Золотая охра
Золотая охра , реже Gold Ocher ( фр . Ocre d'or , нем . Gold Ocker от древнегреческого : ὠχρός желто-бледная, оранжевая или французская охра (устар.)) — одна из самых известных и ярко окрашенных разновидностей охры — натуральный или (реже) искусственный пигмент . По минеральному составу охра золотая представляет собой глину с примесью алюмосиликатов и большим содержанием самого желтого красителя — гидроксида железа , чаще всего в виде бурого железной руды или лимонита . Точный состав охры и ее примесей сильно различается в зависимости от места происхождения.
Золотая охра — одна из древнейших красок, известная как живописный материал еще со времен наскальных рисунков . В настенной живописи это один из основных желтых пигментов. Золотистая охра имеет хорошую плотность, такую же укрывистость, высокую светостойкость, чистый цвет и мягкую структуру. По сей день его используют во всех без исключения техниках живописи.
Описание и свойства
[ редактировать ]Пигмент золотистой охры представляет собой природную смесь, состоящую в основном из кристаллического гидрата оксида железа с небольшим количеством глины . Среди родственных минералов наиболее близкой к золотистой охре является светлая охра , имеющая менее теплый и насыщенный цвет. Если в светлой охре содержание основного красителя — гидрата оксида железа — довольно невелико и колеблется от 12 до 25 %, то в золотистой охре его количество может достигать 70—75 %. В результате светлая охра имеет желтый цвет более холодного тона и более слабую насыщенность цвета и считается краской неяркой и неинтенсивной. Золотистая охра отличается от нее землистым оттенком и более теплым тоном. [ 1 ]
Желтые охры более распространены в природе, чем другие, из-за обилия входящих в их состав минералов. Оранжевая и желтая охра при нагревании выделяют воду и постепенно темнеют, приобретая все более красноватый оттенок. Это происходит за счет превращения гидроксида железа в темно-красный безводный оксид ( железную охру ). При контролируемом обжиге желтой охры можно получить практически всю гамму оттенков от желтого и оранжевого до красного или коричневого. [ 2 ] : 173
Среди других разновидностей охры именно золотистая ценилась выше других; он был отнесен к высшей категории пигментов в этой категории. В 18-19 веках золотистая охра поставлялась в остальную Европу и Россию из провинции Руссильон , в результате чего вторым названием этой краски долгое время была французская охра . [ 3 ] : 426 Из общего числа охр именно золотисто-охристый пигмент по чистоте, яркости и оттенку ближе всего к аттической охре — самой ценной желтой краске Древней Греции и Рима .
До середины 20 века живописные желтые охры традиционно делились на палевые, желтые, шафрано-желтые , золотистые и оранжевые. В палитре современного художника четыре вида чаще всего встречаются натуральную и итальянскую сиену именной желтой охры: светлая, средняя, золотистая и темная. К таким же краскам можно отнести . По составу золотистая охра должна включать не менее 53 % Fe 2 O 3 , 5 % Al 2 O 3 и 34 % SiO 2 при полном отсутствии таких примесей, как CaO , MgO , MnO 2 и нерастворимых сульфатов . Для сравнения: из всех желтых охр только темная содержит больше оксида железа (более 60%). [ 2 ] : 173
История и использование
[ редактировать ]
Золотая охра наиболее известна как распространенный в природе минеральный пигмент, в первую очередь для художественных красок. Он был найден с древних времен в наскальных рисунках , фресках Древнего Египта , Греции и Рима . Этот пигмент также постоянно использовался при росписи храмов и в иконописи . При анализе красочной композиции икон Феофана Грека , несмотря на всю сдержанность его цветового решения, отчетливо установилась золотистая охра. [ 4 ]
Золотистую охру используют также при производстве и реставрации дорогих видов мебели . Например, при золочении маслом по левкасу ( левкасу ) сначала маслом наносят несколько слоев золотистой охры, а затем, после высыхания и шлифовки, покрывают масляным гульфарбеновым лаком. В результате поверхность под золочение получается идеально матовой и сохраняет цвет фольги . Особенно эффектно смотрится позолота на резьбе, если блестящие полированные участки чередуются с матовыми. [ 5 ]
Как краска художника, золотая охра традиционно была основным продуктом в палитрах художников , в первую очередь в масляной живописи , но также и в темпере (включая акварель ), а в последнее время и в акриле . Стабилен как в чистом виде, так и в смесях. Однако при письме темперой или акварелью необходимо учитывать одну особенность охры, продиктованную ее минеральной природой: при большом количестве водорастворимых пленкообразователей существует опасность выпадения пигментов (как глинозема , так и железа). гидроксид ), поэтому охру рекомендуется использовать в виде густой пасты. [ 2 ] : 173
Приглушенный, слегка «землистый» оттенок золотистой охры позволяет добиться мягкой и теплой цветовой палитры картины и в смесях с более яркими красками несколько «уменьшить» их цветовую активность. Есть еще одна особенность. Вообще рекомендуется избегать очень крупных, рельефных мазков чистой охрой, так как из-за медленного и неполного высыхания слоев на всю глубину может появиться неравномерность цвета и неровная матовая поверхность. [ 1 ] К недостаткам золотистой охры можно отнести ее уязвимость при тесном трении о металл (например, при растирании мастихином ) . Через некоторое время такой контакт может привести к тому, что охра позеленеет. [ 6 ]
Часто светлую охру или золотистую охру используют для придания картине впечатления внешней монохромности или единства цвета, а также для того, чтобы свет на картине не выглядел холоднее тени. В этом случае охра выполняет не только функцию усиления ощущения единства картины, но и дополнительный «согревающий» цвет. [ 7 ] : 236
Золотая охра известна и широко применяется как стойкий, надежный и недорогой пигмент для любых отделочных, бытовых и декоративных целей, пригодный для окраски как внутренних, так и наружных работ. Он не выцветает и выдерживает практически любые погодные условия. Описание подобного применения золотой охры можно найти в одном из рассказов русского писателя Сергеева-Ценского : «... Ульи были приземистые, широкие, на четырех дубовых бревнах каждый, со скатными крышами, крытыми здесь железом. , здесь с фанерой, но равномерно выкрашенной золотистой охрой, на вид веселая». [ 8 ] : 261
Наряду с другими видами охры, золотистая охра традиционно широко применяется при тонировке и росписи керамики.
См. также
[ редактировать ]- Охра
- Аттическая охра
- Охра (значения)
- Железная охра
- Глина
- Список неорганических пигментов
- Список цветов
- Желтый
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ермаков Г.И. Пленэр. Учебник для студентов высших учебных заведений. — Москва: МПГУ: Прометей, 2013. — 160 с.
- ^ Jump up to: а б с АМ Никитин . Художественные краски и материалы. Каталог. — Москва: Инфра-Инжиниринг, 2021.
- ^ Журнал общеполезной информации или Библиотека сельского хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, науки, искусства, ремесел и всех видов полезных знаний. Редактор Е. П. Перцов. Том I. — СПб.: В типографии Военно-учебных заведений, 1852.
- ^ Светлана Еремеева Лекции по истории искусств. — Москва: Издательство «Домашний компьютер», 1999.
- ^ Татьяна Матвеева . Реставрация столярных и мебельных изделий. — Москва: Высшая школа, 1988.
- ^ Прокофьев Н.И. Живопись. Техника росписи и технология окрасочных материалов. — Москва: Издательский центр ВЛАДОС, 2010. — 158 с.
- ^ Анастасия Шимшилашвили . Картина маслом от А до Я. Портрет маслом. — Москва: Apple Books, 2022. — 320 с.
- ^ Сергеев-Ценский С. Н. Собрание сочинений в 12 томах, Том 3. — Москва, Правда, 1967.