Jump to content

Золотая охра

Порошок золотой охры

Золотая охра , реже Gold Ocher ( фр . Ocre d'or , нем . Gold Ocker от древнегреческого : ὠχρός желто-бледная, оранжевая или французская охра (устар.)) — одна из самых известных и ярко окрашенных разновидностей охры — натуральный или (реже) искусственный пигмент . По минеральному составу охра золотая представляет собой глину с примесью алюмосиликатов и большим содержанием самого желтого красителя — гидроксида железа , чаще всего в виде бурого железной руды или лимонита . Точный состав охры и ее примесей сильно различается в зависимости от места происхождения.

Золотая охра — одна из древнейших красок, известная как живописный материал еще со времен наскальных рисунков . В настенной живописи это один из основных желтых пигментов. Золотистая охра имеет хорошую плотность, такую ​​же укрывистость, высокую светостойкость, чистый цвет и мягкую структуру. По сей день его используют во всех без исключения техниках живописи.

Описание и свойства

[ редактировать ]

Пигмент золотистой охры представляет собой природную смесь, состоящую в основном из кристаллического гидрата оксида железа с небольшим количеством глины . Среди родственных минералов наиболее близкой к золотистой охре является светлая охра , имеющая менее теплый и насыщенный цвет. Если в светлой охре содержание основного красителя — гидрата оксида железа — довольно невелико и колеблется от 12 до 25 %, то в золотистой охре его количество может достигать 70—75 %. В результате светлая охра имеет желтый цвет более холодного тона и более слабую насыщенность цвета и считается краской неяркой и неинтенсивной. Золотистая охра отличается от нее землистым оттенком и более теплым тоном. [ 1 ]

Три вида охры

Желтые охры более распространены в природе, чем другие, из-за обилия входящих в их состав минералов. Оранжевая и желтая охра при нагревании выделяют воду и постепенно темнеют, приобретая все более красноватый оттенок. Это происходит за счет превращения гидроксида железа в темно-красный безводный оксид ( железную охру ). При контролируемом обжиге желтой охры можно получить практически всю гамму оттенков от желтого и оранжевого до красного или коричневого. [ 2 ] : 173 

Среди других разновидностей охры именно золотистая ценилась выше других; он был отнесен к высшей категории пигментов в этой категории. В 18-19 веках золотистая охра поставлялась в остальную Европу и Россию из провинции Руссильон , в результате чего вторым названием этой краски долгое время была французская охра . [ 3 ] : 426  Из общего числа охр именно золотисто-охристый пигмент по чистоте, яркости и оттенку ближе всего к аттической охре — самой ценной желтой краске Древней Греции и Рима .

До середины 20 века живописные желтые охры традиционно делились на палевые, желтые, шафрано-желтые , золотистые и оранжевые. В палитре современного художника четыре вида чаще всего встречаются натуральную и итальянскую сиену именной желтой охры: светлая, средняя, ​​золотистая и темная. К таким же краскам можно отнести . По составу золотистая охра должна включать не менее 53 % Fe 2 O 3 , 5 % Al 2 O 3 и 34 % SiO 2 при полном отсутствии таких примесей, как CaO , MgO , MnO 2 и нерастворимых сульфатов . Для сравнения: из всех желтых охр только темная содержит больше оксида железа (более 60%). [ 2 ] : 173 

История и использование

[ редактировать ]

Золотая охра наиболее известна как распространенный в природе минеральный пигмент, в первую очередь для художественных красок. Он был найден с древних времен в наскальных рисунках , фресках Древнего Египта , Греции и Рима . Этот пигмент также постоянно использовался при росписи храмов и в иконописи . При анализе красочной композиции икон Феофана Грека , несмотря на всю сдержанность его цветового решения, отчетливо установилась золотистая охра. [ 4 ]

Золотистую охру используют также при производстве и реставрации дорогих видов мебели . Например, при золочении маслом по левкасу ( левкасу ) сначала маслом наносят несколько слоев золотистой охры, а затем, после высыхания и шлифовки, покрывают масляным гульфарбеновым лаком. В результате поверхность под золочение получается идеально матовой и сохраняет цвет фольги . Особенно эффектно смотрится позолота на резьбе, если блестящие полированные участки чередуются с матовыми. [ 5 ]

Как краска художника, золотая охра традиционно была основным продуктом в палитрах художников , в первую очередь в масляной живописи , но также и в темпере (включая акварель ), а в последнее время и в акриле . Стабилен как в чистом виде, так и в смесях. Однако при письме темперой или акварелью необходимо учитывать одну особенность охры, продиктованную ее минеральной природой: при большом количестве водорастворимых пленкообразователей существует опасность выпадения пигментов (как глинозема , так и железа). гидроксид ), поэтому охру рекомендуется использовать в виде густой пасты. [ 2 ] : 173 

Приглушенный, слегка «землистый» оттенок золотистой охры позволяет добиться мягкой и теплой цветовой палитры картины и в смесях с более яркими красками несколько «уменьшить» их цветовую активность. Есть еще одна особенность. Вообще рекомендуется избегать очень крупных, рельефных мазков чистой охрой, так как из-за медленного и неполного высыхания слоев на всю глубину может появиться неравномерность цвета и неровная матовая поверхность. [ 1 ] К недостаткам золотистой охры можно отнести ее уязвимость при тесном трении о металл (например, при растирании мастихином ) . Через некоторое время такой контакт может привести к тому, что охра позеленеет. [ 6 ]

Часто светлую охру или золотистую охру используют для придания картине впечатления внешней монохромности или единства цвета, а также для того, чтобы свет на картине не выглядел холоднее тени. В этом случае охра выполняет не только функцию усиления ощущения единства картины, но и дополнительный «согревающий» цвет. [ 7 ] : 236 

Золотая охра известна и широко применяется как стойкий, надежный и недорогой пигмент для любых отделочных, бытовых и декоративных целей, пригодный для окраски как внутренних, так и наружных работ. Он не выцветает и выдерживает практически любые погодные условия. Описание подобного применения золотой охры можно найти в одном из рассказов русского писателя Сергеева-Ценского : «... Ульи были приземистые, широкие, на четырех дубовых бревнах каждый, со скатными крышами, крытыми здесь железом. , здесь с фанерой, но равномерно выкрашенной золотистой охрой, на вид веселая». [ 8 ] : 261 

Наряду с другими видами охры, золотистая охра традиционно широко применяется при тонировке и росписи керамики.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Ермаков Г.И. Пленэр. Учебник для студентов высших учебных заведений. — Москва: МПГУ: Прометей, 2013. — 160 с.
  2. ^ Jump up to: а б с АМ Никитин . Художественные краски и материалы. Каталог. — Москва: Инфра-Инжиниринг, 2021.
  3. ^ Журнал общеполезной информации или Библиотека сельского хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, науки, искусства, ремесел и всех видов полезных знаний. Редактор Е. П. Перцов. Том I. — СПб.: В типографии Военно-учебных заведений, 1852.
  4. ^ Светлана Еремеева Лекции по истории искусств. — Москва: Издательство «Домашний компьютер», 1999.
  5. ^ Татьяна Матвеева . Реставрация столярных и мебельных изделий. — Москва: Высшая школа, 1988.
  6. ^ Прокофьев Н.И. Живопись. Техника росписи и технология окрасочных материалов. — Москва: Издательский центр ВЛАДОС, 2010. — 158 с.
  7. ^ Анастасия Шимшилашвили . Картина маслом от А до Я. Портрет маслом. — Москва: Apple Books, 2022. — 320 с.
  8. ^ Сергеев-Ценский С. Н. Собрание сочинений в 12 томах, Том 3. — Москва, Правда, 1967.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 001d1cf3ccb1cc10f5224511028ef10e__1715705580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/0e/001d1cf3ccb1cc10f5224511028ef10e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Golden ochre - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)