Камиль Ёрматов

Комил Ёрматов ( таджикский : Комил Ёрматов ; 2 мая 1903 года в Канибадаме — 24 ноября 1978 года в Москве ) — выдающийся актёр и режиссёр таджикского кино советского времени. [ 1 ] Позже он переехал в Узбекистан , а затем в Москву.
Биография
[ редактировать ]Член с юных лет Коммунистической партии Советского Союза , он поехал в Москву учиться у Валентина Тюркина в Московской киношколе , которую окончил в 1931 году. Перед ее окончанием он уже снимался в советских пропагандистских фильмах «Шакалы». «Рават» (1927), «Из арки мечети» (1928), оба режиссера Казимира Гертеля (1889–1938), и «Последний бек» (1930). [ 1 ] [ 2 ]
После окончания учебы в Москве Ёрматов вернулся в родной Таджикистан, чтобы помогать недавно созданной государственной кинокомпании «Таджиккино», где и начал свою режиссерскую карьеру. В 1932 году Ёрматов поставил фильмы «Заслуженное право» и «На дальнем рубеже» . Оба были советскими патриотическими документальными фильмами: первый о мобилизации таджиков в Советскую армию, а второй описывал жизнь пограничников на афганской границе. [ 2 ]
В 1934 году Ёрматов снял и сыграл главную роль в первом полнометражном художественном фильме, снятом в Таджикистане, «Эмигрант» . Сценарий написал армянский поэт Габриэль Эль-Регистан , и власти одобрили фильм для распространения на всей территории Советского Союза, поскольку в нем утверждалось, что таджики, оставшиеся в Социалистическом Таджикистане, жили лучше, чем те, кто эмигрировал из Советского Союза. . Это был один из последних советских немых фильмов. [ 2 ]
В 1934 году ведущий российский режиссер Лев Кулешов был командирован в Таджикистан для улучшения качества местного кино. В течение двух лет он работал над фильмом по роману «Дохунда» таджикского национального поэта Садриддина Айни с Ёрматовом в главной роли, но власти с подозрением восприняли проект как возможное разжигание таджикского национализма, и проект был остановлен. Никакие кадры не сохранились. [ 2 ]
В 1939 году «Таджиккино» выпустило фильм « Друзья снова встречаются» Ёрматова, в котором превозносился экономический прогресс при Иосифе Сталине , но также осуждалось проникновение иностранных шпионов, что было типичной сталинской темой. [ 1 ] В 1940 году Ёрматов переехал в Узбекистан , где снимать фильмы было легче, чем в Таджикистане, а затем в Россию. [ 2 ] В 1947 году он поставил фильм «Алишер Навои » о жизни поэта, политика и мистика Али-Шира Наваи . Фильм получил Сталинскую премию и прославил Ёрматова как всемирно известного советского режиссера-патриота. Когда он посетил Вьетнам в 1957 году, местный вице-министр культуры рассказал ему, что «Алишер Навои» был одним из первых советских фильмов, показанных для партизан во время Первой Индокитайской войны . [ 3 ]
В 1952 году Ёрматов снял «Пахта-ой» , патриотический фильм для детей о производстве хлопка, а в 1957 году снова добился национального успеха в Советском Союзе с «Авиценной» , фильмом о жизни Ибн Сины . [ 1 ] Его более поздние фильмы были менее успешными, поскольку новое поколение советских кинематографистов отходило от типичных для Ёрматова патриотических мелодий, но он взял на себя полуофициальную роль посла советского кино во всем мире до своей смерти в Москве в 1978 году. . [ 3 ]
В 2013 году таджикский режиссер Сафарнек Солиев Камиль снял документальный фильм, посвященный 110-летию со дня рождения Ёрматова. Он был выбран для открытия Международного кинофестиваля «Дидор -2014» в Душанбе , самого важного кинофестиваля в Таджикистане. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Питер Роллберг (2008). Исторический словарь российского и советского кино . Пугало Пресс. стр. 803–804. ISBN 978-0810860728 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Камолудин Абдуллаев (2002 г.). Исторический словарь Таджикистана Роуман и Литтлфилд. стр. 100-1 94–102. ISBN 978-1-5381-0251-0 .
- ^ Jump up to: а б Кристиан Фейгельсон, изд. (2005). Политическая камера: кино и сталинизм (Теореме, 8) . Прессует «Новую Сорбонну». стр. 119–127. ISBN 2-87854-305-Х .