Автономизация
Автономизация описывает особенность конструкции машин, реализующую принцип дзидока ( 自働化 ) (じどうか дзидука), используемый в производственной системе Toyota (TPS) и бережливом производстве . Ее можно охарактеризовать как «интеллектуальную автоматизацию» или «автоматизацию с участием человека». [1] Этот тип автоматизации реализует не производственные функции, а некоторые контролирующие функции. В Toyota это обычно означает, что при возникновении нештатной ситуации машина останавливается, а рабочий останавливает производственную линию. Это процесс контроля качества, в котором применяются следующие четыре принципа: [2]
- Обнаружьте аномалию.
- Останавливаться.
- Исправьте или исправьте текущее состояние.
- Выясните причину и примите меры противодействия.
Целью автономизации является а) предотвращение производства дефектной продукции, б) устранение необходимости спекулятивного (перепроизводства) заменителей дефектов, в) сосредоточение внимания на понимании проблем и г) обеспечение того, чтобы проблемы не повторялись.
Цель и реализация
[ редактировать ]Сигэо Синго называет автономизацию «предавтоматизацией». [3] Он отделяет рабочих от машин с помощью механизмов, обнаруживающих производственные отклонения (они есть у многих машин в Toyota). Он говорит, что между чисто ручной и полностью автоматизированной работой существует двадцать три этапа. Чтобы быть полностью автоматизированными, машины должны иметь возможность обнаруживать и устранять собственные проблемы в работе, что в настоящее время нерентабельно. Однако девяносто процентов преимуществ полной автоматизации можно получить за счет автономизации.
Цель автономизации состоит в том, что она делает возможным быстрое или немедленное устранение, выявление и исправление ошибок, возникающих в процессе. Автономизация избавляет рабочего от необходимости постоянно судить о том, нормальна ли работа машины; их усилия теперь задействованы только тогда, когда машина сообщает о проблеме. Это не только делает работу более интересной, но и является необходимым шагом, если позже работника попросят контролировать несколько машин. Первым примером этого в Toyota был автоматически активируемый ткацкий станок Сакичи Тойода , который автоматически и немедленно останавливал ткацкий станок, если вертикальная или боковая нить рвалась или заканчивалась.
Например, вместо того, чтобы ждать окончания производственной линии для проверки готового продукта, можно использовать автономизацию на ранних этапах процесса, чтобы уменьшить объем работы, добавляемой к дефектному продукту. Работнику, который самостоятельно проверяет свою работу или проверяет исходную работу, произведенную непосредственно перед его рабочим местом, рекомендуется остановить линию при обнаружении дефекта. Это обнаружение является первым шагом в Дзидоке. Машина, выполняющая тот же процесс обнаружения дефектов, занимается автономизацией.
После остановки линии руководитель или лицо, назначенное для помощи в устранении проблем, немедленно обращает внимание на проблему, обнаруженную работником или машиной. Для завершения дзидока не только исправляется обнаруженный дефект продукта, но и оценивается и изменяется процесс, чтобы исключить возможность повторения той же ошибки снова. Одним из решений проблем может быть установка устройства «защиты от ошибок» где-нибудь на производственной линии. Такое устройство известно как пока-йоке .
Отношения с «точно в срок»
[ редактировать ]Тайити Оно и Сакичи Тойода , создатели TPS и практик в производстве текстиля, машин и автомобилей, считали производство «точно в срок» и автономизацию столпами, на которых строится TPS. [4] Джеффри Лайкер и Дэвид Мейер отмечают, что дзидока, или «решение остановить и устранить проблемы по мере их возникновения, а не откладывать их на потом, чтобы решить позже», является значительной частью разницы между эффективностью Toyota и других компаний, которые пытались внедрить бережливое производство. [5] Таким образом, можно сказать, что автономизация является ключевым элементом успешного внедрения бережливого производства.
Для систем «точно в срок» (JIT) абсолютно важно производить продукцию без дефектов, иначе эти дефекты могут нарушить производственный процесс или упорядоченный поток работы.
JIT и бережливое производство всегда ищут цели для постоянного улучшения в своем стремлении к повышению качества, находя и устраняя причины проблем, чтобы они не возникали постоянно.
Дзидока предполагает автоматическое обнаружение ошибок или дефектов во время производства. При обнаружении дефекта остановка производства требует немедленного внимания к проблеме.
Остановка приводит к замедлению производства, но считается, что это помогает обнаружить проблему раньше и избежать распространения плохих практик. [6]
Этимология
[ редактировать ]Слово «автономация» じょうか, заимствованное из китайско-японского словаря , представляет собой сочетание слов « автономный » и « автоматизированный » автомат, которое пишется с использованием трех иероглифов кандзи : 士(ji) «сам», 類( dou )движение и 网(ka)"-изация". В производственной системе Toyota второй иероглиф заменяется на dou "работа", который представляет собой иероглиф, полученный путем добавления радикала, обозначающего "человек" к исходному движению.
Дзенджидока
[ редактировать ]Дзэндзидока (全自働化) описывается как «доставка дзидока до самого покупателя» и относится к расширенной практике, при которой сотрудники отдела продаж, обслуживания и технического персонала также имеют право прерывать производство для устранения неисправностей. [7]
См. также
[ редактировать ]- Андон - метод сигнализации о проблеме для немедленного получения помощи, обычно в форме «команды андон», чтобы избежать остановки производственной линии.
- Кайдзен – постоянное совершенствование
- Полуавтоматизация – процесс или процедура, выполняемая совместными действиями человека и машины.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Производственная система Toyota, Тайити Оно, Productivity Press, 1988, стр. 6.
- ^ Сущность дзидока , Марк Розенталь, Информационный бюллетень SME Lean Directions, 2002 г.
- ^ Производственная система Toyota, Тайити Оно, Productivity Press, 1988, стр. 58.
- ^ Производственная система Toyota, Тайити Оно, Productivity Press, 1988, стр. 4
- ^ Джеффри Лайкер и Дэвид Мейер (2005), The Toyota Way Fieldbook , глава 8
- ^ JBLL, [ нужны разъяснения ] 18 июня 2006 г.
- ↑ Бодек, Н., Зенджидока: поднимите шесть сигм на новую высоту, повысив уровень знаний людей , по состоянию на 20 марта 2021 г.