составлении самой желтой краски охру часто смешивали с мелом или известью . [ 7 ] : 7
Высокая стоимость и отсутствие аттической охры заставили искать рецепты имитации ее цвета искусственным путем. Так, в последней, четырнадцатой главе той же книги («Краски, заменяющие малиновые, охровые, горно-зеленые и индиго»), Витрувий описывает один из способов, которыми пользовались маляры для получения цвета аттической охры из вареных сушеных фиалок и мела. . [ 4 ]
Характеристики
[ редактировать ]Аттическая охра однородна и хорошо загорела, имеет вызывающе яркий светло-желтый цвет, напоминающий солнечный спектр или даже светлее. Он стабилен, не выгорает под воздействием солнечных лучей и не разлагается под воздействием атмосферных факторов. Однако этот вид охры не следует путать с собственно аттической керамикой, которая также имела репутацию высокого качества. В отличие от ярко-желтой охры, аттическая глина имеет цвет от светло-оранжевого до красновато-коричневого и часто содержит мелкие блестки слюды .
Из современных красок, близких по тону к аттической охре, можно назвать, прежде всего, золотую охру .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Победитель АВ . Материалы для масляной живописи (под редакцией И. Е. Грабаря ). — Москва: издательство «Арт», 1950. — 522 с.
- ^ Jump up to: а б Толстой II Эллинистическая техника. Дайджест статей. — 1-я типография издательства «Академик». Наук СССР в Ленинграде, 1948. — 368 с.
- ^ Диоскорид Де материя медика : V, 93.
- ^ Jump up to: а б Марк Витрувий Поллион (2013). Десять книг об архитектуре. Книга VII. Глава VII. Натуральные цвета . Москва: Редакция УРСС.
- ^ Плиний Старший, Гай . Естественная история . Об искусстве: Книга. 33-36; Пер. с латыни, предисловие и примечание. Г.А. Таронян. — Москва: Науч.-ред. центр ″Ладомир″, 1994. — 939 с.
- ^ Борис Фармаковский . Аттическая вазопись и ее связь с монументальным искусством в эпоху сразу после греко-персидских войн. — СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1902. — 616 с.
- ^ А. М. Никитин . Художественные краски и материалы. Каталог. — Москва: Инфра-Инжиниринг, 2021.