Таможенный союз

- Пруссия в 1834 году
- Области, включенные до 1866 г.
- Австрийские владения за пределами Цольферайна
Цольферайн ( произносится [ˈtsɔlfɛɐ̯ˌʔaɪn] ), или Таможенный союз Германии , представлял собой коалицию немецких государств , сформированную для управления тарифами и экономической политикой на своих территориях. Организованный в соответствии с Цольферайнскими договорами 1833 года , он формально начал свою деятельность 1 января 1834 года. Однако его основы развивались с 1818 года, когда были созданы различные таможенные союзы между немецкими государствами. К 1866 году в Цольферайн входило большинство немецких земель. Цольферайн не входил в состав Германской Конфедерации (1815-1866).
Основание Zollverein было первым случаем в истории, когда независимые государства создали полноценный экономический союз без одновременного создания политической федерации или союза . [ 1 ]
Пруссия была основной движущей силой создания Таможенного союза. [ 2 ] Австрия была исключена из Цольферайна из-за ее крайне протекционистской торговой политики, нежелания разделить ее таможенную территорию на отдельные австрийскую, венгерскую и галицко-лодомерскую, а также из-за противодействия принца фон Меттерниха . этой идее [ 3 ] К моменту основания Северо-Германской Конфедерации в 1867 году Zollverein охватывал земли площадью около 425 000 квадратных километров (164 000 квадратных миль) и заключил экономические соглашения с несколькими негерманскими государствами, включая Швецию и Норвегию . После основания Германской империи в 1871 году Империя взяла на себя контроль над Таможенным союзом. Однако не все государства Империи были частью Цольферайна до 1888 года ( , Гамбург например ). И наоборот, хотя Люксембург был государством, независимым от Германской империи, он оставался в составе Цольферайна до 1919 года. [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]
Разделение территорий и государств на протяжении поколений означало, что к 1790-м годам в Священной немецкоязычной Римской империи в Центральной Европе существовало около 1800 таможенных барьеров. Даже внутри самого Прусского государства в начале XIX века существовало более 67 местных таможен и тарифов и столько же таможенных границ. Например, чтобы добраться из Кенигсберга в Восточной Пруссии в Кельн , груз проверялся и облагался налогом около 80 раз. [ 5 ] Каждая таможенная проверка на каждой границе замедляла продвижение груза от источника к месту назначения, а каждая оценка груза уменьшала прибыль и повышала цены на товары, что резко сдерживало торговлю.
Когда Франция разгромила Вторую коалицию , состоявшую из русских , австрийских и немецких войск, и аннексировала территории до Рейна произошла общая консолидация множества крошечных государств в Германии , в ходе Медиатизации 1803 года . Это также называлось « Основное заключение чрезвычайной императорской делегации» (или, по-немецки, Hauptschluss der außerordentlichen Reichsdeputation , обычно называемое Reichsdeputationshauptschluss ). Этот последний важный закон, принятый Священной Римской империей, изменил карту Центральной Европы, особенно на юго-западных территориях. Рейхшауптшлюс , то есть присоединению к более крупным привел к секуляризации многих церковных территорий и к так называемой медиатизации соседним территориям многих ранее свободных имперских территорий, включая большинство имперских городов . Значительные части семейных территорий Габсбургов на юго-западе Центральной Европы были «медиатизированы» или переданы в качестве компенсации принцам и герцогам, потерявшим территории в результате французской экспансии. Большинство имперских городов, имперских аббатств, а также церковных государств и городов были медиатизированы или секуляризованы в 1803 году. С окончательным распадом Священной Римской империи в 1806 году большинство оставшихся крошечных княжеств были аннексированы более крупными соседями.
Историки проанализировали три прусские цели в развитии Zollverein : во-первых, как политический инструмент для устранения австрийского влияния в Германии; во-вторых, как способ улучшить экономику; и в-третьих, укрепить Германию против потенциальной французской агрессии, одновременно сокращая экономическую независимость небольших государств. [ 6 ] Zollverein . создал более крупный рынок для немецкой сельскохозяйственной и ремесленной продукции и способствовал коммерческому объединению в рамках финансово обоснованных экономических параметров Хотя Союз стремился ограничить торговлю и коммерческие барьеры между государствами-членами, он продолжал поддерживать протекционистские барьеры против посторонних.
По словам историка экономики Флориана Плёкла, среди историков экономики общепринято мнение, что Пруссия была мотивирована создать Zollverein , чтобы добиться экономии за счет масштаба в таможенном администрировании, что привело к значительной финансовой экономии. [ 7 ]
Первые попытки создания единой системы взимания платы за проезд
[ редактировать ]В эпоху Наполеона усилия Рейнской области по достижению экономического единства имели неоднозначный успех. и Рейнская Конфедерация другие сателлиты наполеоновской Франции стремились установить автаркию в европейской торговле. К 1806 году, когда Наполеон I стремился обеспечить свою гегемонию в Европе, Континентальная система представляла собой подобие объединенных усилий по созданию широкого внутреннего рынка для европейских товаров. Однако основная цель Континентальной системы была военной, а не экономической. Наполеон хотел ввести торговое эмбарго против Великобритании , с помощью которого он надеялся разрушить британскую экономику. Сочетание войны и изоляции от британской торговой системы разрушило рынки внешнего сырья и промышленных товаров, что привело к почти полному краху экономики Центральной Европы. Особенно сильно пострадала торговая экономика штатов Лоуленд и Рейнланд, которые в значительной степени зависели от импорта сырья со всего мира и экспорта готовой продукции. Внутренние рынки Центральной Европы были недостаточно велики, чтобы поддерживать потребление продукции собственного производства. Эти проблемы резко усугублялись многочисленными акцизами и сборами, которые были основным источником государственного дохода. Сокращение торговли означало почти банкротство мелких государств. [ 8 ]
На Венском конгрессе 1814 и 1815 годов дипломаты – в основном представители великих держав – подтвердили перераспределение Европы и, в целом, остального мира на сферы влияния. Центральная Европа, или немецкоязычная Европа, оставалась в значительной степени под влиянием австрийских Габсбургов, уравновешиваясь на периферии Российской империей на востоке и Францией на западе. Ожидалось, что Пруссия сыграет некоторую роль в этих сферах влияния, но двусмысленность австрийско-прусских отношений так и не была решена. Немецкие государства сохранили автономию; однако старый имперский институт Рейхстаг был преобразован в форму Сейма Конфедерации, собиравшегося во Франкфурте. Постоянными президентами этого учреждения должны были стать эрцгерцоги Габсбурги, ныне императоры Австрии. Отдельные голоса, такие как Йозеф Гёррес и фрайгерр фон Штайн , призывали к отмене внутренних сборов и введению немецких тарифов на импорт. [ 9 ] Мандат Венского конгресса, однако, учредил Германскую Конфедерацию , но не касался экономических обстоятельств и не предпринимал никаких усилий для достижения экономической и торговой стандартизации. Вместо этого в статьях, учреждающих Конфедерацию, предлагалось обсудить вопросы торговли и транспорта позднее. [ 10 ]
Проблемы с унификацией таможенных и дорожных соглашений
[ редактировать ]Пруссия, а также центральные и юго-западные земли Гессен-Кассель и Гессен-Дармштадт , Вюртемберг , Баден и Бавария были лидерами в модернизации системы дорожных сборов в немецких государствах. В случае с Пруссией опыт Рейнской Конфедерации в устранении таможенных барьеров дал пример того, как это можно сделать, и Ганс, граф фон Бюлов , который до 1811 года был министром финансов в Вестфалии и который принял это положение в 1813 году в Пруссии, смоделировал прусские таможенные законы по образцу законов бывших государств Конфедерации. Добавление территорий к существующему прусскому государству сделало устранение таможенных барьеров мощным фактором прусской политики. Существенные различия между «старой» Пруссией и вновь приобретенными территориями осложнили дебаты. «Новые» прусские провинции Рейнланд и Вестфалия с их развивающимся производственным сектором боролись с густонаселенными сельскохозяйственными территориями «старой» Пруссии. Различия между двумя сторонами Пруссии подтвердили региональные представления о необходимости собственных политических и административных единиц, что стало важным элементом таможенных дебатов. В самой «старой» Пруссии таможенный устав 1818 года снизил внутренние таможенные барьеры. После 1818 года товары, ввозимые в Пруссию и вывозимые из Пруссии, облагались высокими пошлинами. Товары свободно перемещались внутри самого государства. Таким образом, прусский сбор был очень простым и эффективным. Промышленные товары облагались высокими налогами, особенно текстиль, а наиболее важные налоги приходились на продукты питания, предметы первой необходимости и предметы роскоши.
Аналогичным образом, в юго-западных землях Германии возникла необходимость интегрировать недавно приобретенные территории в существующие экономические системы земель. [ 11 ] Территориальный рост юго-западных средних государств, в частности двух гессенских княжеств, а также рост Бадена и Вюртемберга раскололи территориальную непрерывность Пруссии; Прусское государство больше не было полностью связано территорией, а скорее было отделено от многих своих новых приобретений территориями, недавно приобретенными другими государствами. Эти государства часто считали, что их собственные интересы противоречат прусскому экспансионизму в целом и в частности, и возмущались прусским доминированием и властью. Более того, эти недавно расширившиеся государства, обычно называемые «штатами среднего размера» (или, по-немецки, Mittelstaaten ), столкнулись с проблемами интеграции недавно приобретенных территорий и населения в существующую политическую, экономическую и правовую структуру.
Эти проблемы усугубились общеевропейскими экономическими проблемами после наполеоновских войн. Безработица и высокие цены, особенно на продукты питания, характеризовали экономику, которая еще не перешла обратно к потребностям мирного времени. Проблема в Великобритании была особенно серьезной, и британская реакция вызвала волновой эффект, который усугубил проблемы в немецких государствах: пытаясь управлять послевоенной экономикой, британское правительство оказалось между мальтузианским пониманием взаимосвязи заработной платы, цен и заработной платы. и население, а также рикардианская модель . С одной стороны, приверженцы мальтузианской модели считали, что для Британии опасно полагаться на импорт кукурузы, поскольку более низкие цены снизят заработную плату, а землевладельцы и фермеры потеряют покупательную способность. [ 12 ] С другой стороны, приверженцы рикардианской модели считали, что Великобритания могла бы использовать свой капитал и население для получения преимуществ в системе свободной торговли. [ 13 ] Проблемы в Великобритании создали прецедент для проблем в немецких государствах; Британское ограничение на импорт зерна посредством Хлебных законов заблокировало восстановление экономики в немецких государствах, особенно в восточной Пруссии, ограничив количество зерна, которое можно было импортировать в Великобританию. Хлебные законы не только поддерживали высокие цены на зерно в Великобритании, но и подорвали жизнеспособность юнкерских производителей в Восточной Пруссии и ограничили их доступ к внешним рынкам.
Усилия по коммерческой реформе, спонсируемые Баварией в 1856 году, привели к принятию Общего торгового кодекса Германии в 1861 году, который был быстро одобрен большинством конфедерации. Он оказался весьма успешным в снижении барьеров и увеличении торговли.
1820-е и 1830-е годы
[ редактировать ]

Котта сыграл важную роль в разработке южногерманского таможенного соглашения, а также участвовал в переговорах по прусским гессенским таможенным соглашениям.

К концу наполеоновских войн Германия состояла из 39 государств, в том числе четырех городов-государств. Отменив в 1818 году свои внутренние тарифы, Пруссия начала предлагать отдельным государствам отменить пошлины. [ 14 ] с соглашениями, закладывающими основу для Цольферайна, закрепляющими прочные экономические связи между различными территориями Пруссии и Гогенцоллернов , а также обеспечивающими экономические контакты между несмежными владениями семьи Гогенцоллернов, а также правящей семьи Пруссии . Он был создан для устранения различных препятствий (например, различных мер и весов в немецких государствах) на пути экономического обмена и роста новых коммерческих классов, создавая национальное единство в экономическом вопросе в то время, когда Германия была разделена.
Преодоление внутренних обычаев и зависимости отдельных государств от этих обычаев как основного источника дохода оказалось сложной проблемой. Множество таможенных барьеров ограничивали торговлю и тормозили промышленное развитие, но правители государств не хотели отказываться от своих доходов от таможни. Тупик удалось преодолеть с помощью внешних сил. С отменой континентальной системы немецкие торговцы оказались в прямом конфликте с английской промышленностью. Объединенный союз немецкой торговли и ремесленников потребовал защиты от английского экспорта. Их представитель, экономист Фридрих Лист , опасался, что немецкий народ в конечном итоге станет «черпателем воды и дровосеком для Британии». [ 15 ] Точно так же Карл Фридрих Небениус , позже президент герцогского министерства в Великом Герцогстве Баден и автор предложенной Баденом в 1819 году таможенной инициативы с Германской Конфедерацией, предложил широко разрекламированное описание трудностей преодоления такой защиты:
38 платных барьеров в Германии наносят вред внутреннему движению и приносят примерно одни и те же результаты: что, если бы каждая конечность человеческого тела была связана вместе, так что кровь не могла бы течь от одной конечности к другой? Чтобы торговать из Гамбурга в Австрию, из Берлина в швейцарские кантоны, надо обойти законы десяти государств, изучить десять пошлин и барьеров, десять раз пройти через барьеры и десять раз уплатить пошлины. Кому, как не несчастным, приходится вести переговоры о таких границах? Жить с такими границами? Там, где сталкиваются три или четыре государства, там приходится всю жизнь прожить под злыми, бессмысленными пошлинами и ограничениями пошлин. Это не Отечество! [ 16 ]
В 1820 году Вюртемберг планировал начать таможенный союз между так называемой Третьей Германией: средними немецкими государствами, включая его самого, Баденом , Баварией и двумя гессенскими землями ( Гессен-Дармштадт и Гессен-Кассель ). Этот таможенный союз исключал как Австрию, так и Пруссию, прежде всего потому, что две крупнейшие немецкие державы считались слишком властными. Планы провалились из-за различных интересов пострадавших государств. В то время как экономическое развитие Бадена шло относительно хорошо, с его длинными границами и хорошо укоренившейся инфраструктурой для торговли, экономическое развитие Баварии сильно отставало от него, и баварский режим ввел протекционистский тариф на товары, производимые за пределами ее границ. Результатом стало недолговечное торговое соглашение между Баденом и Гессен-Дармштадтом. Тем не менее, второе соглашение, достигнутое в Штутгарте в 1825 году, установило отношения между Вюртембергом и Баварией, основав Южногерманский таможенный союз. Пруссии Ганновер В противовес действиям Саксония , Гессен и другие государства (Австрия, Франция, Великобритания и Нидерланды) разработали собственные экономические соглашения. Хотя они пообещали друг другу не вступать в Прусский союз, они разработали собственные торговые соглашения. Союз остался безуспешным, потому что он стремился только сохранить статус-кво , а не решить проблемы, созданные барьерами взимания платы за проезд. [ 17 ]
В 1834 году Баден и Вюртемберг присоединились к Прусскому союзу, который был переименован в Германский Таможенный союз. Налоговый союз , или Steuerverein, был сформирован в 1834 году как таможенный союз сначала герцогства Брауншвейгского и Королевства Ганновер, а затем в 1836 году — Великого герцогства Ольденбургского. К 1835 году Таможенный союз Германии расширился и включил в себя большинство государства Германской Конфедерации , даже Саксония, земли Тюрингии, Вюртемберг и Баден, Бавария и земли Гессен. Функционально он устранил многие внутренние таможенные барьеры, сохранив при этом протекционистскую тарифную систему с внешнеторговыми партнерами.
Хронология
[ редактировать ]Дата | События) |
---|---|
1815 | Создание Германской Конфедерации оставляет вопрос об экономических и таможенных полномочиях для будущих переговоров. |
1818 | 26 мая: Пруссия создает внутренний таможенный союз на всей территории своего государства и территорий Гогенцоллернов на юго-западе Германии. |
1819 | Баден предлагает таможенный союз, организованный через Германскую Конфедерацию. Это предложение провалилось во Франкфуртском сейме.
25 октября: Шварцбург-Зондерсхаузен присоединяется к прусской таможенной системе. |
1821 | Герцогство Ангальт присоединяется к прусской таможенной системе. |
1826 | Мекленбург-Шверин присоединяется к Прусскому таможенному союзу. |
1828 | 18 января: По договору Бавария и Вюртемберг образуют Южногерманский таможенный союз (SGCU).
14 февраля: По договору Пруссия и Великое герцогство Гессен (Гессен-Дармштадт) образуют Прусско-Гессенский таможенный союз (PHCU). Включены государства, ранее присоединившиеся к прусской таможенной системе. 24 сентября: По Кассельскому договору Центральногерманский торговый союз (CGCU) образован центральными и северными немецкими землями ( Саксония , Ганновер , Гессен-Кассель , Саксен-Веймар , Саксен-Альтенбург , Саксен-Кобург , Нассау , Шварцбург- Рудольштадт , Франкфурт , Саксен-Майнинген , Брауншвейг , Шварцбург-Зондерсхаузен , Ройсс-Грайц , Ройсс-Гера , Бремен , Ольденбург и Гессен-Гомбург ). |
1829 | 27 мая: Формируется коммерческий альянс между SGCU и PHCU. |
1831 | Гессен-Кассель и Саксония присоединяются к PHCU; Кенигсберг (эксклав Саксен-Кобург и Гота ) и Остхайм (эксклав Саксен-Веймар-Айзенах ) присоединяются к SGCU. |
1833 | Некоторые из штатов CGCU образуют Таможенно-торговый союз земель Тюрингии (CCUTS). |
1833 | Март – май: Цольферайна обсуждаются и заключаются договоры ; договоры направлены на объединение SGCU, PHCU и CCUTS в единый таможенный союз. |
1834 | 1 января: Цольферайна вступают в силу договоры ; Zollverein . формально возникает
. В Германии вводится перепись населения для облегчения распределения доходов |
1835 | Гессен-Гомбург (20 февраля), Баден (12 мая) и Нассау (10 декабря) присоединяются к Цольферайну . |
1836 | 2 января: Франкфурт присоединяется к Zollverein . |
1838 | 30 июля: Дрезденская конвенция по чеканке монет Согласована с целью стандартизации конвертации валюты в рамках Zollverein . |
1840–47 | Фитофтороз картофеля распространен в юго-западных землях, Саксонии и некоторых частях Пруссии. |
1841 | Брауншвейг присоединяется к Zollverein . |
1842 | Люксембург присоединяется к Zollverein . [ 18 ] |
1848–49 | Революции 1848 года . Выдвигаются предложения о политическом и экономическом союзе. ) . Предлагается вариант политического объединения Kleindeutschland («Малая Германия» |
1851 | 7 сентября: Ганновер присоединяется к Цольферайну . |
1852 | 1 марта: Ольденбург присоединяется к Цольферайну . |
1857 | 24 января: Венский валютный договор заключен между государствами Цольферайн , Австрией и Лихтенштейном о стандартизации валют. |
1864 | Пруссия и Австрия ведут пограничную войну с Данией из-за автономии герцогств Гольштейн и Шлезвиг . |
1865 | Швеция-Норвегия подписывает соглашение о свободной торговле с Zollverein , связывающее немецких членов со скандинавским рынком. |
1866 | Австро-прусская война , в которой Австрия вынуждена распустить Германскую Конфедерацию и исключена из ее преемницы, возглавляемой Пруссией Северо-Германской Конфедерации . В то же время первоначальная восточно-прусская колыбель прусской государственности, а также удерживаемые Пруссией польско- или кашубскоязычные территории провинции Познань , Западной Пруссии и Земли Лауэнбурга и Бютова формально включены в конфедерацию. |
1867 | Цольферайн Восточной воссоздан, а его территория расширена за счет Пруссии , Лауэнбурга и Бютов-Земли , Западной Пруссии и провинции Позен. |
1868 | Шлезвиг-Гольштейн , Саксен-Лауэнбург и Мекленбург-Стрелиц присоединяются к Цольферайну . |
1871 | После франко-прусской войны Эльзас -Лотарингия присоединяется к Цольферайну .
Германская империя Образуется . |
1888 | Города-государства Гамбург и Бремен присоединяются к Таможенному союзу спустя семнадцать лет после политического объединения. |
1919 | На смену Германской империи пришла Веймарская республика . Люксембург выходит из Цольферайна . |
Первоначальный таможенный союз не распался в 1866 году с началом австро-прусской войны , но существенная реорганизация произошла в 1867 году. Новый Zollverein был сильнее, поскольку ни одно отдельное государство не имело права вето. [ 19 ] Когда в конце концов Гамбург присоединился к Таможенному союзу в 1888 году, он договорился об освобождении от пошлин территории площадью 4 квадратных мили в центре своего порта, которая оставалась за пределами Цольферайна . Аналогичное соглашение было заключено с Бременом (в который входит Бремерхафен).
Влияние
[ редактировать ]Экономический эффект
[ редактировать ]Согласно одному исследованию, « Zollverein был наиболее важным институциональным развитием экономического объединения Германии в середине 19 века. Он оказал сильное влияние на региональное развитие, изменив судьбу региона за счет открытия и закрытия рынков». [ 20 ]
Роль в объединении Германии
[ редактировать ]По мнению историков экономики Гельмута Беме и Х.-У. Велера, Цольферайн заложил основу для объединения Германии под руководством Пруссии. Эта традиционная точка зрения оспаривается такими историками, как Ганс-Иоахим Вот, которые утверждают, что таможенный союз не только не позволил Пруссии увеличить свое политическое влияние на более мелкие государства, но и имел противоположный эффект: многие правительства использовали увеличенные доходы, приносимые таможней. союз, чтобы попытаться укрепить свою независимость. Меньшие государства вступили в Таможенный союз по чисто финансовым причинам, и, как события 1866 года показали , членство в Цольферайне ни в малейшей степени не привело к каким-либо политическим обязательствам по отношению к Берлину, поскольку многие государства по-прежнему с подозрением относились к Пруссии и в целом проавстрийский. [ 21 ]
Влияние Zollverein на объединение Германии, возможно, было более случайным, поскольку оно никогда не задумывалось как политическая платформа, а было сосредоточено на экономике. Поскольку на протяжении многих лет это составляло главную черту «германской политики» Берлина, прусские министры и другие правительственные чиновники привыкли мыслить категориями Германии в целом и выходить за рамки специфически прусских выгод при поиске консенсуса во всей Германии. [ 22 ]
По мнению историков-ревизионистов, Zollverein, возможно, даже не сыграл важную роль в обеспечении экономического превосходства Пруссии в Германии. Они утверждают, что ничто не указывает на то, что промышленные инвестиции резко возросли в тот период в Пруссии или что таможенный союз сыграл значительную роль в уменьшении доминирования сельского хозяйства в экономике королевства. [ 23 ]
В литературе
[ редактировать ]В 1840 году поэт Август Генрих Гофман фон Фаллерслебен опубликовал в своей книге «Неполитическая песня» песню под названием «Der deutsche Zollverein» , в которой иронично сравнивает экономические преимущества таможенного союза с политическим единством, которого Германской Конфедерации не удалось достичь .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арнольд Х. Прайс, Эволюция Zollverein: исследование идеалов и институтов, ведущих к экономическому объединению Германии между 1815 и 1833 годами (Анн-Арбор: University of Michigan Press, 1949), стр. 9–10.
- ^ Плекль, Флориан (2020). «Новый институт: Zollverein и истоки таможенного союза» . Журнал институциональной экономики . 17 (2): 305–319. дои : 10.1017/S1744137420000387 . ISSN 1744-1374 . S2CID 211238300 .
- ^ «Германия — Эпоха Меттерниха и эпоха объединения, 1815–71» . Британика.com.
- ^ Хармсен, Роберт; Хёгенауэр, Анна-Лена (28 февраля 2020 г.), «Люксембург и Европейский Союз» , Оксфордская исследовательская энциклопедия политики , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780190228637.013.1041 , ISBN 978-0-19-022863-7 , получено 5 марта 2020 г.
- ^ Фридрих Зайдель: Проблема бедности в предмартовский период Германии с Фридрихом Листом . Найдено в: Кёльнские лекции по социальной и экономической истории , том 13, Кёльн, 1971, стр. 4.
- ^ Дэвид Т. Мерфи, «Пруссия стремится к Цольферайну , 1828–1833», историк, зима 1991 г., Том. 53 № 2 стр. 285–302.
- ^ Плекль, Флориан (2019). «Новый институт: Zollverein и истоки Таможенного союза» (PDF) .
- ^ Фишер, Тематическое исследование , стр. 111ф.; Велер, Социальная история т.2, с. 126.
- ^ Рудольф Ренц: Таможенный союз Германии . В: Герхард Таддей (редактор): Лексикон немецкой истории , 2-е издание, Kröner Verlag, Штутгарт, 1983, стр. 257.
- ^ Федеральные файлы на documentarchiv.de. См. также Хан, Цольферайн, с. 15.
- ^ Бердинг, с. 535 ф.
- ^ Вудворд, Э.Л., сэр (1962) «Эпоха реформ, 1815–1870», Оксфордская история Англии 13, 2-е изд., Оксфорд: Clarendon Press, ISBN 0-19-821711-0 , с. 61.
- ^ Вудворд, с. 61
- ^ «Zollverein», запись в энциклопедии World Book , том 21, WXYZ, 1973, стр. 501.
- ^ Список Фридриха, найден в Wehler, Social History, v.2, p. 133.
- ^ Петиция Всеобщей немецкой ассоциации торговли и коммерции Федеральному собранию от 20 апреля 1819 г. согласно Фридриху Листу: Сочинения, Reden Letters, Том 1, Берлин, 1929 г. , найдено в книге Манфреда Гёртенмейкера: Германия в 19 веке. 4-е издание. Леске+Будрич, Опладен 1994, стр. 166. ISBN 3-8100-1336-6 .
- ^ Ангелов, Германская Конфедерация , стр. 63.
- ^ Патнэм, Рут (1920). «Палата депутатов Люксембурга» . Американский обзор политической науки . 14 (4): 607–634. дои : 10.2307/1943854 . hdl : 2027/hvd.32044082331042 . ISSN 0003-0554 . JSTOR 1943854 . S2CID 147639497 .
- ^ Колумбия .
- ^ Плекль, Флориан (1 июля 2013 г.). «Внутреннее влияние таможенного союза; Баден и Цольферайн». Исследования по экономической истории . 50 (3): 387–404. дои : 10.1016/j.eeh.2013.05.001 .
- ^ Кристофер Кларк, История Пруссии , Перрен, Париж, 2009, с. 469, с. 880 (примечания 8–9 (французский перевод « Железного королевства» (2006)).
- ^ Кларк, с. 470.
- ^ Кларк, стр. 469–470.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- В. О. Хендерсон, Цольферайн (1959). [ ISBN отсутствует ]
- Дэвид Т. Мерфи, «Пруссия стремится к Цольферайну , 1828–1833», историк, зима 1991 г., том. 53(2), стр. 285–302.
- Арнольд Х. Прайс, Эволюция Цольферайна , Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета, 1949. [ ISBN отсутствует ]
- Джеймс Дж. Шиэн, История Германии, 1770–1866 (1993). [ ISBN отсутствует ]