Степлер справа
« Право на штапель» , также переводимое как «право штабелирования» или «право хранения» (оба от голландского «stapelrecht» ), было средневековым правом, предоставляемым определенным портам, основным портам. Требовалось, чтобы торговые баржи или корабли разгружали свои товары в порту и выставляли их на продажу в течение определенного периода, часто трех дней. Только после того, как эта возможность была предоставлена местным клиентам, торговцам разрешили перегрузить свой груз и отправиться дальше с оставшимся непроданным грузом. [1] [2]
Ограниченные права на основные продукты питания иногда предоставлялись городам вдоль основных торговых путей, таким как Гёрлиц , который получил права на основные продукты питания на соль и вайду , а Львов получил их в 1444 году.
Похожая система существовала в средневековой и тюдоровской Англии , охватывая продажу и экспорт шерсти и кожи и известную как штапель .
Германия [ править ]
Основные права можно сравнить с рыночными правами , правом на проведение регулярного рынка, поскольку они были чрезвычайно важны для экономического процветания речных городов, обладавших такими правами, таких как Лейпциг (1507 г.), [3] Майнц и Кельн (где до сих пор стоит Штапельхаус как напоминание о прежнем праве). [4] В то же время они создали сильный барьер для торговли на дальние расстояния из-за увеличения затрат и времени, необходимого для разгрузки и погрузки судов, особенно потому, что на реке может быть несколько городов подряд с правами на основные продукты питания.
Торговцы часто также не имели возможности избегать соответствующих городов, по крайней мере, для определенных товаров, поскольку по закону они были вынуждены следовать по маршруту установленной платной дороги (например, Виа Регия или Виа Империи ), которая контролировалась город со штапельным правом. Это особенно повлияло на транспортировку скоропортящихся товаров, таких как продукты питания, но торговцы часто могли платить сборы, чтобы избежать необходимости выставлять напоказ свои товары, превращая таким образом право на основные продукты питания в форму торгового налога с аналогичными, но менее серьезными последствиями.
С другой стороны, пользователи дорог и посетители городов с основными правами также получили ряд преимуществ, таких как дороги лучшего качества или право мирного передвижения, гарантированное местным королем. Эти преимущества не были распространены за пределами платных дорог, поскольку средневековые местные органы власти обычно были слабыми, а уличные грабежи были частыми.
Основные права, вероятно, были введены Карлом Великим (годы правления 768–814). [ нужна ссылка ] И только в 1815 году на Венском конгрессе они были отменены. Это вступило в силу на Рейне Майнцерским актом в 1831 году, а в 1839 году для всей Германии - Германским таможенным союзом . [ нужна ссылка ]
Примечания [ править ]
- ^ Саксония - Факты (публикация Государственной канцелярии Freistaat Sachsen , август 2006 г., стр. 14. По состоянию на 15 февраля 2008 г.)
- ↑ История. Архивировано 12 января 2008 г. на Wayback Machine (официальный веб-сайт города Вельс . По состоянию на 15 февраля 2008 г.).
- ^ История (официальный веб-сайт штата Саксония. По состоянию на 21 августа 2017 г.)
- ^ Стапельхаус ) - символ торгового мегаполиса и другие памятники (с официального сайта города Кельна . По состоянию на 15 февраля 2008 г.