Jump to content

ДО-178С

(Перенаправлено с DO178C )

Аспекты программного обеспечения при сертификации бортовых систем и оборудования
Аббревиатура
  • ДО-178С
  • ЭД-12С
Последняя версия 5 января 2012 г. ( 05.01.2012 )
Организация
Домен Авиация

DO-178C, «Аспекты программного обеспечения при сертификации бортовых систем и оборудования» — это основной документ, которым сертифицирующие органы, такие как FAA , EASA и Transport Canada, одобряют все коммерческие аэрокосмические системы на базе программного обеспечения. Документ опубликован RTCA, Incorporated совместно с EUROC и заменяет DO-178B . Новый документ называется DO-178C/ED-12C, он был завершен в ноябре 2011 года и одобрен RTCA в декабре 2011 года. Он стал доступен для продажи и использования в январе 2012 года. [1] [2] [3]

За исключением FAR 33 / JAR E, Федеральные авиационные правила напрямую не ссылаются на летную годность программного обеспечения. [4] 19 июля 2013 года ФАУ утвердило AC 20-115C , назначив DO-178C признанным «приемлемым, но не единственным средством демонстрации соответствия применимым правилам летной годности FAR в отношении аспектов программного обеспечения сертификации бортовых систем и оборудования». [5]

С момента выпуска DO-178B ФАУ (DER) настоятельно призывали назначенные технические представители к разъяснению/уточнению определений и границ между ключевыми концепциями DO-178B: требования высокого уровня, требования низкого уровня и производные. требования и лучшее определение критериев выхода/входа между системными требованиями и проектом системы (см. ARP4754 ), а также требованиями к программному обеспечению и проектированием программного обеспечения (что является областью DO-178B). Другие проблемы включали значение проверки в парадигме разработки на основе моделей и соображения о замене некоторых или всех действий по тестированию программного обеспечения моделированием модели или формальными методами. Выпуск DO-178C и сопутствующих документов DO-278A (Наземные системы), DO-248C (Дополнительная информация с обоснованием каждой цели DO-178C), DO-330 (Квалификация инструмента), DO-331 (Моделирование), DO -332 (Объектно-ориентированные) и DO-333 (Формальные методы) были созданы для решения отмеченных проблем. Члены SC-205 работали с комитетом SAE S-18, чтобы гарантировать, что ARP4754A и вышеупомянутые документы DO-xxx представляют собой единый и связанный процесс с дополнительными критериями.

В целом, DO-178C сохраняет большую часть текста DO-178B, что вызывает опасения, что проблемы DO-178B, такие как двусмысленность концепции требований низкого уровня, не могут быть полностью решены. [6]

Организация комитета

[ редактировать ]

Работа совместного комитета RTCA/EUROCAE была разделена на семь подгрупп:

  • ИК1: Интеграция документов SCWG
  • ИК2: Проблемы и обоснование
  • SG3: Квалификация инструмента
  • ИК4: Разработка и проверка на основе моделей
  • SG5: Объектно-ориентированные технологии
  • SG6: Формальные методы
  • ИК7: Вопросы безопасности

Подгруппа разработки и проверки на основе моделей (SG4) была самой крупной из рабочих групп. Вся работа собирается и координируется через веб-сайт, который представляет собой механизм совместного управления работой. [7] Рабочие материалы и проекты документов хранились в закрытом помещении, доступном только членам группы.

Работа была сосредоточена на обновлении DO-178B/ED-12B с учетом текущих методов, инструментов и технологий разработки программного обеспечения. [8] [9]

Уровень программного обеспечения

[ редактировать ]

Уровень программного обеспечения , также известный как уровень гарантии разработки (DAL) или уровень гарантии разработки элемента (IDAL), как определено в ARP4754A (DO-178C упоминает IDAL только как синоним уровня программного обеспечения). [10] ), определяется на основе процесса оценки безопасности и анализа опасностей путем изучения последствий отказа в системе. Условия отказа классифицируются по степени их воздействия на воздушное судно, экипаж и пассажиров.

  • Катастрофический - отказ может привести к гибели людей, обычно с потерей самолета.
  • Опасно – отказ оказывает значительное негативное влияние на безопасность или производительность, или снижает способность экипажа управлять воздушным судном из-за физического дискомфорта или более высокой рабочей нагрузки, или приводит к серьезным или смертельным травмам среди пассажиров.
  • Серьезный — отказ существенно снижает запас безопасности или существенно увеличивает нагрузку на экипаж. Это может привести к дискомфорту пассажира (или даже к легким травмам).
  • Незначительная – отказ незначительно снижает запас прочности или незначительно увеличивает нагрузку на экипаж. Примерами могут быть причинение неудобств пассажирам или обычное изменение плана полета.
  • Отсутствие эффекта . Отказ не влияет на безопасность, работу воздушного судна или нагрузку экипажа.

DO-178C сам по себе не предназначен для обеспечения безопасности программного обеспечения. Атрибуты безопасности в проекте и реализованные функции должны получать дополнительные обязательные задачи по обеспечению безопасности системы, чтобы они могли управляться и демонстрировать объективные доказательства соответствия явным требованиям безопасности. Органы сертификации требуют, а DO-178C определяет правильный DAL, который должен быть установлен с использованием этих методов комплексного анализа для установления уровня программного обеспечения AE. «Уровень программного обеспечения устанавливает строгость, необходимую для демонстрации соответствия» DO-178C. [10] Любое программное обеспечение, которое управляет, контролирует и контролирует критически важные для безопасности функции, должно получить самый высокий DAL — уровень A.

Количество целей, которые необходимо удовлетворить (некоторые из них независимы), определяется уровнем программного обеспечения AE. Фраза «с независимостью» относится к разделению обязанностей, при котором объективность процессов проверки и валидации обеспечивается за счет их «независимости» от команды разработчиков программного обеспечения. Для целей, которые должны обеспечивать независимость, лицо, проверяющее элемент (например, требование или исходный код), может не быть автором элемента, и это разделение должно быть четко задокументировано. [11]

Уровень Состояние отказа Цели [12] С независимостью
А Катастрофический 71 30
Б Опасный 69 18
С Главный 62 5
Д Незначительный 26 2
И Нет эффекта безопасности 0 0

Процессы и документы

[ редактировать ]

Процессы предназначены для поддержки целей в соответствии с уровнем программного обеспечения (от A до D — уровни E выходят за рамки DO-178C). В DO-178C процессы описываются как абстрактные области работы, и планировщикам реального проекта предстоит определить и задокументировать особенности того, как процесс будет выполняться. В реальном проекте необходимо показать фактические действия, которые будут выполняться в контексте процесса, для достижения целей. Эти действия определяются планировщиками проекта как часть процесса планирования.

Эта целенаправленная природа DO-178C обеспечивает большую гибкость в отношении различных стилей жизненного цикла программного обеспечения . После определения действия внутри процесса обычно ожидается, что проект будет уважать это документированное действие в рамках своего процесса. Кроме того, согласно DO-178C, процессы (и их конкретные действия) должны иметь четко определенные критерии входа и выхода, и проект должен демонстрировать, что он соблюдает эти критерии при выполнении действий в процессе.

Гибкий характер процессов DO-178C и критериев входа/выхода затрудняет реализацию с первого раза, поскольку эти аспекты абстрактны и не существует «базового набора» действий, на основе которого можно было бы работать. Цель DO-178C не заключалась в том, чтобы носить предписывающий характер. Существует множество возможных и приемлемых способов определения этих аспектов в реальном проекте. Это может быть сложно, когда компания впервые пытается разработать систему гражданской авионики в соответствии с этим стандартом и создала нишу рынка для обучения и консультирования по DO-178C.

Для общего процесса, основанного на DO-178C, этапы участия (SOI) представляют собой минимальные этапы, с которыми сертифицирующий орган участвует в проверке системы или подсистемы, как это определено EASA в Меморандуме о сертификации SWCEH - 002: Рекомендации по утверждению ПО и FAA. по заказу 8110.49: Руководство по утверждению ПО .

Прослеживаемость

[ редактировать ]
Схема, иллюстрирующая необходимую двунаправленную трассировку между сертификационными артефактами, как того требует стандарт RTCA DO-178C. Тонкие кривые синего цвета и поля с синей заливкой необходимы только для уровня A. Кривые фиолетового цвета и прямоугольники с фиолетовой заливкой необходимы для уровней A, B и C. Толстые кривые зеленого цвета и прямоугольники с зеленой заливкой предназначены для уровней. A, B, C и D. Уровень E не требует отслеживания. Ссылки на каждой стрелке трассировки представляют собой ссылки на стандарт для цели, действия и проверки/проверки соответственно.

DO-178 требует документированных двунаправленных связей (так называемых трассировок) между артефактами сертификации. Например, требование низкого уровня (LLR) отслеживается до требования высокого уровня (HLR), которому оно должно удовлетворять, а также прослеживается до строк исходного кода, предназначенных для его реализации, тестовых примеров, предназначенных для проверки правильность исходного кода по отношению к требованию, результатам этих тестов и т. д. Затем используется анализ прослеживаемости, чтобы гарантировать, что каждое требование выполнено исходным кодом, что каждое функциональное требование проверено тестом, что каждая строка кода исходный код имеет цель (связан с требованием) и так далее. Анализ прослеживаемости позволяет оценить полноту системы. Строгость и детализация артефактов сертификации связаны с уровнем программного обеспечения.

Отличия от ДО-178Б

[ редактировать ]

SC-205/WG-12 отвечал за пересмотр DO-178B/ED-12B, чтобы привести его в соответствие с современными технологиями разработки и проверки программного обеспечения. Структура документа от B до C остается практически неизменной. Примеры изменений включают: [13]

  • Обеспечьте более понятный язык и терминологию, обеспечьте большую последовательность
  • Больше целей (для уровней A, B и C)
  • Уточнена «скрытая цель», применимая к уровню A, которая подразумевалась DO-178B в разделе 6.4.4.2b, но не указана в таблицах Приложения A. Эта цель теперь явно указана в DO-178C, Приложение A, Таблица A-7, Цель 9: «Достигнута проверка дополнительного кода, который нельзя отследить до исходного кода». [14]
  • Файлы элементов данных параметров — предоставляют отдельную информацию, которая влияет на поведение исполняемого объектного кода (без его изменения). Примером может служить файл конфигурации, который устанавливает расписание и основные временные рамки разделенной операционной системы. Файл элемента данных параметров должен быть проверен вместе с исполняемым объектным кодом, иначе он должен быть протестирован для всех возможных диапазонов элементов данных параметров.
  • DO-330 «Аспекты квалификации программного инструмента», новый «независимый от предметной области внешний документ», был разработан для обеспечения руководства по приемлемому процессу квалификации инструмента. Хотя DO-178B использовался в качестве основы для разработки этого нового документа, текст был адаптирован для непосредственного и отдельного применения к разработке инструментов и расширен для рассмотрения всех аспектов инструментов. Как независимый от домена, автономный документ, DO-330 предназначен для использования не только для поддержки DO-178C/ED-12C, но и DO-278 /ED-109, DO-254/ED-80 и DO. -200 , даже для неавиационных приложений, например, ISO 26262 или ECSS . [15] Следовательно, руководство по квалификации инструмента было удалено из DO-178C и заменено в нем руководством по принятию решения о том, когда применять руководство по квалификации инструмента DO-330 к инструментам, используемым в контексте DO-178C. [16]
  • Технологические дополнения были добавлены, чтобы расширить руководство документа DO-178C на конкретные методы. Вместо того, чтобы расширять предыдущий текст для учета всех текущих и будущих методов разработки программного обеспечения, доступны дополнения, позволяющие явно добавлять, удалять или иным образом изменять рекомендации основного стандарта для применения к конкретным методам или технологиям. Все рекомендации в этих дополнениях написаны в контексте затронутых элементов руководства в DO-178C, и поэтому их следует рассматривать как имеющие тот же уровень полномочий, что и основной документ. [17]
    • DO-331 «Дополнение к DO-178C и DO-278A к разработке и проверке на основе моделей» — посвящено разработке и проверке на основе моделей (MBD), а также возможности использовать методы моделирования для улучшения разработки и проверки, избегая при этом ошибок, присущих некоторым моделям моделирования. методы
    • DO-332 «Объектно-ориентированная технология и связанные с ней методы, дополнение к DO-178C и DO-278A» — адрес объектно-ориентированного программного обеспечения и условий, при которых оно может использоваться.
    • DO-333 «Дополнение формальных методов к DO-178C и DO-278A» — рассмотрение формальных методов , дополняющих (но не заменяющих) тестирование.

Рекомендации против рекомендаций

[ редактировать ]

DO-178B не был полностью последовательным в использовании терминов «Руководство» и «Руководство» в тексте. «Руководство» передает несколько более сильное чувство долга, чем «руководство». Таким образом, в DO-178C SCWG решила использовать слово «руководство» для всех утверждений, которые считаются «рекомендациями», заменив оставшиеся случаи «руководства» «вспомогательной информацией» и используя эту фразу везде, где это необходимо. текст больше ориентирован на «информацию», чем на «рекомендации».

Весь документ DO-248C /ED-94C « Вспомогательная информация для DO-178C и DO-278A » относится к категории «вспомогательная информация», а не к руководству. [18]

Пример разницы в тексте между DO-178B и DO-178C

[ редактировать ]

Глава 6.1 определяет цель процесса проверки программного обеспечения. DO-178C добавляет следующее утверждение об исполняемом объектном коде:

  • «Исполняемый объектный код удовлетворяет требованиям к программному обеспечению (то есть предполагаемой функции) и обеспечивает уверенность в отсутствии непредусмотренной функциональности».
  • «Исполняемый объектный код устойчив к требованиям программного обеспечения и может правильно реагировать на аномальные входные данные и условия».

Для сравнения, в DO-178B относительно исполняемого объектного кода говорится следующее:

  • «Исполняемый объектный код удовлетворяет требованиям программного обеспечения».

Дополнительные пояснения к редакции C заполнили пробел, с которым мог столкнуться разработчик программного обеспечения при интерпретации документа редакции B. [19]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Программное обеспечение для участников Timberlake, 703-591-4232. «РТКА, Инк» . Rtca.org . Проверено 7 августа 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Шарлотта Адамс (1 сентября 2010 г.). «DO-178C близок к финишу, благодаря современным инструментам и технологиям» . Авиационная разведка . Проверено 23 октября 2010 г. Промышленность ожидает, что окончательный пакет — DO-178C — будет выпущен в первом квартале 2011 года и вступит в силу через шесть-девять месяцев после ратификации.
  3. ^ «Краткое описание разницы между DO-178B и DO-178C» . Консультанты ФАУ.com . Qualtech Consulting, Inc. Архивировано из оригинала 27 августа 2010 года . Проверено 23 октября 2010 г. Выпуск этих долгожданных стандартов произойдет в середине 2011 года и будет признан органами сертификации в 2012 году.
  4. ^ Лесли А. (Шад) Джонсон. DO-178B, Вопросы программного обеспечения при сертификации бортовых систем и оборудования (в контексте разработки программного обеспечения для военных самолетов, обсуждение практиками эволюции текущей практики и применения RTCA/DO-178B) . Группа коммерческих самолетов Boeing . п. 11 . Проверено 3 марта 2022 г.
  5. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2014 года . Проверено 8 августа 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  6. ^ Дейл, Крис; Андерсон, Том, ред. (2010). Достижения в области безопасности систем: материалы девятнадцатого симпозиума по системам, критичным для безопасности, Саутгемптон, Великобритания, 8-10 февраля 2011 г. Лондон: Спрингер. стр. 298–299. ISBN  9780857291325 .
  7. ^ «Пленарное заседание SC-205/WG-71» . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 18 сентября 2010 г.
  8. ^ Билл Стклер и Тим Кинг (7 марта 2012 г.). «DO-178C привносит современные технологии в разработку критически важного для безопасности программного обеспечения» . Военные встраиваемые системы . Проверено 17 апреля 2012 г.
  9. ^ «DO-178C расширяет возможности разработки программного обеспечения для авионики, критически важного для безопасности» . Электронный дизайн . Проверено 17 апреля 2012 г.
  10. ^ Jump up to: а б RTCA/DO-178C «Аспекты программного обеспечения при сертификации бортовых систем и оборудования», стр. 116. «Одним из примеров является термин «уровень обеспечения разработки элемента» (IDAL), который для программного обеспечения является синонимом термина «уровень программного обеспечения».
  11. ^ RTCA/DO-178C «Аспекты программного обеспечения при сертификации бортовых систем и оборудования», стр. 41
  12. ^ RTCA/DO-178C «Аспекты программного обеспечения при сертификации бортовых систем и оборудования», Приложение A
  13. ^ «Краткий обзор национального совещания ФАУ по программному и аппаратному обеспечению HighRely включает статус DO-178C» . 2006 год . Проверено 30 сентября 2009 г. DO-178C будет содержать более подробную информацию о программном моделировании и потенциальной возможности использования моделирования для замены некоторых методов проверки, обычно требуемых в DO-178B. DO-178C также более полно рассматривает ОО (объектно-ориентированное) программное обеспечение и условия, при которых оно может использоваться, а также последствия сертификации ОО в DO-178C.
  14. ^ Аспекты программного обеспечения RTCA/DO-178C при сертификации бортовых систем и оборудования . РТКА, Инк. 2011.
  15. ^ Потон, Фредерик. «Принципы и преимущества использования DO-330/ED-215» (PDF) . валидас . Проверено 3 октября 2019 г.
  16. ^ Потон, Фредерик; и др. (2012). Изменения и улучшения DO-178C/ED-12C по сравнению с DO-178B/ED-12B (PDF) . п. 49 . Проверено 5 января 2015 г.
  17. ^ Потон, стр. 43-46
  18. ^ Потон, с. 14
  19. ^ «Достижение соответствия DO-178C тестированию разработки Parasoft» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 года . Проверено 7 марта 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: adf0b500d475d99102ee93a7a7fe64b9__1720610400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/b9/adf0b500d475d99102ee93a7a7fe64b9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
DO-178C - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)