Присоединение Гамбурга к Цольферайну
Присоединение города-государства Гамбург к Таможенному союзу Германии , широко известному как Цольферайн , в 1888 году (вместе с Бременом ) стало кульминацией проекта экономического и валютного союза Германии, восходящего к 1819 году. В этом году Шварцбург - Зондерсхаузен присоединился к Пруссии внутреннему таможенному союзу , став первым государством, сделавшим это, и первым из многих, последовавших за ним. [1]
Когда в 1830-х и 1840-х годах первоначально был сформирован Таможенный союз Германии (Deutscher Zollverein), мотивы присоединения государств не включали в себя какое-либо конкретное желание объединиться с другими, чтобы сформировать более широкое и мощное образование. Присоединившиеся государства энергично боролись против любого ущемления их полного суверенитета. Следовательно, каждый член имел право вето, и союз не был постоянным, а должен был быть продлен через 12 лет. Каждый член стремился к собственной экономической выгоде. Соответственно, присоединение любого из ганзейских городов, таких как Гамбург, Бремен или Любек, должно было осуществляться при условии, что присоединение послужит собственной выгоде города. Предпосылкой такого преимущества было то, что их территория непосредственно соприкасалась с территорией Таможенного союза, что произошло для Гамбурга только после 1854 года, когда к нему присоединился Ганновер . Однако Гамбург сохранял открытую границу с Гольштейном до 1867 года, когда он был включен в Таможенный союз после присоединения к Пруссии. Но после этого присоединения в вопрос о присоединении Гамбурга вступили в силу другие факторы. [2]
Истоки свободной торговли в Гамбурге
[ редактировать ]В 1189 году император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса даровал Гамбургу статус имперского вольного города и безналоговый доступ по Нижней Эльбе в Северное море , свободный от каких-либо тарифов, пошлин и т. д. [3] Права были даны устно за поддержку Гамбургом участия Фридриха в крестовых походах . [4] Письменная хартия, содержащая эти права, хотя и датирована 7 мая 1189 года, на самом деле возникла в 1360-х годах во время спора между Гамбургом и архиепископом Бремена по поводу пошлин на Эльбе. [5]
В 1038 году император Конрад II предоставил архиепископу Бремена право основать ярмарку в Штаде , небольшом городке на Эльбе, в 25 милях ниже Гамбурга. Это включало право взимать пошлины с товаров, продаваемых на ярмарке или выгружаемых для этой цели в Штаде. Архиепископы злоупотребили этой привилегией и, утверждая, что в Штаде открыт обязательный рынок, взимали пошлину со всех судов, проходящих мимо этого города. Однако граждане Гамбурга были освобождены от уплаты налога по гранту Фридриха Барбароссы в 1189 году. [6]
В 1648 году владения Бременского архиепископства перешли к Швеции, которая продолжила эту пошлину как установленное обычное право. Поскольку это оспаривалось, в 1691 году между Гамбургом и Швецией была заключена Конвенция о регулировании пошлин. В 1725 году территория и пошлина перешли к курфюршеству (позже королевству) Ганновера, который обеспечил сбор на корабле в Брунсхаузене на Эльбе, в месте ее впадения в приток реки Швинге. [7]
Несмотря на освобождение от пошлин для кораблей Гамбурга, эти пошлины создавали большие неудобства для торговли, и в 1861 году Ганновер договором согласился отменить пошлину в обмен на компенсацию, одну треть предоставленную Гамбургом, одну треть - Великобританией и одну треть - другими затронутыми странами. [8] Таким образом был обеспечен бесплатный доступ для торговли Гамбурга. [9]
Предложения Бремена по Таможенному союзу
[ редактировать ]У Бремена были схожие интересы с Гамбургом, но из-за его более западного положения на него влияла конкуренция со стороны голландских портов. Они получили преимущество от торгового договора, заключенного в 1839 году между Таможенным союзом Германии и Голландией. Чтобы избежать этой проблемы, Сенат Бремена в 1839 и 1842 годах внес два предложения о расширении Таможенного союза на побережье. Они не только предлагали отменить дифференцированные пошлины в пользу Голландии, но и ввести защитную пошлину на все товары, ввозимые судами, не входящими в Союз, создать совместные консульства для защиты экономических интересов за границей, что до этого времени могло быть только очень недостаточно из-за большого количества разных государств и общего торгового флага всех кораблей, принадлежащих союзу.
Поначалу была некоторая поддержка со стороны Гамбурга, и Пруссия была за. Однако к 1845 году, когда Пруссия изложила свою позицию, Сенат Гамбурга очень решительно высказался в меморандуме против таких идей. Он ссылался на аргумент свободной торговли, согласно которому каждый протекционистский тариф является несправедливым бременем для многих, приносящим пользу немногим. В этом случае в пользу союзных судов, которым все потребители импортных товаров, а также производители-экспортеры должны были бы платить монопольные цены за морские перевозки. Сенат Гамбурга также ничего не желал знать об общем флаге: в интересах ганзейских городов было сохранить свои собственные флаги и таким образом представить себя за границей как нейтральные торговые республики, даже если немецкие государства вступят в войну с другими страны. Аналогично, совместные консульства были неприемлемы, поскольку им было бы трудно представлять разнообразные интересы государств-участников. [10]
Удаленность от побережья как мотив вступления в Таможенный союз
[ редактировать ]Хотя официальной датой создания Таможенного союза является 1834 год, государства-члены фактически присоединялись к нему в разное время на протяжении нескольких десятилетий. Это произошло потому, что преимущества членства в союзе увеличивались как по мере роста его экономических размеров, так и по мере его географического распространения. [11]
Вступление государства в Таможенный союз было связано с расстоянием до побережья, поскольку оно давало доступ к международным рынкам. Государства, более удаленные от побережья, присоединились раньше. Отсутствие членства в Таможенном союзе имело большее значение для земель южной Германии, поскольку внешний тариф Таможенного союза препятствовал беспошлинному доступу к побережью. Таким образом, к 1836 году все государства южнее Пруссии присоединились к Таможенному союзу (кроме Австрии, имевшей собственное побережье). [12]
Для южных штатов Альпы фактически заблокировали торговлю с портами на юге, оставив маршруты через Таможенный союз единственным вариантом. [13] Напротив, Ганновер образовал свой собственный таможенный союз — «Налоговый союз» или Steuerverein — в 1834 году с Брауншвейгом и с Ольденбургом в 1836 году. Внешние тарифы на готовую продукцию и заморское сырье были ниже ставок Zollverein. Брауншвейг присоединился к Таможенному союзу Цольферайна в 1842 году. Ганновер, наконец, присоединился к нему в 1854 году. Ганновер получил за это компенсацию в виде надбавки к своей доле таможенных доходов (как обычно рассчитывается). Столкнувшись с изоляцией, Ольденбург последовал этому примеру в 1854 году. [14] Гольштейн и Лауэнбург были аннексированы Пруссией после войны в 1866 году, что привело к присоединению их территорий к Таможенному союзу, в то время как Мекленбург и города-государства Гамбург и Бремен, которые активно занимались международной торговлей, присоединились только в 1867 и 1888 годах. соответственно. [15]
Риск распада Таможенного союза
[ редактировать ]Еще одним фактором для ганзейских государств было подозрение, что Таможенный союз может не просуществовать даже в течение 12 лет (с возможностью продления), указанных в договорах. Если их нынешние торговые отношения со Скандинавией и Россией изменятся после присоединения к союзу из-за таможенных пошлин, они вряд ли будут возобновлены, если Таможенный союз распадется через несколько лет и они вернутся на свободный рынок. К тому времени торговля, вероятно, будет проиграна английской конкуренции.
Ситуация изменилась с созданием Северогерманской федерации в 1867 году. Вместо старых международных договоров конституция связала земли вместе и укрепила союз. Таким образом, опасения ганзейских городов стали беспочвенными. Но теперь стало ясно, что одних других оснований достаточно, чтобы удержать их от Таможенного союза. [16]
Присоединяется к Северо-Германской федерации, 1867 г.
[ редактировать ]После Второй Шлезвигской войны 1864 года Шлезвиг и Гольштейн стали прусско-австрийским кондоминиумом, где Пруссия оккупировала первый, а Австрия — вторую, но 8 июня 1866 года прусский генерал фон Мантейфель переправился через реку Гага в Гольштейн, которая граничила с Гамбургом на реке. север. Предупредив Австрию, что он осуществляет кондоминантное право Пруссии на создание гарнизонов в некоторых незанятых точках Гольштейна, Австрия решила уйти из Гольштейна, не провоцируя военного конфликта. Однако он потребовал от Федерального сейма (Бундестага) Германской Конфедерации провести военную мобилизацию против Пруссии. [17] Когда был созван сейм (11 июня), Австрия предложила мобилизовать все федеральные военные контингенты, кроме прусского. [17] В ответ Пруссия предложила сейму схему реформы из десяти статей, наиболее заметной из которых было исключение Австрии из Конфедерации и выборы представительного органа в оставшейся части; Пруссия выступила за его немедленное принятие. [17] 14 июня Сейм проголосовал за предложение Австрии, которое было принято девятью голосами против шести. [17] [18] Три ганзейских города через своего совместного посланника Фридриха Крюгера проголосовали против австрийского предложения и сделали заявление (сформулированное Любеком), что события в Гольштейне не оправдывают федеральной мобилизации, поскольку опасность немедленного военного столкновения миновала. Затем, 16 июня, Эмиль фон Рихтгофен , посланник Пруссии в Ганзейских государствах, представил Сенату Гамбурга и другим правительствам Германии «идентичную ноту» с просьбой о союзе на основе предложения реформы Пруссии, представленного на рассмотрение сейма, и с просьбой, чтобы его войска будут переданы в распоряжение Пруссии. 21 июня представители ганзейских городов встретились в Гамбурге, чтобы обсудить меры, которых требовала Пруссия. Рихтгофен также принял участие. [19]
24 июня Рихтгофен встретился с двумя видными членами Палаты горожан (Burgerschaft) , Исааком Вольфсоном (бывшим президентом этой палаты и членом Правой партии) и Йоханнесом Хальбеном (лидером Левой партии), чтобы проинформировать их о предполагаемых планах. отклонение прусских предложений Сенатом. Он указал, что Пруссия не примет отказ без дальнейших действий. Он упомянул, что Пруссия распустит Сенат и возьмет на себя управление правительством. Бургершафт остался бы в покое, как и население, если бы оно молчало. В противном случае город заняли бы 10 000 прусских солдат. Вольфсон и Хальбен сообщили об этом Syndicus Карлу Мерку , который руководил иностранными делами Гамбурга, который теперь отправил Крюгера, тогда находившегося в Гамбурге, в Рихтгофен, чтобы получить уверенность в отношении прусских угроз. [19]
Мерк обратился к Сенату 25 июня, заявив, что считает политику Любека, которая была положительной для прусского союза, и угрозы Рихтгофена особенно серьезными соображениями. Он опасался, что после присоединения к альянсу всех других северогерманских государств Гамбург окажется в изоляции и его независимость окажется под угрозой. [19] Затем 26 июня Сенат уступил. [20] Мерк поручил посланнику Гамбурга в Лондоне искать понимания в Великобритании по поводу принудительного соединения с Пруссией и тем самым сохранить выгоду от хороших отношений Гамбурга с Великобританией. Затем, изнемогая, нервный срыв вынудил его передать дело сенатору Кирхенпауэру . [21]
Когда Мерк выздоровел, он попытался убедить Burgerschaft в неизбежности этого решения. [21] На следующий день после поражения Австрии в битве при Кениггреце , 4 июля, Сенат представил Бургершафту следующие срочные запросы: (i) согласие на прусский союз, (ii) продолжение совместной бригады с Ольденбургом, Бременом и Любеком. и (iii) утвердить затраты на мобилизацию. Палата представителей поддержала его 113 голосами против 54. [20] 5 июля Мерк сообщил Рихтгофену, что Гамбург одобрил ее присоединение к Прусскому союзу. [20] а в августе два батальона гамбургских войск были отправлены во Франкфурт, чтобы заменить некоторые прусские войска в этом районе. [22]
18 августа ганзейский министр-резидент в Берлине Фридрих Геффкен подписал договор между Гамбургом и Пруссией (сроком на один год) о заключении союза. По этому договору все войска были переданы под верховное командование Пруссии, оба государства согласились провести выборы в имперский парламент, а их полномочные представители (вместе с представителями других стран, подписавших союз) встретились позже в Берлине, чтобы разработать конституцию, как только как того просила Пруссия. [23] Эта просьба была сделана в декабре 1866 года, и сенатор Кирхенпауэр был отправлен представлять Гамбург. 15 декабря проект конституции был представлен полномочным представителям, собравшимся в Берлине. [24] Кирхенпауэр писал:
«Проект носит вид федерации, а не конституции отдельного штата. В нем говорится не о провинциях, а о штатах, и на вершину ставятся Федеральный совет и Федеральный парламент. Однако, если внимательно посмотреть на положения, Федеральный президиум, принадлежащий короне Пруссии, является императором или более чем императором, тогда как правители штатов опосредованы, а городские сенаты низведены до статуса магистратов (городских советов). У них отнят военный суверенитет. и то, что заставляет их выступать за границей в качестве правительств штатов — флаги, консульства, почты, телеграфы, железные дороги, торговые соглашения и т. д. В то же время военный бюджет издается прусскими палатами и появляется в федеральном парламенте только в 1990 году. в самом широком смысле, таким образом, империализм во всех направлениях». [25] [26]
Сенат Гамбурга желал сохранить свои 279 консульств или, по крайней мере, участвовать в назначении консулов и сохранить за собой право прямой переписки и инструкций. Преимущество торговых консулов Гамбурга заключалось в том, что они были более авторитетными в различных штатах и имели хорошие отношения со своими выдающимися личностями. Кроме того, нейтралитет Гамбурга был необходим для его коммерческих интересов, и, поскольку он не был в союзе ни с одной крупной державой, все их ссоры не беспокоили его. [27]
Но Бисмарк утверждал, что ганзейским городам было предоставлено особенно благоприятное положение, но вместо того, чтобы оценить это, Кирхенпауэр отнесся к этим предложениям с «самым узким партикуляризмом, цеплянием за специальные институты, избегая решения общих бремен», больше, чем кто-либо из них. монархии. Бисмарк сказал, что Пруссия попыталась пойти на компромисс, насколько это возможно, но нужно стремиться к единству, а не к сохранению исключительных прав. Поэтому Мерк должен дать представителю Гамбурга инструкции, совместимые с целью, поставленной Пруссией. Бисмарк поддержал это запугивание кампанией в прессе против Кирхенпауэра, а также остановкой переговоров о почтовых отношениях Гамбурга. [28] В этой напряженной ситуации Сенат счел целесообразным воздержаться от ответа на телеграмму Бисмарка и вместо этого послать ответ, уже составленный Мерком. [28]
В конце концов, переговоры полномочных представителей Северной Германии завершились в феврале 1867 года, и Сенату пришлось решить, одобрять или нет проект конституции. Было решено, что всеобщее отклонение Конституции исключено, поскольку нельзя игнорировать последствия такого шага. [29] После внесения изменений в проект конституции, внесенных временным северогерманским парламентом, полномочные представители одобрили измененную конституцию 16 апреля. В послании Сената к Бургершафту (составленном Кирхенпауэром) им предлагалось дать согласие, хотя оно и не соответствовало желаниям все заинтересованы. Сенату Гамбурга, как и другим, пришлось отказаться от существенной части своей государственной независимости, но это было необходимо для достижения соглашения. Бургершафт ратифицировал конституцию 15 мая 1867 года, и она вступила в силу 1 1 июля 1867 года, основав Северо-Германскую федерацию . [30] [31]
Конституция Северо-Германской Федерации
[ редактировать ]Хотя Гамбург и присоединился к Северогерманской федерации, он остался за пределами Таможенного союза. Конституция федерации включала особые положения для Гамбурга и других ганзейских городов:
Статья 34. Ганзейские города Любек, Бремен и Гамбург с соответствующими округами для этой цели или прилегающей к ним территорией остаются свободными портами за пределами таможенной границы Сообщества до тех пор, пока они не подадут заявку на их включение в нее.
Статья 38. Доходы по таможенным пошлинам и акцизам, указанным в ст. 35 поступает в Федеральное казначейство.После пунктов, определяющих «доходность», он продолжал:Территории за пределами таможенной границы Сообщества вносят вклад в федеральные расходы посредством выплаты Aversum (конкретной дискреционной единовременной выплаты).
Также в статье 35 указано, что Федерация несет исключительную ответственность за меры, необходимые на территориях за пределами Таможенного союза для обеспечения безопасности общей таможенной границы. [32]
Аверсум
[ редактировать ]После основания Северо-Германской федерации Кирхенпауэр и Версман летом 1867 года отправились в Берлин для переговоров по Аверсюму. [31]
Северогерманская федерация финансировалась за счет (а) таможенных пошлин, образующих общий внешний тариф , и (б) налогов на потребление (налог на расходы на товары и услуги). Вместо этого страны, не входящие в Таможенный союз, платили компенсационную единовременную сумму в Федеральное казначейство, которая по закону рассматривалась как полная замена неуплаченных косвенных налогов. Аверсум состоял из двух частей.
Во-первых, каждый год общий доход от таможни и потребительского налога делился на численность населения Таможенного союза, а затем пропорционально применялся к населению каждого ганзейского города, проживающего за пределами таможенной линии. Во-вторых, была добавлена надбавка на душу населения этих свободных зон. [33] Доплата аверсум была установлена в 1867 г. в размере 2,21 марки на душу населения, в 1872 г. - в 3 марки на душу населения, а с 1880 г. - в 5 марок, после принятия Таможенным союзом высокого тарифа. [34]
Таким образом, аверсум напрямую зависел от уровня таможенных пошлин и налоговых ставок. Положения, регулирующие выплату Aversum, оправдывали полное право голоса Гамбурга и Бремена в Северогерманской федерации. Каким образом они хотели собрать эти суммы, решали города-государства. [33]
Ввиду особых обстоятельств Любек счел целесообразным в 1868 году подать заявление, предусмотренное статьей 34, и присоединиться к Таможенному союзу. [35]
Отношения с Таможенным союзом после 1867 г.
[ редактировать ]В одном отношении тарифный режим ганзейских городов отличался от тарифного режима остальных зарубежных стран. На свободных территориях Гамбурга и Бремена были созданы представительства Таможенного союза для проведения таможенного оформления, исключающего необходимость его проведения в пункте назначения или промежуточной станции. [36]
Тот факт, что территория исключена из таможенной границы, сам по себе не означает, что она также должна находиться за пределами налоговой границы. Например, императорский гербовый сбор, который не был налогом на потребление, применялся в Ганзейских государствах, а также в Таможенном союзе.
В отношении налогов на потребление к ганзейским городам относились так же, как и к другим иностранным государствам. Поставщик бренди или сахара в Таможенном союзе получал экспортное вознаграждение при отправке в Гамбург. Это было передано потребителю из Гамбурга, который получил продукт Таможенного союза без налога Таможенного союза, и это сокращение не было отменено никакими высокими импортными тарифами или налогом на потребление, взимаемыми Гамбургом. Таким образом, у потребителей Гамбурга цены были ниже, чем у потребителей внутри союза. [37]
Германская имперская конституция 1871 года не внесла никаких изменений в правовое положение Гамбурга и Бремена. Статья 34 (и связанные с ней положения) вошли в новую конституцию. [35]
Таможенная граница
[ редактировать ]После того, как Гамбург согласился с конституцией Северо-Германской федерации, в период с ноября 1867 по март 1868 года велись переговоры о размере свободной территории. Было решено, что это будет охватывать городскую территорию Гамбурга, но не его окраины, включая Ритцебюттель, Бергедорф и Вирланд (которые до января 1868 года были кондоминиумом с Любеком), Вальдвёрфер и некоторые острова Эльбы. Исключенная территория площадью около 130 квадратных миль с населением 25 000 человек теперь попала в состав Таможенного союза. [38]
Свободная территория за пределами таможенного барьера составляла всего 28 квадратных миль, а население составляло около 475 000 человек. Соглашение 1868 года требовало создания таможенного кордона по всему городу. [39]
Таможенная линия проводилась с учетом того, насколько местность облегчала таможенный контроль. Хотя Гольштейн была аннексирована Пруссией в 1866 году, Альтона в Гольштейне оставалась за пределами границ Таможенного союза, поскольку полностью сливалась с городской территорией Гамбурга. [35]
Уже в 1853 году Альтона была исключена из датской таможенной территории в Гольштейне и рассматривалась как часть Гамбурга в целях повышения пошлин. [40] Однако немногочисленность и низкие тарифы Ганновера, Ольденбурга, Дании и Мекленбурга не вызвали затруднений. В 1867 году Альтона оставалась в Гамбурге для таможенных целей, но теперь таможенная граница находилась вокруг режима защитных тарифов. [41]
В 1853 году между Оттензеном и Альтоной была установлена таможенная граница, проходившая по позднейшей Хаубахштрассе. [42] Это продолжалось в соответствии с соглашением 1867 года, поэтому Оттенсен находился на экономической территории Таможенного союза, но не на Альтоне и Гамбурге. В результате гамбургские предприятия, желавшие продать свою продукцию в Таможенный союз, основали предприятия в Оттенсене, который затем превратился в крупный промышленный центр. За 60 лет население выросло в шестнадцать раз: с 2411 человек в 1840 году до 37 738 человек в 1900 году. [43]
Предприятия, которым необходимо было добиться низких цен на мировом рынке, а также обслуживать немаловажный спрос жителей округа Гамбург-Альтона (578 000 жителей в 1885 г.), размещались на свободной территории. Филиалы одной и той же компании зачастую располагались как внутри, так и за пределами таможенной границы. [44]
Граница Гамбурга и Гольштейна проходила через дома, дороги и сады, поэтому таможенный контроль был бы чрезвычайно трудным. Это стало причиной включения окраин Гамбурга в состав таможенной границы. [35]
Также за пределами Таможенного союза находилась большая часть Вандсбека, выступа Гольштейна в городской зоне Гамбурга. [45]
Конец собственной валюты Гамбурга
[ редактировать ]До 1873 года в Гамбурге была собственная валюта — гамбургская курантская марка, разделенная на 16 шиллингов, которые сами делились на 12 пфеннигов (пенсов). 15 февраля 1873 года счета были конвертированы в новую единую валюту новой империи по фиксированному обменному курсу 1,2 имперских марки за гамбургскую марку. После почти двухлетнего переходного периода старые монеты были изъяты, и 1 января 1875 года новая валюта стала единственным платежным средством.
Сенат отложил введение новой валюты после основания империи в 1871 году, поскольку опасался, что новые деньги приведут к дальнейшей потере суверенитета Гамбурга. Кирхенпауэр, который долгое время был посланником города в Федеральном совете, боролся за особое положение Гамбурга. Но в октябре 1872 года империя объявила, что для смягчения эффекта изменения потребуется 30 миллионов гамбургских марок из гамбургского банка, и Сенат уступил. [46]
Обе стороны в Гамбурге по вопросу о присоединении 1877-81 гг.
[ редактировать ]Большинство оптовых торговцев Гамбурга были против вступления в Таможенный союз и выступали за сохранение свободной торговли. В этот лагерь входили судоходные компании, перевалочные предприятия, зарубежные экспортеры, импортеры в Гамбург товаров, которые облагались бы пошлинами в Таможенном союзе, таких как кофе и чай. Их импортировали оптом, а затем переупаковывали, обрабатывали или очищали в Гамбурге. Торговая палата, фондовая биржа и Сенат решительно выступали за свободную торговлю.
С другой стороны, сторонники вступления в Таможенный союз были среди оптовых торговцев товарами, произведенными в рамках Таможенного союза, а также местных торговцев, некоторых отраслей промышленности Гамбурга (которая и так была небольшой составляющей экономики), розничных торговцев, особенно те, которые расположены вблизи границ Таможенного союза. Для этих групп таможенный кордон затруднил торговлю с профсоюзом. Поэтому важные отрасли промышленности переместились из Гамбурга в прилегающие части территории Таможенного союза. Например, в Оттенсене обосновались табачные компании со штатом в 3000 человек. Эти сторонники Таможенного союза 25 мая 1880 года основали партию Hamburger Zoll Anchluss , которая выступала за присоединение города к территории Таможенного союза, но в то же время за создание меньшего района свободных портов. Среди сторонников была семья Олендорфов, которая была обязана своим дворянством Пруссии. [47]
Другая группа коммерсантов высказалась за Таможенный союз, поскольку они имели доли в промышленных компаниях Таможенного союза. Густав Годфруа, сенатор, поддержал вступление в Таможенный союз в 1877/78 году на публично заявленных основаниях, что он приобрел активы в нескольких угольных шахтах Вестфалии (в Пруссии) и что интересы защиты этой отрасли сделали его сторонником. 31 октября 1880 года 32 купца написали министру -президенту Пруссии и имперскому канцлеру Отто фон Бисмарку , выступая за присоединение Гамбурга, но с образованием свободного портового округа.
Таким образом, альтернативы изменились; речь шла уже не о городе свободной торговли или полной аннексии к Таможенному союзу, а об альтернативе свободной торговли на всей территории города или в меньшей зоне свободного порта.
Как и следовало ожидать, действия 32 купцов вызвали в Гамбурге бурю негодования. На фондовой бирже под петицией, получившей 1730 подписей, утверждалось, что «сохранение свободы Гамбурга необходимо как в национальных интересах всего отечества, так и в интересах Гамбурга». [47]
Давление с целью вступления в Таможенный союз, начиная с 1879 года.
[ редактировать ]В первое десятилетие существования новой федерации Бисмарк в основном оставил торговую политику в руках своего заместителя, либерально настроенного президента канцелярии Рудольфа фон Дельбрюка . Дельбрюк проводил политику максимально свободной торговли и снизил защитные тарифы Таможенного союза. После франко-прусской войны французские военные контрибуции снизили потребность в таможенных доходах. Однако Дельбрюк подал в отставку в апреле 1876 года из-за разногласий с Бисмарком. В 1875 году металлургическая промышленность добивалась сохранения истекающих тарифов Таможенного союза 1876 года. Теперь вмешался Бисмарк – помимо повышения отдельных таможенных пошлин и налогов он также заменит ранее низкие финансовые тарифы введением системы защитных пошлин. Это изменение в таможенной политике будет иметь двойное преимущество: защитить отечественную промышленность от дешевого иностранного импорта и одновременно увеличить доходы империи. [48]
Решающими были промышленные и сельскохозяйственные интересы. Только Гамбург, Бремен и Ольденбург проголосовали против предложений Бисмарка в Федеральном совете. Торговая палата Гамбурга оправдала возражение Гамбурга, заявив, что они сделают все внутреннее потребление более дорогим, повысят затраты для промышленности и, в конечном итоге, потребуют от других стран принять контрмеры. [34]
Две основные причины привели к высокой тарифной политике. Во-первых, имперские расходы, особенно военные, росли, и Бисмарк решил получить доход за счет повышения импортных пошлин, а не за счет повышения прямых налогов. Таможенные пошлины уплачивались непосредственно центральным органам власти. В качестве альтернативы можно было бы увеличить взносы отдельных штатов, но им нужно было бы поднять суммы, убедив свои законодательные органы повысить прямое налогообложение. Политически было проще поднять тариф. Во-вторых, падение сельскохозяйственных цен привело к тому, что аграрный интерес, ранее выступавший против высоких пошлин на промышленные товары, объединился с промышленниками и потребовал общего повышения тарифа. Высокие тарифы усилили неравенство с Гамбургом, и канцлер почувствовал, что отказ Гамбурга больше не может сохраняться. [49]
20 мая 1879 года канцлер спросил сенат Гамбурга, присоединятся ли они к Таможенному союзу, как это предусмотрено статьей 34 Конституции. Сенат отклонил эту просьбу, сославшись на влияние на морскую торговлю города, особенно на новую политику высоких тарифов. Тогда канцлер начал оказывать давление. 19 апреля 1880 года Пруссия обратилась в Федеральный совет с просьбой включить Альтону в Пруссии и Санкт-Паули в Гамбурге в состав Таможенного союза. Гамбург не смог ничего сделать с включением Альтоны, а просьба о Санкт-Паули была воспринята как преднамеренное пренебрежение. В массовой петиции, набравшей 60 000 подписей и на многолюдных митингах, гамбургцы выразили протест против действий канцлера. [34]
25 февраля 1881 года в Федеральный совет поступило новое заявление о включении выступа Вандсбек, который до сих пор был частью зоны свободной торговли вокруг Гамбурга. Пруссия заявила, что было бы целесообразно полностью интегрировать Вандсбек в территорию Таможенного союза и привести таможенную границу в соответствие с политической границей Пруссии. 2 апреля 1881 года Федеральный совет решил аннексировать Вандсбек. [45]
Гамбургские купцы опасались, что их бизнес серьезно пострадает, в то время как граждане знали, что стоимость жизни значительно вырастет. Были опасения, что город перестанет быть крупным международным распределительным центром, которым он был так долго. Будучи свободным портом, Гамбург мог принимать на свои склады и беспошлинно перегружать товары, импортированные из Англии и других стран, по более низкой цене, чем это можно было сделать с аналогичными товарами, произведенными в Германии. Ее собственное многочисленное население могло позволить себе удовлетворять свои потребности на внешних рынках без каких-либо протекционистских пошлин. 7000 кораблей, ежегодно заходивших в порт с нуждами самих себя и своих экипажей, представляли собой огромную сумму. [39]
Первая попытка Бисмарка принудить Гамбург мало что дала – его оппозиция экономическому союзу оставалась такой же твердой, как и прежде. 9 декабря 1880 года Джордж Аннесли, британский генеральный консул, сообщил, что «можно четко заявить, что не может быть и речи о добровольном присоединении Гамбурга к Цольферайну; такой курс в настоящее время почти не обсуждается». [50]
Но Бисмарк был полон решимости. Теперь он предложил перехватывать товары, перевозимые в Гамбург по нижней Эльбе, чтобы взимать пошлину, что фактически представляет собой повторное введение сборов за проезд по Штаде без льгот. Юридически Эльба ниже Гамбурга была тем же, что и открытое море, и товары можно было беспрепятственно отправлять в Гамбург и обратно. Но если такие пошлины будут введены, перевалочная торговля Гамбурга окажется под угрозой. Гамбург решительно протестовал против этого нарушения древних прав, гарантировавших ему свободный доступ к открытому морю. Но Федеральный совет поддержал политику Бисмарка. [50]
27 апреля 1880 года Версман сменил Кирхенпауэра на посту полномочного представителя Федерального совета в Берлине. С осторожностью он высказал оговорки с точки зрения Гамбурга относительно политики Бисмарка по присоединению Гамбурга к Таможенному союзу. [31]
Подчиняется политике канцлера
[ редактировать ]Однако к середине 1880 года всем инсайдерам стало ясно, что абсолютное сопротивление планам Бисмарка бессмысленно. 29 июня 1880 года Торговая палата написала в Сенат письмо, в котором говорилось:
«У Гамбурга есть противник, который безрассудно преследует свои цели, пока он считает их правильными, противник, с которым мы, естественно, не можем справиться, мнение которого нельзя недооценивать, будь то в политической сфере. или коммерческий смысл».
Большинством в 16 голосов против 5 он призвал Сенат разработать программу будущих переговоров с Пруссией и потребовать создания меньшего по размеру района свободной торговли, включая объекты для экспортной промышленности Гамбурга.
Сенат по-прежнему был в основном против Таможенного союза. Широкая общественность не услышала о решении Торгово-промышленной палаты, но сложилось впечатление, что Торгово-промышленная палата по-прежнему желает сохранить статус Гамбурга как свободного портового города. Используя эту двойную тактику, сенатор Версман и Торговая палата преследовали цель укрепить позицию Гамбурга против Бисмарка. В этом контексте использовалась петиция с указанием 1730 имен. Эта тактика была по существу успешной. [51]
В декабре 1880 и январе 1881 года Версманн, О'Свальд и Хьюго Рулоффс провели «информационные беседы» с главным таможенным инспектором Пруссии Клостерманном и министром финансов Пруссии Карлом Германом Биттером . В апреле 1881 года они начали настоящие переговоры в Берлине. Версманн, О'Свальд и доктор Фридрих Крюгер (ганзейский министр (посланник) в Берлине) провели переговоры об окончательном заключении соглашения. [31]
25 мая 1881 г. было подписано соглашение между прусским министром финансов Биттером и государственным секретарем имперского казначейства, с одной стороны, полномочными представителями Гамбурга сенаторами Версманом и О'Свальдом, и посланником ганзейских государств в Берлине доктором Крюгером, с одной стороны, другой. В нем заявили, что Гамбург готов присоединиться к Таможенному союзу со всей своей территорией, но за исключением указанного им постоянного свободного портового округа. К этому округу по-прежнему будет применяться статья 34, поэтому свободы этого округа не могут быть отменены или ограничены без одобрения Гамбурга. [51] [39]
3 июня 1881 года Сенат проголосовал за, несмотря на противодействие Кирхенпауэра. 15 июня 1881 года постановление Сената обсуждалось в «Бюргершафте». Сеанс длился семь часов (19:00 – 2:00). Карл Петерсен , комиссар Сената, заявил, что Гамбург «по-прежнему останется торговым центром для огромного мира немецкой родины», с которым она будет связана более тесно, чем когда-либо. Предложение Сената было одобрено 106 голосами против 46.Было решено, что он вступит в силу в октябре 1888 года. [51] [39]
Федеральный совет одобрил соглашение 25 июня 1881 года. [31]
Подготовка к присоединению 1881-88 гг.
[ редактировать ]В марте 1882 года Сенат сформировал комиссию из семи человек, включая Версмана, для подготовки вступления в Таможенный союз, включая строительство свободного порта.
21 февраля 1883 года Бургершафт утвердил планы, которые включали строительство канала, позволяющего местное судоходство по Эльбе без прохождения через оставшуюся зону свободной торговли. Для реализации проекта пришлось переселить около 24 000 жителей пострадавших районов и приобрести землю на сумму 54,5 миллиона марок. Позже, когда свободный порт был расширен, пришлось переселить еще 25 000 жителей. [52]
Благодаря свободному порту, как торговому центру и для транзитных целей, Гамбург будет предоставлять те же возможности, что и раньше, а товары, предназначенные для внутренних нужд, будут облагаться пошлиной в самом порту, а не на границах города. [39]
В 1885 году была основана компания HFLG ( Hamburger Freihafen-Lagerhaus Gesellschaft ) для строительства и беспристрастной сдачи в аренду складских помещений в Гамбургском свободном порту (зоне свободной торговли). В период, оставшийся до вступления Гамбурга в Таможенный союз в 1888 году, на территории свободного порта необходимо было создать достаточно места для хранения и обработки товаров, которые ранее были распределены по всей городской территории Гамбурга. [53] После того, как Прусские государственные железные дороги приобрели железную дорогу Берлин-Гамбург , директор Адольф Геттинг потерял свою должность. Рулоффс рекомендовал его назначить операционным менеджером HFLG, а Геттинг очень успешно руководил HFLG более 25 лет. [54]
Присоединение в октябре 1888 г.
[ редактировать ]15 октября 1888 года Гамбург вступил в Таможенный союз, а 29 октября в присутствии императора Вильгельма II была открыта новая зона свободного порта. [55]
Последствия
[ редактировать ]Последствия Таможенного союза сразу ощутились на потребителях Гамбурга: выросли цены на многие расходные материалы. В брошюре, опубликованной 15 октября 1888 года под заголовком «Гамбургер Ве», говорилось: [56]
«Вместо кофе, который мы сегодня пьем, мы будем размахивать колокольчиками, как в Саксонии.
Вместо импортных товаров вы выкурите сигару из милой Палатинской страны.
Если вы еще и почувствуете небольшой дискомфорт, ваш желудок бунтует и будет вонять».
Оптовые торговцы Гамбурга были настроены скептически. Однако стало очевидно, что основание района свободных портов принесло большую пользу, поскольку не только могла продолжаться свободная торговля, как и раньше, но и восстановленная гавань обеспечила самые современные удобства и значительно увеличила пропускную способность. Это способствовало экономическому развитию остальной части города. Поскольку теперь за этим стоял протекционистский внешний тариф Таможенного союза, промышленные предприятия, которые раньше были неконкурентоспособными, теперь быстро росли. [56]
Граждане Гамбурга были вынуждены использовать предметы немецкого происхождения гораздо свободнее, чем раньше, поскольку многие из них были дешевле, чем соответствующие иностранные товары, которые теперь облагались таможенной пошлиной. Как и предполагалось, новые условия благоприятствовали развитию мануфактур в самом Гамбурге. [39]
Благодаря свободному порту Гамбург стал ведущим портом континентальной Европы и четвертым по величине портом в мире после Нью-Йорка, Лондона и Ливерпуля. [56] Это продолжило рост торговли до присоединения, которая в 1873-1887 гг. выросла на 44,2%. [39]
Тем не менее, за пределами Таможенного союза рост Антверпена и Роттердама в этот период был быстрее, чем Гамбурга, и оба превзошли Гамбург после Первой мировой войны. [56]
Находясь по-прежнему за пределами Таможенного союза, структура грузопереработки в свободном порту с вступлением не изменилась: Гамбург оставался промышленным портом Германии, в основном импортируя сырье и продукты питания и экспортируя продукты переработки. Быстрый рост перевалочной торговли требовал постоянного расширения свободного порта. [56]
Готовясь к включению в Таможенный союз, земля Гамбург была обязана провести следующие процедуры: Весь город был разделен на большое количество мелких районов. Каждый гражданин, плативший сверх определенной умеренной арендной платы, должен был составить опись всех предметов, подлежащих обложению таможенными пошлинами, — вина, спиртных напитков, сахара, кофе, табака и многих других предметов. На все эти предметы взималась определенная ограниченная сумма пошлины начиная с понедельника, 15 октября 1888 года. Все предметы стоимостью более 70 бутылок вина, 20 бутылок спиртных напитков, 6 фунтов табака, 30 фунтов кофе и т. д. привлечен к обязанностям. Тысячи таможенников обходили дома, чтобы проверить правильность представленных описей. Таким образом, потребителям не позволялось накапливать продукты, которых хватило бы на 1, 2 месяца и более. Ожидалось, что стоимость жизни будет как минимум на 15% выше, чем раньше. [39]
В 1889 году сообщалось, что арендная плата выросла из-за того, что стоимость жизни выросла на 25% с момента включения Гамбурга в Таможенный союз. [57]
О последствиях присоединения Гамбурга сообщил генеральный консул Великобритании. Объем морских перевозок увеличился, хотя неясно, можно ли это объяснить регистрацией или другими причинами, но судоходство в Гамбурге не пострадало от этих изменений. Была очевидная выгода для розничных предприятий, торгующих внутри страны, а также для производства. Также работы Прусских железных дорог помогли направить торговлю в Гамбург и другие порты внутри Таможенного союза за счет портов за его пределами. Новые портовые сооружения, хотя и были обширными, все же были недостаточными для удовлетворения спроса. [58]
900 000 жителей Гамбурга теперь должны были платить пошлины Таможенного союза, что добавляло около 25 процентов к стоимости импорта. [59]
Кроме того, Гамбургу пришлось заплатить 1700 человек для охраны таможенной границы свободного порта. [59]
Свободный порт
[ редактировать ]Поскольку главная гавань должна была остаться за пределами Таможенного союза, ее перестроили, изолировали от остального города. Имперские власти согласились профинансировать строительство в размере 40 миллионов марок, а 150 миллионов марок взял на себя Гамбург. [59]
Этот Свободный порт состоял из следующих территорий. Полуостров на северном берегу Эльбы (Сандторхафен и Грасбрукхафен), а также остров Кервидер. Поскольку Свободному порту не разрешили иметь жителей, 1000 владельцев собственности были экспроприированы, а 24 000 человек остались без крова. На южном берегу Эльбы было куплено 1200 акров болотистой земли и построены там новые бассейны. Был построен «таможенный канал», отделяющий район северного берега от города и позволяющий местному судоходству по Эльбе избежать прохождения таможенной границы. [59]
Свободный порт продлевался несколько раз. Первоначально его площадь составляла 3,9 кв. миль. [60] К 1970 году его площадь составляла 5,6 квадратных миль. [61] Свободный порт был закрыт 1 января 2013 года, на тот момент его площадь составляла 6,3 кв. миль, что составляло 23% площади порта. [62] Более поздние дополнения охватывали несколько бассейнов и береговых сооружений к западу от реки Кольбранд.
В отличие от других свободных портов Германии, в свободной зоне Гамбурга осуществлялись производственные, сборочные и другие перерабатывающие операции независимо от того, использовались ли импортные материалы. Администрация Гамбургского свободного порта давала разрешение в зависимости от того, предназначалась ли конечная продукция в первую очередь, хотя и не обязательно исключительно, для реэкспорта. Переработка может быть одобрена, даже если она приведет к помещению товаров в более выгодную тарифную классификацию, чем на момент ввоза в зону. Таможенный надзор осуществлялся Freihafenamt (Управлением свободного порта), а не обычным таможенным управлением. Этот орган власти, являющийся подразделением земли Гамбург, владевшей этой землей, сдавал землю в свободной зоне в аренду частным операторам. [61]
В состав старой части Свободного порта входило большинство верфей города. Новая территория зоны к западу от Кольбранда включала нефтехранилища и обширные контейнерные терминалы. В Свободном порту было множество складов, транзитных навесов, объектов по перевалке зерна, объектов для обработки тропических фруктов, табачного сырья, кофе, рыбы, пищевых масел, древесины, угля и других продуктов. [61]
См. также
[ редактировать ]- Хронология истории Гамбурга (расширенная версия)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Роге стр. 14
- ^ Роге, стр. 14-16.
- ^ Требуется стр. 16
- ^ Верг , с. 26
- ^ Веб-сайт Deutsche Welle //www.dw.com/en/hamburg-celebrates-bogus-harbor-anniversary/a-4232908, получено в апреле 2017 г.
- ^ Хатт, стр.19
- ^ Хатт, стр. 19-21.
- ^ Другими государствами, выплатившими компенсацию, были: Австрия, Бельгия, Бразилия, Дания, Испания, Франция, Мекленбург-Шверин, Нидерланды, Португалия, Пруссия, Россия, Швеция и Норвегия, Любек и Бремен.
- ^ Парламентские документы Великобритании, Том. 32, сессия 5 февраля - 6 августа 1861 г., напечатано издательством Harrison & Sons, Лондон, 1861 г.; стр.559 – 574
- ^ Роге, стр. 17-18.
- ^ Келлер, стр.1
- ^ Келлер, стр.18
- ^ Келлер, стр.10
- ^ Плекль, стр.23
- ^ Келлер, с. 10
- ^ Роге, стр. 19-20.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Окрашенные, стр. 181-184.
- ^ Как описал Малет, крупные штаты имели по одному голосу каждый, в то время как более мелкие штаты были объединены в группы, каждая с одним голосом. Все свободные города вместе имели один голос: 17-й голос или Кюри.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шёнхофф, стр. 13-17.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шёнхофф, стр.19
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гамбург, Германия и мир, 2-е изд. 1952 г., Перси Эрнст Шрамм, опубликовано Hoffmann & Campe; п. 486
- ^ Окрашено, стр. 369.
- ^ Шёнхофф, стр. 24-25.
- ^ Шёнхофф, стр. 27-29.
- ^ Боровский, стр. 109.
- ^ Планирование и финансирование Шпайхерштадта в Гамбурге, Фрэнк М. Хинц; опубл. ЛИТ Верлаг Мюнстер, 2000; стр. 45
- ^ Шёнхофф, с. 36
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шенхофф, с. 39
- ^ Шёнхофф, с. 43
- ^ Шёнхофф, с. 44
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Йоханнес Версманн» в «Общей немецкой биографии» (ADB)//de.wikisource.org/w/index.php?title=ADB:Versmann,_Johannes&oldid=2513155 Проверено 4 мая 2017 г.
- ^ Конституция Северо-Германской федерации //de.wikisource.org/wiki/Verfassung_des_Norddeutschen_Bundes Получено в декабре 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роге, стр.23
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Боровский, стр.110
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Роге, стр.24
- ^ Роге, стр.21
- ^ Роге, стр.22
- ^ Боровский, стр.112.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час «Последний из немецких свободных портов», «Таймс» (Лондон), 13 октября 1888 г.; стр.8
- ^ Altona Heavy Years получены в декабре 2017 г. www.hamburg.de/altona/schwere-jahre/
- ^ Роге, стр.27
- ^ Карта Альтоны 1888 г., получена в декабре 2017 г. //christian-terstegge.de/hamburg/karten_altona/files/1888_altona_450dpi.jpeg
- ^ Altona Heavy Years получены в декабре 2017 г. www.hamburg.de/altona/schwere-jahre/
- ^ Роге, стр.30
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шёнхофф, стр.107
- ^ «Прощание с привычными деньгами», Уве Бансен, изд. 3 февраля 2013 г. www.welt.de/print/wams/hamburg/article113335435/Abschied-vom-vertrauten-Geld.html получено в декабре 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боровский, стр.112-114.
- ^ Шенхофф, стр.89
- ^ Хендерсон, стр.332
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хендерсон, стр.333
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Боровский, стр.114-115
- ^ Боровский, стр.116.
- ^ История Шпайхерштадта на веб-сайте HHLA, ранее известном как сайт HFLG: hhla.de/de/historie/speicherstadt/geschichte.html Проверено в январе 2018 г.
- ^ Гамбург и Фрипорт - Экономика и общество 1888–1914, Питер Боровски, издательство Hamburg University Press, Гамбург, 2005; стр.32
- ^ Боровский, стр.119.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Боровский, стр.119-121
- ^ «Британское консульство забаррикадировалось», The Times (Лондон), 16 марта 1889 г.; стр.6
- ^ «На заседании Имперского института» The Times (Лондон) 16 мая 1891 г.; стр.7
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Клапп, стр.47
- ^ Британская энциклопедия 1912, статья в Гамбурге
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Зоны свободной торговли и связанные с ними объекты за рубежом, Министерство торговли США, паб. Типография правительства США, Вашингтон, округ Колумбия, июль 1970 г.; Статья о Гамбурге (в разделе Германия)
- ^ История Свободного порта Гамбурга www.hamburg.de/wirtschaft/aufloesung-freihafen-geschichte-freihafen, получено в декабре 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Боровский, Питер. Гамбург и Фрипорт - Экономика и общество 1888–1914, издательство Hamburg University Press, Гамбург, 2005 г.
- Клэпп, Эдвин Дж. Порт Гамбурга, издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, 1911 г.
- Хендерсон, Уильям. Цольферайн. Издательство Кембриджского университета, 1939 г.
- Хатт, Уильям, член парламента. Учтены пошлины на стадионе, опубликовано Дж. Риджуэем (принтер: Бреттелл), Лондон, 1839 г.
- Келлер, Вольфганг и Шиу, Кэрол (Университет Колорадо, NBER и CEPR) Влияние Таможенного союза на торговлю, Pub. Университет Колорадо, 5 марта 2013 г.
- Малет, сэр Александр (бывший чрезвычайный посланник Великобритании и полномочный министр во Франкфурте). Свержение Германской Конфедерации Пруссией в 1866 г., опубл. Лонгманс, Лондон, 1870 г.
- Плекль, Флориан. Zollverein и формирование Таможенного союза, Документ для обсуждения №. 84 из серии «Экономическая и социальная история», опубликовано Наффилд-колледжем, Оксфорд; стр. 23; Получено с сайта www.nuff.ox.ac.uk/Economics/History, март 2017 г.
- Роге, Эдуард. Соединение Гамбурга и Бремена с таможенной территорией Германии, Publ.Verlagsanstalt und Druckerei A.-G., Гамбург, 1890 г. (оцифрованные фонды Гамбургской государственной и университетской библиотеки, январь 2017 г.)
- Шенхофф, Ханс-Георг. Гамбург в Федеральном совете: Участие Гамбурга в формировании воли Рейха 1867-1890 гг., опубликовано. Гамбург, 1967 год.
- Верг, Эрих и Мартин. Приключение, которое называется Гамбургом (4-е изд., 2007), опубл. Гамбург: Эллерт и Рихтер, ISBN 978-3-8319-0137-1