Харнамдутт Шастри
Харнамдутт Шастри (1843–1915) [ 1 ] был знатоком санскритской грамматики, родился в Джагадхри (современная Харьяна ), Индия. Его отца звали Мураридатт. Он получил образование в Варанаси и стал бхашьячарьей (санскрит: инструктором по правилам языка) санскритского языка Вьякаран Шастра (грамматика). Позже он стал известным учителем Панини Вьякаран (правил грамматики, установленного Панини) в Чуру , Раджастхан. [ 2 ] Санскритская школа, которую он основал в Чуру, была известна как Пандит Харнамдутт Санскрит Паатшала.
Среди его учеников выдающиеся имена: Гиридхар Шарма Чатурведи, Видьявачшпат и Балчандраджи, Пандит Раманандджи Махарадж, Пандит Джайдевджи Мишра и Пандит Виласраяджи.
Санскритская Махакавья ») (эпическая поэма « Харанамамритам — поэтическая биография, написанная Видьявачаспати Видьядхаром Шастри .
Харанамамритам
[ редактировать ]Эта Махакавья изображает историю жизни деда поэта Харнамдутта Шастри. Это не прославление его семьи, а попытка просветить читателей о скромных и спокойных качествах ученых. Поэт также желает поощрять написание новых санскритских стихов. Он разделен на шестнадцать песен. В первой песне поэт взывает к Высшему Существу и склоняется перед ним, а затем утверждается, что нынешняя работа представляет собой попытку пропагандировать культуру. Во второй песне отец главного героя Мураридатт получает советы и наставления относительно продолжения семейных традиций. В третьей песне главный герой рождается в Джагадхри (современная Харьяна), вскоре после этого умирает его мать, и его воспитывает тетя. Мальчик не интересуется учебой и увлекается борьбой, отец пытается направить мальчика к созданию собственного хозяйства. В четвертой песне мальчик побеждает в схватке, но отец его жестоко ругает. В порыве гнева он покидает дом и направляется в Дели . Он проигрывает борцовский поединок в Дели и, вдохновленный советами пожилых людей, направляется в Варанаси.
Пятая песнь начинается с описания духовного аспекта Варанаси. По мере продолжения главы молодой человек производит на учителей благоприятное впечатление; он общается с сокурсниками, которые впоследствии становятся знаменитыми учеными. После завершения учебы Харнамдутт продолжает работать учителем в Варанаси. Слух о его славе как учителя доходит до его отца, и Мураридатт отправляется в Варанаси, взяв с собой жену Харнамдутта. Увидев, что его сын стал уважаемым учителем, отец очень доволен и возвращается домой после недолгого пребывания. В шестой песне главный герой основывает свой дом в Варанаси. Вскоре рождается сын; однако счастье прерывается внезапной смертью младенца. Оправившись от трагедии, он посвящает себя молитве и учебе. В седьмой песне Сет Бхагвандас Багала из Чуру посещает главного героя и умоляет его основать санскритскую Паатшалу (школу) в Чуру. Поначалу Харнамдатт колебался, но уговоры посетителя покорили его и он уступил. Глава содержит превосходное описание красоты пустынной среды.
В восьмой песне рассказывается о торжественном приеме главного героя жителями Чуру; санскритская Паатшала привлекает студентов издалека и распространяет славу Чуру (Раджастан) как нового Варанаси. Песнь также описывает идеальное совершенство студенческой жизни. Девятая песнь описывает страдания, вызванные голодом 1889 года, организуется молитва Господу Шиве и возникают беспрецедентные дожди. В десятой песне главного героя сопровождают в паломничестве сыновья и ученики. Поэт описывает и невзгоды, и блаженные перерывы, которые случаются во время путешествия по пустыне. Путешественников подстерегает банда разбойников, и главный герой бесстрашно обращается к ним. Он советует разбойникам стать праведными воинами ( кшатриями ). Одиннадцатая песнь — это сердце и душа Махакавьи. В нем главный герой наставляет своих сыновей соблюдать требования ведения домашнего хозяйства (грихаста) . Затем главный герой отправляется в Харидвар и начинает жить отшельником. (ванпрастха ) в сиддхашраме (обители).
Двенадцатая песнь описывает жизнь студентов-резидентов Гурукул Кангри, а также включает список выдающихся учеников и сотрудников главного героя. Далее следует описание Курукшетры , где главный герой посещает конференцию брахманов . В тринадцатой песни главный герой обращается к конференции как председатель, в своем обращении он излагает обязанности брамина и предписывает браминам выполнять эти обязанности. Песнь заканчивается пожеланием мирового процветания. В четырнадцатой песне главный герой высказывает мнение, что жертвоприношениям животных нет места в яджне (ритуальном подношении). В пятнадцатой песни главный герой посещает санскритскую конференцию по случаю Кумбха парвы , песня заканчивается призывом к распространению санскрита. В шестнадцатой песне мы узнаем, что главный герой находится в болезненном состоянии и за ним преданно ухаживают его ученики. В песне перечислены ученики, которые пошли по стопам своего гуру , способствуя развитию индийской культуры. Махакавья заканчивается желанием сохранить индийскую культуру и традиции навечно. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каталог Библиотеки Конгресса
- ^ Сарасват, Пармананд (1984) Сахитьясрашта Шри Видьядхар Шастри, Гану Пракашан, Биканер, стр. 2
- ^ Сарасват стр. 28-33.