Jump to content

Таможенный союз

Герман Цольферайн , 1834–1919 гг.
  •   Пруссия в 1834 году
  •   Области, включенные до 1866 г.
  •   Австрийские владения за пределами Цольферайна

Цольферайн ( произносится [ˈtsɔlfɛɐ̯ˌʔaɪn] ), или Таможенный союз Германии , представлял собой коалицию немецких государств , сформированную для управления тарифами и экономической политикой на своих территориях. Организованный в соответствии с Цольферайнскими договорами 1833 года , он формально начал свою деятельность 1 января 1834 года. Однако его основы развивались с 1818 года, когда были созданы различные таможенные союзы между немецкими государствами. К 1866 году в Цольферайн входило большинство немецких земель. Цольферайн не входил в состав Германской Конфедерации (1815-1866).

Основание Zollverein было первым случаем в истории, когда независимые государства создали полноценный экономический союз без одновременного создания политической федерации или союза . [ 1 ]

Пруссия была основной движущей силой создания Таможенного союза. [ 2 ] Австрия была исключена из Цольферайна из-за ее крайне протекционистской торговой политики, нежелания разделить ее таможенную территорию на отдельные австрийскую, венгерскую и галицко-лодомерскую, а также из-за противодействия принца фон Меттерниха . этой идее [ 3 ] К моменту основания Северо-Германской Конфедерации в 1867 году Zollverein охватывал земли площадью около 425 000 квадратных километров (164 000 квадратных миль) и заключил экономические соглашения с несколькими негерманскими государствами, включая Швецию и Норвегию . После основания Германской империи в 1871 году Империя взяла на себя контроль над Таможенным союзом. Однако не все государства Империи были частью Цольферайна до 1888 года ( , Гамбург например ). И наоборот, хотя Люксембург был государством, независимым от Германской империи, он оставался в составе Цольферайна до 1919 года. [ 4 ]

Карта южногерманских земель и провинции Гогенцоллерн . На рубеже XIX века эта группа территорий была преобразована в три более крупные державы: Баден , Вюртемберг и Баварию . территории, которые стали Великим герцогством Гессен .) ( Также показаны

Разделение территорий и государств на протяжении поколений означало, что к 1790-м годам в Священной немецкоязычной Римской империи в Центральной Европе существовало около 1800 таможенных барьеров. Даже внутри самого Прусского государства в начале XIX века существовало более 67 местных таможен и тарифов и столько же таможенных границ. Например, чтобы добраться из Кенигсберга в Восточной Пруссии в Кельн , груз проверялся и облагался налогом около 80 раз. [ 5 ] Каждая таможенная проверка на каждой границе замедляла продвижение груза от источника к месту назначения, а каждая оценка груза уменьшала прибыль и повышала цены на товары, что резко сдерживало торговлю.

Когда Франция разгромила Вторую коалицию , состоявшую из русских , австрийских и немецких войск, и аннексировала территории до Рейна произошла общая консолидация множества крошечных государств в Германии , в ходе Медиатизации 1803 года . Это также называлось « Основное заключение чрезвычайной императорской делегации» (или, по-немецки, Hauptschluss der außerordentlichen Reichsdeputation , обычно называемое Reichsdeputationshauptschluss ). Этот последний важный закон, принятый Священной Римской империей, изменил карту Центральной Европы, особенно на юго-западных территориях. Рейхшауптшлюс , то есть присоединению к более крупным привел к секуляризации многих церковных территорий и к так называемой медиатизации соседним территориям многих ранее свободных имперских территорий, включая большинство имперских городов . Значительные части семейных территорий Габсбургов на юго-западе Центральной Европы были «медиатизированы» или переданы в качестве компенсации принцам и герцогам, потерявшим территории в результате французской экспансии. Большинство имперских городов, имперских аббатств, а также церковных государств и городов были медиатизированы или секуляризованы в 1803 году. С окончательным распадом Священной Римской империи в 1806 году большинство оставшихся крошечных княжеств были аннексированы более крупными соседями.

Историки проанализировали три прусские цели в развитии Zollverein : во-первых, как политический инструмент для устранения австрийского влияния в Германии; во-вторых, как способ улучшить экономику; и в-третьих, укрепить Германию против потенциальной французской агрессии, одновременно сокращая экономическую независимость небольших государств. [ 6 ] Zollverein . создал более крупный рынок для немецкой сельскохозяйственной и ремесленной продукции и способствовал коммерческому объединению в рамках финансово обоснованных экономических параметров Хотя Союз стремился ограничить торговлю и коммерческие барьеры между государствами-членами, он продолжал поддерживать протекционистские барьеры против посторонних.

По словам историка экономики Флориана Плёкла, среди историков экономики общепринято мнение, что Пруссия была мотивирована создать Zollverein , чтобы добиться экономии за счет масштаба в таможенном администрировании, что привело к значительной финансовой экономии. [ 7 ]

Первые попытки создания единой системы взимания платы за проезд

[ редактировать ]

В эпоху Наполеона усилия Рейнской области по достижению экономического единства имели неоднозначный успех. и Рейнская Конфедерация другие сателлиты наполеоновской Франции стремились установить автаркию в европейской торговле. К 1806 году, когда Наполеон I стремился обеспечить свою гегемонию в Европе, Континентальная система представляла собой подобие объединенных усилий по созданию широкого внутреннего рынка для европейских товаров. Однако основная цель Континентальной системы была военной, а не экономической. Наполеон хотел ввести торговое эмбарго против Великобритании , с помощью которого он надеялся разрушить британскую экономику. Сочетание войны и изоляции от британской торговой системы разрушило рынки внешнего сырья и промышленных товаров, что привело к почти полному краху экономики Центральной Европы. Особенно сильно пострадала торговая экономика штатов Лоуленд и Рейнланд, которые в значительной степени зависели от импорта сырья со всего мира и экспорта готовой продукции. Внутренние рынки Центральной Европы были недостаточно велики, чтобы поддерживать потребление продукции собственного производства. Эти проблемы резко усугублялись многочисленными акцизами и сборами, которые были основным источником государственного дохода. Сокращение торговли означало почти банкротство мелких государств. [ 8 ]

На Венском конгрессе 1814 и 1815 годов дипломаты – в основном представители великих держав – подтвердили перераспределение Европы и, в целом, остального мира на сферы влияния. Центральная Европа, или немецкоязычная Европа, оставалась в значительной степени под влиянием австрийских Габсбургов, уравновешиваясь на периферии Российской империей на востоке и Францией на западе. Ожидалось, что Пруссия сыграет некоторую роль в этих сферах влияния, но двусмысленность австрийско-прусских отношений так и не была решена. Немецкие государства сохранили автономию; однако старый имперский институт Рейхстаг был преобразован в форму Сейма Конфедерации, собиравшегося во Франкфурте. Постоянными президентами этого учреждения должны были стать эрцгерцоги Габсбурги, ныне императоры Австрии. Отдельные голоса, такие как Йозеф Гёррес и фрайгерр фон Штайн , призывали к отмене внутренних сборов и введению немецких тарифов на импорт. [ 9 ] Мандат Венского конгресса, однако, учредил Германскую Конфедерацию , но не касался экономических обстоятельств и не предпринимал никаких усилий для достижения экономической и торговой стандартизации. Вместо этого в статьях, учреждающих Конфедерацию, предлагалось обсудить вопросы торговли и транспорта позднее. [ 10 ]

Проблемы с унификацией таможенных и дорожных соглашений

[ редактировать ]

Пруссия, а также центральные и юго-западные земли Гессен-Кассель и Гессен-Дармштадт , Вюртемберг , Баден и Бавария были лидерами в модернизации системы дорожных сборов в немецких государствах. В случае с Пруссией опыт Рейнской Конфедерации в устранении таможенных барьеров дал пример того, как это можно сделать, и Ганс, граф фон Бюлов , который до 1811 года был министром финансов в Вестфалии и который принял это положение в 1813 году в Пруссии, смоделировал прусские таможенные законы по образцу законов бывших государств Конфедерации. Добавление территорий к существующему прусскому государству сделало устранение таможенных барьеров мощным фактором прусской политики. Существенные различия между «старой» Пруссией и вновь приобретенными территориями осложнили дебаты. «Новые» прусские провинции Рейнланд и Вестфалия с их развивающимся производственным сектором боролись с густонаселенными сельскохозяйственными территориями «старой» Пруссии. Различия между двумя сторонами Пруссии подтвердили региональные представления о необходимости собственных политических и административных единиц, что стало важным элементом таможенных дебатов. В самой «старой» Пруссии таможенный устав 1818 года снизил внутренние таможенные барьеры. После 1818 года товары, ввозимые в Пруссию и вывозимые из Пруссии, облагались высокими пошлинами. Товары свободно перемещались внутри самого государства. Таким образом, прусский сбор был очень простым и эффективным. Промышленные товары облагались высокими налогами, особенно текстиль, а наиболее важные налоги приходились на продукты питания, предметы первой необходимости и предметы роскоши.

Аналогичным образом, в юго-западных землях Германии возникла необходимость интегрировать недавно приобретенные территории в существующие экономические системы земель. [ 11 ] Территориальный рост юго-западных средних государств, в частности двух гессенских княжеств, а также рост Бадена и Вюртемберга раскололи территориальную непрерывность Пруссии; Прусское государство больше не было полностью связано территорией, а скорее было отделено от многих своих новых приобретений территориями, недавно приобретенными другими государствами. Эти государства часто считали, что их собственные интересы противоречат прусскому экспансионизму в целом и в частности, и возмущались прусским доминированием и властью. Более того, эти недавно расширившиеся государства, обычно называемые «штатами среднего размера» (или, по-немецки, Mittelstaaten ), столкнулись с проблемами интеграции недавно приобретенных территорий и населения в существующую политическую, экономическую и правовую структуру.

Эти проблемы усугубились общеевропейскими экономическими проблемами после наполеоновских войн. Безработица и высокие цены, особенно на продукты питания, характеризовали экономику, которая еще не перешла обратно к потребностям мирного времени. Проблема в Великобритании была особенно серьезной, и британская реакция вызвала волновой эффект, который усугубил проблемы в немецких государствах: пытаясь управлять послевоенной экономикой, британское правительство оказалось между мальтузианским пониманием взаимосвязи заработной платы, цен и заработной платы. и население, а также рикардианская модель . С одной стороны, приверженцы мальтузианской модели считали, что для Британии опасно полагаться на импорт кукурузы, поскольку более низкие цены снизят заработную плату, а землевладельцы и фермеры потеряют покупательную способность. [ 12 ] С другой стороны, приверженцы рикардианской модели считали, что Великобритания могла бы использовать свой капитал и население для получения преимуществ в системе свободной торговли. [ 13 ] Проблемы в Великобритании создали прецедент для проблем в немецких государствах; Британское ограничение на импорт зерна посредством Хлебных законов заблокировало восстановление экономики в немецких государствах, особенно в восточной Пруссии, ограничив количество зерна, которое можно было импортировать в Великобританию. Хлебные законы не только поддерживали высокие цены на зерно в Великобритании, но и подорвали жизнеспособность юнкерских производителей в Восточной Пруссии и ограничили их доступ к внешним рынкам.

Усилия по коммерческой реформе, спонсируемые Баварией в 1856 году, привели к принятию Общего торгового кодекса Германии в 1861 году, который был быстро одобрен большинством конфедерации. Он оказался весьма успешным в снижении барьеров и увеличении торговли.

1820-е и 1830-е годы

[ редактировать ]
Фридрих Лист , экономист.
(Картина маслом Каролины Хёвемайер, 1839 год, в Heimatmuseum Reutlingen .)
1803 года Литография Иоганна Ф. Котты .
Котта сыграл важную роль в разработке южногерманского таможенного соглашения, а также участвовал в переговорах по прусским гессенским таможенным соглашениям.
Цольферайн Германии и объединение .

К концу наполеоновских войн Германия состояла из 39 государств, в том числе четырех городов-государств. Отменив в 1818 году свои внутренние тарифы, Пруссия начала предлагать отдельным государствам отменить пошлины. [ 14 ] с соглашениями, закладывающими основу для Цольферайна, закрепляющими прочные экономические связи между различными территориями Пруссии и Гогенцоллернов , а также обеспечивающими экономические контакты между несмежными владениями семьи Гогенцоллернов, а также правящей семьи Пруссии . Он был создан для устранения различных препятствий (например, различных мер и весов в немецких государствах) на пути экономического обмена и роста новых коммерческих классов, создавая национальное единство в экономическом вопросе в то время, когда Германия была разделена.

Преодоление внутренних обычаев и зависимости отдельных государств от этих обычаев как основного источника дохода оказалось сложной проблемой. Множество таможенных барьеров ограничивали торговлю и тормозили промышленное развитие, но правители государств не хотели отказываться от своих доходов от таможни. Тупик удалось преодолеть с помощью внешних сил. С отменой континентальной системы немецкие торговцы оказались в прямом конфликте с английской промышленностью. Объединенный союз немецкой торговли и ремесленников потребовал защиты от английского экспорта. Их представитель, экономист Фридрих Лист , опасался, что немецкий народ в конечном итоге станет «черпателем воды и дровосеком для Британии». [ 15 ] Точно так же Карл Фридрих Небениус , позже президент герцогского министерства в Великом Герцогстве Баден и автор предложенной Баденом в 1819 году таможенной инициативы с Германской Конфедерацией, предложил широко разрекламированное описание трудностей преодоления такой защиты:

38 платных барьеров в Германии наносят вред внутреннему движению и приносят примерно одни и те же результаты: что, если бы каждая конечность человеческого тела была связана вместе, так что кровь не могла бы течь от одной конечности к другой? Чтобы торговать из Гамбурга в Австрию, из Берлина в швейцарские кантоны, надо обойти законы десяти государств, изучить десять пошлин и барьеров, десять раз пройти через барьеры и десять раз уплатить пошлины. Кому, как не несчастным, приходится вести переговоры о таких границах? Жить с такими границами? Там, где сталкиваются три или четыре государства, там приходится всю жизнь прожить под злыми, бессмысленными пошлинами и ограничениями пошлин. Это не Отечество! [ 16 ]

В 1820 году Вюртемберг планировал начать таможенный союз между так называемой Третьей Германией: средними немецкими государствами, включая его самого, Баденом , Баварией и двумя гессенскими землями ( Гессен-Дармштадт и Гессен-Кассель ). Этот таможенный союз исключал как Австрию, так и Пруссию, прежде всего потому, что две крупнейшие немецкие державы считались слишком властными. Планы провалились из-за различных интересов пострадавших государств. В то время как экономическое развитие Бадена шло относительно хорошо, с его длинными границами и хорошо укоренившейся инфраструктурой для торговли, экономическое развитие Баварии сильно отставало от него, и баварский режим ввел протекционистский тариф на товары, производимые за пределами ее границ. Результатом стало недолговечное торговое соглашение между Баденом и Гессен-Дармштадтом. Тем не менее, второе соглашение, достигнутое в Штутгарте в 1825 году, установило отношения между Вюртембергом и Баварией, основав Южногерманский таможенный союз. Пруссии Ганновер В противовес действиям Саксония , Гессен и другие государства (Австрия, Франция, Великобритания и Нидерланды) разработали собственные экономические соглашения. Хотя они пообещали друг другу не вступать в Прусский союз, они разработали собственные торговые соглашения. Союз остался безуспешным, потому что он стремился только сохранить статус-кво , а не решить проблемы, созданные барьерами взимания платы за проезд. [ 17 ]

В 1834 году Баден и Вюртемберг присоединились к Прусскому союзу, который был переименован в Германский Таможенный союз. Налоговый союз , или Steuerverein, был сформирован в 1834 году как таможенный союз сначала герцогства Брауншвейгского и Королевства Ганновер, а затем в 1836 году — Великого герцогства Ольденбургского. К 1835 году Таможенный союз Германии расширился и включил в себя большинство государства Германской Конфедерации , даже Саксония, земли Тюрингии, Вюртемберг и Баден, Бавария и земли Гессен. Функционально он устранил многие внутренние таможенные барьеры, сохранив при этом протекционистскую тарифную систему с внешнеторговыми партнерами.

Хронология

[ редактировать ]
Дата События)
1815 Создание Германской Конфедерации оставляет вопрос об экономических и таможенных полномочиях для будущих переговоров.
1818 26 мая: Пруссия создает внутренний таможенный союз на всей территории своего государства и территорий Гогенцоллернов на юго-западе Германии.
1819 Баден предлагает таможенный союз, организованный через Германскую Конфедерацию. Это предложение провалилось во Франкфуртском сейме.

25 октября: Шварцбург-Зондерсхаузен присоединяется к прусской таможенной системе.

1821 Герцогство Ангальт присоединяется к прусской таможенной системе.
1826 Мекленбург-Шверин присоединяется к Прусскому таможенному союзу.
1828 18 января: По договору Бавария и Вюртемберг образуют Южногерманский таможенный союз (SGCU).

14 февраля: По договору Пруссия и Великое герцогство Гессен (Гессен-Дармштадт) образуют Прусско-Гессенский таможенный союз (PHCU). Включены государства, ранее присоединившиеся к прусской таможенной системе.

24 сентября: По Кассельскому договору Центральногерманский торговый союз (CGCU) образован центральными и северными немецкими землями ( Саксония , Ганновер , Гессен-Кассель , Саксен-Веймар , Саксен-Альтенбург , Саксен-Кобург , Нассау , Шварцбург- Рудольштадт , Франкфурт , Саксен-Майнинген , Брауншвейг , Шварцбург-Зондерсхаузен , Ройсс-Грайц , Ройсс-Гера , Бремен , Ольденбург и Гессен-Гомбург ).

1829 27 мая: Формируется коммерческий альянс между SGCU и PHCU.
1831 Гессен-Кассель и Саксония присоединяются к PHCU; Кенигсберг (эксклав Саксен-Кобург и Гота ) и Остхайм (эксклав Саксен-Веймар-Айзенах ) присоединяются к SGCU.
1833 Некоторые из штатов CGCU образуют Таможенно-торговый союз земель Тюрингии [ де ] (CCUTS).
1833 Март – май: Цольферайна обсуждаются и заключаются договоры ; договоры направлены на объединение SGCU, PHCU и CCUTS в единый таможенный союз.
1834 1 января: Цольферайна вступают в силу договоры ; Zollverein . формально возникает

. В Германии вводится перепись населения для облегчения распределения доходов

1835 Гессен-Гомбург (20 февраля), Баден (12 мая) и Нассау (10 декабря) присоединяются к Цольферайну .
1836 2 января: Франкфурт присоединяется к Zollverein .
1838 30 июля: Дрезденская конвенция по чеканке монет Согласована с целью стандартизации конвертации валюты в рамках Zollverein .
1840–47 Фитофтороз картофеля распространен в юго-западных землях, Саксонии и некоторых частях Пруссии.
1841 Брауншвейг присоединяется к Zollverein .
1842 Люксембург присоединяется к Zollverein . [ 18 ]
1848–49 Революции 1848 года . Выдвигаются предложения о политическом и экономическом союзе. ) . Предлагается вариант политического объединения Kleindeutschland («Малая Германия»
1851 7 сентября: Ганновер присоединяется к Цольферайну .
1852 1 марта: Ольденбург присоединяется к Цольферайну .
1857 24 января: Венский валютный договор заключен между государствами Цольферайн , Австрией и Лихтенштейном о стандартизации валют.
1864 Пруссия и Австрия ведут пограничную войну с Данией из-за автономии герцогств Гольштейн и Шлезвиг .
1865 Швеция-Норвегия подписывает соглашение о свободной торговле с Zollverein , связывающее немецких членов со скандинавским рынком.
1866 Австро-прусская война , в которой Австрия вынуждена распустить Германскую Конфедерацию и исключена из ее преемницы, возглавляемой Пруссией Северо-Германской Конфедерации . В то же время первоначальная восточно-прусская колыбель прусской государственности, а также удерживаемые Пруссией польско- или кашубскоязычные территории провинции Познань , Западной Пруссии и Земли Лауэнбурга и Бютова формально включены в конфедерацию.
1867 Цольферайн Восточной воссоздан, а его территория расширена за счет Пруссии , Лауэнбурга и Бютов-Земли , Западной Пруссии и провинции Позен.
1868 Шлезвиг-Гольштейн , Саксен-Лауэнбург и Мекленбург-Стрелиц присоединяются к Цольферайну .
1871 После франко-прусской войны Эльзас -Лотарингия присоединяется к Цольферайну .

Германская империя Образуется .

1888 Города-государства Гамбург и Бремен присоединяются к Таможенному союзу спустя семнадцать лет после политического объединения.
1919 На смену Германской империи пришла Веймарская республика . Люксембург выходит из Цольферайна .

Первоначальный таможенный союз не распался в 1866 году с началом австро-прусской войны , но существенная реорганизация произошла в 1867 году. Новый Zollverein был сильнее, поскольку ни одно отдельное государство не имело права вето. [ 19 ] Когда в конце концов Гамбург присоединился к Таможенному союзу в 1888 году, он договорился об освобождении от пошлин территории площадью 4 квадратных мили в центре своего порта, которая оставалась за пределами Цольферайна . Аналогичное соглашение было заключено с Бременом (в который входит Бремерхафен).

Экономический эффект

[ редактировать ]

Согласно одному исследованию, « Zollverein был наиболее важным институциональным развитием экономического объединения Германии в середине 19 века. Он оказал сильное влияние на региональное развитие, изменив судьбу региона за счет открытия и закрытия рынков». [ 20 ]

Роль в объединении Германии

[ редактировать ]

По мнению историков экономики Гельмута Беме и Х.-У. Велера, Цольферайн заложил основу для объединения Германии под руководством Пруссии. Эта традиционная точка зрения оспаривается такими историками, как Ганс-Иоахим Вот, которые утверждают, что таможенный союз не только не позволил Пруссии увеличить свое политическое влияние на более мелкие государства, но и имел противоположный эффект: многие правительства использовали увеличенные доходы, приносимые таможней. союз, чтобы попытаться укрепить свою независимость. Меньшие государства вступили в Таможенный союз по чисто финансовым причинам, и, как события 1866 года показали , членство в Цольферайне ни в малейшей степени не привело к каким-либо политическим обязательствам по отношению к Берлину, поскольку многие государства по-прежнему с подозрением относились к Пруссии и в целом проавстрийский. [ 21 ]

Влияние Zollverein на объединение Германии, возможно, было более случайным, поскольку оно никогда не задумывалось как политическая платформа, а было сосредоточено на экономике. Поскольку на протяжении многих лет это составляло главную черту «германской политики» Берлина, прусские министры и другие правительственные чиновники привыкли мыслить категориями Германии в целом и выходить за рамки специфически прусских выгод при поиске консенсуса во всей Германии. [ 22 ]

По мнению историков-ревизионистов, Zollverein, возможно, даже не сыграл важную роль в обеспечении экономического превосходства Пруссии в Германии. Они утверждают, что ничто не указывает на то, что промышленные инвестиции резко возросли в тот период в Пруссии или что таможенный союз сыграл значительную роль в уменьшении доминирования сельского хозяйства в экономике королевства. [ 23 ]

В литературе

[ редактировать ]

В 1840 году поэт Август Генрих Гофман фон Фаллерслебен опубликовал в своей книге «Неполитическая песня» песню под названием «Der deutsche Zollverein» , в которой иронично сравнивает экономические преимущества таможенного союза с политическим единством, которого Германской Конфедерации не удалось достичь .

  1. ^ Арнольд Х. Прайс, Эволюция Zollverein: исследование идеалов и институтов, ведущих к экономическому объединению Германии между 1815 и 1833 годами (Анн-Арбор: University of Michigan Press, 1949), стр. 9–10.
  2. ^ Плекль, Флориан (2020). «Новый институт: Zollverein и истоки таможенного союза» . Журнал институциональной экономики . 17 (2): 305–319. дои : 10.1017/S1744137420000387 . ISSN   1744-1374 . S2CID   211238300 .
  3. ^ «Германия — Эпоха Меттерниха и эпоха объединения, 1815–71» . Британика.com.
  4. ^ Хармсен, Роберт; Хёгенауэр, Анна-Лена (28 февраля 2020 г.), «Люксембург и Европейский Союз» , Оксфордская исследовательская энциклопедия политики , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780190228637.013.1041 , ISBN  978-0-19-022863-7 , получено 5 марта 2020 г.
  5. ^ Фридрих Зайдель: Проблема бедности в предмартовский период Германии с Фридрихом Листом . Найдено в: Кёльнские лекции по социальной и экономической истории , том 13, Кёльн, 1971, стр. 4.
  6. ^ Дэвид Т. Мерфи, «Пруссия стремится к Цольферайну , 1828–1833», историк, зима 1991 г., Том. 53 № 2 стр. 285–302.
  7. ^ Плекль, Флориан (2019). «Новый институт: Zollverein и истоки Таможенного союза» (PDF) .
  8. ^ Фишер, Тематическое исследование , стр. 111ф.; Велер, Социальная история т.2, с. 126.
  9. ^ Рудольф Ренц: Таможенный союз Германии . В: Герхард Таддей (редактор): Лексикон немецкой истории , 2-е издание, Kröner Verlag, Штутгарт, 1983, стр. 257.
  10. ^ Федеральные файлы на documentarchiv.de. См. также Хан, Цольферайн, с. 15.
  11. ^ Бердинг, с. 535 ф.
  12. ^ Вудворд, Э.Л., сэр (1962) «Эпоха реформ, 1815–1870», Оксфордская история Англии 13, 2-е изд., Оксфорд: Clarendon Press, ISBN   0-19-821711-0 , с. 61.
  13. ^ Вудворд, с. 61
  14. ^ «Zollverein», запись в энциклопедии World Book , том 21, WXYZ, 1973, стр. 501.
  15. ^ Список Фридриха, найден в Wehler, Social History, v.2, p. 133.
  16. ^ Петиция Всеобщей немецкой ассоциации торговли и коммерции Федеральному собранию от 20 апреля 1819 г. согласно Фридриху Листу: Сочинения, Reden Letters, Том 1, Берлин, 1929 г. , найдено в книге Манфреда Гёртенмейкера: Германия в 19 веке. 4-е издание. Леске+Будрич, Опладен 1994, стр. 166. ISBN   3-8100-1336-6 .
  17. ^ Ангелов, Германская Конфедерация , стр. 63.
  18. ^ Патнэм, Рут (1920). «Палата депутатов Люксембурга» . Американский обзор политической науки . 14 (4): 607–634. дои : 10.2307/1943854 . hdl : 2027/hvd.32044082331042 . ISSN   0003-0554 . JSTOR   1943854 . S2CID   147639497 .
  19. ^ Колумбия .
  20. ^ Плекль, Флориан (1 июля 2013 г.). «Внутреннее влияние таможенного союза; Баден и Цольферайн». Исследования по экономической истории . 50 (3): 387–404. дои : 10.1016/j.eeh.2013.05.001 .
  21. ^ Кристофер Кларк, История Пруссии , Перрен, Париж, 2009, с. 469, с. 880 (примечания 8–9 (французский перевод « Железного королевства» (2006)).
  22. ^ Кларк, с. 470.
  23. ^ Кларк, стр. 469–470.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • В. О. Хендерсон, Цольферайн (1959). [ ISBN отсутствует ]
  • Дэвид Т. Мерфи, «Пруссия стремится к Цольферайну , 1828–1833», историк, зима 1991 г., том. 53(2), стр. 285–302.
  • Арнольд Х. Прайс, Эволюция Цольферайна , Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета, 1949. [ ISBN отсутствует ]
  • Джеймс Дж. Шиэн, История Германии, 1770–1866 (1993). [ ISBN отсутствует ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49b652fd7831476a15e2441f4ffda960__1719439320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/60/49b652fd7831476a15e2441f4ffda960.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zollverein - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)